Пьер-Жозеф Прудон (1809 – 1865)

КОНСПЕКТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

По дисциплине «История экономической мысли»

Автор: преподаватель СПбГУПТД А.В. Часовникова

Для студентов группы 3ШЭД1 2 семестр

               ТЕМА 3. Вопросы 6 (окончание) и 7.

ЗАДАНИЕ 2. СОСТАВИТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ в тетради по данному материалу (выбрать главные тезисы).

Тема 3.   РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЭПОХУ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

ОКОНЧАНИЕ    ВОПРОСА 6.

Учения экономистов-романтиков С. Сисмонди и

П. Прудона.

Жан-Шарль-Леонар Симон де Сисмонди (1773 – 1842) – французский историк и экономист. Родился в Швейцарии, являлся одним из критиков закона Сэя и сторонников Томаса Мальтуса. Они оба практически в одно время выдвигали очень похожие идеи о капитализме и несостоятельности закона Сэя. Симон де Сисмонди – автор знаменитой двухтомной работы «Новые принципы политической экономии» («Новые начала политической экономии») (1819). Известен он также и по другим работам, таким как двухтомник «История Итальянских республик» (1807), «Литература Южной Европы» (1813).

Симон де Сисмонди родился в Женеве. Все его детство прошло в родовом имении отца недалеко от Женевы. Его отец был пастором. Сначала Симон закончил духовную кальвинистскую «коллегию», после чего поступил в университет, который так и не смог закончить из-за пошатнувшегося финансового положения отца. Ему пришлось устроиться на работу в один из банков Лиона. Во время французских революций Сисмонди и его отец попали в тюрьму. Затем его семья была вынуждена уехать. Сначала они отправились в Англию, где двадцатилетний Сисмонди познакомился с таким трудом Адама Смита, как «Богатство народов». Потом его семья переправилась в Италию, где он стал управлять хозяйством отца и начал писать свои труды.

В главной работе своей жизни Симон де Сисмонди пишет о собственном методе и понимании политической экономии. Также здесь изложена его точка зрения на разделение труда, доход, реформы, воспроизводство, народонаселение.

Сисмонди, так же как и Адам Смит, предположил, что богатство – это общественный труд, а предмет политической экономии – материальное положение людей. Зато в другом вопросе их мнения противоположны, например по поводу теории о разделении труда. Он полагал, что разделение труда способствует более быстрому появлению новых машин, а они в свою очередь способны вытеснить большее число человек, оставляя их без работы. В конце своей работы Сисмонди пишет о том, что не относится к тем, кто не желает прогресса или встает на его пути. Прогресс в зависимости от конкретных обстоятельств может быть как полезным, так и вредным.

По его мнению, капитализм может развиться, лишь постоянно расширяя рынки. Поскольку внутренний рынок нельзя расширить до бесконечности, следовательно, надо постоянно искать новые внешние рынки. Чтобы хоть сколько-то увеличить объем продаж на внутреннем рынк, следует поднимать зарплату простым рабочим. Его идеальное общество – мелкие производители, которые работают сами на себя на своей земле.

Ж. Ш. Сисмонди – первый экономист, открывший экономические циклы (или, как их еще называют – циклы деловой активности). Он отстаивал противоположную господствующей парадигме точку зрения о том, что государство должна оказывать регулирующее воздействие на экономическую систему. Основной довод Сисмонди в пользу государственного вмешательства в рыночный механизм можно свести к тому, что «пока на рынке установится равновесие, то население пройдет через страдания», а потому правительство должно сглаживать периоды нестабильности. Эти идеи нашли отражение в его основном экономическом труде: «Новые начала политической экономии» (1819 г.).  Ученый выступал в защиту мелкого производителя, резко критикуя «провалы рынка» и противоречия, порождаемые крупными товаропроизводителями. Обосновывал необходимость гармонизации интересов общества именно на основе развития малого предпринимательства, видя в этом основной способ разрешения противоречий рыночной системы. Ж. Ш. Сисмонди говорил об «ограблении рабочего» крупным капиталом, считая, что зарплата должна соответствовать всей стоимости продукта труда рабочего. Прибыль Сисмонди определял в качестве некоего отчисления от продукта труда, создаваемого рабочим (этим он заострял внимание на ее эксплуататорской природе). Рента, в свою очередь, трактовалась ученым, как дар земли (это во многом соответствовало взглядам физиократов, которые наделяли землю основной производительной силой). Таким образом, ученый отделял трудовые доходы (заработная плата) от нетрудовых (рента и прибыль).

 

Пьер-Жозеф Прудон (1809 – 1865)

Пьер-Жозеф Прудон — французский политик, публицист, экономист, философ-мютюэлист и социолог. Был членом французского парламента и первым человеком, назвавшим себя анархистом. Считается одним из наиболее влиятельных теоретиков анархизма. После событий 1848 года стал называть себя федералистом. Марксистскими критиками рассматривался как мелкобуржуазный социалист.

Сын крестьянина, самоучка, проведший жизнь в тяжелом физическом труде и крайней бедности, Прудон был одним из немногих вождей социалистического движения XIX в., которые, говоря о благе народных масс, сами были непосредственно представителями и выразителями интересов трудового народа. С именем Прудона связаны самоидентификация анархизма, разработка его основных социальных идей, распространение анархизма в массах, превращение его в одну из самых влиятельных идейных сил XIX столетия.

Родился в семье работника пивоваренного завода в Безансоне. Учился в гимназии, но не закончил её, работал в типографиях Марселя, Парижа и других городов, а в 1836 г. открыл собственную небольшую типографию в своём родном городе. Прудон самостоятельно выучил библейский иврит. Первая напечатанная работа Прудона была филологического характера — «Опыт общей грамматики», который Прудон присоединил в виде добавления к печатавшейся в его типографии работе Бертье — «Eléments primitifs des langues»; за этот «Опыт», который он под изменённым заглавием представил потом в Институт Франции, ему дали почётный отзыв. В июне 1840 г. появилась знаменитая брошюра Прудона «Что такое собственность?», которая имела большой успех. Ответ на заглавный вопрос по Прудону повторял фразу Жака-Пьера Бриссо «Собственность — это кража». В 1843 году вышло его сочинение «Принципы политической организации, или Создание гуманного порядка», в котором он сам вскоре разочаровался. В 1846 г. появилась знаменитая книга «Система экономических противоречий, или Философия нищеты». Она имела огромный успех не только во Франции, но и в Германии, где в течение одного года появились три её перевода. Карл Маркс, до того сочувствовавший Прудону, написал возражение на его работу под ироническим заглавием «Нищета философии». Прудон хотел издавать газету «Le Peuple» («Народ»), но правительство июльской монархии не дало ему на это разрешения, и он смог приступить к изданию газеты только после февральской революции 1848 г. В самой революции Прудон не принимал никакого активного участия и в своей газете жестоко критиковал все действия социалистических партий. Он был, однако, избран в Национальное собрание и внёс проект повышения налогов в течение трёх лет с целью дать народу на открывшиеся средства дешёвый или даже даровой кредит, но проект его не был принят. В марте 1849 года за статью об ответственности президента  Прудон был приговорён к тюремному заключению на три года и к штрафу в 3000 франков; чтобы избавиться от наказания, Прудон бежал в Бельгию, но во время короткого пребывания в Париже был арестован. В заключении он написал свои «Признания» и много отдельных статей; к этому же времени относится и его женитьба. После выхода из заключения в 1852 г. Прудон уже не принимал почти никакого участия в политике и неоднократно отказывался от участия в выборах. Тем не менее, за изданную в 1858 году книгу «О справедливости в революции и в церкви» Прудон был снова предан суду, приговорён к трёхлетнему заключению, но снова бежал в Бельгию, где написал свои сочинения «Война и мир», «О политической способности рабочих классов»  и много других.

Идеи

Прудон впервые вводит слова «анархия, анархизм», не как ругательные, бранные выражения, но как самоназвание нового течения мысли. Со словом анархия — безвластие — случилось тоже, что случалось не раз до и после этого, например, со словами «киники» (собаки), «санкюлоты» (люди без штанов), «гезы» (разбойники) — когда слово, изначально бывшее в устах оппонентов обвинением и оскорблением, с достоинством принималось обвиняемыми в качестве самохарактеристики. И Прудон поясняет свою мысль: «власть человека над человеком, какую бы форму она ни принимала, есть угнетение. Высшая степень совершенства общества достигается в соединении порядка с анархией, т.е. в безвластии».

Прудон доказывал, что собственность есть кража, потому что она противоречит справедливости, потому что нельзя найти никакого принципа, на котором бы можно было её обосновать.

Противоположность собственности составляет общность, но общность, согласно Прудону, есть такое же отрицание равенства, как и собственность, но только в противоположном смысле: собственность есть эксплуатация слабого сильным, общность есть эксплуатация сильного слабым; в собственности неравенство условий порождается силой, в общности его производит посредственность, оцениваемая одинаково с силой. Общность есть рабство, ибо она уничтожает свободное распоряжение способностями, и, если собственность порождает соревнование в приобретении благ, то общность порождает соревнование ленивых.

Прудон считал, что труд должен быть для всех свободен, а свобода эта состоит в том, что все одинаково должны трудиться для общества.

Прудон считал, что причина бедности заключается в несовершенстве экономического строя, который представляет собой целый ряд противоречий. Примирения всех этих противоречий Прудон хотел достичь путём натурального обмена. Прудон считал, что взаимность требует, чтобы хозяин давал работнику столько же, сколько работник даёт ему; справедливость требует, чтобы ценность всегда обменивалась на равную ценность, чтобы кредит был взаимный и даровой.

Прудон, в отличие от других идеологов анархизма, не был последовательным противником государства. Он писал: «Анархия так же мало получает применения в человечестве, как беспорядок в мироздании». Он считал, что все формы правления хороши, если правительство действует в духе справедливости, а это возможно тогда, когда оно допускает самую широкую свободу, когда существует автономия и децентрализация.

Практически организовать натуральный обмен Прудон пытался в своём проекте народного банка. Он должен был быть открыт для каждого лица, желающего обменять продукты своего производства на меновые свидетельства банка: например, сапожник доставляет сапоги и получает взамен их боны на сумму стоимости сапог; за эти боны он может получить в банке другие вещи на ту же сумму. При назначении цены производители должны принимать во внимание рабочее время, потраченное на изготовление товаров, и издержки производства, но отказаться от всякой прибыли. Прудон рассчитывал, что народный банк будет привлекать все большее число членов, так что, наконец, все - и производители, и потребители должны будут примкнуть к банку; тогда деньги станут излишними и все обороты будут производиться свидетельствами банка. Сверх того, банк будет выдавать своим клиентам ссуды безвозмездно.

 

ВОПРОС 7.  Школы маржинализма: австрийская, лозаннская, кембриджская, английская, американская.

Историю экономической мысли  записываем в тетрадь в таблице. Только главные тезисы!!! Фотографии таблицы прислать в мою учебную группу В Контакте в Обсуждения.

Вопрос 7. Школы маржинализма:

Школа маржинализма Экономисты и их идеи
1. Австрийская Карл Менгер (1840 - 1921) Ойген фон Бем-Баверк (1851 - 1914). Фридрих фон Визер (1851 - 1926).  
2. Лозаннская Леон Мати Эспри Вальрас (1834–1910) Вильфредо Парето (1848–1923)
3. Кембриджская Альфред Маршалл (1842– 1924) А. Пигу (1877–1959)
4. Английская Уильям Стенли Джевонс (1835–1882) Френсис Исидро Эджуорт (1845–1926)
5. Американская Джон Бейтс Кларк (1847-1938)

 

 

Австрийская.

Австрийская школа маржинализма - самое старое неоклассическое направление. Основные положения австрийской школы маржинализма:

- в трудовой теории стоимости внимание этой школы сосредоточено на потребительной стоимости, полезности;

- представители школы ввели в экономическую науку понятие субъективной полезности (ценности), определив последнюю как основу ценообразования. Субъективная полезность - значимость данной вещи для данного человека;

- заменили термины классической политэкономии "стоимость" и "товар" на "ценность" и "экономическое благо";

- применяли принцип монизма - единым основанием цены признавалась полезность.

Негативной стороной этой школы является отсутствие связи теории с практикой.

Карл Менгер (1840 - 1921) - основоположник австрийской школы маржинализма, профессор кафедры политической экономии Венского университета, которую в 1903г. передал своему ученику Ф. Визеру. В 1871 году он опубликовал книгу "Основания политической экономии", где исследовал нарушение физиологического равновесия человека как результат неудовлетворения желаний и стремлений.

Методология исследования К. Менгера сводится к микроэкономическому анализу. Автор "Оснований политической экономии" считал, что экономические процессы следует изучать через "...их причинную связь и законы, которыми они управляются". Критерий экономического характера благ он определял из отношения между надобностью в благах и количеством благ.

Теоретические достижения К. Менгера.

1) Главный элемент в методологическом инструментарии - микроэкономический анализ или индивидуализм. Этот метод позволил:

n противопоставить учению классиков об экономических отношениях между классами общества анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта - по терминологии Менгера - «хозяйство Робинзона»;

n выдвинуть предвзятое положение о том, что якобы выявить и решить экономические проблемы возможно, рассматривая их только на уровне индивида, на микроуровне с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма.

2) К. Менгер делит экономические блага на «порядки» - на «блага первого порядка» и «блага отдаленных порядков» и обоснование принципа комплементарности (дополняемости) производительных благ.«Если мы располагаем благами какого-либо высшего порядка, то сперва эти блага должны быть преобразованы в блага ближайшего низшего и так далее, пока мы не получим блага первого порядка, которые можно уже непосредственно применить к удовлетворению наших потребностей». Т.е.,непосредственное удовлетворение потребностей человека обеспечивает распоряжение благом первого порядка, а обладание благами второго, третьего и т.д. порядков требует, чтобы их «опосредованным образом» можно было «применить к удовлетворению наших потребностей

3) Теория стоимости (ценности) К. Менгера построена на базе предельной полезности. Он как бы заново открыл законы Госсена: «ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, тогда, когда он сознает зависимость от их наличия в своем распоряжении» (например, вода приобретает ценность, когда ее становится все меньше и меньше).

Менгеровская субъективная трактовка ценности стала общей исходной позицией австрийской школы: «Ценность это - суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их сознания не существуют». Но если она не существует вне сознания, то в чем же ее мера? Его ответ: «Ценность субъективна не только по своему существу, но и по своей мере». Т.е., он посягнул на святая святых классической школы – на трудовую теорию стоимости (ценности) - «затраты труда и его количества или других благ на производство того блага, о ценности которого идет речь, не находятся в необходимой и непосредственной связи с величиной ценности». Так, величина ценности алмаза не зависит от того, что на его нахождение затратили тысячи человеко-дней или нашли случайно.

Теория стоимости К. Менгера и его учеников называется «теорией вменения» и имеет тупиковый вариант определения стоимости товаров и услуг - благ, аналогично теории классиков.

1) К. Менгер считает ошибочным ставить в вину капитализму эксплуатацию рабочих. Он пишет, что труд представляет собой только один элемент производственного процесса, который «является не большей экономическим благом, чем элементы производства». Поэтому владельцы капитала и земли живут не за счет рабочих, а «за счет пользования землей и капиталом, которое для индивида и общества имеет ценность так же точно, как и труд».

2) К. Менгер критикует теорию заработной платы классиков, по которой цена простого труда есть минимум для «прокорма» рабочего и его семьи и рекомендует «сведение более высокой цены остальных видов труда на затрату капитала, на ренту с таланта и т.д.», т.е., в принципе построить ее в соответствие со значимостью для общества.

3) Рассматривая проблемы обмена, К. Менгер считал, что это в основном индивидуальный акт партнеров, результат которого якобы обоюдовыгоден, но не эквивалентен. Обмен - это не только выгода, но и экономическая жертва, вызванная меновой операцией, отнимающей «часть экономической пользы, которую можно извлечь из существующего менового отношения». Все, кто способствуют обмену, т.е. экономическим меновым операциям (торговцы, оптовики, кредитные учреждения и т.д.) являются такими же производителями, как земледельцы и фабриканты, ибо цель всякого хозяйства состоит не в физическом удовлетворении количества благ, а в возможно более полном удовлетворении человеческих потребностей.

 

Сходство менгеровской методологии с классической проявилось в отсутствии применения математических методов.

К. Менгер сформулировал «Принцип снижающейся полезности», который утверждает, что стоимость (ценность) любого блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. Эта наименьшая полезность зависит от соотношения количества благ (объективный фактор) и интенсивности потребления индивида (субъективный фактор). Поэтому каждая дополнительная единица блага получает все меньшую и меньшую ценность.

Ойген фон Бем-Баверк (Эйген Бом-Баверк) (1851 - 1914). Основные труды - "Основы теории ценности хозяйственных благ" (1886 г.), "Капитал и прибыль" (1884 г.), "Позитивная теория капитала" (1889 г.), "Теория Карла Маркса и ее критика" (1896 г.).

Концепция прибыли. Настоящее благо - заработная плата, будущее благо - средства производства. Настоящее благо ценится выше, чем будущие блага. В денежной сфере это положение является источником процента. Процент - награда предпринимателя за ожидание. Процент (прибыль) - это категория, связанная с обменом настоящих и будущих благ, поскольку ведет к распределению получаемых доходов во времени.

Теория ценообразования. Модель ценообразования Бем-Баверка построена по принципу образования равнодействующей оценок различных пар продавцов и покупателей и показывает, что "высота рыночной цены ограничивается и определяется высотой субъективных оценок товара двумя предельными парами".

Цена на конкурентном рынке, по О. Бем-Баверку,- это объективная ценность. Механизм ценообразования исключает роль труда и издержек производства. Единственными фигурами системы становятся потребители (покупатели и продавцы). Теория исходит из положения того, что запас благ ограничен, поэтому ценность товара (блага) зависит только от спроса (предложение эластично). Механизм уравнивания предельной полезности при обмене исходит из предположения данных о цене и доходах потребителя.

Теория ценности и предельной полезности. Ценность - это субъективная полезность, размер которой зависит от субъекта и обстоятельств. Абстрактную полезность имеют все блага, а ценность - ограниченное число благ. Наименьшую пользу от блага О. Бем-Баверк называет предельной полезностью, последняя совпадает с той пользой, какую приносит последняя единица этого блага, удовлетворяющая наименьшую важную нужду.

Понятие обмена. Обмен экономически возможен, если покупатель оценивает вещь выше, а продающий - ниже той вещи, в которой выражается цена первой. Чем выше при этом разница оценок, тем выше выгода сделки.

Фридрих фон Визер  (1851 - 1926). Основная работа - "Теория общественного хозяйства" (1914 г.), в которой он выдвигает и обосновывает "теорию вменения". По этой теории часть ценности блага должна быть отнесена на счет другого производительного блага (труд, земля, капитал), участвующего в производстве, то есть каждому из трех факторов вменяется часть ценности созданного продукта. Теория математически разработана Дж. Б. Кларком.

Теория издержек. Во-первых, производительные блага представляют будущее. Ценность их зависит от ценности конечного продукта, поэтому издержки производства приобретают ценность от своих продуктов. Во-вторых, предложение есть обратная сторона спроса - спроса тех, кто обладает товаром. При этом издержки выражаются в плате за отвлечение ресурсов от альтернативных вариантов использования, а также в цене за услуги факторов, используемых для производства другими производителями.

Закон Визера: действительная стоимость (полезность) любой вещи есть недополученные полезности других вещей, которые могли быть произведены с помощью других ресурсов, истраченных на производство данной вещи.

В отличие от О. Бем-Баверка, Ф. Визер отстаивал вмешательство государства в экономику.

Ученый выступал в защиту частной собственности, а частную форму хозяйствования считал единственной формой, оправдавшей себя.

Из всех направлений раннего маржинализма именно австрийская школа оказалась наиболее долговечной. В 1970-е годы она проявилась в лице новой исторической школы, возглавляемой Л. Мизесом и Ф. Хайеком.

Лозаннская.

Леон Мати Эспри Вальрас (1834–1910) – швейцарский экономист, основатель лозаннской школы, разработчик теории общего равновесия. Его часто называют самым великим экономистом. Наиболее известны его работы: «Элементы чистой политической экономии, или теория общественного богатства» (1874–1877), «Очерки социальной экономии. Теория распределения общественного богатства» (1896), «Очерки прикладной политической экономии. Теория производства общественного богатства» (1898) и «Теория денег» (1886).

Л. Вальрас подразделял экономику на три раздела:

1) чистую политическую экономию, изучающую обмен и определение цены товара;

2) прикладную политическую экономию, исследующую организацию производства;

3) социальную экономию, рассматривающую распределение доходов в обществе. Для чистой политической экономии наиболее подходят математические методы.

Определение цены товара Л. Вальрас в отличие от других маржиналистов связывал не с предельной полезностью, а с рыночным равновесием спроса и предложения. Вклад Л. Вальраса в экономическую науку заключается прежде всего в построении модели общего экономического равновесия. Он показал взаимозависимость всех цен и доходов, определил условия и механизмы достижения общего экономического равновесия.

Для построения модели Л. Вальрас ввел ряд предположений:

- все участники рынка действуют рационально, т. е. стремятся максимизировать свою полезность;

- информация является полной, т. е. все участники обладают одинаковыми сведениями о рыночной ситуации;

- модель рынка соответствует условиям совершенной конкуренции;

- заданы функции предельной полезности и предельной производительности. Предложение каждого фактора производства (труда, земли и капитала)

- представлено в виде уравнения. Л. Вальрас построил системы уравнений для определения рыночного спроса и предложения. Для рыночного равновесия спрос и предложение производительных услуг должны быть равны. Спрос на товаротдельного потребителя является функцией от цен на товары и от дохода этого потребителя. Доход потребитель получает от имеющихся у него факторов производства (например, заработную плату от продажи труда как фактора производства).

В своей теории денег Л. Вальрас рассмотрел роль денег в экономике, факторы, определяющие спрос на деньги, и предложил от золотого стандарта денежной единицы перейти к золотому и серебряному (идея биметаллизма).

Теория общего экономического равновесия получила успешное развитие в работах А. Вальда, Дж. Неймана и Ж. Дебре (лауреат Нобелевской премии) было доказано существование равновесия, т. е. показано, что система уравнений Вальраса имеет единственное решение. К. Эрроу (лауреат Нобелевской премии) сформулировал условия устойчивости. Дж. Хикс (лауреат Нобелевской премии) преодолел статичность модели Вальраса и предложил модель последовательных равновесных состояний.

Основными работами Вильфредо Парето (1848–1923) – итальянского экономиста и социолога, лидера психологического направления в социологии являются: «Курс политической экономии» (1897), «Учение политической экономии» (1906), «Трактат об общей социологии» (1916).

Социальное развитие определяется поступками людей. Эти поступки могут быть как логичными, основанными на сопоставлении выгод и затрат, так и нелогичными, инстинктивными, неосознанными. Движущей силой общественного развития служат, по мнению Парето, именно нелогичные поступки человека. В их основе лежат побудительные инстинкты. Человек склонен маскировать нелогичные поступки под логичные.

Общество представляет собой пирамиду, на вершине которой находятся немногие одаренные люди – вожди, элита. История по В. Парето – это постоянная борьба элит за власть.

В работе «Учение политической экономии» (1906) В. Парето отказывается от кардиналистской теории полезности и заменяет ее ординалистской теорией. Согласно этой теории потребитель не может количественно измерить полезность блага. Он знает только, что предпочитает набор товаров А набору товаров В. Потребитель может классифицировать свои предпочтения по критериям «лучше», «хуже» или «эквивалентно». В. Парето отрицает также возможность межперсональной соизмеримости полезностей, поскольку полезность является субъективной оценкой, не подлежащей точному измерению.

Именно В. Парето ввел в экономическую науку такие понятия, широко используемые в современной теории потребительского выбора, как «кривые безразличия», «карта безразличия», «бюджетная линия», «коробка Эджуорта» (графическая диаграмма, демонстрирующая возможности взаимовыгодного обмена между двумя индивидами).

По мнению В. Парето, если экономика близка к состоянию совершенной конкуренции, то оптимальное состояние означает достижение конкурентного равновесия и достигается автоматически. Следовательно, государственное вмешательство в экономику не нужно. В условиях, когда нет совершенной конкуренции, для достижения оптимального состояния государство должно регулировать распределение ресурсов с помощью налогов и других инструментов и компенсировать действие факторов, препятствующих конкуренции.

Кембриджская.

Основателем кембриджской школы маржинализма был Альфред Маршалл (1842– 1924) – выпускник Кембриджского университета, профессор Бристольского и Кембриджского, преподаватель Оксфордского университетов, один из организаторов Королевского экономического общества (1890). В число его учеников входят А. Пигу, Дж. Кейнс и Дж. Робинсон.

Именно А. Маршалл ввел термин «экономикс» в своей шеститомной работе «Принципы экономикс» (1890), которая стала универсальным учебником, придя на смену трудам Дж. С. Милля. В работе «Промышленность и торговля» (1919) он исследовал теорию монополистической конкуренции, предвосхитив теории Е. Чемберлена и Дж. Робинсон. В работе «Деньги, кредит и торговля», вышедшей в свет в 1923 г., А. Маршалл рассмотрел механизм превращения денежного дохода в расход.

Именно Маршалл впервые обосновал закон спроса снижением предельной полезности. Предельная полезность денег у Маршалла считалась постоянной, т. е. не учитывался эффект дохода. Позднее русский экономист Е.Е. Слуцкий сумел разделить эффект замещения и эффект дохода при изменении цены товара.

Важный вклад А. Маршалл внес в теорию эластичности спроса и предложения. Он впервые ввел эти категории в экономический анализ и выявил факторы, влияющие на эластичность. Большинство положений его теории вошли в современный курс микроэкономики. Благодаря А. Маршаллу в экономику прочно вошел графический метод анализа. Именно он впервые дал графическую интерпретацию равновесия спроса и предложения, именуемую иногда «крест» или «ножницы» Маршалла.

Ученый рассматривал изменение величины спроса при изменении цены как движение точки по кривой спроса и изменение в спросе, вызванное неценовыми факторами и приводящее к сдвигу самой кривой спроса. Переходя от индивидуальной кривой спроса к общей рыночной, он формулирует общий закон спроса: чем больше количество товара, которое подразумевается продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, чтобы он мог найти себе покупателей, или, другими словами, количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении.

А. Маршалл вновь, после Ж. Дюпюи, открывает понятие потребительского излишка (выигрыша потребителя) и обобщает его применение. Он называет этим термином разницу между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и ценой, которую он платит фактически. Потребители общественных благ, получающие их бесплатно, тоже используют выигрыш потребителя.

В отличие от Л. Вальраса, изучающего общее экономическое равновесие, т. е. макроэкономическую проблему, А. Маршалл анализирует задачу установления частичного равновесия на рынке отдельного товара с позиций микроэкономики. Его заслуга заключается в разработке теории о видах достижения равновесия в разных временных интервалах. Равновесие следует рассматривать только применительно к конкретному периоду. А. Маршалл выделяет равновесие в мгновенном периоде (рыночный день), краткосрочном, долгосрочном и очень долгом периодах.

Артур Сесил Пигу (1877 — 1959).

Артур Сесил  Пигу - английский экономист, представитель кембриджской школы,  ученик и последователь Маршалла.

    В течение 35 лет, с 1908 по 1943 гг., Пигу возглавлял кафедру в Кембриджском университете, одновременно являясь членом валют­ного комитета Канлифа (1918), членом королевской комиссии по подоходным налогам (І919), членом комитета Чемберлена по вопросам денежного обращения (1924).

Пигу изложил свою концепцию в «Экономической теории благосостояния», которая в 1912г. вышла под названием «Богатство и благосостояние».

Пигу продвинулся дальше Маршалла в поисках новых путей применения абстрактных принципов к экономическим действиям. Его произведения представляют собой детальное исследование отдельных аспектов политэкономии благосостояния, в которых он попытался охватить весь круг экономических проблем, среди которых: рынок, обмен, заработная плата, занятость, деньги, экономический цикл, налоги, государственное регулирование.

    Английский экономист А. Пигу (1877–1959) является одним из основоположников экономической теории благосостояния (наряду с В. Парето). В своих основных трудах

«Богатство и благосостояние» (1912) и «Экономическая теория благосостояния» (1920) он приводит понятие общего благосостояния, его критерии и рассматривает причины, мешающие достижению максимального благосостояния.

Экономическая теория благосостояния призвана выработать политические рекомендации и предложить пути перехода от одного общественного состояния к другому, лучшему с точки зрения некоторых критериев. Ключевым вопросом этой теории является определения понятия общего блага и способов его измерения. Один из подходов предполагает, что общее благо является суммой индивидуальных благ всех членов общества, тогда индивидуальные блага должны иметь количественную оценку. Например, у А. Смита общее благо измеряется национальным богатством (национальным доходом), а индивидуальное благо – индивидуальным доходом. Такой подход использует А. Пигу. Другой подход предлагает В. Парето. Поскольку нельзя сопоставлять индивидуальные полезности разных людей, то нельзя и складывать полезности всех членов общества. Он определяет общее благосостояние как наилучшее из возможных (оптимальное) состояние системы. В настоящее время для многих конкретных задач было показано, что не существуют общие правила, позволяющие свести индивидуальные представления о благе к некоему общему благу.

Другим важным вопросом теории общественного благосостояния является поиск пути достижения максимального общего блага. В качестве такого пути может выступать рынок, голосование или централизованный механизм управления (диктатура).

А. Пигу определил благосостояние как максимум полезности. Для характеристики общего благосостояния, которая может быть количественно измерена, он предложил использоватьнациональный дивиденд. Следует, как он пишет в первом томе

«Экономической теории благосостояния», «относить к национальному дивиденду все то, что люди покупают на денежные доходы, а также услуги, предоставляемые человеку жилищем, которым он владеет и в котором проживает».

А. Пигу сформулировал основной критерий достижения максимума благосостояния через оптимальное перераспределение ресурсов. Национальный дивиденд будет максимальным, если предельные чистые продукты, получаемые при различном использовании ресурсов, будут равны между собой. Казалось бы, это условие должно выполняться благодаря действию рыночных механизмов. Однако А. Пигу выделяет ряд причин, препятствующих достижению максимального национального дивиденда.

   Английская.

Одним из основоположников теории маржинализма и основателем английской школы является Уильям Стенли Джевонс (1835–1882) – английский экономист и статистик, профессор логики, философии и политической экономии в Манчестере и Лондоне. Его основными работами являются «Теория политической экономии» (1871) и «Принципы науки – трактат о логике и научном методе» (1874). Он активно пропагандировал применение математических методов в экономике и описание экономических явлений математическими терминами, использование статистической информации. При исследовании основных экономических категорий У. Джевонс стал применять дифференциальное исчисление.

У. Джевонс считал, что основной целью в экономике является максимизация удовольствия. Чистое удовольствие является разностью между общим удовольствием и общим страданием. Он называл товаром вещество, действие, или услугу, приносящую удовольствие и предотвращающую страдание, т. е. обладающую полезностью. Введенное У. Джевонсом понятие «нетовар» означает предмет, потребление которого не приносит удовольствия, но и не причиняет страдания. Понятие «антитовар» у него означает предмет или действие, не приносящее удовольствия и доставляющее страдание.

Рассматривая теорию обмена, У. Джевонс вывел математическими методами следующее правило: «меновое соотношение товаров обратно соотношению их последних степеней полезности для участвующих в обмене лиц».

Дифференциацию доходов в обществе У. Джевонс оправдывал различием в природных способностях и считал, что малоимущие сами должны заботиться о себе, не ожидая поддержки общества.

 

В работе «Исследование денежного обращения и финансов», вышедшей в свет в 1884 г., уже после смерти автора, рассмотрены экономические циклы с периодом около 11 лет (циклы Джевонса). Причину возникновения циклических колебаний ученый видел во влиянии солнечной активности на сельскохозяйственное производство, цены на зерно и торговую активность.

Френсис Исидро Эджуорт (1845–1926) – английский экономист. В 1881 г. вышла его книга «Математическая психология», в которой он впервые определил полезность как функцию от количества не одного, а сразу нескольких благ и ввел графическую интерпретацию функции полезности в виде кривых безразличия. В современной теории потребительского выбора кривые безразличия имеют другой вид, чем у Ф. Эджуорта. Его теория была позднее дополнена В. Парето, назвавшим трехмерную диаграмму с кривыми безразличия «коробкой Эджуорта».

Рассматривая рыночный обмен для разного числа участников рынка, Ф. Эждуорт сформулировал так называемую предельную теорему: «если число продавцов и потребителей бесконечно велико, то равновесие обмена, в том числе цена, строго определены».

Ф. Эджуорт предложил правило максимизации прибыли, вошедшее во все современные учебники по экономике: «фирме следует увеличивать объем производства до тех пор, пока предельные издержки не станут равны предельному доходу».

Американская.

Джон Бейтс Кларк (1847-1938) - основатель «американской школы» маржинализма, внес заметный вклад в формирование неоклассической экономической теории конца XIX в., один из завершителей «маржинальной революции», приведший к формированию неоклассической экономической теории. В его работах «Философия богатства» (1886), «Распределение богатства» (1889), «Возможность построения научного закона заработной платы» (1899), «Проблемы монополии» (1901), «Основы экономической теории» (1901) предложен оригинальный вариант теории предельной полезности. Ее главным отличием стало преимущественное исследование проблем производства и распределения в опоре на концепцию предельной производительности труда и капитала.

Американский ученый Джон Бейтс Кларк (1847–1938) независимо от К. Менгера, Л. Вальраса и У. Джевонса сформулировал основные положения маржиналистской теории в своих трудах «Философия богатства» (1884) и «Распределение богатства» (1898). Его основной вклад в развитие экономической мысли связан с разработкой теории распределения. Дж. Кларк доказал, что доход каждого фактора производства равен его предельной производительности. Это правило выполняется в условиях совершенной конкуренции. Заработная плата рабочего должна быть равна предельному продукту труда, а процент – предельному продукту капитала. Для доказательства своих выводов Дж. Кларк активно использовал графический метод. Исходной предпосылкой его теории является закон убывающей предельной производительности факторов производства (убывающей отдачи). Это не позволяет распространить выводы на ситуацию, когда из-за внедрения новых технологий растет предельная производительность капитала.

Теория распределения доходов позволила перенести маржиналистский подход потребительских рынков на рынки факторов производства.

Согласно теории Дж. Кларка, без государственного вмешательства доходы в экономике естественным образом распределяются справедливо, так, чтобы каждый фактор производства получил ту долю богатства, которую создал. Рабочий получает заработную плату, владелец капитала – процент, а предприниматель – прибыль, соответствующую вкладу в общий доход труда, капитала и предпринимательской способности соответственно. Ни один из занятых в процессе производства классов общества не может эксплуатировать другой и, следовательно, государству не следует перераспределять доходы.

Дж. Кларк впервые ввел разделение динамического и статического анализа. В качестве разделов экономической науки он предлагает рассматривать: общую теорию богатства, социально-экономическую статику и социально-экономическую динамику. Статическим, по мнению Дж. Кларка, является такое состояние общества, при котором производится постоянное количество одних и тех же благ одними и теми же способами. Статическое общество рассматривается как чисто теоретическая модель. В статических условиях ценности благ и доходы факторов производства принимают свои естественные значения. Теория распределения построена ученым именно для статической модели общества. В реальной ситуации все общества динамичны. Дж. Кларк выделил следующие виды изменений, приводящие к динамике экономической системы:

– повышение численности населения;

– рост капитала;

– улучшение методов производства (появление новых технологий);

– изменение форм промышленных предприятий (неэффективные формы организации производства заменяются на более производительные);

– увеличение потребностей населения.

 

По мнению Дж.Б.Кларка, предметом экономической науки является распределение совокупного дохода общества на различные виды дохода (заработная плата, процент и прибыль), которые, в свою очередь, получаются соответственно «за выполнение работы», «за предоставление капитала» и «за координирование заработной платы и процента». Отсюда, уточняет он, при определении доходов «со здравым смыслом» ни один из «классов людей», занятых в производстве, не будет «иметь претензий друг к другу».

Его научные достижения рассматривают в 2-х аспектах - методологическом и теоретическом.

Его новая методология представляет собой учение о трех естественных разделах (отделах) экономической науки, которое включает в себя положения о статике и динамике и, соответственно, о статическом и динамическом типах производства.

Дж. Б. Кларк отверг четырехзвенное деление науки на производство, распределение, обмен и потребление и выдвинул свою версию: «Мы имеем теперь перед собой границы трех естественных разделов экономической науки. Первый охватывает универсальные явления богатства. Второй включает социально-экономическую статику и говорит о том, что происходит далее с богатством... Третий отдел включает социально-экономическую динамику и говорит о том, что происходит с богатством и благосостоянием общества при том условии, если общество меняет форму и способы деятельности».

Теоретическое наследие Дж.Б. Кларка, почти все его ключевые идеи и трактовки кратко сформулированы в «Распределении богатства».

1) «Распределение общественного дохода» регулируется общественным законом, который «при совершенно свободной конкуренции» может обеспечить каждому фактору производства создаваемую им сумму богатства.

2) «Богатство» - это количественно ограниченные источники материального человеческого благосостояния. «Каждый фактор производства» имеет в общественном продукте ту долю богатства, которую именно он производит.

3) Разложение всего дохода общества на различные виды дохода (зарплата, прибыль, процент) непосредственно и целиком является «предметом экономической науки». Названные виды дохода получаются соответственно «за выполнение работы», «за предоставление капитала» и «за координирование заработной платы и процента».

4) При определении доходов «со здравым смыслом» ни один из «классов людей», занятых в производстве, не будет «иметь претензий друг к другу».

5) В экономическом смысле производство продукта не закончено до тех пор, пока представители торговли не довели его до покупателя, и продажа состоялась, что являет собой «завершающий акт общественного производства».

В «Распределении богатства» Кларк оперирует категориями «предельный рабочий», «предельный характер работы», предельная полезность», «конечная полезность», «предельная производительность» и др.

Главная заслуга Кларка - прежде всего в разработке концепции распределения доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства - закон предельной производительности Кларка. По его мнению, этот закон имеет место в условиях совершенной конкуренции и базируется на принципе убывающей предельной производительности однородных, т.е. обладающих одинаковой эффективностью, факторов производства.

Из «закона» предельной производительности Кларка вытекает вывод: цена фактора производства обусловлена ее относительной дефицитностью. Отсюда - «справедливая заработная плата» всегда соответствует предельной производительности труда, а последняя может быть относительно ниже другого более производительного фактора, т.е. капитала. А Кларк, возможно не до конца просчитывая этот возможный вывод из его теории, был уверен, что «если они (трудящиеся массы) создают небольшую сумму богатства и получают ее полностью, им незачем стремится к социальной революции...».

Но истина, как выразился М. Блауг, в другом: «на самом деле не существует никакого отдельно взятого производственного фактора: факторы производства в сущности комплементарны (взаимное соответствие, обеспечивающее взаимодействие), и предельный продукт любого из них является следствием предельных продуктов всех остальных факторов».253Не воспринимает эту теорию и Б. Селигмен: «Нет никакой гарантии в том, что народ получит вознаграждение в соответствие с освященной временем теорией предельной производительности».

Суть «закона» Кларка сводится к следующему: фактор производства - труд или капитал - может приращиваться до тех пор, пока стоимость продукта, производимого этим фактором, не сравняется с его же ценой. А в жизни это означает - фирма увеличивает фактор производства до тех пор, пока цена этого фактора не начинает превышать доходы от его применения. Отсюда следует, что Кларк является предшественником современных теорий по оптимизации структуры издержек производства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: