Здоровье сберегающие технологии школьников: состояние, качество мониторинг

УДК: 371. 711

 

Яковлев А.Н.,

Полесский государственный университет, г. Пинск

Яковлева М.А.

Педагог-психолог, Смоленск

 

Аннотация. В новом столетии на здоровье человека стали влиять факторы, которые позволили бороться с рядом болезней, ранее считавшимися неизлечимыми, но изменился образ жизни человека, появились новые угрозы для его здоровья.  Правильно организованное питание и весь комплекс здоровье сберегающих технологий является залогом здоровья нации.

В данной статье приведены ключевые аспекты здоровье сберегающих технологий, в том числе, состояние организации питания детей различных возрастных групп в общеобразовательных школах г. Смоленска. Авторами раскрывается понятие мониторинга качества школьного питания, уделяется внимание практике реализации экспериментальных проектов в области питания школьников.

Ключевые слова: здоровье сберегающие технологии, питание школьников; качество и рацион питания; культура питания; здоровье детей и подростков; мониторинг школьного питания.

 

Введение. Здоровьесберегающие программы должны быть основаны на формировании интегративных личностных образований: способность к самопознанию, уровень притязаний, коммуникативные способности. Подходов к решению этого вопроса много, эффективным является комплексная оценка состояния здоровья учащихся [1, 245 с; 2, С. 27-28]. 

Использование инновационных здоровье сберегающих технологий предполагает, как правило, воздействие на все сферы развития личности, именно, поэтому оценка их эффективности должна носить комплексный характер, что позволит оценить вклад в развитие составляющей их здоровья.

В ключе изучаемой проблемы огромную роль играет физическое воспитание.

Так, «…развивающие кинезиологические физические упражнения направлены на: синхронизацию работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей и памяти, внимания, речи; мышления, что позволяет сформировать атмосферу доверия и сотрудничества, является основой для достижения положительного результата в коррекционно-развивающей деятельности...» [3, С. 88-94].

Цель мониторинга: комплексное системное изучение состояния здоровья школьников, учебной, внеучебной нагрузки и анализ организации здоровье сберегающих технологий (анализ инфраструктуры школ, обеспечивающей возможность рациональной организации учебного процесса и здоровье сберегающей деятельности; анализ учебной и внеучебной нагрузки школьников, их режима дня).

Основная часть. Многочисленными исследованиями установлено, что одним из важнейших факторов сохранения здоровья детей, а в итоге - здоровья нации, ее будущего, является рациональное питание, оно закладывает основу основ в культуре питания, пропагандирует здоровый, полноценный образ жизни, формирует устойчивый, правильный вкус и прививает хорошие манеры.

От организации питания, обучающихся и эффективности работы образовательного учреждения по формированию основ культуры здоровья, включая культуру питания зависит уровень здоровья [1, 245 с; 2, С. 27-28].

Материалы и методы. Основными источниками для написания данной статьи явились нормативные документы Федерального и муниципального значения, регламентирующие организацию социального питания, результаты исследований РАМН, результаты Всероссийского мониторинга школьного питания, результаты анкетирования школьников г. Смоленска.

Проблема сохранения здоровья школьников становится все более актуальной в современном мире. Заболеваемость среди школьников за последние 15 - 20 лет (по данным медицинских осмотров) возросла на 10%, количество здоровых детей уменьшилось, а школьников, имеющих 2 – 5 заболеваний увеличилось. Данные проблемы напрямую связаны с питанием.

С целью исследования качества питания школьников, учитывая и соблюдая все необходимые условия для проведения наиболее оптимального исследования, была составлена анкета. В рамках поставленной цели была выбрана категория населения – учащиеся, которые опрашивались с целью экспертной оценки качества питания и обслуживания. Период проведения анкетирования: октябрь 2019 – март 2020 года. В анкетировании участвовали дети 7 – 17 лет, учащиеся 1 – 11 классов.

Важный аспект качества и структуры питания – его регулярность. От того, насколько правильно будет организовано питание в школах, зависит не только здоровье, но и качество обучения детей. В первую очередь, важно соблюдать режим питания учащихся. В режиме младшего школьника должно сохраняться 5-разовое питание. Старшеклассники могут переходить уже на 4х-разовый прием пищи. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5- 4-х часов.

Так, большинство школьников принимает пищу 3 раза в день (в среднем 55% опрошенных). Следует отметить, что двухразовый режим питания не допустим для нормального развития детского и подросткового организма. Были также ответы: 5 и более раз в день, постоянно и когда придется.

Что касается режима питания, то 50% респондентов соблюдают режим питания по мере возможности – это самый популярный ответ. Но, вместе с тем, 21% респондентов отвечали, что не соблюдают режим, так как не считают это важным, это может быть вызвано отсутствием воспитательной работы относительно здорового питания, как в стенах школы, так и дома. Школьники при опросе отвечали, что завтракают дома, преимущественно питаются бутербродами, кашами, йогуртами и блюдами из яиц. Из напитков самый популярный чай. Кроме предложенных вариантов ответов, дети отмечали, что на завтрак они едят: печенье, супы, пельмени, горячий шоколад, молоко или сок, булочки, шоколад, чипсы (результаты в четырех городах схожи).

Обедать и завтракать, предпочитают дома, из экономических соображений. Около 48% респондентов отметили, что получают полдник и иногда и предпочитают съедать: фрукты, йогурты или выпечку.

По данным исследованиям 88% ужинают исключительно дома, однако 5% учеников ответили, что не ужинают вообще.

Ужинать и обедать, дети предпочитают салатом и вторым горячим блюдом, следующий по популярности, с большим отрывом следуют кисломолочные продукты.

Большинство респондентов стараются следить за своим рационом в течение дня, по мере возможности (около 39% респондентов). Но, к сожалению, около 12% признались, что их не волнует то, что и как они едят, они об этом даже не задумываются.

По данным опроса у многих школьников отсутствует время, чтобы обеспечить правильное питание в школе и дома (сильная загруженность на уроках, огромное количество внеклассных занятий, выполнение домашнего задания, помощь по дому). Однако есть группа школьников, которые отметили, что им не хватает информации о здоровом и качественном питании (5%).

При выборе блюд питания основополагающими критериями явились свежесть, запах, вкус и цена. Удивительно, что полезные свойства для детей ставятся на последнее место. Но всего 1% детей ответили, что для них важны все вышеперечисленные критерии оценки.

Среди продуктов и блюд, которые дети не съедают школьники на завтрак или обед на первом месте запеканки, каши и омлеты. Многие дети указали причину – блюда подаются холодными и не вкусными.

Школьники преимущественно питаются 3 раза в день, стараясь соблюдать режим питания, многие соблюдают его всегда, однако некоторые не имеют возможности. По структуре питания: на завтрак большинство школьников предпочитают бутерброд и чай; на обед - второе горячее блюдо, суп, чай, а также салат, на ужин – салат и второе горячее блюдо. В среднем на один прием пищи ежедневно у школьников уходит 10-20 минут. Многие школьники не задумываются над разнообразием рациона в течение дня, но в то же время почти равное количество детей пытаются соблюдать его по мере возможности. Выяснилось, что питаться правильно и разнообразно ребятам мешает отсутствие желания и времени практически в равных количествах.

Случаи отравления не были зафиксированы ни в одной из школ.

Многие из преподавателей не смогли привести даже примерные цифры на вопрос о состоянии здоровья школьников, ответить на данный вопрос, говорит о том, что в школах не ведется мониторинг здоровья детей. Этим объясняется довольно большой процент заболеваемости органов желудочно-кишечного тракта среди детей, что указывает на неправильное питание, заболевания имеют больший процент, наверняка это связано с загрязнением окружающей среды и плохой экологией данного города.

Выводы. Мониторинг качества питания школьников проводится не на должном уровне, у специалистов отсутствует полная информация о состоянии здоровья учащихся, в школах не проводится комплексный систематический анализ питания школьников по многим параметрам. Многие ученики не владеют информацией касательно правильного питания, режима приема пищи, полезных свойствах многих продуктов.

Наличие систематизированного сбора данных и результатов мониторинговых исследований могут служить базой для исследования проблем формирования культуры питания как базовой составляющей формирования здоровья школьников в образовательных учреждениях, анализа существующих подходов к сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни детей и подростков.

Основные направления современного высокотехнологичного комбината школьного питания – это гармонизация нормативно-правовой базы в сфере организации и управления питанием школьников, формирование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области школьного питания, проведение систематизированного мониторинга организации и качества школьного питания, внедрение в образовательный процесс программ по культуре питания.

Наибольшее влияние образовательный процесс оказывает на уровень и характер изменений работоспособности учащихся, а также их эмоциональных состояний, среди которых крайне важно выявление наличия эмоционального стресса. При определенных стрессовых психоэмоциональных ситуациях используют оценочные критерии здоровья (анкеты, опросники).

 

Литература

1. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. – Ростов н/Д, 2000. – 245 с.

2. Тутельян В.А. Гигиена питания: современные приоритеты, проблемы и пути их решения / В.А. Тутельян // Гигиена и санитария, 2010. № 6. С. 27-28.

3. Масловский Е.А. Биомеханические подходы в профилактике нерациональной «эксплуатации» позвоночного столба / Е. А. Масловский, С. В. Власова, А. Н. Яковлев // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта: научно-теоретический журнал, 2013. № 4. С. 88-94.

 

Яковлев Анатолий Николаевич, кандидат педагогических наук», доцент, Беларусь, г.Пинск. Yak-33-c1957@mail.ru

Яковлева Марина Анатольевна, педагог-психолог, Смоленск

Yakovlev Anatoly Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Belarus, Pinsk. Yak-33-c1957@mail.ru

HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES FOR SCHOOLCHILDREN: CONDITION, QUALITY MONITORING

Polessky State University, Pinsk

Yakovleva Marina Anatolievna, teacher-psychologist, Smolensk

Annotation. In the new century, factors that made it possible to combat a number of diseases that were previously considered incurable, began to influence human health, but the person’s lifestyle changed and new threats to his health appeared.

Properly organized nutrition and the whole range of health-saving technologies is the key to the health of the nation. This article presents key aspects of the health of conservation technologies, including the state of nutrition of children of various age groups in secondary schools in Smolensk. The authors disclose the concept of monitoring the quality of school meals, pay attention to the practice of implementing pilot projects in the field of schoolchildren nutrition.

Keywords: health-saving technologies, nutrition of schoolchildren; quality and diet; food culture; the health of children and adolescents; monitoring school meals.

Literatura

1. Apanasenko, G. L. Medical Valeology / G. L. Apanasenko, L. A. Popova. - Rostov n / a, 2000. 245 s.

2. Tutelian V.A. Food hygiene: current priorities, problems and solutions // V.A. Tutelian // Hygiene and Sanitation, 2010. N. 6. P. 27-28

3. Maslovsky E.A. Biomechanical approaches in the prevention of irrational "exploitation" of the spinal column / E. A. Maslovsky, S. V. Vlasova, A. N. Yakovlev // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta: nauchno-teoreticheskii zhurnal, 2013. N. 4. S. 88-94.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: