Учимся анализировать художественное произведение

Александр Сергеевич Пушкин и Владимир Иванович Даль

Их знакомство должно было состояться через посредничество В.А. Жуковского в 1832 году, но Владимир Даль решил лично представиться Александру Пушкину и подарить один из немногих сохранившихся экземпляров «Сказок…», вышедших недавно.

В.И. Даль так писал об этом: «Я взял свою новую книгу и пошёл сам представиться поэту. Поводом для знакомства были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин в то время снимал квартиру на углу Гороховой и Большой Морской. Я поднялся на третий этаж, слуга принял у меня шинель в прихожей, пошёл докладывать. Я, волнуясь, шел по комнатам, пустым и сумрачным — вечерело. Взяв мою книгу, Пушкин открывал её и читал сначала, с конца, где придется, и, смеясь, приговаривал: «Очень хорошо»…»

Пушкин очень обрадовался такому подарку и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки «О попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом: «Твоя отъ твоихъ!».

Пушкин стал расспрашивать Даля, над чем тот сейчас работает, тот рассказал ему все о своей многолетней страсти к собирательству слов, которых уже собрал тысяч двадцать.

– Так сделайте словарь! — воскликнул Пушкин и стал горячо убеждать Даля. — Позарез нужен словарь живого разговорного языка! Да вы уже сделали треть словаря! Не бросать же теперь ваши запасы!

Пушкин поддержал идею Владимира Ивановича составить «Словарь живого великорусского языка», а о собранных Далем пословицах и поговорках отозвался восторженно: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!».

Пушкин вдруг замолчал, затем продолжил: «Ваше собрание не простая затея, не увлечение. Это совершенно новое у нас дело. Вам можно позавидовать — у Вас есть цель. Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки перед изумленными современниками и потомками!» Так по инициативе Владимира Даля началось его знакомство с Пушкиным, позднее переросшее в искреннюю дружбу, длившуюся до самой смерти поэта.

Памятник А.С. Пушкину и В.И. Далю был установлен в 1998 году в Оренбурге, чтобы увековечить дружбу великих представителей русской литературы.

Название состоит из двух слов: "были" - значит то, что было, а "небылицы", то, что придумано, чего не было.

Синонимы:

бывальщина, былина, было и быльем поросло, былое, былые времена, вчера, вчерашний день, минувшее, побывальщина, прежнее, прожитое, прошедшее, прошлое, старое, факт


Антонимы:

небыль, небылица, сказка, быличка

Небылица -выдуманная история, повествование, не соответствующее действительности; выдумка, вымысел.

Небылица, это уже пересказ в шутливой, комической форме, где действительность умышленно искажается.


Синонимы к слову небылица

Враньё, выдумка, вымысел, домысел, сказка

Антонимы к слову небылица

Быль, правда

 по-другому можно назвать литературное явление - Рассказы и сказки.

Свои литературные опыты Владимир Иванович начал, еще служа во флоте; сочинял народные сказки и рассказы для моряков. В 1833 году в журнале были опубликованы его «Русские сказки», написанные простым, доступным языком. Вместо истинной фамилии автора стоял псевдонимом — Казак Луганский.

Литературное дело привлекало писателя, и именно ему он отдал предпочтение, завершив врачебную службу.

В Петербурге он устроился сотрудником нескольких журналов, в которых вскоре появились его «Были и небылицы», полные юмора рассказы, «Солдатские досуги», повести «Мичман Поцелуев», «Где потеряешь, не чаешь», «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» и многие другие. Скоро имя самобытного писателя стало известно всей России.

В «Былях и небылицах Казака Владимира Луганского» писатель продолжил начатую экспериментальную работу в области литературной сказки.

Несомненно, «Были и небылицы» занимают особое место в истории русской литературы 30-х гг. XIX в. Даль представил здесь все богатства устного народного творчества. Он воспроизвел характерные образцы литературы для народа и высокохудожественные произведения литературы, которые вошли в сокровищницу мировой культуры. Найденный Далем в «Былях и небылицах» принцип реализации народности позволил ему органично сочетать в произведении не только фольклорные сюжеты различных национальных культурных традиций, но и жанры и стили фольклора и литературы отдельных эпох. В результате появилась уникальная возможность широкомасштабного, многопланового, знакомства с реалиями национальной жизни как в одном тексте, так и в «Былях и небылицах» в целом. В цикле писатель выработал подходы для реалистического отображения действительности в художественном произведении.

Дополнительный материал для учителя

Онлайн книга «Русские были и небылицы»

(В. Даль)

 

Чего боится дьявол

Все святые угодники без дьявола никогда не жили. Были два пустынника, вот один и спрашивает другого: живет ли у него дьявол? «Нет, – говорит этот пустынник, – я не вижу его». – «А мне, – говорит первый, – дьявол так надоел, что хочу бросить свою пустынь и искать другую, авось он отвяжется от меня». Пошел пустынник искать себе новую пустынь, а дьявол за ним – не отстает. Долго ли, коротко ли они шли вместе. Стал пустынник подходить к одной деревне и видит, что дьявол начинает от него понемногу отставать, а потом и вовсе пропал. Пришел пустынник в деревню и зашел в избу к одной вдове; она была богомольная и вела хорошую жизнь. Пожил пустынник у этой вдовы несколько дней и все это время не видел дьявола. Хорошо! Но надо пустыннику и дальше отправляться. Простился он с вдовой и вышел из деревни. Думал пустынник, что больше не увидит дьявола, а не тут-то было, – не отошел он еще и третьей версты, как видит: стоит на меже дьявол и его поджидает. Пустынник и спрашивает его: «Где это, дьявол, пропадал ты? Столько прошло времени, а я не видел тебя». – «А потому не видел, – отвечает дьявол, – что мне нельзя было войти в деревню, где ты был». – «Почему?» – «Потому, что там живет благочестивая вдова и каждую минуту творит Христову молитву, а она жжет нас, дьяволов, как огонь».

Христова молитва коротенькая: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного». Вот и все. Эта молитва всех других лучше. Читая ее поминутно, через три года можно и в святые попасть. Есть еще «Верую», так та – длинная, и не запомнишь, а эта коротенькая и спасительная. («Живая старина»)

 

Черта молнией убило

Считается, что черта может убить молния. И похоронить его можно только при помощи петуха.

Вот у нас старые люди говорят: громом чертяку на Щучьем мысу выбило. Стали его хоронить, землей засыпать, так три дня возили землю на него, а он все вылазит.

Взяли тогда туесок маленький, землей насыпали, к петуху привязали и до чертяки прогнали, так враз его засыпали.

(И. Карнаухова)

Было мне лет двадцать. Весной в праздничный день я отправился на Громовой родник, или попросту на Гремучку, – ловить удоцкой рыбу. Просидел я до полдня, накидал чуть не полон горшок пескарей, ершей и голышей. Смотрю: с гнилова угла взмыла черная густая туча. Я вижу, что дожжик будет сильный. Скорей смотал удочки и побежал домой.

Лишь успел выбраться от речки из кустов на чистое место, смотрю: от Громового родника бигёт ко мне мальчик в красной пунцовой рубашке и плачет. Я встал и кричу ему:

– Иди скорей – я тя не трону, а то тя дожжом забьет!

Мальчик бросил плакать да как засмеется… Как вдруг молонья огненным столбом брызнет, инда меня осыпала. Гром как хряснет, я перекрестился, творя молитву. А мальчишка лишь только взвизгнул. Ну, его убило, и на том месте лишь только дым пошел.

Я бегу к мальчику узнать – чего убило грозой, чтобы сказать дома. Ну, был он от меня сажен в десять иль мене. Подошел, где он был и смеялся, гляжу: нет никого, и никаких клочков платья. Вдруг волосы у меня дыбом, аж картуз подняли. Тут я и догадался, что это был не мальчик, а дьяволенок. Если бы он подошел ко мне, то и меня бы убило с ним вместе.

Вот, братцы, я сам, ей-богу, не вру, видал, как Илья Великий своей стрелой и громом бьет демонов за то, чтобы оне не смеялись над православными. А я с тех пор без молитвы никого к себе не подпускаю во время грозы. Будь хоть отец или мать, все равно. Ведь дьявольник может представиться в чей угодно лик. Оне хитры бестии.

Вздумаю и ныне, инда по коже подерет. И как только меня Бог спас! Не будь на мне хреста, пожалуй, и убило бы.

(Г. Заварицкий)

 

Солдат и черт

Один солдат вот что устроил. Шел из службы домой, и пришлось ему ночевать в лесной избе. Только повалился, а черт и приходит гнать с ночлега, и предложил солдату в карты сыграть, а кто останется дураком, тому щелчок.

Достал солдат карты, крест пожалованный положил в карман. Пред игрой, когда карты были уже сданы, солдат снял тавлинку и понюхал табаку. Черта это заинтересовало, и он тоже понюхал, но с непривычки хватил много, стал чихать и бегать по избе, а солдат в это время набрал себе из колоды козырей да трефовой масти. И когда стали играть, то черт трефовой масти крыть не может, а солдат кроет козырями да сходит с трефей.

В конце концов солдат оставил в дураках черта. Черт подставил лоб, а он захватил крест в кармане, а и щелкнул им со всего размаху черта в лоб!

Некогда было черту еще играть, кубарем укатился из избы, полно солдата тревожить.

(А. Георгиевский)

 

Убил черта

Во время грозы шел солдат мимо пруда и видит: на плотине черт (водяной) ногами в воде болтает, на небо смотрит и Бога языком дразнит, что Он ему ничего не сделает.

Солдат подумал, что «одной смерти не миновать, а двух не бывает», взял ружье (он был с ружьем), зарядил его и вместо пули положил пуговицу, которую тут же отрезал от своей солдатской шинели, прицелился и выстрелил в черта.

Черта тут же разнесло в прах, так что с неба послышалось радостное восклицание: «Ага!»

Так солдат убил черта и сам сгинул тут же без вести. Говорят, что за солдатом сошло с неба светлое облако и он был взят живым на небо за убийство черта.

(А. Колчин)

А этот год тебе хуже всех!

Мужик рыбу ловил на Амборских озерах (там, где скиты), увидал черта на заязке. Черт сидит, качается и говорит:

– Год году хуже, год году хуже, год году хуже!

Мужик его веслом и хлопнул:

– А этот год тебе хуже всех!

Да и убил.

(Н. Ончуков)

* * *

 

Собралась раз о Святки посидка. Много плясали, в игры играли, пели. Ребята разбаловались и стали выдумывать, что бы такое почудней сделать.

Вот один парень и говорит:

– Дай-ка попытаю (испробую), как люди давятся! До смерти не задавлюсь же на глазах у всех! Вы меня, ребята, подержите, а я в петлю голову суну.

Все рады: новая забава нашлась. Сделали мертвую петлю, привязали к матице. Только он сунул туда голову да затянул малость – вдруг в дверь становой, да как гаркнет:

– Кто тут давиться задумал! Я вот сейчас всех вас разберу!

Все по углам расскочились, кто к дверям бросился: глядь – никакого станового не бывало, только метель крутит, да ветерок воет и снег переметывает.

Подошли все к парню, а он и вправду задавился: висит в петле да покачивается. А становым-то враг-от прикинулся да на людей мороку навел.

 

Учимся анализировать художественное произведение

1.Познакомиться с содержанием произведения, его героями.

2.Определить тип произведения (сказка, былина, рассказ, повесть и т.д.)

3.Раскрыть образы героев:

внешний вид;

характер героев;

взаимоотношения героев;

мечты героя;

поступки.

4.Определить художественные особенности произведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: