Тема: Мораль. Религия

Тема: Духовное развитие общества

1. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ — это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

ДЛЯ ОБЩЕСТВА

ДЛЯ ЛИЧНОСТИ

Духовно-теоретическая Духовно-практическая
В ЧЁМ СОСТОИТ СОДЕРЖАНИЕ Производство духовных благ и ценностей Сохранение, воспроизведение, распределение, распространение и потребление созданных духовных ценностей Овладение личностью накопленными обществом знаниями, умениями, ценностями
РЕЗУЛЬТАТ Мысли, идеи, теории, идеалы, худ. образы Изменение сознания людей Знания, вера, потребности, способности, стремления людей
КАКИЕ СФЕРЫ ОХВАТЫВАЕТ

Наука, нравственность, религия, философия, искусство

Человеческие эмоции и переживания

 

3. КУЛЬТУРА —

1) это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты;

2) это особая сфера жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности.

4. КУЛЬТУРОЛОГИЯ — это наука о культуре.

5. Функции культуры (= Зачем нужна культура?)?

1) Приспособление к окружающей среде (одежда, строительство домов и т. д. позволяют человеку жить в мире природы).

2) Накопление, хранение и передача культурных ценностей.

3) Целеполагание и регулирование жизни общества и деятельности человека (культура создаёт ценности и ориентиры общества, которые утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность).

4) Социализация (культура помогает человеку усваивать определённую систему знаний, норм и ценностей).

5) Коммуникативная функция (культура обеспечивает взаимодействие м/у людьми и общностями).

6. ДИАЛОГ КУЛЬТУР — взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур.

7. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ (= ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ) — это создание единого культурного пространства для разных наций и народов.

 

Тема: Искусство и духовная жизнь

1. ИСКУССТВО — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего мира творца в художественном образе.

2. Виды искусства?

Живопись, архитектура, скульптура, литература, музыка, танец и т. д.

3. ЭСТЕТИКА — учение о прекрасном, об искусстве и художественном творчестве. Эстетика исследует отношение искусства к действительности, сущность и проявления прекрасного в жизни и в искусстве, изучает искусство как одну из форм идеологии, законы развития искусства, его идейное содержание и художественные формы, его общественную роль.

4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — это рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности.

5. Особенности искусства?

1) Тесная связь с чувствами и эмоциями.

2) Субъективность (искусство не является объективным отражением окружающего мира, а лишь передаёт восприятие этого мира конкретным художником).

3) Образность.

4) Восприятие искусства индивидуально (т. е. каждый человек переживает искусство по-своему).

5) Процессы в худ. творчестве напрямую не зависят от опытного знания и материальных потребностей общества (в развитии искусства нет прямолинейного движения от низшего к высшему).

6) Художественные шедевры неподвластны времени, сохраняя свою ценность и продолжая воздействовать на всё новые и новые поколения.

6. СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА — это искусства, которые стремятся объединить в себе достижения разных видов искусства (фотография, кино, мультипликация).

 

Тема: Массовая культура

1. Классификация культуры?

1) Народная культура

2) Элитарная культура

3) Массовая культура

2. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА — это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, воззрения, ценности.

3. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА — это культура, рассчитанная на узкий круг ценителей.

4. КУЛЬТУРНАЯ ЭЛИТА — это наиболее способная к духовной деятельности, одарённая творческими задатками часть общества.

5. Синонимы понятия «Массовая культура»?

Индустрия развлечений, коммерческая культура, поп-культура, индустрия досуга.

6. Особенности массовой культуры?

1) Коммерческая направленность (содержание массовой культуры определяется прибылью).

2) Ориентирована на вкусы и запросы массового потребителя.

3) Простота, доступность, развлекательность и стандартизированность.

4) Обращена ко всем слоям населения.

 

Тема: Наука

1. НАУКА — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

2. Особенности научного познания?

1) Стремление к объективности (т. е. к изучению мира таким, каким он есть вне и независимо от человека).

2) стремление к получению таких данных, которые можно будет применить не только в настоящем, но и в будущем.

3. Уровни научного познания?

1) Эмпирический уровень.

2) Теоретический уровень.

4. Эмпирическое познание — направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента.

5. Теоретическое познание — связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности посредством этого аппарата в ее существенных связях и закономерностях.

6. Методы научного познания?

1) НАБЛЮДЕНИЕ

2) ЭКСПЕРИМЕНТ (В отличие от наблюдения в ходе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмет, а также подвергнуть его специальным воздействиям.)

3) МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

4) НАУЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

7. Научное моделирование — это выдвижение учёным гипотез.

8. Гипотеза — предположение, догадка.

9. Научная революция — это периодические коренные изменения в системе научных знаний..

10. Научный закон — правило, определяющее условия, при которых некое явление воспроизводится регулярно и предсказуемым образом.

11. Научная картина мира — это научные представления об устройстве мира, о месте и роли человека в нём.

 

Тема: Образование

1. ОБРАЗОВАНИЕ — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

2. САМООБРАЗОВАНИЕ — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в к.-л. области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

3. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ — это капитал, воплощённый в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта.

4. КОМПЕТЕНЦИЯ — это знания, опыт в той или иной области деятельности.

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — это круг связанных с профессией проблем, в которых индивид обладает познаниями, жизненным и учебным опытом, достаточным для решения практических и теоретических задач.

6. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — это образование, происходящее в течение всей жизни человека.

7. Функции непрерывного образования?

1) Компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании).

2) Адаптивная (подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации).

3) Развивающая (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

8. МОДЕРНИЗАЦИЯ — обновление.

9. Тенденции развития образования в совр. обществе?

1) ГУМАНИЗАЦИЯ (направленность образование на развитие и учёт интересов и потребностей личности).

2) ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ (повышения значения и удельного веса в учебных программах предметов гуманитарной направленности (история, искусство, литература, иностранные языки).

3) ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (преодоление образованием национальных границ; международные образовательные обмены и программы).

4) КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ (использование в учебном процессе современных компьютерных технологий и оборудования).

5) Осознание идеи НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.

 

Тема: Мораль. Религия

1. МОРАЛЬ — это система ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

2. ЭТИКА — это учение о морали.

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА — это правила поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, к-рые возникают в результате их профессиональной деятельности.

4. ИДЕАЛ — то, к чему мы стремимся; совершенный образец (добро, истина, справедливость, красота).

5. ТИПЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ?

НАЗВАНИЕ ТИПА ХАРАКТЕРИСТИКА
1) Альтруистическая направленность   Преобладают мотивы помощи, поддержки, уважения и любви к людям.
2) Эгоистическая направленность   Преобладают мотивы личной заинтересованности, себялюбия, предпочтение личных интересов интересам других людей и общества.
3) Деловая направленность   Побудительные мотивы связаны с процессами самой деятельности; человек осуществляет деятельность ради самой деятельности.

 

6. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ — поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.

7. НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ — это понятия морали, которые носят всеобщий характер (Добро, Зло, Справедливость, Долг, Совесть, Счастье и др.).

8. СМЫСЛ ЖИЗНИ — это сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек живёт в этом мире.

 

Тема: Религия

1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нём.

2. Виды мировоззрений?

а) научное / ненаучное

б) материалистическое / идеалистическое

в) религиозное / атеистическое

3. РЕЛИГИЯ — вера в сверхъестественные силы, управляющие миром.

4. Три мировые религии?

1) Христианство

2) Ислам (= мусульманство)

3) Буддизм

5. Чем мировые религии отличаются от национальных религий?

Последователем мировой религии может стать любой человек (т. е. эти религии открыты для всех желающих их исповедовать). Национальные религии предназначены только для конкретного народа (национальности). Например, иудеем (религия «иудаизм») может стать только еврей по национальности. Именно поэтому мировые религии имеют гораздо больше приверженцев, чем национальные.

6. ЦЕРКОВЬ — это организация верующий.

7. АТЕИЗМ — это убеждение в том, что богов не существует.

8. ТЕОЛОГИЯ (БОГОСЛОВИЕ) — это систематическое изложение вероучения какой-либо религии.

9. ПОЛИТЕИЗМ — многобожие.

10. МОНОТЕИЗМ — вера в одного Бога.

11. АНТРОПОМОРФИЗМ — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: