Русская родная литература от 7 мая

Ребята, здравствуйте! Предлагаю вам познакомиться с фрагментами интервью с одним из детских писателей – Станиславом Востоковым. Внимательно читаем его ответы на вопросы и…ЗАДАНИЯ БУДУТ СЛЕДУЮЩИМИ: Представьте, что эти же вопросы задали именно вам, как детским писателям! Как бы вы ответили на каждый вопрос?

Ответы можно напечатать в этой рабочей тетради, только цветом выделите свои умные мысли.


Сегодня среди детских писателей Станислав Востоков считается самым главным экспертом по животным. Большие и маленькие читатели полюбили его замечательные сборники коротких рассказов "Не кормить и не дразнить!", "Ветер делают деревья", а также трогательную повесть о путешествии в Великобританию в Даррелловский зоопарк "Остров, одетый в джерси" и многие другие книжки. Подробнее обо всем в нашем интервью.

- Вам обидно, когда Вас называют детским писателем?
- Нет, абсолютно. Я еще мальчиком мечтал быть детским писателем. В шесть лет прочел "Незнайку" и подумал, что тоже хочу сочинять такие книжки. И постепенно действительно начал писать для детей. Для меня это было нетрудно, ведь у меня мама - тоже писатель, правда, для взрослых.

- А в какой момент Вы поняли, что происходящее с Вами - истории, и их нужно записывать?
- Нет, однажды утром я не вскакивал с мыслью: "Ага, буду писать про животных!", если вы об этом. К моменту выхода моей первой книжки "Московский зоопарк. Записки служителя" я уже поработал в столичном зоопарке, поездил по Англии и Камбодже. Просто однажды я подумал, что есть писатели вроде Джеральда Даррелла, Джеймса Хэрриота, Юрия Коваля. "А что я - хуже?" - сказал себе скромно. И решил: дай-ка попробую сочинить первую книжку, которую, кстати, написал недели за две.

- То есть Вы с самого начала знали, для кого пишете?
- Более того, я даже знал редакции и журналы, которые могли бы взять короткие рассказы такого типа. Ведь к тому времени наши литераторы, писавшие о животных, либо уже умерли, либо были весьма преклонного возраста.

- Вы никогда не думали сесть и написать для взрослых?
- Честно говоря, "Остров, одетый в джерси" писался не для детей. В отличие от книги "Не кормить и не дразнить!", сочиняя которую, я знал, что она, скорее всего, заинтересует маленьких читателей.

- Как человек, много путешествующий, не планируете написать травелог?
- Недавно я написал книгу про Камбоджу. Выйдет она двухтомником вместе с "Островом:" к концу этого года в издательстве "Самокат". Но прочесть ее можно уже сейчас в Интернете на сайте "Книгуру". Однако путешествия как таковые там не главное, зато экзотики предостаточно: касается это не только животных и природы, но и описания тайского и малазийского колорита. Ведь мы ехали через эти страны, как потом выяснилось, совсем не в ту сторону. В итоге очень веселая книжка получилась, хотя совсем не похожая на предыдущие. Я вообще не люблю повторяться.

- В Интернете прочла, что поездка в Камбоджу была одним из самых романтичных моментов в Вашей жизни.
- Я это сам придумал для какого-то сайта, что, конечно, шутка. Я действительно люблю путешествовать и писать об этом. К тому же сегодня, мне кажется, таких книг в России не хватает.

- А кто еще кроме Вас и Николая Дроздова нынче пишет про животных?
- Честно говоря, никто больше в голову-то и не приходит. С книгами про животных та же история, что и с книгами для детей в целом. Чтобы возникла традиция - нужна среда. Должно появиться человек двадцать хороших писателей, которые бы не просто издавали книги, но по их работам снимали бы мультики и фильмы. Дети должны знать их в лицо и разговаривать цитатами из их произведений. То есть должно происходить то, что происходит сегодня с Гарри Поттером или было в советское время с Булычевым и Успенским. Тут один в поле не воин, к сожалению.

- Может быть, все проблемы в детской литературе оттого, что писатели не понимают современных детей?
- Сложность в другом. За последние десять лет мы совершили грандиозный скачок. Прыгнули из одного общества в другое, наша жизнь кардинально переменилась. Раньше у нас был Советский Союз, а теперь время продвинутых технологий. И люди (а с ними и литература) к этому оказались совершенно не готовы. В Европе подобное происходило постепенно, там успели приспособиться. Однако сейчас у нас появляется немало активных родителей, воспитывающих детей правильно. Например, недавно я был в Сокольниках на мероприятии, посвященном экологии, где читал короткие рассказы из книжки "Как правильно пугать детей". Есть у меня один текст про телевизор. И вдруг я смотрю: половина детей смеется, а половина молчит. Спрашиваю: "Вы что же, телевизор не смотрите?" А они говорят: "У нас нет телевизора". Подобное показательно. Сейчас многие продвинутые семьи, где детьми занимаются, либо отказываются от телевизора, либо серьезно ограничивают доступ к нему. Дети из таких семей, как правило, много читают. И круг этих людей увеличивается. Но по-прежнему много тех, чьи дети не отходят от компьютера. У меня есть рассказ про боевик, во время его чтения ребята, часто играющие в компьютер, вскакивают и изображают стрельбу из автомата. Мне их очень жалко. Ведь ребенок никогда не будет читать, если родители вечерами сидят у телевизора, а его заставляют любить Пушкина и дышать свежим воздухом.

- Нынче время аниме, комиксов, супергероев - от массовой культуры никуда не деться. А чем заинтересовывать современного ребенка?
- В Англии двадцать процентов книжного рынка приходится на детскую литературу, но там никто не думает о том, чем бы завлечь ребенка. Я, например, когда пишу книжку, никого не пытаюсь заинтересовать, просто стараюсь создать хорошее настроение и себе, и детям. Что же до массовой культуры, то в советское время ее было не меньше. Комиксы ("Веселые Картинки") и тогда существовали, однако с детской культурой (и литературой) все было в порядке. Когда я был маленьким, в конце 1970-х - начале 1980-х даже отпетые хулиганы из моего двора все время что-нибудь читали. И если ты не знал, кто такой Урфин Джюс, то с тобой бы и разговаривать никто не стал. Сегодня подобное происходит на почве новой модели айфона. Нынче коммерческая составляющая мешает всему на свете. Совсем отдаленный пример: экология и изменение климата. В России вообще не принято об этом говорить, хотя большинство наших территорий находится в зоне вечной мерзлоты. И когда наступит глобальное потепление, тысячи городов просто провалятся. Но это не афишируется, потому что в основе нашей экономики лежит вредное производство и добыча нефти.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: