Изучение драмы в школе

ПЗ

Сопоставьте два варианта планирования системы уроков по изучению комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», предложенных в пособии Докусова А.М., Маранцмана В.Г.  «Комедия "Ревизор" Н.В. Гоголя в школьном изучении» (М., 1975) (изучаем С. 95–172).

     

     

Параметры для сравнения Путь по ходу развития действия Проблемно-тематический путь
Количество часов, предлагаемых на изучение темы 7 часов (7 уроков) 7 часов (7 уроков)
Выбор пути анализа Знакомство с пьесой начинается со сценической истории пьесы. Далее ученикам дается задание прочесть всю пьесу, но работа над анализом ведется по действиям последовательно. На заключительном занятии подробно рассматривается проблемная ситуация.   Знакомство с пьесой начинается с рассмотрения биографической справки о писателе и творческой истории «Ревизора». Сценическая история пьесы не рассматривается так детально, как в предыдущем планировании, но все же присутствует. Далее ученикам дается задание к каждому уроку перечитывать отдельные главы, что предполагает знакомство с текстом заранее. Рассматривается пьеса с тематической точки зрения и по ходу возникновения проблем.
Методы и приемы анализа драматического произведения -беседа о драме, о театре; -обращение к тексту «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова; -работа над «Замечаниями для гг. актеров (Характеры и костюмы)»; -чтение кратких характеристик; -анализ исполнительной манеры актеров; -словарные работы; -аналитическое чтение пьесы; -просмотр отрывка из спектакля; -чтение пьесы по ролям; -работа с иллюстрациями; -написание сочинений; -анализирование проблемной ситуации. -беседа по биографии Н. В. Гоголя; -сравнение сцен «Ревизора» и комедии Квитки - Основьяненко «Приезжий из столицы»; -работа с иллюстрациями; -выразительное чтение; -просмотр и оценка сцен комедии; -беседа о смысле композиции «Ревизора»; -сравнение трактовок образа главного героя пьесы; -викторина по сюжету пьесы; -словарная работа; -просмотр и обсуждение театрального спектакля; -написание итогового сочинения по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
ТЛП, осваиваемые или закрепляемые в процессе разбора пьесы и методика работы с ними Использование следующих терминов: Драма Композиция Комическое Действие Сатира Реплика Ремарки Персонаж Гипербола На 5 уроке выявляются отличия сатиры от юмора; Работа с терминами композиция; гротеск; конфликт; жанр; мотив.
Работа над характеристикой образов литературных персонажей Работа над «Замечаниями для гг. актеров (Характеры и костюмы)»; Чтение характеристик основных персонажей пьесы; Рассмотрение каждого персонажа по ходу его появления в пьесе. Персонажи рассматриваются в сравнении с героями комедии Квитки-Основьяненко; Подробное рассмотрение главного героя на 4 уроке; На 5 уроке рассматривается городничий.
Виды чтения, используемые на уроках Чтение в лицах; Выразительное чтение отдельных фрагментов   Чтение по ролям; Выразительное чтение монолога
Организация самостоятельного (домашнего) чтения учащихся На 2 уроке домашним заданием является прочесть всю комедию до конца; далее – каждый урок по 1 действию Чтение полного текста произведения до начала изучения темы. Далее учитель задает ученикам к каждому из уроков перечитывать отдельные главы.  
Роль проблемных ситуаций Проблемные ситуации рассматриваются на заключительном занятии Формирование проблем на первом занятии; рассмотрение того или иного персонажа в контексте определенных проблем.
Специфика работы по развитию речи учащихся -ученикам дается домашнее задание - написать сочинение (в конце 3 урока) -самостоятельное составление связного рассказа -написание сочинения на заключительном занятии (темы на выбор) -чтение с различной интонацией -подготовка развернутых ответов  
Формы организации самостоятельной деятельности учащихся -самостоятельное (домашнее) чтение полного текста пьесы (перечитывание фрагментов к каждому уроку); -ответы на вопросы учителя; -самостоятельное оглавление каждого акта. -ответы на вопросы учителя; -сопоставление героев; -проведение викторины; -написание сочинения.
Использование наглядности на уроках -заочная экскурсия «Петербург 19 апреля, 1836 года» -иллюстрации использованы почти на всех уроках -просмотр видеофрагмента -иллюстрации присутствуют на некоторых уроках -просмотр спектакля  
Работа со сценической историей пьесы Уделен весь первый урок по данной теме. История рассматривается очень подробно Рассматривается на второй половине первого урока по теме.
Виды художественно-творческой интерпретации комедии -выразительное чтение -использование иллюстраций, просмотр фрагмента -чтение в лицах   -выразительное чтение -чтение некоторых сцен по ролям -просмотр спектакля -использование иллюстраций  

Заключение:

 Путь анализа по ходу развития действия хорош тем, что ученики следят за развитием действия по ходу авторской мысли, выделяя основные эпизоды произведения. Однако, на мой взгляд, при таком подходе теряется целостное изображение всего произведения, ученики могут и не вспомнить, что изучали пару уроков назад, сосредотачиваясь лишь на одном определенном действии.

Проблемно-тематический путь же позволяет подчеркнуть взаимосвязь художественных элементов произведения, отсутствует дробность анализа. На мой взгляд, этот путь позволяет посмотреть на произведение с разных углов. Наибольшим достоинством мне показалось сравнение пьесы с различными ее вариациями и с произведением другого автора. Ученики осуществляли активную разнообразную деятельность на уроке.

ЛЗ

Составьте две системы уроков по изучению драмы «На дне» М.Горького в 11 классе (по программе под ред. В.Я. Коровиной) с использованием следующих путей изучения драмы: по ходу развития действия и проблемно-тематического. Количество часов на изучение драмы – 4.

Путь по ходу развития действия   Проблемно-тематический путь
  1. История создания и постановки пьесы М. Горького «На дне».
 
1.Место драмы «На дне» в творчестве М. Горького. Сценическая судьба пьесы.
  1. Смысл названия произведения. Быт и досуг героев.
2. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души.
  1. Понимание правды и веры персонажами. Роль Луки в пьесе «На дне»
3. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин).
  1. Трагизм финала драмы. Новаторство Горького-драматурга.
4.Нравственные проблемы в пьесе М. Горького «На дне».  Атмосфера духовного разобщения людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: