Дополнительный материал к уроку (по желанию изучите)

Тема урока

Обращение и знаки препинания при нём.

1. Посмотри видео по ссылке:

1) https://www.youtube.com/watch?v=xid-ujZX0k0

2) https://www.youtube.com/watch?v=5gfFWax9nHk

 

2. Выполни задания, данные ниже, в рабочей тетрадке, сфотографируй и вышли на проверку (все выполненные задания, желательно в один документ их поместить, но не обязательно):

 

I. Записать слова, вставить пропущенные буквы. Подчеркни среди данных слов исконноруские слова, подбери к ним однокоренные:

в…теран, к…мпозиция, зо…дчий, исти…ый, г…ниальный, тр…диция, ст…пендиат, к…ндидат, п…мятник, св…детельство, пьедестал.

 

II. Укажите неверные утверждения (только цифры).

1. Обращение – это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью

2. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными

3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения

 4. Обращение может находиться в любой части предложения

5. Обращение произносится с особой, звательной интонацией

6. Обращение имеет форму именительного падежа

7. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными

8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком

III. Укажите предложение с распространённым обращением (только цифру).  

1Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей. (Островский А.) 2) Кто, волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин А.) 3) О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей. (Фет А.) 4) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? (Лермонтов М.)

 

IV. Спишите, вставьте запятые, объясните их графически:

Мои первые шаги в мире поэтическом  вы были осмеянными шагами по битому стеклу по тёмным острокрайним кремням по дороге пыльной как будто не ведущей ни к чему. (Бальмонт К.)

Мой первый друг мой друг бесценный и я судьбу благословил когда мой двор уединенный печальным снегом занесенный твой колокольчик огласил. (Пушкин А.)

Память моя сотвори ещё раз чудо сними с души тревогу тупой гнёт усталости пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. (Астафьев В.)

Любимый город может спать спокойно. (Долматовский Е.)

Платком взмахнула у ворот моя любимая. (Долматовский Е.)

Куда меня знакомая дороженька ведет? (Боков В.)

V. Роль обращений в художественной литературе. Запишите предложения, расставьте знаки препинания

Не говорила ль я тебе воровская харя чтоб ты кафтан пустил шире.Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна а сколько лет Петруше?» «Молчи хрыч!»- отвечал я ему. Друзья мои прекрасен наш союз! Я пригласил вас господа с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

 

ПОВТОРИМ

Запомните, как произносятся эти слова.

Иногда предлоги принимают на себя ударение

на́ воду на́ реку за́ зиму по́ лесу по́ уху

на́ год за́ борт за́ полночь по́ морю по́д ноги

на́ голову за́ гору за́ реку по́ мосту и́з виду

на́ душу за́ день по́ два (три) по́ полю и́з лесу

VI. Распространите данные обращения зависимыми словами:

 

1) Лети, лети,... лепесток,

Через запад на восток.

2)... бабушка! Поздравляю тебя с днем рождения!

3) Ах ты, голова...!

4)... Карлсон, возьми меня с собой!

5) С добрым утром,... друзья!

6)... ветер, ты всюду бываешь!

 

VII. Проанализируйте отрывок из стихотворения. Содержит, ли он обращение? Какое оно? (Распространенное или не распространенное):

 

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса...

(А. Пушкин)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ (по желанию изучите)

1) Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее за обращением слово пишется с пропиской буквы:

Друзья! Прекрасен наш союз... (А. Пушкин)

2) Если обращение является распространенным и его части отделены другими частями предложения, то каждая часть обращения выделяется запятыми:

Быстрей, дорогие, идите, друзья!

3) Частица о, стоящая перед обращением, никаким знаком от него не отделяется:

О первый ландыш!.. (А. Фет)

Но, если о выступает в роли междометия (в значении «ах»), то оно в соответствии с правилами отделяется запятой или восклицательным знаком:

О, сердце, полное тревоги... (Ф. Тютчев)

4) Личные местоимения ты, вы, как правило, не входят в состав распространённого обращения и только в некоторых случаях выступают в роли обращения:

Что же ты, милая, вся, как лист, дрожишь? (А. Кольцов)

5) Риторическими, как правило, являются распространённые обращения, а также обращения к предметам:

Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. С. Пушкин)

6) Усилительные частицы о, ну, ах, ох и др., стоящие перед обращением, не отделяются от него никаким знаком:

О мой... сад!..

Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, отделяются в составе предложения запятой или восклицательным знаком: Да, я прочитал. Нет, поедем вместе!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: