Самообразование обучающихся в профильном обучении

В настоящее время самообразование становится популярнее, так как является очень мобильной формой образования. Это делает образование гибким, а по содержанию всегда современным. В пору социально-экономических сдвигов потребность в новых знаниях увеличивается. В этих условиях именно самообразование наибольшим образом развивает человека.

Перенос акцента в образовании старшеклассников с классического обучения на самообразование, является требованием времени. Приобщение отдельной личности к самообразованию осуществляется, в первую очередь, в связи с самоопределением личности, формированием ее целей, определением жизненного пути.

В работах Н.А. Рубакина говорится о том, что стремящемуся к самообразованию необходимо помочь, чтобы человек, такой, какой он есть, с его силами, его жизненным укладом, его особенностями ума, с его понятиями, чувствами, его материальными и иными средствами и интересами, сумел бы добиться своей собственной цели и своими силами выяснил и определил бы смысл своей жизни. Именно эта точка зрения особенно актуальна в период становления в России профильной школы.

Можно сделать вывод из слов Н.А. Рубакина – самообразование совершается в целях общего развития и для практической жизни, с целью более осознанного выбора профессии, с целью удовлетворения личных интересов в контексте профильного обучения. Познавательный интерес в этих условиях поддерживает те основные побудительные силы, которые способствуют развитию самообразования.

Н.А. Рубакин рекомендует своим читателям при знакомстве с какою-либо отраслью знания изучение материала осуществлять в следующем порядке:

· фактов – они и составляют основу всякого знания;

· истории исследования этих фактов, истории их открытия и методов, способов, при помощи которых эти открытия совершены;

· объяснения фактов и методов, т.е. теорий;

· изучение разных теорий, даже противоречивых, - сопоставление и сравнение их между собой имеет огромное значение для развития ума;

· истории этих теорий, т.е. истории стремлений человеческого ума

· к познанию возможно полной истины, потому что огромное большинство теорий, как и гипотез, придуманных людьми, имеют лишь временное значение.

При самообразовании первый и основной принцип правильной постановки – это индивидуализация помощи. Надо учитывать, что самообразование, лишь в том случае оказывается успешным, если оно становится источником удовлетворения образовательных потребностей учащихся. А для этого надо отчетливо представлять себе не только задачи самообразования, но и его источники, средства, с помощью которых учащийся может лучше всего развиваться.

Для эффективного самообразования нужно его соединение с учебным процессом. Это стало возможным, когда школа превращается в организатора учебной деятельности каждого учащегося. В связи с этим содержание работы в профильных классах образовательного учреждения должно быть гибким, подвижным, изменяться в зависимости от местных условий, запросов времени, общества, обучающихся и их родителей на конкретный профиль обучения.

Для организации профориентационной работы в условиях школы служат такие формы, как клубы, добровольные общества, научные кружки, факультативы, группы ускоренного прохождения учебных курсов, школа продленного дня. Эти формы с успехом используются в профильной школе, где самообразованию отводится если не решающая, то одна из главных ролей.

Самообразование сегодня – это, управляемая личностью целенаправленная систематическая познавательная деятельность, имеющая целью совершенствование своего образования. Личность должна сама выбирать цель такой деятельности и ее направленность, определять содержание, объем, пути реализации цели, ее организацию, при возможности, определять время.

Следует отметить, что потребность в самообразовании – это личностное свойство человека, и развитие его у каждого учащегося происходит индивидуально. Даже при одинаковых психических особенностях, склонностях, способностях, характере, волевых качествах учащихся содержание и способы их самообразовательной деятельности будут достаточно разными. Этот разный результат определяется направленностью интересов ученика не только к содержанию, но и к процессу приобретения знаний, что зависит от мотивов самообразования, глубины осознания необходимости самостоятельного учения, наличия соответствующих условий, личной значимости приобретаемых знаний, уровня подготовленности учащегося, степени владения им умениями и приемами самообразования.

Самообразовательная деятельность протекает при интенсивном формировании личности, росте ее самосознания, самоактуализации, определении призвания, формировании жизненных планов. Имеет значение и то, что самообразование учащегося организуется в условиях, когда ведущей деятельностью является познавательная.

Самообразование предполагает относительную автономию учащегося, его академическую свободу и высокий профессионализм учителя в части управления процессом отбора необходимой информации и работы с ней. Современный учитель должен знать, как реагировать на результат самообразовательной деятельности учащегося. Благодаря самообразованию ученики глубже погружаются в материал профильных предметов, повышается учебная мотивация, поскольку имеет место заинтересованность в конечном результате.

Результат самообразовательной деятельности школьника в профильном обучении становится настолько ощутимым, что, лишь изучая, руководя и считаясь с ним, учитель может эффективно выстроить систему обучения.

Учителю бывает трудно выйти из рамок сложившейся системы учебной работы, в процессе которой каждый ученик, независимо от своих способностей, интересов, склонностей, темпа продвижения и состояния здоровья должен идти по необходимым учебным планам, программам и учебникам. Введение профильного обучения создает реальные возможности для развития индивидуальных интересов и способностей обучающихся, увлеченных отдельными предметами, позволяет сделать процесс самоопределения более комфортным и безболезненным для всех заинтересованных сторон образовательного процесса.

Исходя из современных требований к уровню обученности выпускника общеобразовательной школы, обучение следует организовать так, чтобы у учащихся всегда была возможность для самостоятельных занятий по профильным предметам, чтобы время не заполнялось только выполнением заданий, предназначенных всему классу или группе учеников.

Таким образом, основа школы и источник ее успеха – это саморазвитие ученика, в том числе и через самообразование, в процессе которого осуществляется самореализация личности обучающегося. Такое отношение школы к самообразованию не уменьшает значения и влияния образования, но в профильном обучении оно занимает надлежащее ему место, показывая, что образование во многом зависит от других факторов. Система образования, которая опирается только лишь на обучение и учебники, не уделяя должного внимания и времени самообразованию, не способствует развитию человека и реализации его потенции ни в школьный период, ни после него.

В связи с развитием образования в последние годы изменилась и роль семьи. Школа представляет собой учреждение, рассчитанное на массовость, а не на личность. Семья может лучше приспособиться к возможностям личности и, используя помощь школы, предоставить больше средств для саморазвития и самообразования. Главное, что должны делать школа и семья – это не стеснять свободного самообразования.

На сегодняшний день сложились определенные показатели реализации образовательной самостоятельности обучающихся, к которой можно отнести способность перенести полученные знания и приемы деятельности из сферы образования в сферу профессиональной деятельности. О самостоятельности можно судить также по умению школьника применять методы и приемы в учебной работе в зависимости от особенностей содержания и структуры нового материала. Для этого необходимо и в обучении, и в самообразовании акцентировать внимание не только на содержании, но и на методике выполнения учебной работы. Существующие принципы работы являются зачастую уязвимым пунктом школьного образования, а это приводит к тому, что учащийся вновь и вновь нуждается в опеке учителя.

Решение задачи обучения учащихся в профильных классах требует от учителя включения обучающихся в процесс самообразования как объективно необходимый для самоопределения в жизни. Это должно проявляться в изменении характера учебного процесса. Сокращается доля готовой информации, получаемой учащимися от учителя, и возрастает удельный вес самостоятельной работы, причем для приобретения знаний, а не только для закрепления имеющихся. Меняются и критерии оценки знаний учащихся. Высококачественными признаются ответы, в которых проявляется творческий подход к изучению учебного материала.

Развитие самообразования учащихся и формирование потребности в нем не находятся в прямом соответствии с методами организации обучения при том, что развитие самообразования требует от его участников познавательной активности и самостоятельности, повышения значимости данной деятельности, которые достигаются именно в профильном обучении. Организация образовательного процесса требует в данном случае оптимальной индивидуализации работы, хорошо продуманной индивидуальной программы обучения каждого из обучающихся, разработки ее содержания, введения различных вариантов и подходов к обучению. Важно поощрение самообразования учащихся, обучение индивидуальному контролю, оказание индивидуальной помощи нуждающимся, прежде всего, в работе с различными источниками знаний, в выработке рекомендаций для их освоения. Таким образом, обучающийся подходит к культуре самообразовательной работы, к овладению технологией, к умению самостоятельно приобретать знания и использовать их в различных видах деятельности.

На старшей ступени обучения в школе учащиеся достаточно отчетливо осознают свое будущее и, занимаясь самообразованием, уже ориентируется на возможную профессиональную деятельность. В профильных классах наряду с теоретическими знаниями и самостоятельным изучением частных вопросов применения теории на практике, включается большое количество практических работ и профессиональных проб. Выполнение самостоятельных заданий в большинстве случаев побуждают учащихся к работе с дополнительными источниками информации, активизируют познавательную деятельность и приучает к самостоятельному овладению знаниями.

Можно подвести итог, что самообразование, прежде всего, связано с самосовершенствованием и самореализацией человека, с формированием его активных форм жизнедеятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: