Июня 2009 года. 10 часов

База данных «Стенограммы заседаний Государственной Думы»

Здание Государственной Думы. Большой зал.

июня 2009 года. 10 часов.

Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов

………

Переходим к пункту 11. "Правительственный час", блок вопросов "Социальная политика", тема "О ходе реализации Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". С информацией выступает министр регионального развития Российской Федерации Виктор Фёдорович Басаргин.

 

Басаргин В. Ф., министр регионального развития Российской Федерации.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня к районам Крайнего Севера полностью или частично относятся территории шести республик, трёх краёв и десяти областей Российской Федерации, где проживают одиннадцать миллионов человек, или 8 процентов населения Российской Федерации. Обеспечение жильём тех из них, кто принял решение выехать либо уже выехал из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регламентируется федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ. Сегодня насчитывается двести тринадцать тысяч семей северян, имеющих право на помощь государства в приобретении жилья по новому месту жительства. Это составляет 42 процента от общей потребности в обеспечении жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством, перед которыми государство имеет обязательство по обеспечению жильём.

процесс обеспечения жильём граждан, выезжающих либо выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, идёт медленнее, чем хотелось бы. До конца текущего года удастся оказать помощь 8,7 процента от общего количества граждан данной категории. Вместе с тем Правительство Российской Федерации уделяет внимание данному вопросу, и темпы обеспечения жильём граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, стабильно ускоряются.

 При этом правом на получение социальной выплаты смогут воспользоваться 100 процентов граждан, выезжающих из городов, посёлков, с полярных станций, находившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, и 36 процентов семей состоящих на учёте инвалидов первой и второй группы, а также инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учётом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Остальные категории северян получают сертификаты по остаточному принципу.

 Поскольку гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов, социальные выплаты для приобретения жилья предоставляются в первую очередь, то ежегодное закрытие населённых пунктов приводит к ситуации, когда в ряде регионов все финансовые средства предоставляются только данной категории граждан, ущемляя права других категорий граждан: инвалидов, пенсионеров и так далее. Так, за период 2005-2008 годов из семи тысяч семисот семидесяти семей, уже реализовавших своё право на приобретение жилья, три тысячи сто тридцать семей, или 40 с небольшим процентов от общего числа, - жители ликвидированных населённых пунктов, четыре тысячи триста семьдесят семей - это инвалиды первой и второй группы, и только двести семьдесят семей - это семьи пенсионеров. Четвёртая и пятая группы вообще в данном распределении не участвуют.

….

 Говоря о перспективах нашей деятельности в целом, подчеркну, мы намерены стабильно наращивать объёмы работ по решению жилищных проблем жителей Крайнего Севера. На 2010 год запланировано увеличение объёмов финансирования и предоставления жилищных субсидий до 8 миллиардов 717 миллионов рублей. Это позволит обеспечить сертификатами до четырёх тысяч восемисот семей. Уверен, что наша совместная работа позволит эффективнее обеспечивать жильём граждан, выезжающих либо выехавших из районов Крайнего Севера.

Спасибо за внимание.

 

Председательствующий. Пожалуйста, присаживайтесь. У нас пять минут по Регламенту выступает заместитель министра финансов Российской Федерации Антон Германович Силуанов. Это соинформация, но если вы попросите больше, Антон Германович вам не откажет. Пожалуйста.

Силуанов А. Г., заместитель министра финансов Российской Федерации.

Реализация 125-го закона, реализация обязательства по переселению граждан из районов Крайнего Севера - это федеральное обязательство, поэтому нам нужно финансировать его и включать в обязательства Российской Федерации, которые  осуществляются через федеральные законы о федеральном бюджете. Вопрос только в том, что необходимо усовершенствовать процедуру определения нуждающихся в переселении, процедуру и порядок предоставления жилищных субсидий. На наш взгляд, высказанное предложение о создании рабочей группы по доработке 125-го закона правильное. После этого мы полагаем необходимым включить требуемые расходные обязательства в наш трёхлетний бюджет и начать реализовывать в полном объёме эти обязательства, а не ждать двадцать - тридцать лет, пока нынешними темпами этот закон будет реализован. Поэтому - ещё раз повторюсь - мы за то, чтобы усовершенствовать порядок реализации этого обязательства и учитывать его в течение пяти - семи лет в законе о бюджете. Готовы работать вместе с коллегами из Государственной Думы.

 

Председательствующий. Спасибо за чёткий, лаконичный доклад.

 

Присаживайтесь. Коллеги, мы договорились: по три вопроса от фракции.

 

Председательствующий. Депутат Ветров, фракция ЛДПР.

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Николай Васильевич!

Ветров К. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Виктор Фёдорович, Республике Коми на финансирование жилищных сертификатов для пятисот семей было выделено чуть больше 1,5 миллиарда рублей. Деньги, конечно, немалые, но в пересчёте на одного переселенца это порядка 310 тысяч рублей. На эти деньги максимум, что можно купить в средней полосе России, - это 15 квадратных метров жилья. На ваш взгляд, 15 квадратных метров - это нормальная площадь квартиры для инвалида? Поясните, пожалуйста. Спасибо.

  Председательствующий. Пожалуйста, Виктор Фёдорович.

  

Басаргин В. Ф. Ну, вообще, по Коми скажу, что там самое большое количество людей, которые нуждаются в переселении и которые встали на учёт, - более ста тысяч. С точки зрения как бы нормы... это норма, которая сложилась в среднем по России, - 310 тысяч, но, конечно, это меньше, чем то, чего хотелось бы нам сегодня для обеспечения инвалидов. Мы работаем над тем, чтобы объём средств, который выделяется по этой программе, был увеличен.

….

 

 

Горячева С. П. У меня вопрос к Виктору Фёдоровичу.

  Просчитывали ли вы, сколько нужно вообще средств по России, чтобы закрыть очередь, и какой процент средств ежегодно выделяется? Чтобы нам было понятно, на сколько лет эта очередь будет растянута.

Басаргин В. Ф. Спасибо за вопрос. Я уже назвал цифру: в целом нуждаются в переселении двести тринадцать тысяч семей, это более пятисот тысяч граждан. Я уже сказал, что к районам Крайнего Севера отнесены территории, на которых проживают почти одиннадцать миллионов человек. То есть мы понимаем, что это серьёзная часть в том числе трудоспособного населения. В целом для реализации программы требуется порядка 320 миллиардов рублей. Если реализовывать программу теми темпами, которые существуют сегодня, то - обычное арифметическое действие - порядка тридцати - сорока лет надо ждать тем, кто находится сегодня в этом списке нуждающихся.

….

Переходим к выступлениям. От фракции КПРФ выступает депутат Штогрин.

 

Штогрин С. И. Уважаемые коллеги, уважаемые представители правительства!

Мы сегодня рассматриваем очень важный социальный вопрос, я бы даже сказал социальную проблему, которая затрагивает миллионы и миллионы людей. Такой проблемы не было в советское время, когда тот, кто проработал на северах, как у нас говорят, больше пятнадцати лет, имел возможность накопить деньги и на эти деньги либо купить, либо построить себе квартиру или дом там, где он пожелал. Но после января 92-го года, когда вклады населения практически обнулили, люди на северах остались без работы и, действительно, государство обязано было заняться проблемой переселения с северов. И как же оно выполняет свои обязанности? На мой взгляд, государство очень невнятно и очень робко выполняет обязанности по переселению с северов. Вот сегодня задавали вопрос: а сколько же лет это всё может продолжаться? За три года, с 2005 по 2007 год, реализовано три тысячи восемьсот пятьдесят сертификатов, а на очереди стоит двести тринадцать тысяч семей северян. Так вот, если такими темпами за последние пять лет переселение происходило, то, я подсчитал, надо сто шесть лет. Естественно, в разных регионах по-разному: в Мурманской области это может продолжаться сорок лет, а в Магаданской - двести ле т. Таким образом, севера не получили тех объёмов финансирования, которые реально нужны были, и я думаю, что здесь надо принимать политическое решение - либо мы решаем эту проблему, либо мы говорим, что решать её не будем и пусть живут как хотят. Возможности у нас для решения проблемы есть, и мы это видим на примере той же самой антикризисной программы. Мы сотни миллиардов рублей выделили на поддержку банковской системы. Да, это надо делать, это необходимо. По моим подсчётам - а они с подсчётами Виктора Фёдоровича совпадают, мы не договаривались, а подсчитывали, так сказать, автономно, - для того чтобы нормально реализовывать программу, нужно 300 миллиардов рублей, тогда в течение пяти - семи лет остроту проблемы можно снять. Эта сумма для нас сегодня вполне... не какая-то там гигантская, неподъёмная. Растянуть это можно действительно на какой-то срок, чтобы у людей была перспектива и они понимали, что всё-таки можно выехать с Севера в более благоприятное для проживания место.

 

Жириновский В. В.

На мероприятия по реализации концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России - смотрите, какое название, чтобы никто ничего не понял, - он выделил 60 миллиардов, а на строительство жилья для северян - 8. Ну вы понимаете, что делают?! На оборот бумаг по линии Центробанка огромные деньги выделяются, а на строительство жилья - копейки, в десятки раз меньше. И это проблема. …   Вот утром я говорил, что у нас крепостничество в пенсионном обеспечении в стране в целом, а вот здесь крепостничество в отношении Севера.

Пивненко В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Виктор Фёдорович, Антон Германович, уважаемые коллеги! Я хотела бы напомнить повестку дня "правительственного часа" - о ходе реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". И хотела бы напомнить о том, что по этому закону предполагается оказать помощь тем малоимущим категориям населения, которые в советское время по договору прибыли осваивать Север в надежде на то, что они заработают там очень хорошие деньги, сделают достойнейшие сбережения и за счёт заработанных средств сами решат свои проблемы, сами определят, где жить, как жить, где приобрести жильё и как использовать своё свободное время, чтобы обеспечить себе достойную старость. Но когда случился, извините за выражение, такой политический нонсенс, когда не стало Советского Союза и рухнули сбережения - у некоторых граждан они были сто тысяч и более, а вы знаете, тогда какие цены были, - они не смогли эти проблемы решить и уехать на родину, в те места, откуда они прибыли по призыву осваивать Север. И поэтому государство решило помочь этим людям, чтобы они при помощи механизмов государственной поддержки смогли выехать и жить там, где они хотят. Поэтому рассматриваемый сегодня вопрос чрезвычайно актуален, и обсуждение показало, что действительно эта проблема стала серьёзной. Более полумиллиона человек ожидают получения жилищного сертификата для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рамках реализации 125-го федерального закона. Следует подчеркнуть, что в последнее время выделение финансовых средств из федерального бюджета увеличилось почти в восемь раз и должно составить в 2009 году около 10 миллиардов рублей, однако об эффективности реализации закона говорить не приходится. При нынешнем нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади по Российской Федерации в размере 26,5 тысячи рублей этих денег хватит на расселение примерно семи с половиной тысяч семей. В 2005-2008 годах государственными сертификатами было обеспечено семь тысяч семьсот семей, то есть всего 3,5 процента от необходимого количества. При сохранении такой ситуации очередь на переселение растянется на тридцать лет и более. Для её существенного изменения и решения вопроса выезда нетрудоспособного - подчёркиваю: нетрудоспособного населения с Севера к заявленным в федеральном бюджете суммам требуется дополнительно 322 миллиарда рублей. Наши расчёты совпадают с теми, о которых сегодня говорили выступавшие. За этой простой арифметикой кроются огромной сложности политическая, экономическая и социальная проблемы. Мы не вправе забывать о гарантиях государства северянам, составляющим лишь 7,5 процента (хотя сегодня Виктор Фёдорович называл другую цифру - 8 процентов) населения страны, но обеспечивающим две трети её валового внутреннего продукта. Доверие населения к институтам власти, как законодательной, так и исполнительной, - вопрос исключительной важности. Не выполняя ранее взятые на себя обязательства, государство рискует потерять доверие молодёжи и, как следствие, её желание впредь осваивать огромные северные территории, что привносит геополитический аспект в рассматриваемую проблематику. … Расчёты показывают: государству должно быть экономически выгодно решить проблему переселения с Севера нетрудоспособного населения. Затраты из различных уровней бюджета на одного неработающего пенсионера-северянина в полтора раза выше расходов на содержание пенсионеров на материке. За сухими цифрами статистики об очередниках комитет всегда видел конкретного человека, понимал политическую и социальную глубину вопроса, его экономическое значение. Считаем, ответственность в разрешении проблемы переселения обоюдная - и законодателей, и правительства.

        

Адрес в интернете: http://wbase.duma.gov.ru/steno/nph-sdb.exe?B0CW[F8&3-%DF%04%D1%C5%D1%D1%C8%DF%04%C3%C4%04%CF%DF%D2%CE%C3%CE%04%D1%CE%C7%DB%C2%C0%04(%C2%C5%D1%CD%C0%042009%04%C3.)&F8&&F8&&F9&%D1%D2%C5%CD%CE%C3%D0%C0%CC%CC%C0&F9&&F9&&F11&09.06.2009&F11&09.06.2009&F11&&F258&^&]X3003

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: