Задания для контроля знаний

Краткое изложение теоретических вопросов

Сложноподчиненным называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными (союзными) словами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части от другой.

Часть сложноподчиненного предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточной частью. Часть сложноподчиненного предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главной частью.

Подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях - подчинительных союзах и относительных (союзных) словах. Например, из двух предложений Ему стало душно, и он вышел на крыльцо и Он вышел на крыльцо, так как ему стало душно сложноподчиненным является только второе, имеющее в своем составе подчинительный союз так как, хотя и в этом и в другом случае выражаются причинно-следственные отношения.

ЗАПЯТАЯ в сложноподчинённом предложении.

Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного. Кто испытал наслаждения творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Запятая между главным и придаточным предложениями не ставится, если: а) придаточное предложение начинается с не  Хотелось бы знать не что он сказал, а как он это сказал

б) перед подчинительными союзами стоят повторяющиеся союзы и, или, либо и т. п. Я отвечу вам или когда получу информационный бюллетень, или когда сам наведу справки

в) придаточное предложение состоит из одного слова Он ушёл и не сказал куда. Сравните: Он не сказал, куда ушёл.

В предложениях с составными союзами потому что, оттого что, благодаря тому что, из-за того что, в связи с тем что, тем более что, для того чтобы, с тех пор как, перед тем как, после того как, по мере того как, прежде чем, подобно тому как, так же как, несмотря на то что и т. п. запятая ставится один раз: перед союзом или перед его второй частью в зависимости от смысла и интонации; обычно эти союзы не расчленяются, если придаточное предложение стоит перед главным. Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору вокруг. И собаки притихли оттого, что никто посторонний не тревожил их покоя. Казалось, его энергии хватит для того, чтобы разбудить тундру и расплавить вечную мерзлоту Заполярья. Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе. Прежде чем я остановился в этом берёзовом леску, я со своей собакой прошёл через рощу.

Не разделяются на две части союзы между тем как, тогда как, словно как, так как (в придаточных предложениях причины), так что (в предложениях со значением следствия). Туман у Монэ был окрашен в багровый цвет, тогда как из хрестоматии было известно, что цвет тумана серый. Поэзия валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы её увидеть и поднять с земли.

ТОЧКА с ЗАПЯТОЙ в сложноподчинённом предложении

Точка с запятой ставится, если придаточные предложения значительно распространены, имеют внутри себя запятые и между ними нет сочинительных союзов. О чём же думал он? О том, что был он беден; что трудом он должен был себе доставить и независимость, и честь; что мог бы Бог ему прибавить ума и денег.

ТИРЕ в сложноподчинённом предложении

Тире ставится для смыслового выделения придаточных предложений, стоящих перед главным, если:

а) логическое ударение падает на придаточное предложение Как я выбрался на берег речки и оказался в избушке — не помню. Что им ни говорили, как их ни примиряли — ничего из этого не вышло. Как я выбрался на берег речки и оказался в избушке — не помню. Что им ни говорили, как их ни примиряли — ничего из этого не вышло,

б) в придаточном предложении с условно-временным значением есть слово стоит (стоило), а в главном — союз и Стоит вам глубоко вдохнуть воздух — и печаль заменится иным чувством.

в) в сложном предложении два или более однородных придаточных предложения (в этом случае можно ставить запятую и тире) Если ты хочешь и если у тебя найдётся немного времени — приходи на тренировку. Кто виноват из них, кто прав — судить не нам.

Как ни старались люди изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, как ни счищали всякую пробивавшуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе.

ДВОЕТОЧИЕ в сложноподчинённом предложении

Двоеточие ставится, если главное предложение требует разъяснения (перед союзом делается пауза и можно вставить а именно). Хаджи Мурат сидел рядом в комнате и понял то, что ему нужно было понять: что они спорили о нём.

Задание для закрепления знаний.

Упражнение 1.

Спишите. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях, определите тип придаточного предложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. За разговором мы не расслышали как снова ударил колокол (Лесков). 2. В эти минуты бойцы уже знали как можно пробраться к берегу (Гроссман). 3. Часто как усядемся у лампы разговор незаметно и свернёт на «ужасные сердца и противные вкусы» (Лесков). 4. Но всё было не совсем так как я думал (Лесков). 5. Она испытала чувство удивительной душевной усталости как чувствует усталость тело после трудового дня (Пастернак). 6. Найдёшь дело как захочешь (Островский). 7. Как я ни упирался я должен был с ним рядом сидеть (Лесков).

Упражнение 2.

Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.

1) Известно__в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2) В высшей степени важно__дети приучались еще с юных лет работать. 3) Чувство гуманности оскорбляется__люди не уважают в других человеческого достоинства... 4) Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__она так загрустила. 5) И лица их были такие измученные__эти люди несли на себе непомерную тяжесть.

Задания для контроля знаний.

Упражнение 3.

  Прочитайте. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений. Спишите. Поставьте знаки препинания. Устно замените каждое бессоюзное предложение синтаксическим синонимом (сложноподчинённым или сложносочинённым предложением). Проведите синтаксический разбор третьего предложения.

1) Во дни веселий и желаний я был от балов без ума верней нет места для признаний и для вручения письма. (А. Пушкин) 2) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин) 3) Я выглянул в окно всё было мрак и вихорь. (А. Пушкин) 4) Надо мной в лазури ясной светит звёздочка одна справа запад тёмно-красный слева бледная луна (В. Ходасевич) 5) Служить бы рад прислуживаться тошно. (А. Грибоедов) 6) Посмотрит рублём подарит. (Н. Некрасов) 7) Крайняя к двери пожилая женщина в зелёной шерстяной кофточке и белом в горошинку платочке вязала и часто нашёптывала напротив неё девушка в синей рябенькой кофточке и чёрных шароварах считала на маленьких счётах и потом что-то заносила в табличку за ней сидели два парня. (Б. Можаев) 8) Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы. (М. Пришвин)

Домашнее задание

1. Повторите краткое изложение теоретических вопросов и устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала по теме данного занятия (начало занятия)

 2. Повторите знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: