С Т Е Н О Г Р А М М А
Учредительной Конференции Общероссийской
Ассоциации территориального общественного самоуправления
Здание Государственной Думы. Малый зал.
января 2016 года. 12 часов.
Председательствует председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления В.Б.Кидяев.
Председательствующий. Добрый день, уважаемые коллеги!
К настоящему времени зарегистрировалось 211 участников Учредительной конференции Общероссийской ассоциации территориального общественного самоуправления, в том числе 87 делегатов, имеющих право голоса из 67 субъектов Российской Федерации, что подтверждает правомочность нашей конференции.
Полагаю, что мы можем начать, если возражений, дорогие друзья, не будет. Не будет возражений? Спасибо.
Тогда мы начинаем работу нашей конференции.
Первым вопросом предлагается избрать членов счётной комиссии учредительной конференции. Это Кононенко Игорь Александрович - заместитель исполнительного директора Общероссийского конгресса муниципальных образований, Юдин Захар Геннадьевич - руководитель Центра межмуниципального сотрудничества, Пилипенко Надежда Григорьевна - главный специалист Центра межмуниципального сотрудничества.
Уважаемые коллеги, за этих товарищей хотелось предложить проголосовать.
Не будет других предложений? Нет.
Тогда кто за это предложение? Прошу проголосовать. Кто за? Кто против? Кто воздержался?
Принимается.
Азаров Д.И. Уважаемые коллеги, добрый день!
Разрешите вторым вопросом предложить избрать председательствующего учредительной конференции. Предлагаю кандидатуру Виктора Борисовича Кидяева - президента Общероссийского конгресса муниципальных образований. Прошу обсудить это и, если нет возражений, проголосовать.
Коллеги, есть другие кандидаты, нет?
Предлагаю голосовать. Кто за? Против? Воздержались?
Спасибо. Решение принято.
Виктор Борисович, просим вас вести это уважаемое заседание.
Председательствующий. Спасибо, коллеги, за доверие.
Уважаемые коллеги, третьим вопросом определяется избрать секретаря учредительной конференции. Предлагается Орешкина Ольга Викторовна - руководитель Центра правовой работы.
Не будет других соображений, коллеги? Нет.
Тогда ставим вопрос на голосование. Кто за? Кто против? Кто воздержался?
Принимается.
Уважаемые коллеги, предлагаю утвердить повестку учредительной конференции. За это тоже надо, коллеги, проголосовать.
Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Кто за? Кто против? Кто воздержался? Коллега, вы против? Нет.
Уважаемые коллеги, предлагаю включить в повестку конференции следующие вопросы.
Первое. Об утверждении создания Ассоциации "Общероссийская ассоциация территориального общественного самоуправления".
Второе. Об утверждении и принятии устава Ассоциации "Общероссийская ассоциация территориального общественного самоуправления".
Третье. Об избрании состава... Ассоциации "Общероссийская ассоциация территориального общественного самоуправления".
Четвёртое. Это избрания состава ревизионной комиссии Ассоциации "Общероссийской ассоциации территориального общественного самоуправления".
Пятый вопрос. Об избрании директора Ассоциации "Общероссийской ассоциации территориального общественного самоуправления".
Шестой вопрос. Об утверждении приоритетных направлений деятельности Ассоциации "Общероссийской ассоциации территориального общественного самоуправления".
Уважаемые коллеги, если какие есть предложения, можем добавить. Если предложений нет, тогда хотелось бы вопрос поставить на голосование. Есть предложения какие-то? Нет.
Тогда, уважаемые коллеги, ставлю вопрос на голосование. Кто за? Кто против? Кто воздержался?
Принимается.
Уважаемые коллеги, разрешите представить вам президиум учредительной конференции.
Ваш покорный слуга.
Азаров Дмитрий Игоревич - председатель Всероссийского совета муниципального самоуправления и председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Беглов Александр Дмитриевич - полномочий представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
Соколов Александр Николаевич - вице-президент Общероссийского конгресса муниципальных образований, президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, мэр города Хабаровска.
Киричук Степан Михайлович - председатель научно-экспертного совета Общероссийского конгресса муниципальных образований и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Тимченко Вячеслав Степанович - заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, председатель экспертного совета Всероссийского совета местного самоуправления.
Шпектор Игорь Леонидович - председатель Комиссии Общественной палаты по развитию социальной инфраструктуры, местному самоуправлению и ЖКХ.
Мне приятно отметить, что сегодня на работе учредительной конференции принимает участие: Корнеев Андрей Алексеевич - директор Департамента конституционного законодательства развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции Российской Федерации, Починок Наталья Борисовна - ректор Российского государственного социального университета.
У нас в зале, уважаемые коллеги, присутствуют из 67 субъектов Российской Федерации представители, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководители федеральных и региональных органов государственной власти, главы, руководители и специалисты органов местного самоуправления, руководители общероссийских и межрегиональных объединений и муниципальных образований, представители научного и экспертного сообщества, представители средств массовой информации.
Сегодня нам предстоит обсудить и принять важное решение, которое определяет направление развития территориально-общественного самоуправления в Российской Федерации.
Уважаемые коллеги, предлагаю установить следующий регламент проведения конференции. Время на выступление и доклады до семи минут, время на обсуждение основных вопросов повестки до 10 минут.
В связи с тем, что повестка нашей конференции весьма обширна и каждый вопрос важен для нас, я уверен, у присутствующих возникнут вопросы, предлагаю задавать вопросы в письменном виде.
Не будут возражения, коллеги? Нет. Спасибо.
Ну и ориентировочно время окончания нашей работы в 14.00.
Устраивает, уважаемые коллеги, регламент? За два часа, если там надумаем, мы продлим. Не будете возражать? Спасибо.
Тогда, уважаемые коллеги, давайте ориентироваться на такой регламент, раз возражений нет.
Азаров Д.И. Уважаемые товарищи, уважаемые коллеги!
Прежде чем мы приступим к рассмотрению содержательной части нашей конференции, разрешите мне выполнить почетную миссию и вручить Виктору Борисовичу Кидяеву медаль Совета Федерации, которая ему присвоена за его законотворческую деятельность и укрепление местного самоуправления.
Виктор Борисович, давайте это торжественно сделаем.
(Аплодисменты.)
Уважаемый Виктор Борисович, ну чтобы два раза не вставать, просим Вас взять слово для доклада.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, друзья!
От имени комитета Государственной Думы - от нашего Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и от нашего Конгресса муниципального образования я хотел бы искренне вас всех поприветствовать.
Очень рад, что с нами сегодня работают представители 67 регионов страны и в таком представительном составе мы создаем долгожданную ассоциацию ТОС.
Позвольте мне, открывая наше сегодняшнее собрание поделиться с вами некоторыми соображениями о территориальном общественном самоуправлении и о путях возможного укрепления и развития этого важного института.
Как вы знаете, территориальное общественное самоуправление - это из значимых элементов в системе местного самоуправления. По своей сути ТОСы призваны содействовать реализации прав и свобод гражданина по месту жительства и формировать партнерские отношения населения и местных органов власти.
Возможность и необходимость развития ТОСов обусловлена, прежде всего тем, что ТОСы способствуют реальному вовлечению граждан в процесс самоуправления и форм исключительно доступных и понятных каждому жителю.
В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации поставил задачу поддержать гражданскую активность на местах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своими поселками или городом в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяет качество жизни.
С этой точки зрения наша сегодняшняя встреча актуальна как никогда. Давайте вместе посмотрим, каким образом мы можем качественно решить задачу, поставленную президентом.
131 Федеральный закон рассматривает территориальное общественное самоуправление как форму непосредственного участия населения в местном самоуправлении. И вместе с тем ТОСы, как и всё местное самоуправление в стране сталкивается с рядом проблем.
Прежде всего, конечно, это нехватка средств и нехватка кадров. Однако у ТОСов есть неоспоримое преимущество - это активный интерес жителей. ТОСы - это форма реальной организации неравнодушных людей. Практика показывает, что активистами территориально-общественного самоуправления чаще всего становятся зрелые деятельные люди с большим жизненным опытом. Это возможно сказать практически о каждом, кто собрался сегодня в этом зале.
Что нам нужно? Это не просто комфорт или материальные блага, нам всего необходимо ощущение своей нужности, пользы, которую мы приносим обществу, ещё нужно ощущение общности, чувства локтя. Понимаешь, что ты не один, за твоей спиной сила, которая поможет преодолеть все трудности.
ТОС позволяет всем заинтересованным гражданам принимать участие в благоустройстве своего двора, улицы, микрорайона для себя, для своих близких, близких и соседей, знакомых и незнакомых – для всей страны. При этом она играет сразу две роли: организует и объединяет людей по месту жительства и позволяет им влиять на решения власти.
ТОСы могут своевременно выявлять факторы социальной напряжённости, информировать о них органы местного самоуправления, чтобы они могли принять соответствующие меры, и убеждён, что те мои коллеги, кто имеет опыт руководства муниципалитетом, со мной согласятся.
ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и граждан, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения.
И при этом ТОС – это эффективная форма управления малой территорией, которая используется во многих российских городах, в том числе и крупных. Впрочем, не всю... благодаря ТОСам реально сдвигаются с мёртвой точки проблемы, нерешаемые годами. Например, такие, как проведение летнего водопровода, ну, и так далее.
Мы практики, мы знаем, что раскрыть все возможности территориально-общественного самоуправления можно только в активной связке с муниципалитетами. Это подтверждают примеры Новосибирска, Рязани, Тамбова, Липецка, Волгограда и многие, многие другие. И именно поэтому Общероссийский Конгресс муниципальных образований при участии ВСМС взял на себя миссию предложить создание общероссийской Ассоциации ТОС.
Коллеги, безусловно, даже такой замечательный институт, как ТОС, нуждается в поддержке. И эту поддержку нам, прежде всего, может дать объединение и активное взаимодействие новой общественной организации с Общероссийским Конгрессом. Сообща мы сможем сделать многое.
Что нам предстоит? Первое, это лежит на поверхности – надо собрать лучшие практики накопления территориями. Второе – адаптировать их для широкого применения во всех регионах. Полагаю, что в эту работу активно включаются и региональные советы муниципальных образований. При этом, на мой взгляд, было бы полезным создание региональных ассоциаций ТОСов. Инициаторами их создания могли бы выступить советы муниципальных образований соответствующих субъектов Федерации вместе с региональным отделением ВСМС.
Также очевидно, что результатом нашей совместной работы могут стать необходимые поправки в законодательство, в том числе и федеральное. Здесь не могу не затронуть вопрос о статусе юридического лица ТОСов. Недавние изменения в Гражданский кодекс отнесли ТОСы к общественным организациям. В них, как известно, предполагается членство, а в ТОСе такого членства нет и быть не может. На эту проблему есть разные точки зрения, к тому же у нас ТОСов, зарегистрированных в качестве юрлиц, порядка 10 процентов. Однако именно сообща мы можем посмотреть на ситуацию со всех сторон, если надо, мы можем теоретикам подсказать, что надо исправить. В перспективе же, коллеги, мы с вами можем войти на разработку государственной программы Российской Федерации по развитию и поддержке территориально-общественного самоуправления. В ней могли бы найти решение и вопросы финансовой поддержки проектов ТОС, и методические и консультационные поддержки ТОС, в том числе и организация информационных и обучающих семинаров, направленных на повышение квалификации сотрудников ТОС, и многое, многое другое. Кстати, такой опыт, а вы это знаете, уже наработан Общероссийским Конгрессом муниципальных образований: работники исполнительной дирекции Конгресса, сотрудники аппарата Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления оказывают постоянную методическую и консультационную поддержку советам муниципальных образований.
И с этой трибуны мне ещё раз хотелось бы обратиться и предложить чаще использовать этот ресурс. Поверьте, в этом направлении у нас есть серьёзные наработки. Нами подготовлено соглашение с одним из ведущих вузов России – с Российским государственным социальным университетом – о формировании специальных курсов по подготовке, переподготовке муниципальных служащих.
В течение ближайшего времени пройдут семинары для специалистов исполнительных дирекций региональных советов.
Как видите, многие проблемы сообща действительно решаются быстрее и легче.
Уважаемые коллеги, позвольте еще раз вас поблагодарить всех за участие в конференции и выразить уверенность в успехе нашего общего дела.
Очень приятно, поверьте, коллеги, что мы с вами сегодня собрались, чувствуем проблему, и шаг за шагом будем идти вместе и решать проблемы. Я уверен, что у нас всё получится.
Спасибо еще раз.
(Аплодисменты.)
Уважаемые коллеги, слово для выступления предоставляется нашему единомышленнику, соратнику, многоуважаемому Александру Дмитриевичу Беглову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. Спасибо. Пожалуйста, Александр Дмитриевич.
Беглов А.Д. Спасибо большое.
Уважаемый Виктор Борисович, уважаемые коллеги, идея создания общероссийской ассоциации территориального общественного самоуправления появилась своевременно. Ни один орган государственной власти не может сегодня обойтись без активной общественной помощи и поддержки.
Территориальное общественное самоуправление объединяет людей инициативных, неравнодушных. Благодаря вашей активности каждый день решается множество, казалось бы, повседневных, но при этом самых насущных вопросов.
То, что это именно тот нерв, та прямая и короткая связь, которая позволяет управленцам любого уровня сверять свои действия с реальностью.
Представители ТОСов - то ядро, тот костяк, на котором держится не только конкретный дом, улица, микрорайон или поселок, но по сути вся Россия.
В Центральном федеральном округе зарегистрировано около 6 тысяч организаций территориального общественного самоуправления, почти треть всех ТОСов страны. В Центральном федеральном округе это почти 40 миллионов населения.
Всего по данным Минюста в Российской Федерации их 21 тысяча, из них только 2200 зарегистрированы в качестве юридического лица, в Центральном федеральном округе всего 147. Это как раз о том, о чем говорил Виктор Борисович.
Закон предоставляет гражданам право самим решать, регистрировать органы территориального общественного самоуправления в качестве юридического лица или нет. Есть определенные шероховатости, но я думаю, мы способны справиться с этими шероховатостями и преодолеем их.
Но я хотел бы обратить внимание, что у юридического статуса есть важное преимущество - возможность привлекать финансирование на реализацию общественных инициатив. Это и средства местных бюджетов, и субсидии из регионального бюджета, и очень важные президентские гранты.
В нашем округе ТОСы активнее всего формируются там, где есть поддержка местных властей. И результаты их работы гораздо выше, когда есть диалог с властями.
Руководителям муниципальных образований в свою очередь также жизненно требуется поддержка ТОСов по самым жизненным вопросам. От эффективности такого взаимодействия выигрывают обе стороны, но самое главное - выигрывают жители.
У нас есть хорошие примеры такого эффективного диалога в городе... Костромской области, ТОСы участвуют не только в текущей работе органов местного самоуправления, но и в рассмотрении таких важных документов как местные бюджеты, социально-экономическая программа развития города.
Что это дает? С одной стороны ТОСы четко видят и понимают все сложности бюджетного процесса, знают обоснования объемов средств по разным направлениям и статьям, и могут донести до местных властей главные наболевшие вопросы, волнующие жителей.
А с другой стороны, у органов местного самоуправления появляется народный рупор, через который жители в живой и доходчивой форме могут получить полезную информацию и необходимые пояснения о бюджете, о расходах и проектах, которые должны быть сделаны на той или иной территории.
Многие субъекты Федерации сталкиваются с прямо противоположной ситуацией, когда отсутствие у жителей адекватной информации очень цинично используется оппонентами местной власти.
Я немножко займу время, но это очень интересно, хотел бы рассказать, у нас прошли выборы в местное самоуправление во всех регионах Российской Федерации, вот мы в некоторых субъектах Центрального федерального округа наблюдали очень интересные технологии нашими оппонентами, которые финансируются из-за рубежа.
Приходит депутат, кандидат, и рассказывает всё о бюджете региона 2015 и 2016 года, выдавая это за себя, и говорит, что я обязательно добьюсь, что это всё будет выполнено. На сборе жителей не нашлось ни одного активиста, который бы знал бы этот бюджет и который бы мог бы рассказать, что, ну, парень, всё это хорошо, прекрасно, но это уже без тебя всё мы приняли, всё это сделали.
Но самое интересное, что эти бюджеты будут выполнены в муниципалитетах, но очки, конечно, заработают наши оппоненты на тех же выборах и в Государственную Думу.
Ещё один пример живого взаимодействия ТОСов и муниципальных властей есть у нас в Белгородской области.
Вы знаете, что федеральный закон представляет ТОСам возможность вносить предложения в действующие муниципальные правовые акты.
Белгородцы создали проект "Народная инициатива". И теперь местные депутаты регулярно встречаются с представителями ТОСов и обсуждают, какие именно изменения необходимо вносить в муниципальные правовые акты.
Все эти примеры очень важный опыт, потому что ТОСы всегда находятся на передовой. Вы первыми узнаёте о проблемах жителей нашей территории, но вы же можете стать настоящими связными между жителями и органами местного самоуправления.
Сегодня депутаты избираются на местном региональном уровне. Это самая близкая власть к населению. От эффективности их работы зависит качество нашей жизни. Адекватную оценку этой работы можете дать и вы - представители ТОСов, а ваше мнение для нас очень важно.
Считаю, что встречи с депутатами должны проходить регулярно не только по инициативе самих депутатов разных уровней, но и жителей, и представителей ТОСов.
В центральной России в январе были побиты все рекорды по снегопадам. За сутки выпадала месячная норма осадков. Понятно, что в таких ситуациях власти все силы бросают на расчистку основных магистралей, чтобы не было перебоев с доставкой продуктов, работой общественного транспорта, учебных заведений, поликлиник, больниц. Ну, а вот дворовые территории - просто не хватало ресурсов: ни техники, ни персонала. Пока очередь дойдёт до какого-то двора, все службы будут кивать друг на друга, а в результате жители утопали бы в сугробах.
Но там, где ТОСы активно и организовано организовали уборку снега, выходили жители домов, где-то привлекались добровольцы из молодёжных объединений - дворы убирались, люди привлекались и были довольны. Главное - проявить инициативу, и люди с пониманием относятся к этой инициативе, потому что это двор, это их среда обитания.
Понимаю, что вас, присутствующих в этом зале, не нужно призывать активности. Но хотел бы отметить, что молодёжи в ТОСах пока немного, хотя это реальная возможность для них получить отличный управленческий опыт, попробовать свои силы в решении вопросов местного значения. Молодёжь в свою очередь может обогатить работу ТОСов, потому что мыслит по-новому, и её идеи и взгляды могут освежить привычные решения.
Молодёжное крыло ТОСов у нас активно работает в Рязанской области. Волонтерские организации вместе с ТОСом решают самые разные вопросы, начиная от благоустройства территории, заканчивая помощью ветеранам. А студенты с факультетов государственного и муниципального управления проходят в ТОСах практику.
В Рязани есть ещё один замечательный опыт, когда представители ТОСов по совместительству являются общественными жилищными инспекторами. Это очень существенная помощь не только местным, но и региональным властям, потому что жилищно-коммунальные вопросы, как вы хорошо знаете, самые чувствительные для жителей.
Такие общественные жилищные инспекторы взаимодействуют с управляющими компаниями, следят за качеством капитальных ремонтов, информируют органам местного самоуправления о нарушениях. И управляющие компании понимают, что за ними есть профессиональный надзор.
Ещё одно направление, где участие ТОСов крайне важно, это вопрос обеспечения безопасности. Сложная ситуация складывается сегодня в мире. Терроризм, экстремизм становится чуть ли не обыденным явлением.
Президент России и правоохранительные органы многое делают для обеспечения нашей безопасности, но надо и всем нам объединиться, чтобы защитить себя и своих близких.
Кто лучше ТОСов знает свою территорию, ситуацию в подъезде, в доме, на улице, приметить чужака, обратить внимание на какие-то тревожные вещи, своевременно предупредить правоохранительные органы о любой подозрительной активности? Эффективней всего могут именно сами жители.
В народе говорят, что бдительные соседи в сто раз лучше любой сигнализации. А ТОСы не просто бдительные, но ещё и организованные соседи.
Вы помните, что в конце 90-х годов, в двухтысячных много было противоправных действий, были террористические акты. И благодаря бдительности многие террористические акты были предотвращены непосредственно бдительностью населения, а вы помните, чердаки, подвалы и многое, многое другое.
Знаю, что многие из вас тесно взаимодействуют с уполномоченными участковыми, создают добровольные дружины по охране общественного порядка, такие практики нужно поддерживать и развивать. Это очень важно, это большая помощь.
Есть ещё один вопрос, в решении которого, как представляется, потенциальная роль ТОСов пока сильно недооценена.
Вы все хорошо знаете, что национальная безопасность страны напрямую зависит от духовно-нравственного состояния общества.
Президент в своих выступлениях не раз отмечал, что сегодня утрачены многие нравственные ориентиры. Это проявляется в равнодушии к общественным делам, готовности мириться с грязными, исписанными стенами в подъездах, неухоженными детскими площадками, ростом употребления наркотиков, которые употребляются здесь, на детских площадках и в наших с вами подъездах. Всё это приводит к росту преступности, разрушению семейных ценностей.
В Центральном федеральном округе мы ведем специальный мониторинг духовно-нравственной ситуации. И я хочу сказать, по некоторым показателям есть проблемы, и участие ТОСов в этих проблемах было бы очень актуально и полезно.
Нашими недругами сегодня предпринимаются активные попытки расколоть, разобщить наше общество, повлиять на наши нравственные устои. Появилось множество всевозможных общественных, благотворительных, религиозных и прочих организаций, которые якобы ведут миссионерскую и социальную работу, а на самом деле – агрессивную антироссийскую пропаганду, направленную на разрушение нашей страны. Хотел бы отметить, что большинство этих организаций финансируется из-за рубежа.
Что такое ТОСы? Это наш подъезд, наш двор, наша улица, поселок, город, здесь мы живем, здесь живут наши дети. И когда приходят чужаки, которые, пытаются разрушить, навредить нашему дому, мы должны встать на его защиту, защиту нашей территории, и неважно, кто это, преступник или просто недоброжелатель, или просто халатный чиновник. Важно не только защищать, но и заставлять органы власти всех уровней активно работать на благо наших граждан.
Мы понимаем, что без вашей активной поддержки не обойтись. ТОСы могут и должны стать не только центром бдительности, но и центром сплоченности на своих территориях. Вы можете не только объединять и организовывать людей, но и поддерживать их морально.
Помните такое исконно русское выражение: всем миром? Оно не только про умение совместно решать какие-то важные вопросы, но и про нашу общность при возможности опереться друг на друга. Именно на уровне общественного самоуправления люди могут ощутить свою востребованность, заботу, отзывчивость, но и очень важно, взаимопомощь и милосердие, у нас огромное количество одиноких пожилых людей, которые проживают, внимание к ним, у нас очень много молодежи ещё, 14-15 лет, которые шкодят понемножечку, их тоже вовремя можно каким-то образом упредить от этих правонарушений и многое-многое другое. Мы... должны просто по-человечески и с любовью относиться друг к другу.
В Центральном федеральном округе много хороших примеров, когда ТОСы реализуют интересные социальные проекты по укреплению гражданского единства. Уверен, что и в других округах такая работа ведется.
И Виктор Борисович уже говорил о том, что важно делиться опытом и важно перенимать этот опыт, потому что у нас есть очень хорошие примеры, и люди должны знать об этих примерах, делиться ими, проходить практики, приезжать друг к другу в гости, обсуждать некоторые наболевшие проблемы и заниматься профессионально той средой, в которой вы проживаете.
Чтобы... объединить и анализировать, мы разработали модельный паспорт ТОС и отработали его на примере Рязанской области. Такой анализ позволяет определить основные направления развития территориального общественного самоуправления и своевременно выявлять проблемы, накапливать успешный алгоритм работы. Я думаю, что вот паспорт ТОСа – это очень важный момент, это единая идеология, это единые подходы к решению тех наболевших вопросов, которые имеются у нас на территориях.
Уважаемые друзья, у нас с вами большая страна, территориальное общественное самоуправление проходит в разных ее регионах свой путь. И сегодня важно сверить часы, вести открытый диалог, сотрудничество между разными территориями. Поэтому так своевременно, повторюсь, создание общероссийской ассоциации.
Со своей стороны мы вносим на ваше рассмотрение предложение о построении ассоциации по окружному принципу и готовы оказывать всяческое содействие её развитию. Я бы считал, что это очень важно, но поскольку очень огромная и большая страна, а на окружном уровне мы могли бы поддержать инициативу ТОСов на местах, включить в свой совет и в другие институты гражданского общества или в систему местного самоуправления и в другие институты и поддерживать вас, самое главное.
Я хочу сказать вам искренне, не рисуясь, я специально пришел к вам на заседание, чтобы сказать, что мы очень заинтересованы в развитии этого института, всячески будем его поддерживать. Практически это соль земли нашей российской. И без вас очень будет сложно, потому что если мы не научимся защищать свою территорию, то вместо нас начнут разрушать её совершенно другие.
И в заключение хотел бы уже так чисто по-свойски сказать как россиян россиянину, как говорят, знаете, сегодня непростое время, и брошен вызов нашей стране и нашим гражданам. И вот все сидящие здесь, включая меня, президиум, да, им тоже брошен вызов, каждому из нас. И от нашей с вами работы, от наших команд, от наших друзей, от наших родных зависит - устоим мы или не стоим, вот это очень важно. Вот нельзя там кивать на федеральные, региональные, муниципальные уровни, каждый должен посмотреть на себя и сказать, что я сделал для того, чтобы страна процветала и чтобы она была безопасная.
Сейчас выделены огромные деньги нашими оппонентами из-за рубежа, да, именно на разрушение. Ну а важное, что я хотел отметить про молодёжь. Вот сегодня борьба идёт именно за умы и сердца нашей молодёжи, наших наследников. Если мы проиграем эту борьбу, тогда и будет другая страна.
Спасибо вам, желаю вам успехов и удачи. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемые коллеги, слово для выступления предоставляется председателю Всероссийского совета местного самоуправления, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству Азарову Дмитрию Игоревичу, пожалуйста. (Аплодисменты.)
Азаров Д.И. Спасибо.
Уважаемые коллеги, к нашей работе присоединился многоуважаемый депутат Государственной Думы Виктор Алексеевич Казаков, и разрешите мне, используя авторитетный уровень нашего высокого собрания, вручить здесь, на этой площадке, Почётную грамоту Совета Федерации "За многолетний и добросовестный труд, большой вклад в развитие парламентаризма Российской Федерации и совершенствование Федерального Законодательства" Виктору Алексеевичу Казакову. (Аплодисменты.)
Ещё раз, добрый день, уважаемые участники конференции, коллеги, соратники, товарищи!
Очень рад видеть в зале много знакомых лиц, и разрешите мне от имени Всероссийского совета местного самоуправления и от имени Совета Федерации, верхней палаты парламента, палаты регионов и приветствовать всех участников конференции.
Уважаемые коллеги, создание на общероссийском уровне организации, объединяющие территориальные и общественные самоуправления актуальны и необходимы для их успешного развития на благо граждан нашей страны. Мы неоднократно это обсуждали на самых разных площадках. Но сегодня я хотел бы поблагодарить Виктора Борисовича Кидяева за то, что инициатива была оформлена, и благодаря его усилиям, его активности мы собрались сегодня здесь. Виктор Борисович, спасибо, этого момента мы ждали вместе и вместе реализуем. (Аплодисменты.)
Мы, безусловно, поддерживаем это начинание. В настоящее время территориальное общественное самоуправление является самым гибким и максимально приближенным к населению, институтам местного самоуправления и отличается многообразием своих форм.
Это очень перспективная форма организации граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения, способствующая росту гражданской активности и ответственного отношения граждан к улучшению условий жизни на местном уровне.
Общественная и государственная важность развития территориального общественного самоуправления, на мой взгляд, обусловлено, во-первых, его сутью и целями, заключающимися в самоорганизации и активном участии самих граждан по месту своего жительства в осуществлении своих собственных инициатив, направленных на улучшение условий жизни на территории проживания.
Во-вторых, территориальное общественное самоуправление способно обеспечить необходимую связь граждан и местных сообществ с органами публичной власти в интересах жителей соответствующих территорий. Без укрепления такой связи сложно преодолеть существующее во многих местах недоверие населения к муниципальной власти и даже отчуждение власти от граждан.
В-третьих, необходимость развития территориального общественного самоуправления обусловлено его сегодняшним состоянием, наличием определённых проблем, без решения которых эта важнейшая форма народовластия не раскроет свой общественно-полезный потенциал.
Как вы знаете, наш Президент Владимир Владимирович Путин в своих выступлениях по вопросам развития местного самоуправления отмечал важность создания реальных возможностей участия граждан в местном самоуправлении для решения повседневных вопросов местного значения, в том числе через территориальные общественные самоуправления.
Общественная потребность в этом сегодня ощущается, она большая. Территориальное общественное самоуправление выполняет роль важного связующего граждан и местную власть звена, необходимость в котором в современных условиях значительно возрастает, о чём сегодня уже было сказано.
Конечно же, мы знаем опыт многих территорий, где ТОСы работают активно. Есть свои особенности в малых городах, поселениях, там, где люди буквально знают друг друга в лицо.
Чуть больших усилий требует развитие территориального общественного самоуправления в крупных городах в силу масштабов и численности жителей. Предпосылки отчуждения муниципальной власти от граждан представляются весьма значительными. Мы считаем, что государственная и муниципальная поддержка создания деятельности ТОСов должна расширяться. Но при этом следует учесть, чтобы создание благоприятных условий для учреждений деятельности ТОСов не стимулировала образование искусственных ТОСов. ТОСам категорически противопоказаны создание всякого рода забюрокраченных структур, формализм, заорганизованность и кампанейщина. Иначе это будет уже не самоуправление, а его имитация.
Ключевое условие, без которого настоящие ТОСы невозможны, это наличие активных неравнодушных граждан, готовых лично участвовать в улучшении условий жизни по месту своего проживания. Поэтому необходимо поддерживать именно самостоятельные инициативы энтузиастов на местах, а не подменять это живое начало, являющееся сутью и основой ТОСов разного рода мероприятиями органов власти.
Создание общероссийской ассоциации территориального общественного самоуправления станет началом систематической работы по совершенствованию условий, в том числе законодательной базы для успешной деятельности ТОСов на благо граждан нашей страны.
Уважаемые коллеги, по данным Министерства юстиции России на начало этого года общее количество ТОСов составляет 30 тысяч 815. При этом число ТОСов зарегистрированных в качестве юридического лица и получивших статус некоммерческих организаций составило 2117. То есть большинство действующих ТОСов свыше 93 процентов не зарегистрированы в качестве юридических лиц, что зачастую препятствует участию многих из них в реализации муниципальных программ и получение поддержки органов власти. Как показывают данные Минюста, зарегистрированные ТОСы расположены на территории субъектов Российской Федерации очень неравномерно. Более половины всех зарегистрированных ТОСов 57 процентов находится в Волгоградской области. Причина этого положительного явления в том, что на протяжении более 10 лет органы госвласти Волгоградской области оказывали и оказывают всестороннюю поддержку установления развития ТОСов особенно в тот период, когда главой региона был Николай Кириллович Максюта. О своём опыте по развитию ТОСов он даже написал книгу с оптимистичным названием "Дорогу осилит идущий". Следующий после Волгоградской области регион по численности зарегистрированных ТОСов - это Самарская область, 122 зарегистрированных ТОСа. И я надеюсь, что та поддержка, которая многие годы в Самарской области осуществлялась в территориальном общественном самоуправлении, не будет снижаться.
Коллеги, и на третьем месте хочу вам сказать, что Пермский край. В 20-ти субъектах, в 28-ми субъектах Российской Федерации нет ни одного зарегистрированного ТОСа. В городе Москве, где живёт более 12 миллионов жителей, всего девять зарегистрированных ТОСов. Основная причина такой неравномерности, на наш взгляд, заключается в отношении органов власти на местах к созданию развития ТОСов в том, какую поддержку они оказывают общественным инициативам по созданию территориального общественного самоуправления.
Вторая причина в крайней недостаточности информированности граждан о такой форме непосредственного осуществления местного самоуправления, как ТОС. На общероссийских каналах и радиоканалах вопросы развития территориального общественного самоуправления практически не освещается. И здесь, коллеги, я хотел бы привлечь ваше внимание к телевизионному проекту Всероссийского совета местного самоуправления, который мы реализуем вместе с общественным телевидением России. У нас есть программа "Живём в России". И я приглашаю вас к участию в этой телепрограмме. Мы вам предоставим эфир, и вы расскажете о своём опыте. Пожалуйста, обращайтесь. Опыт уже ваших коллег есть по участию в эфире.
Кроме того, важное значение, конечно же, имеют традиции и культура местного населения. Например, успешному развитию ТОСов в Волгоградской области способствовали сохранившиеся в народной памяти традиции казачьего самоуправления. На сегодняшний день во многих регионах накопился интересный положительный опыт, который мог бы быть полезен для активистов ТОС из других регионов. Я не буду его перечислять, чтобы никого не обидеть. Но таких примеров очень много и, конечно же, многие из людей, которые эти инициативы реализуют сегодня в зале, я этому очень рад.
Отдельно отмечу активное участие ТОСов в конкурсе лучших муниципальных практик, которые проводит Всероссийский совет местного самоуправления, и итоги которого мы подведём накануне дня местного самоуправления. Коллеги, свыше 50-ти заявок к нам направили территориальные общественные самоуправления. Конечно же, большинство из них по специальной номинации развития территориального общественного самоуправления. Но я рад тому, что есть инициативы и в сфере благоустройства, и жилищно-коммунального хозяйства, патриотического воспитания. Это крайне, крайне важно. И сегодня уважаемый Александр Дмитриевич уже это отмечал, насколько эта работа соответствует духу, времени и тому, чем занимаются территориальные общественные самоуправления.
Уважаемые коллеги, проводимое в течение более 10 лет совершенствование федерального законодательства в сфере местного самоуправления лишь в небольшой мере затронуло правовые основы создания и деятельности территориального общественного самоуправления.
Я не буду эти инициативы перечислять и принятые решения, и отклонённые, хочу сказать, что те инициативы, которые появлялись в Госдуме, в Совете Федерации, конечно, не являлись системными или комплексными законопроектами, не основывались на целостном понимании дальнейших перспектив развития территориального общественного самоуправления.
Думаю, что разработку концепции развития территориального общественного самоуправления, нам ещё предстоит провести эту работу, нам предстоит сообща.
Также я хотел бы обратить внимание и на ряд проблем, я не буду повторяться, сегодня уже и Виктор Борисович, и Александр Дмитриевич и о них сказали, в том числе связанных с законодательством об организационно-правовой форме общественных организаций. Уверен, мы найдём решения сообща этому вопросу.
Недостаточная правовая урегулированность взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами ТОС. Вот здесь тоже нам предстоит, на мой взгляд, поработать.
В этом плане заслуживает внимания, на мой взгляд, предложение о том, чтобы установить в 131-м федеральном законе дополнительные гарантии реализации права граждан на осуществление территориального общественного самоуправления, в том числе гарантии рассмотрения органами местного самоуправления предложений ТОСов, гарантии участия ТОСов в подготовке планов развития соответствующих муниципальных образований.
Теперь предложения относительно создаваемой ассоциации. Уважаемые коллеги, я предлагаю в уставе ассоциации предусмотреть возможность ассоциированного членства представителей ВСМС АКМО, например, в качестве участников коллегиального органа управления ассоциации с правом совещательного голоса.
Предлагаю рассмотреть вопрос создания рабочей группы по разработке концепции развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации и рабочей группы для подготовки первоочередных законодательных предложений.
Уважаемые коллеги, я уверен, что создаваемая ассоциация объединит наиболее активных, опытных представителей тосовского движения, сможет вовлекать всё новые и новые гражданские силы в эту работу, сможет во взаимодействии с органами публичной власти всех уровней, со специалистами и учёными существенно повлиять на улучшение условий для развития деятельности территориального общественного самоуправления, включая совершенствование законодательной базы.
Спасибо вам за внимание. И успехов нам! (Аплодисменты.)
Председательствующий. Уважаемые коллеги, Александр Дмитриевич у нас: дела-дела, уходит. Я хотел бы от всех нас ещё сказать большое человеческое спасибо. Дай бог, чтобы наши коллеги, полпреды тоже это слышали, понимали, везде нас так поддерживали. Спасибо, Александр Дмитриевич. (Аплодисменты.)
Беглов А.Д. Это правда. Спасибо.
. Всего доброго! Мы на вас надеемся! До свидания.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, продолжим нашу работу.
Слово для доклада представляется председателю Комиссии Общественной палаты по развитию социальной инфраструктуры местного самоуправления и ЖКХ - Шпектору Игорю Леонидовичу. Пожалуйста.
Шпектор И.Л. Добрый день! Уважаемые коллеги, я не хочу повторяться, все выступающие сегодня достаточно чётко сказали о целесообразности сегодняшней конференции.
И я считаю, что это продолжение того, что у нас было до этого в Уфе и то, что Конгресс муниципальных образований обозначил проблему, я очень благодарен Виктору Борисовичу Кидяеву, который сегодня возглавляет нас всех и ведёт к верной цели местного самоуправления.
Я очень не хочу быть критичным. Мне говорят: ты всегда очень жёстко выступаешь, будь сегодня мягким. Я постараюсь быть очень мягким, я считаю, что действительно мы необходимы все. И то, что сегодня вы - неравнодушные люди, собрались в этом зале и то, что вы - неравнодушные люди, пытаетесь работать на местах - это очень важно.
Возникает вопрос: можете ли вы работать на местах, не потому что у вас нет интеллекта, а потому что есть ли у вас возможности работать на местах или есть лозунги, которые сегодня звучат: вот давайте работать. А работать не дают. Вот я очень хотел бы, чтобы это было понятно.
Я, как председатель комиссии палаты Российской Федерации, как Президент Союза городов севера России, очень много езжу по стране и бываю в различных субъектах. Понимаете, с чем я сталкиваюсь? С тем, что общественность, если умный губернатор, то они дают ей возможность работать. Если губернатор не умный и у него напряженка вообще во многих вопросах, связанных с его интеллектом, то работать не дают, а дальше уже не дают работать мэры городов.
Поэтому возникает вопрос. Вот собрались неравнодушные люди, они хотят работать, как вы, а на местах сегодня у них нет прав, у них нет возможности. Даже мы, наделенные большими возможностями как Общественная палата Российской Федерации, утвержденные каждый из нас Президентом России, удостоверение подписано, порой не можем найти общий язык с властью. И я говорил Владимиру Владимировичу, что понимаете, когда сегодня Вы передаете функции губернаторам, а они забирают у местных органов власти их функции, то можем ли мы говорить о взаимоотношениях власти и народа, народа и власти?
Если сегодня губернатор в силу своего, так сказать, будем говорить разума, забирает у муниципалитетов сначала здравоохранение, потом дошкольные учреждения, потом образовательные учреждения, потом градостроительную политику забирает, дороги, коммуналку, возникает вопрос: давайте повесим замок вообще на администрацию городов, у которых всё забрано, потому что губернатор с саблей наперевес молодой, решительный хочет всё забрать под себя. И сегодня с этим мы сталкиваемся повсеместно. Возникает вопрос: глава города, глава поселения отвечает перед народом, вместе с такими же неравнодушными людьми он хочет работать, а у него нет вообще возможности, я уже не говорю о бюджетах, которые полностью зарезаны, которые на нуле у многих. Приходит такой, какой неравнодушный человек и говорит главе города: вы знаете, вот у нас валится здание поликлиники. А он говорит: так она не моя, она в здравоохранении.
Я вот был мэром города Воркуты, я не отдал здравоохранение. Ну представляете, сегодня здравоохранение ушло в Сыктывкар, 1100 километров от Воркуты до управления, которое находится в городе Сыктывкаре, министр управляет, главный врач не может взять себе на работу никого, министр управляет. А каким же образом местные органы могут управлять, а вместе с ними ТОСы?
Поэтому сегодняшняя схема, которая существует, против чего я выступал многократно, она, к сожалению, лишает очень часто возможности людей вот неравнодушных, общественников, которые пришли в общественные палаты, в общественные советы работать. Когда сегодня мы сталкиваемся с тем, что у губернаторов ряда субъектов вообще министерство не допускает создавать общественные советы, так можно ли говорить о том, что их ТОС допустят туда. Если даже общественный совет, который по указу президента должен быть, а губернатор говорит, там, Читы: мне это не надо. Ну как так можно в Забайкалье? И так далее.
Мы сталкиваемся с тем, что ТОСы хотят работать, а им не дают возможности. И поэтому то, что сегодня проходит на этой учредительной конференции, это очень важно, что мы сегодня обозначаем эти вопросы, которые нужно закрепить будет в дальнейшем законодательно.
Я думаю, что касается нашего руководителя, Виктор Борисович, это надо будет выходить на президента, надо чтобы пресса обозначала те возможности, которые несут за собой ТОСы.
Вот я разговаривал сегодня с молодым человеком, он руководит ТОСом. Он говорит: вы знаете, у меня 57 домов, ну может я ошибся, но ТОС это не только дома, это не только жилье, это всё, что находится на территории. Это люди, которые пишут сегодня, я рассматриваю тысячи писем в Общественной палате, тысячи, кто-то дорогу прокладывает от "фонаря". Кстати, губернатор города Москвы, это делает повсеместно, ни с кем не советуясь, хоть он по телевизору такой славный весь, но понимаете, мы, когда начинаем проверять и дорога, как говорится, на расстоянии трёх метров от входа в подъезд, понимаете, или лозунги про лифты, которые все построят в течение короткого времени, и люди, общественники, которые пытаются влиять на это, с ними никто не считается. Поэтому для нас очень важна сегодняшняя конференция, чтобы мы могли законодательно дать возможность общественности работать, вам работать. Тогда будет эффект, тогда будет знать, что нельзя закрывать фельдшерский пункт, который закрывают сегодня, не считаясь ни с кем.
2-го числа в палате мы проводим совещание большое по малым городам и по сельским поселениям. Вот вы знаете, ведь они приходят, руководители сельских поселений, у них закрывают всё подряд: закрываются клубы, закрываются фельдшерские пункты, закрываются аптеки. Возникает вопрос - а что может сделать человек, который неравнодушно сидящий в этом зале, который зарегистрирован, если сегодня это идёт с воли губернатора. Губернатор давит на не всенародно избранного сегодня мэра, он назначен, сити-менеджер, его можно снять, и всё, круг замыкается. Поэтому для нас сегодня очень важно то, что мы собрались.
Я поддерживаю полностью сегодняшнее собрание, я поддерживал то, что проходил у нас конгресс. Мы должны понимать, что сегодня то, что говорил полномочный представитель, те негативы, которые валятся сегодня, малейшая возможность "обгадить" страну, "обгадить" руководство страны, воспринимается, как большая радость. ТОСы не создаются для того, чтобы только искать негативы, ТОСы создаются для того, чтобы помогать на местах жить людям. Но они бессильны, если у них не будет возможности. Зарегистрирован - не зарегистрирован, это уже вторая часть вопроса.
Поэтому я от всей души желаю вам, чтобы вы активно работали. Я буду очень рад, если та тема, которую я веду, жилищно-коммунальное хозяйство, местное самоуправление и социальная инфраструктура, вы будете выходить на Общественную палату России, и мы вместе будем совместно с Государственной Думой, с Советом Федерации и с вами решать эти наболевшие вопросы.
Я желаю вам удачи и главное - веры в будущее. Я уверен, что в четвёртом квартале этого года Россия займёт свою нормальную нишу, и об этом вы должны говорить на всех уровнях, что у нас ситуация изменится.
Говорю из верных источников, баррель будет стоить дорого. Я вам желаю удачи! (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Игорь Леонидович.
Слово для доклада предоставляется директору Департамента конституционного законодательства развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции Российской Федерации Корнееву Андрею Алексеевичу. Пожалуйста.
Корнеев А.А. Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, прежде всего, позвольте поприветствовать вас от имени Министерства юстиции, пожелать вашему учредительному Собранию плодотворной работы.
Территориально-общественное самоуправление - важнейший институт местной демократии, это форма самоорганизации жителей для решения собственных инициатив, для решения вопросов своего жизнеобеспечения.
Законодательные нормы определяют ряд концептуальных особенностей правового статуса территориально-общественного самоуправления.
Первое. Это то, что территориально-общественное самоуправление, являясь аналогией органа местного самоуправления, задумано, как форма, обеспечивающая реализацию прав граждан на осуществление местного самоуправления и участия в непосредственном управлении муниципальной власти.
Второе. Это то, что правоотношения связаны с созданием деятельности ТОС относятся напрямую к регулированию федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", который в данном случае является, имеет значение специального закона.
Третье. ТОС - это отсутствие индивидуального членства и отдельных учредителей в ТОСе.
Четвёртое. Это создание и деятельность ТОСа осуществляется с фактического согласия органов местного самоуправления. В данном случае ТОС считается учреждённым после регистрации его устава в органах местного самоуправления.
И пятое, что это территориальный принцип действия ТОСов. Границы территории, на которой учреждается и функционирует ТОС, устанавливается представительным органом.
Уважаемые коллеги, Минюст, как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за взаимодействие с некоммерческими организациями за выработку государственной политики в сфере местного самоуправления, внимательно следит за развитием территориального общественного самоуправления.
Всего по нашим данным, основанным прежде всего на данных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, насчитывается 21 тысяча ТОСов, уставы которых зарегистрированы органами местного самоуправления. Вместе с сетью ТОСов, действующих в масштабах дворов, домов, улиц, данная цифра достигает 31 тысячи ТОСов, о чем сказал Дмитрий Игоревич. Это в полтора раза, чем общее число муниципальных образований, которое на сегодняшний день составляет около 22 тысяч.
С другой стороны движение ТОС распространяется неравномерно и охватывает всего 4,5 тысячи муниципальных образований, то есть четвертую часть всех муниципальных образований, всех муниципальных образований.
В масштабе регионов он тоже распространен крайне неравномерно. С одной стороны у нас есть четыре региона (это Республика Марий Эл, Краснодарский край, Белгородская и Волгоградская области), где счет ТОСов уже идет на тысячи и где они охватили практически все муниципальные образования, есть крупные города, насчитывающие по несколько сотен ТОС (это Воронеж, Курск, Нижний Новгород, Орел, Тамбов, Челябинск).
В некоторых регионах ТОСы образуют сетевую структуру. Так по данным Кемеровской области, из 208 зарегистрированных ТОСов приходится более 7 тысяч 700 ячеек низового уровня.
В тех регионах, где местные сообщества проявляют должную активность, где граждане реально чувствуют свою вовлеченность в дела местных сообществ, а региональные органы власти и должностные лица местного самоуправления оказывают им всяческое содействие, обычно удается добиться неплохих результатов.
В то же время 30 регионов не используют, к сожалению, созидательный потенциал территориально-общественного самоуправления или используют его незначительно (это республики Калмыкия, Карелия, в Чеченской республике, Мурманской, Псковской областях, Камчатском крае).
Неравномерное движение ТОС, с одной стороны можно объяснить географическими различиями. Сеть ТОС плотно покрывает густо населенные регионы Центрально, Приволжского, и особенно Южного федеральных округов. Но в то же время мы зачастую видим и принципиально разную картину в соседних регионах, сходных по природно-климатическим и социально-экономическим условиям.
Ну например, в Вологодской области действуют 8 ТОС, причем в соседней Костромской области - 870. В Тверской области действуют 2 ТОСа, в Новгородской - 243, 29 ТОС - в Липецкой области и 755 - в Тамбовской.
Тут, на наш взгляд, есть над чем подумать и органам власти субъектов и создаваемой общественной ассоциации территориального общественного самоуправления, одной из важнейших задач, которую мы видим в активизации обмена опытом и содействии в распространении положительных практик.
Другой потенциал сферы взаимодействия между создаваемой общероссийской ассоциацией территориального общественного самоуправления и федеральными органами исполнительной власти, мне как представителю Минюста видится в сотрудничестве по вопросам совершенствования федеральных законов, затрагивающих соответствующие сферы деятельности.
Мы активно взаимодействуем и с Всероссийскими конгрессом муниципальных образований, Всероссийском советом местного самоуправления и с другими организациями межмуниципального сотрудничества, и всегда внимательно относимся к конструктивным предложениями, и всегда реагируем.
Полагаю, что и данная ассоциация активно включится в эту работу.
Ведь кому как не представителям общественности, объединяющим различные территории, выполнять эту работу, оказывать работающим на земле конструктивную помощь, принимать сигналы с мест, обобщать информацию о существующих проблемах, и если это необходимо, ставить вопрос о совершенстве правового регулирования на федеральный уровень.
Из потенциальных вопросов, для обсуждения которых присутствующие и так все знают, я хотел бы еще раз упомянуть о правовом статусе ТОС.
Федеральный закон позволяет, хотя и не обязывает, регистрировать территориальное общественное самоуправление в качестве юридических лиц, однако, регистрация в качестве юридического лица придает ТОСам особый статус субъекта гражданских правоотношений и дает им ряд дополнительных возможностей по участию в решении местных вопросов, включая право заключать договора, размещать заказы, аккумулировать добровольные пожертвования и иные денежные средства.
По нашим данным, такой возможностью воспользовалось около, воспользовалось 2100 ТОСов, то есть зарегистрировано в органах юстиции, из которых порядка 800 ТОСов имеют договорные отношения с муниципалитетами, позволяющие ТОСам использовать средства местных бюджетов для проведения деятельности по обустройству территорий и иной хозяйственной деятельности, направленных на удовлетворение социально-бытовых потребностей жителей.
Наиболее активные в использовании такого формата взаимодействия можно выделить такие регионы как: Архангельская область, Самарская область, Пермский край.
И завершая выступление, хотел бы пожелать создаваемой общественной ассоциации - территориальное общественное самоуправление активной плодотворной деятельности.
Со своей стороны, со стороны Минюста хочу вас заверить, что мы всегда заинтересованы в тесном, плодотворном сотрудничестве и готовы рассматривать любые инициативы вновь создаваемой ассоциации. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Андрей Алексеевич.
Я хотел бы только ещё раз, коллеги, напомнить, как-то давайте придерживаться регламента.
"Формула успеха архангельских ТОСов" - выступление директора департамента по местному самоуправлению Администрации губернатора Архангельской области и правительства Архангельской области Кадашовой Натальи Александровы.
Пожалуйста, Наталья Александровна.
Кадашова Н.А. Добрый день, уважаемые дамы и господа! Добрый день, наши дорогие тосовцы! Спасибо большое организаторам данной учредительной конференции за то, что вы предоставили мне возможность рассказать именно о формуле успеха архангельских ТОСов. И я, может быть, здесь расскажу о тех ТОСах, которые как раз не являются юридическими лицами, но очень хорошо себя чувствуют на территории Архангельской области.
В чём же заключается формула успехов? Ну, наверное, даже в том, что ТОСы приехали в Москву и в Москве стало тепло. Я думаю, это тоже определённый фактор, который говорит о том, что люди приехали хорошие в Москву для того, чтобы вместе собраться и решать их вопросы.
Итак, сегодня много говорили о территориальном общественном самоуправлении, что собой оно представляет, вы, наверное, все знаете. Но я могу сказать, что Архангельская область чуть больше Франции своей территорией. И, конечно, очень много отдалённых населённых пунктов, лесных участков и лесных посёлков, и маленьких деревень очень красивых, к которым очень трудно добраться. И зачастую ТОСы являются, наверное, не только центром культуры, не только центром экономического какого-то развития на этих территориях, но, прежде всего, это... ТОСы осуществляют механизм непосредственного участия населения в местном самоуправлении Архангельской области.
Но я уверена в том, что работаю с ТОСами уже с 2010 года, и если власть заинтересована, чтобы ТОСы развивались на своей территории и были, и жили, и чтобы было им удобно с нами вместе взаимодействовать, и развивать нашу территорию, тогда ТОСы, действительно, будут чувствовать себя там спокойно, уверенно и надолго. И для этого, наверное, региональная, муниципальная власть должны сделать достаточно много или несколько таких серьёзных движений для того, чтобы мы понимали, что мы убираем не только экономические риски от этого движения, но, прежде всего, политические риски в связи с тем, что при смене руководства, как сегодня уже говорили мои предшественники, в том или другом регионе, чтобы ТОСы не ощущали этого риска, что ими заниматься на этой территории не будут или как-то ослабят взаимодействие.
Но благодаря реализации проектов ТОС, в сёлах, в деревнях Архангельской области было достаточно много проектов реализовано. Этот год стал у нас каким-то феерическим по проектам. В 2015 году 441 проект был реализован на территории Архангельской области разных ТОСов.
Я не буду говорить о различных примерах, потому что вы все здесь тосовцы и прекрасно знаете, как вы реализуете свои проекты, но один пример я всё-таки хочу рассказать.
Представьте себе, 90-е годы, в деревне нет, естественно, работы, 150 жителей, дальняя деревня, Мезенский муниципальный район Архангельской области. Ну и учитывая, что работы нет, молодёжь уезжает из этой деревни, мужское поколение, понятно, что ищет какое-то утешение с алкоголем. И женщины этой маленькой деревни решают, что нужно что-то делать, собираются и создают ТОС. Так вот, от этого ТОСа началось возрождение деревни Заозерье Мезенского муниципального района.
Благодаря проектам ТОС было создано градообразующее предприятие дом-интернат для престарелых. Потом этот дом был принят на баланс органами местного социального обеспечения. В последующем данный ТОС и отремонтировал ФАП, и построил детский сад, ремонтировались квартиры для учителей, которые возвращались в деревню. И результатом этой всей деятельности, а ТОСу в этом году исполнится 15 лет, стало то, что в деревню вернулись жители. 150 было на 90-е годы, осталось как раз в 1998-м 70 человек, сегодня снова количество жителей в этой древне 150 человек. И вот буквально, я сейчас рядышком с председателем ТОС сижу здесь у вас в зале, сказала, что четыре малыша родилось в этом году в этой маленькой деревне.
Конечно, мы не могли не отметить людей, которые работали в этом ТОСе – Каратаева Татьяна Николаевна, руководитель ТОС "Заозерье" Мезенского района, по инициативе губернатора Архангельской области Игоря Анатольевича Орлова была представлена к награждению медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Я надеюсь, что это не... ну, я очень горжусь, что, наверное, это первый тосовец, непосредственно за тосовское движение был награждён. Она находится в зале, я хочу вам показать этого человека.
ТОСам Архангельской области уже семнадцать лет, именно ТОСам тем, которых мы начали поддерживать как власть. И мы, конечно, основные вехи свои отметили, но я не буду об этом, долго на этом останавливаться, скажу самое главное.
Что мы сделали для того, чтобы ТОСы хорошо жили на нашей территории: мы создали системную поддержку ТОСов в Архангельской области. Мы, конечно, продумали нормативно-правовую базу и приняли концепцию развития ТОСов до 2020 года. Наши ТОСы будут уверенно жить и знать, что мы всегда, независимо ни от каких политических, экономических или иных рисков, мы их не забудем, они всегда будут иметь поддержку. Мы приняли областной Закон "О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Архангельской области". Ну и, конечно, мы первый шаг сделали – мы стали работать с ТОСами по программному принципу. То есть мы подготовили программу, в которой прописали все свои действия, и каждый тосовец знает, что и как и где можно получить, к кому обратиться, где найти поддержку. Но и форма государственной поддержки в нашем областном законе и в программе, конечно, присутствуют – это и финансовая, информационная, консультационная поддержка. Буквально в эти дни у нас в Кенозерском национальном парке, который известен сейчас уже по фильму Кончаловского, проходит большой семинар, он трёхдневный семинар по обучению наших ТОСов лидерству и по подготовке новых проектов.
Финансовая поддержка по годам я вам её рассказывать не буду, потому что время буду экономить, да, по нашим ТОСам, но география ТОС у нас тоже различна: у нас где-то какие-то территории имеют очень большое количество ТОСов, какие-то нет, практически во всех районах муниципальных Архангельской области и городах ТОСы присутствуют, только два города у нас имеют исключение – это Мирный и Новая Земля, но, понятно, там, наверное, может быть, они и нецелесообразны, ТОСы.
Но формула успеха архангельских ТОСов, в чём же она заключается? Я хочу закончить выступление именно таким моментом. Прежде всего, это инициатива граждан, которую слышит власть. И второе – это непосредственная, всегда активная поддержка органами государственной власти, как региональной, так и муниципальной. Только вот в этом взаимодействии мы можем поддерживать и решать проблемы нашего тосовсвкого движения и развивать это движение.
Конечно, я могу сказать, что у нас есть достаточно много проблем, как и у всех остальных ТОСов, и эти проблемы, наверное, для всех одинаковы. Я думаю, что недостаточное финансирование мероприятий и незаинтересо






