Тема: Философия истории

Изучите  презентацию.

Https://yadi.sk/i/L1KKBbxDsXV4iQ

Изучите теоретический материал.

3. Выполните задания в документе Word и отправьте его на электронную почту преподавателя!!!

Тема: Философия истории.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. Философия истории представляет собой особую форму философского знания, в которой речь идёт о человеческой истории. Термин «философия истории» ввёл в оборот Вольтер. Одна из его работ так и называлась – «Философия истории». Однако Вольтер не является основателем этой философской дисциплины. Философия истории возникла намного раньше, в Древней Греции. Осмысление исторического процесса имеет давнюю философскую традицию. Еще 2,5 тысячи лет назад философы пытались выяснить, что определяет все изменения общественной жизни людей, и в чем заключается цель и смысл исторического процесса.

2. Наиболее простым и понятным было религиозно е (объективно-идеалистическое) понимание истории.

 Главная движущая сила истории – бог – считали представители христианской философии. Все зависит от воли бога, весь ход истории заранее предопределен им. Эта теория часто дополняется фатализмом, т.е. верой в судьбу, которую никакими действиями человека изменить нельзя.

С точки зрения Гегеля, ход истории определяется развитием абсолютной идеи.

  Субъективно-идеалистическая точка зрения отрицает объективные закономерности в историческом процессе и придает главное значение действиям великих исторических личностей. Направление, которое в основу развития истории ставит волю великих исторических личностей, называется волюнтаризмом.

  Сторонники географического детерминизма считают, что история общества во многом определяется природными факторами (географическими условиями).

 Материалистическая точка зрения объясняет развитие общества развитием его материального производства; либо экономикой (марксисты), либо изменениями техники (Д.Белл, Ростоу).

  В настоящее время популярной является теория, по которой история рассматривается как переплетение различных взаимодействующих факторов, одни из которых в конкретных ситуациях оказываются сильнее других и выступают в качестве решающей стороны общественного развития. Этим фактором может быть и экономика, и политика, и мораль, и право, и любой другой вид деятельности. Этот фактор меняется.

Важным является вопрос о направленности исторического процесса. Можно выделить две основные концепции:

Теория общественного круговорота (или локальных цивилизаций и культур).

Теория общественного прогресса.

 

  3. Давно уже было замечено, что исторические события происходят в определенном ритме и как бы повторяются. Так появилась идея циклов исторического развития общества, которых описано немало. Выделяют 4-х, 12-ти, 36-ти, 100 и 144-летние циклы, циклы Кондратьева, продолжительностью 40-50 лет, три волны истории Э.Тоффлера и другие.

Выделяют несколько типов цикличности.

 В малых обществах преобладают маятникообразный цикл, в средних – круговые и спиралевидные, в больших – круговые, длинноволновые или синусоидные.

Главный тезис учения Данилевского с остоит в том, что никакой единой всемирной цивилизации не существует, а есть лишь отдельные культурно-исторические типы и народы с их самобытными цивилизациями, которые не передаются и не заимствуются.

 Культурно-исторические типы, находясь в непрерывной борьбе, друг с другом и внешней средой, проходят определенные стадии. Ход истории выражается в смене, вытеснениях друг другом культурно-исторических типов, среди которых наиболее перспективным он назвал славянский тип, который противостоит культуре Запада.

 Немецкий философ О.Шпенглер – один из первых мыслителей, предложивший совершенно новую схему интерпретации истории. С его точки зрения, никакой единой истории человечества нет. Нет единой истории, но есть целый ряд замкнутых в себе культур. Каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает. И между ними нет никакой преемственности.

  История – это множество разрозненных, но равноценных по уровню развития культур, каждая из которых проходит в своем развитии три стадии:

 - юность (мифосимволическая ранняя культура);

 - расцвет (религиозная высокая культура);

 - упадок (поздняя окостеневшая культура).

 Последняя стадия перерождается в цивилизацию, для которой характерны высокий уровень науки и техники, но упадок культуры и искусства. Он выделил восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская, культура Майя.

 Он ожидал возникновения еще и русско-сибирской культуры.

  Каждая культура – это организм, имеющий свой срок жизни примерно тысячу лет. Каждая культура имеет свою душу, которая определяет отношение к миру, к прошлому, к смерти, к месту человека во вселенной и т.п.

 В книге «Закат Европы» Шпенглер подробно анализирует три души культуры: аполлоновскую, фаустовскую, магическую.

 Аполлоновская душа – это душа античного времени. С крушением античного мира и появлением христианства умирает античная, аполлоновская душа и появляется фаустовская душа, душа западноевропейской культуры, западного человека.

У фаустовского человека появляется «внутреннее», появляется богатая внутренняя жизнь, он постоянно мучается внутренними противоречиями. Только у европейцев появляется чувство покинутости. Как можно, по мнению Шпенглера, говорить о какой-то единой истории, если нет никакого единого человечества, есть совершенно разные культуры, совершенно разные восприятия мира.

 В отличие от фаустовского чистого пространства и античного тела ввизантийско-арабской культуреглавным элементом является Пещера, пространство пещеры. Это особое магическое, «заколдованное» пространство. Здесь в этом странном и замкнутом мире, построенном магической душой, постоянно идет борьба света и тьмы, добра и зла, Бога и сатаны.

 Магическая душа создала свою особенную и неповторимую культуру, которая в большей своей части для нас загадочна и непонятна.

  Тойнби утверждал, что цивилизация зарождается в результате поисков ответов на вызовы, которые предъявляет людям либо природа, либо окружающие люди. Движущая сила развития цивилизации – творческое меньшинство (элита), которая увлекает за собой инертное большинство. Цивилизация живет, пока она может давать ответы на вызовы истории.

  Тойнби выделяет несколько разных вариантов таких цивилизаций, однако, считает он, сейчас сохранилось лишь пять цивилизаций: китайская, исламская, индийская, русская, западная.

Каждая цивилизация проходит стадии возникновения роста, надлома и разложений, после чего цивилизация гибнет, уступая место другой.

В 20-е годы ХХ в. русский философ П.Сорокин выдвинул идею о трех видах фундаментальных культур человечества:

- религиозная (основа этой культуры – представление о боге и движении истории под воздействием трех воль: божьей, воли беса и воли человека);

- материалистическая (она основана на реальности, воспринимаемой чувствами, эта реальность является основой исторического движения);

- промежуточная.

 Переход от одной культуры к другой проходит через стадии: кризис – крушение – очищение - переоценка ценностей – возрождение.

 Таким образом, все теории исторического круговорота рассматривают историю как замкнутые независимые друг от друга локальные общественные образования. Подобную точку зрения разделяет современная западная интеллигенция и многие государственные деятели.

4. К. Ясперс в своей книге «Истоки истории и ее цель» дал следующую схему мировой истории:

1. Доистория или «прометеевская эпоха» (возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем), когда человек только становится человеком.

2.Существовавшие тысячелетия великие культуры древности. Например, древнеиндийская, древнекитайская, древнеегипетская и т.д.

3.Осевое время, когда полностью формируется подлинный человек.

4. Научно техническая эпоха.

 

5. Ростоу утверждал, что история развивается поступательно по пути прогресса. В своей книге «Стадии экономического роста», Он выделяет следующие стадии истории:

- традиционные (докапиталистическое) общество;

- общество в переходном состоянии (стадия созревания предпосылок для подъема);

- стадия подъема (в промышленности, сельском хозяйстве, политике);

- стадия быстрого созревания (распространение новейшей технологии на все стороны хозяйственной деятельности);

- век массового потребления (ведущие отрасли хозяйства - потребительские товары, информатика, сфера услуг).

Маркс рассматривал историю как процесс смены общественно-экономических формаций (ОЭФ).

ОЭФ – это общество, находящееся на определенной стадии исторического развития с соответствующим ему способом производства и формам собственности.

Маркс назвал первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации.

6. Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер. Это означает, что они возникают, действуют, независимо от воли и сознания людей. В то же время в механизме своей реализации законы общественного развития принципиально отличаются от законов природы. Законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек. В реализации же законов общественного развития обнаруживается парадокс. С одной стороны, законы общественного развития возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. В законах общественного развития следует различать объективные условия, без которых данное историческое событие произойти не может, и субъективный фактор его реализации. Субъективный фактор – это сознательная, целеустремлённая деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития Это значит, что чем организованнее выступают люди, чем глубже осознаются ими стоящие задачи и пути их решения, тем плодотворнее их практическая деятельность.

7. В 19векеостро   встал вопрос о путях развития России. Наиболее важными были две точки зрения – это взгляды западников и славянофилов. Западники считали, что России необходимо как можно скорее усвоить все успехи развития Запада, его технику, демократию и духовную культуру.

Славянофилы считали, что Россия должна идти своим особым самобытным путем, что русские традиции культурной жизни сами могут быть образ­цом для подражания, что необходимо вернуться к идеалам допетровской Руси. Идейным началом для России является, по их мнению, православная вера. Особое место среди теорий русской культуры занимает евразийская кон­цепция Трубецкого. Россия - это мост, связывающий Европу и Азию.

Россия развивает духовность самостоятельно, но находится под влиянием западной и восточной культур, приспосабливая их к потребностям России.

Задания

(выполнить в документе Word и выслать на почту преподавателя)

Вопросы для самоконтроля по теме:

 1.Нужно ли копаться в событиях прошлого, когда в настоящем столько проблем?

 2.Зачем люди хранят свою историческую память?

 3.Почему опасно забвение истории?

 4. Попробуйте порассуждать на тему: «Чему учит людей прошлое?» Постарайтесь привести примеры, которые, на ваш взгляд, показывают, что уже происходило в истории и несёт в себе некие уроки. Помните ли вы своих умерших родственников? Что вы знаете о них?

5.1. Автором концепции стадий экономического развития является

а) Тойнби

б) Шпенглер

в) Белл

г) Ростоу

5.2. Движущей силой развития цивилизации, по мнению Тойнби, является

а) классовая борьба

б) божественное предопределение

                   в) творческая элита

                             г) религиозное движение

5.3.Учение, которое в основу развития истории ставит волю великих исторических личностей, - это

а) натурализм

б) фатализм

в) волюнтаризм

г) анархизм

5.4.Разработка цивилизационного подхода к изучению общества принадлежит

а) Данилевскому

б) Марксу

в) Спинозе

г) Бэкону

5.5. Суждение, раскрывающее сущность фатализма

а) исторический процесс совершается закономерно

б) общественная жизнь

в) ход истории заранее предопределен и неизбежен

г) научное предвидение исторических событий возможно

5.6. Направление русской философии, исходившее из православия как начала всей русской национальной жизни, делавшее упор на самобытный характер развития России

а) Марксизм

б) Западничество

в) Славянофильство

г) Космизм

5.7. «Мировоззрение, рассматривающее каждое событие, каждый человеческий поступок, как неотвратимо предопределенный судьбой, исключающий свободный выбор и случайность». Это определение относится к понятию

а) фатализм

б) консерватизм

в) традиционализм

г) волюнтаризм

5.8. Американский социолог, автор концепции стадий экономического развития

а) Тойнби

б) Шпенглер

в) Ростоу

г) Белл

5.9.Россия – это мост, связывающий Европу и Азию – это точка зрения

а) евразийцев

б) западников

в) славянофилов

г) марксистов

5.10.Автором работы «Закат Европы» является

а) Маркс

б) Ростоу

в) Шпенглер

г) Тойнби 

 5.11.Идею о трёх видах души выдвинул

а) Трубецкой

б) Сорокин

в) Маркс

г) Шпенглер

6.Автором теории о трех видах души культуры: апполоновской, фаустовской, магической является........

7.Автором формационного подхода к изучению истории является…………

8.С точки зрения Тойнби, движущей силой развития цивилизации является...........


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: