Основные этапы жизни поэта. Зафиксировать в тетрадях

Г.

Литература. 9 класс

Тема:

 Борис Леонидович Пастернак (1890 - 1960). Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво...», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Б.Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

  Задачи и цели: раскрыть глубину философских обобщений в лирике Б.Пастернака, показать особенности его восприятия мира;познакомить с философской лирикой

Б. Пастернака; показать своеобразие и свежесть метафор в его произведениях, богатство и красоту других выразительных средств; способствовать формированию мировоззрения учащихся; развивать стремление обучающихся познать законы мироздания;

Эпиграф:

За то, что дым сравнил с Лаокооном,

Кладбищенский воспел чертополох,

За то, что мир наполнил новым звоном

В пространстве новом отражённых строф, —

Он награждён каким-то вечным детством,

Той щедростью и зоркостью светил,

И вся земля была его наследством,

И он её со всеми разделил.

Анна Ахматова. «Борис Пастернак ("Поэт")»

Ход урока

1.Оргмомент. Актуализация знаний

Опережающее домашнее задание.(Биография поэта.)

Вопросы:

-Как проходило становление Пастернака-поэта?

- Первые послереволюционные годы в жизни поэта.

 Домашнее задание. Работа с литературными терминами: рифма, метафора, звукопись, ассонанс, аллитерация, символизм, акмеизм, футуризм, «Леф». Выписать в тетради литературные понятия, перечисленные выше.

-Какой путь прошёл молодой Пастернак, прежде чем стал поэтом?

Основные этапы жизни поэта. Зафиксировать в тетрадях.

 Портрет Б.Л.Пастернака.(1890-1960)

«Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос… - вспоминал художник Юрий Анненков. – Встречи и разговоры с Пастернаком, как бы кратки они ни были, меня всегда волновали. Его особая форма речи, столкновения поэтической отвлечённости с уличной повседневностью, сплетение синтаксического своеобразия с бытовым щебетом, и так – о чём бы он ни говорил: о любви, об искусстве или о какой-нибудь мелочи…».

   Б.Л.Пастернак – великий русский поэт и писатель 20 века, поднявшийся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью. Его наследие законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Казалось, что сама судьба уготовила ему поэтическую стезю.

  Б.Пастернак родился в интеллигентной творческой семье. Отец поэта, Леонид Осипович,- известный художник, академик живописи. Мать, Розалия Исидоровна Кауфман,- замечательная пианистка, в 22 года ставшая профессором Императорского русского музыкального общества. Гостями семьи бывали композиторы С.Рахманинов и А.Скрябин, художники Серов и Врубель, Л.Толстой. В доме постоянно звучала музыка, особенно часто любимый всей семьёй Шопен. Л.О.Пастернак был иллюстратором произведений Толстого, из этих его работ наибольшую известность приобрели иллюстрации к роману «Воскресение».

Мальчик рос в атмосфере творчества, и его собственные пристрастия относились поначалу вовсе не к поэзии, а к музыке. В автобиографическом произведении «Охранная грамота» Пастернак вспоминал: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина». А.Скрябин одобрял его занятия музыкой и удостоил похвалой первые музыкальные сочинения молодого человека.

Но Пастернак не обладал абсолютным слухом, и это его удручало. Он оставил музыку «оправданно для себя, неожиданно и огорчительно для окружающих».

В 1908 году, окончив гимназию, Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, но через год переходит на философское отделение. Окончив университет, становится слушателем Марбургского университета, где получил приглашение сдать экзамен на докторскую степень, но вместо диссертации Пастернак «занялся стихописанием» и никогда уже не изменял этому занятию.

Однако философия оставила след в творчестве поэта. В сборнике стихотворений «Сестра моя - жизнь» есть цикл под названием «Занятье философией».

Ответьте на вопрос:

-Какой путь прошёл молодой Пастернак, прежде чем стал поэтом?

-Что оказало влияние на формирование Пастернака – поэта?

Вывод: Семья занимала важное место в становлении и развитии будущего поэта. Творческая обстановка дома, где часто устраивались музыкальные вечера, на которых присутствовали известные музыканты, художники, писатели. Фон, на котором происходило становление личности поэта, задавал высокие критерии требований к самому себе.

3.Самостоятельная работа учащихся.

Конспект статьи учебника о Борисе Леонидовиче Пастернаке

4.Подготовиться к выразительному чтению стихов обучающимися и анализу стихотворений.

 1. Любовь. «Красавица моя, вся стать…»

1. Какие чувства вызывают у поэта любовь и красота?

2. Какими способами поэт показывает сложность, многоликость и “разноголосицу” мира? Какие понятия оказываются у него рядом и почему?

3.Почему для лирического “я” рифмы и музыка являются естественным продолжением любви и красоты мира?

4. Как в стихотворении отразились черты биографии поэта?

Вывод: женская красота будит любовь, и любовь хочет выразить себя в возвышенной поэзии, потому что «тут», в мире, где господствует быт, такая любовь «с трудом выносится». Законы красоты вечны.

 2. Природа. «Весна в лесу»

1. Какие приметы весны видятся лирическому “я” самыми главными?

2. Найдите в стихотворении прозаизмы (от слова проза). Какова их смысловая роль?

3.Объясните роль метафор и олицетворений.

4. Докажите, что стихотворение философское

 3. Поэзия. «Перемена»

1. Докажите строками стихотворения, что Пастернак, несмотря на своё иудейское происхождение, старается жить по законам христианским.

2. Какие слова стихотворения подтверждают, что в юности автор поступает «не только благородно, но и честно, относясь пренебрежительно к тем, кто ни в чём не нуждается».

3.О «какой порче говорит поэт»?

Вывод: стихотворение имеет христианские корни. В православной традиции бедность не презираема, а уважаема. Но мир изменился: «времени коснулась порча», бедность стали презирать, «горе возвели в позор». Встать на такую позицию, по мысли Пастернака, значит, «потерять человека». Изменения в общественном мировосприятии неизбежно касаются и отдельного человека, и поэт заключает: «Я человека потерял / С тех пор, как всеми он потерян»

5.  Письменный ответ на вопрос «Какие вечные темы и образы связаны в стихах Пастернака с современностью?»

VI. Итог урока. Рефлексия.

Ответить на вопрос:

-Что я понимаю?

-Как я понимаю?

-Почему я так понимаю?

VII. Домашнее задание. Читать слово о поэте, выразительное чтение стихотворений. Анализ одного из стихотворений (по выбору)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: