Закрепление изученного

Урок теоретического обучения

Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна  olga.teplyakova.67@mail.ru

Дисциплина: ОГСЭ.01 Основы философии

Дата проведения: 15.04. 2020

Курс: 2 Группа 2 Специальность: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Тема программы: Раздел V. Наука и научное познание

Тема урока: Урок №46-47 Социальна экология и экологическая этика

Форма работы: электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Цель урока:   усвоить понятия «синергетика»,  «экологические принципы», «экологические правила», «эко-этическое сознание»; воспитание гуманности, толерантности, развитие интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений.

Литература. Учебник Философии Т.П.Матяш стр.285-287(читать он-лайн)

https://www.phoenixbooks.ru/books/book/O0084554/osnovy-filosofii-uchebnik---izd-2-e

 

Презентация по теме «Синергетика» прилагается

Уважаемые обучающиеся!!! Следующий урок – Дифференцированный зачет.

Проверьте наличие своих конспектов, повторите изученное за курс

Эпиграф

Нам природа подарила
Разум, силу и уменье.
Мы познали силу ветра,
Покорили вод лавины,
Света белого весь спектр
Достигает звезд вершины.
Шар земной – наш дом родной.
Он один от века к веку,
Сам в опасности большой
От деяний человека.










Вводная часть.

 Что вы можете сказать о связи между словами «ХХI век. Природа. Человек. Я»

(подсказка)

Земля ________ Крах;
Жизнь ________ Смерть;
Любовь ________ Ненависть;
Разум ________ Разрушитель;
Катастрофа ________Процветание;
Проблема ________ Решение

Читаем ли мы газету, включаем радио или смотрим новости по телевизору -ежечасно, ежеминутно, ежесекундно на человека обрушивается информация об ужасающих фактах преступной травли и убийства природы. За последние 30 – 40 лет на планете исчезли многие виды животных и растений. Кислотные дожди губят почвы, тропические леса – легкие планеты – вырубаются со скоростью 20 га/мин, загрязняются водоемы, разрушается защитный озоновый слой, болезни, причиной которых являются экологические неурядицы, уносят ежегодно сотни тысяч жизней. Тревожные мысли о неблагополучии в состоянии окружающей среды приходят со всех континентов, о них говорят на разных языках. Наш мир перерезан границами условно. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее. А потому и каждое государство – большое и малое, каждый житель планеты земля, все несут ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколения. Все в нашем многосложном мире взаимосвязано, и это доказывает сегодняшняя ситуация с новой болезнью.






Основная часть.

А) Изучить материал презентации «Синергетика», сделать записи в конспект.

Б) В истории взаимодействия общества с природой выделяют особые периоды.

1. Вспомните и запишите, как менялось мировоззрение общества по отношению к природе?

  Биогенный период Аграрный период Индустриальный период
Мировоззрение Обожествление природы. Растворение в природе. Начало изменения отдельных участков биосферы. «Мир для человека». Активное преобразование биосферы. Подчинение природы потребностям человека «Человек – Царь природы».

 «Почему Человек – Царь Природы»? В настоящее время человека надо воспитывать как ее часть, на равных с природой! КАК?

 

Социализация.
– знакомство с народной жизнью, ремеслами;

– образование;
– военная подготовка;
– знание многих иностранных языков;
– искусствоведческий кругозор;
– эстетический вкус;

– изучает здоровый образ жизни.

Где же выход?
В сохранении биосферы – сферы жизни Человечества, в сбережении всего живого и мест его обитания, в разумной демографической политике, в заводах без дыма и ядовитых стоках, в автомобилях без удушливых выхлопов. В экологической культуре, которая стирает преграды, отделяющие нас от природы
Ученые считают, что важнейшим регулятором отношений общества и природы является культура человека.

Вопросы для обсуждения

- Главные факторы деградации окружающей среды и районы их проявления

- Что ожидает человечество в XXI в.? Предложите ваши модели развития мира.

- Экология и новое воззрение на культуру.

- Экологическая культура – насущная задача человечества.

- Внешние и внутренние стороны культурности человека








Закрепление изученного.

 1. В экологической этике разработаны специальные принципы и правила, регламентирующие наши отношения с природой. Они довольно просты, удобны и могут с успехом применяться в повседневной практике. Найдите их, выделяя ключевые слова.

А. Этот принцип обязывает человека не причинять вред живым существам, видам живых существ или экосистемам.
Б. Этот принцип требует воздерживаться от ограничений свободы живых существ, видов живых существ или экосистем. Ибо для любого существа или экосистемы свобода — это отсутствие человеческого вмешательства в их дела.
В. Этот принцип требует от человека не обманывать диких, так и не предавать домашних животных. Согласно этому принципу любительская охота, во время которой часто обманывают животных с целью нанести им вред, является аморальной.
Г. Этот принцип основан на признании и уважении прав природы.
Д. Если человек нарушает какой-либо из вышеперечисленных принципов, он причиняет природе ущерб. Поэтому, по справедливости, он должен его компенсировать. Это может быть создание охраняемых природных территорий, защита редких видов, восстановление нарушенного качества окружающей среды, помощь животным и растениям и т.п.

Пример ответа:  (В.) Будь порядочным. (Д.) Компенсируй ущерб. – остальное самостоятельно

2.Если не соблюдаются принципы, то возникает конфликт между интересами человека и природы. Решить конфликт помогают правила. Напиши интересы человека: жизненноважные и нежизненноважные (с природой — проще, у нее все интересы жизненноважные).

Жизненно важные интересы Нежизненно важные интересы
Пищу Свободу Это пример, написать 6-7 интересов Развлечения Убийство

 3. Эко-этические правила разрешения конфликтных ситуаций. Дать краткое обоснование.

А. Это правило разрешает применять силу против любого другого живого существа и экосистемы в целях защиты своего здоровья или жизни (равно как и других людей), но только в том случае, если мы не можем избежать нападения или спастись от него.
Б. Это правило утверждает, что в случае столкновения жизненно важных интересов людей и жизненно важных интересов природы обоим конфликтующим сторонам должна быть предоставлена равная доля благ.
В. Это правило утверждает, что в случае конфликтов жизненно важных интересов природы и нежизненно важных, к тому же пустых, интересов человека приоритет отдается природе. В связи с этим убийство слонов ради бивней, отстрел крокодилов ради кожи для сумочек и т.п. является неправильным.
Г. Это правило утверждает, что в случае конфликта жизненно важных интересов природы и нежизненно важных, но существенных интересов человека, приоритет может отдаваться человеку. Однако если возникает необходимость нанесения вреда природе, то этот вред должен быть минимальным. Нужно выбрать такую альтернативу, которая предполагала бы нанесение наименьшего вреда природе (в первую очередь), а также либо полностью устраняла прямое убийство, либо была связана с наименьшим количеством убитых существ.
Д. Это правило утверждает, что если в случае удовлетворения интересов людей нанесен вред природе, то человеком должна быть произведена компенсация вреда. Чем больший вред, Тем требуется значительней компенсация.

Примеры ответов: (А.) Правило самообороны. (Д.) Правило справедливого возмещения.

Выводы.

 Современное антропоцентрическое сознание носит абсолютно прагматический характер. Для него характерны следующие особенности:

1. Высшую ценность представляет человек. Все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку может быть полезно человеку. Целью взаимодействия человека с природой является ее использование.
2. Правильно и разрешено то, что полезно человеку.
3. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
4. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, подчиненный развитию человека.
5. Природа охраняется ради ее рационального использования человеком.

На смену антропоцентрическому сознанию должно прийти экоэтическое сознание, которое характеризуется такими особенностями:

1. Одинаковую самоценность представляют все живые существа (в том числе и человек) и экосистемы.
2. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение как минимальных потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества.
3. Правильно и разрешено то, что полезно и природе и человеку и не нарушает экологическое равновесие.

4.Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей между собой, так и на их взаимодействие с миром природы.

5.Дальнейшее развитие природы и человека видится как процесс коэволюции (мирного, равноправного развития).

6.Природа охраняется человеком в первую очередь ради него самого.

Главное – мы должны любить и уважать Природу – она фундамент человеческой жизни. Следует помнить, что не Природе нужна наша защита, а нам ее покровительство – ее чистый воздух, чтобы дышать, ее кристальная вода, чтобы пить, ее.

 















Домашнее задание.

1.Решить учебные задачи

Активисты одной зоозащитной организации закупили в зоомагазине всех канареек и выпустили их на волю. Правильно ли это с точки зрения эко­логической этики и права животных на свободу?

В результате строительства многоэтажного жилого дома планируется за­сыпать песком и гравием небольшое болото, где обитают лягушки, чере­пахи и другая живность (краснокнижных видов не имеется). Как следует поступать с точки зрения экологической этики?

В жизни часто возникает ситуация, когда человеку, чтобы спасти свою жизнь или здоровье, приходится лишать жизни комаров, глистов, болез­нетворных микробов. Но ведь убивая их, человек тем самым нарушает их право на жизнь.

Охотник-любитель убивает на охоте зайца. На ферме разводят телят, которых тоже лишают жизни. Как в первом, так и во втором случае, человек забирает у животного жизнь. Однако почему любительская охота с позиции экологической этики является безнравственной, а выращивание телят на мясо так не осуждается

2.Составьте каждый для себя свой кодекс достойного человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: