Тема : Оборотные средства эксплуатационного авиа предприятия

Цель темы: изучить сущность оборотных средств, их классификацию, нормирование и эффективность использования. 

Оборотные средства это выраженные в денежном измерении оборотные фонды и фонды обращения.

Прежде чем приступить к рассмотрению оборотных средств предприятия, необходимо остановиться на оборотных производственных фондах.

Вспомнив основные признаки ОПФ, определим основные признаки оборотных производственных фондов:

· участвуют в одном производственном цикле и полностью в нём потребляются;

· сразу и полностью переносят свою стоимость на производимый продукт;

· как правило изменяют свою натурально-вещественную форму.

 

При движении оборотные средства проходят две сферы: сферу
производства и сферу обращения.
В сфере производства оборотные средства выступают в виде оборотных фондов, которые в процессе движения проходят три стадии.
Первая стадия – это стадия подготовки производства, в ней оборотные фонды выступают в виде производственных запасов материальных ценностей (материалов, топлива, запасных частей и т.п.).
Вторая стадия – это стадия производства, здесь оборотными фондами является незаконченная производством продукция (незавершенная продукция) и расходы будущих периодов (например, расходы на подготовку производства к выпуску новых изделий).
Третья стадия – стадия реализации, где оборотные фонды выступают в виде готовой, но нереализованной продукции.
В сфере обращения оборотные средства это денежные средства в пути, в кассе и на расчетном счете предприятия.
Такое движение оборотных средств в ГА имеет место на авиаремонтных заводах.
В предприятиях воздушного транспорта движение оборотных средств имеет свои особенности, вытекающие из специфики транспортного процесса и транспортной продукции.

 

В зависимости от источников формирования оборотные средства делятся на собственные и заемные.
Собственные оборотные средства образуются за счет собственных средств предприятий ГА. Потребность в оборотных средствах зависит от объемов выполняемых работ, которые на воздушном транспорте имеют тенденцию изменяться в зависимости от спроса, который, в свою очередь, носит сезонный характер.
Поэтому формировать оборотные средства только за счет собственных
ресурсов нецелесообразно, т.к. в момент спада объемов работ образуются
излишки оборотных средств и ухудшается их использование. В подобной ситуации покрытие части потребности в оборотных средствах осуществляется за счет заемных оборотных средств.
Заемные оборотные средства образуются за счет взятия краткосрочного
кредита, дебиторской задолженности, невыплаченных дивидендов акционерам
и т.д.

Вещественный состав оборотных производственных фондов определяется спецификой каждого производства.

Оборотные производственные фонды могут находиться в производственных запасах и в незаконченной продукции.

К производственным запасам предприятий отрасли могут относиться:

- запасные части;

- материалы;

- авиа ГСМ;

- топливо;

- тара;

- малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

- форменное обмундирование и спец. одежда и др.

Потребность в оборотных средствах определяется путем нормирования
их размера на трех стадиях, но так как на авиапредприятиях ГА оборотные
фонды выступают только на первой стадии в виде производственных запасов,
рассмотрим методику нормирования оборотных средств на стадии подготовки
производства.

Нормирование - это определение потребности в оборотных средствах:

Где:

Спотр – потребность в оборотных средствах.

Соб – производственная потребность в оборотных средствах.

З – запас оборотных средств.

Он – остаток оборотных средств на начало периода.

Ок – переходящий остаток на конец года.

Производственная потребность в оборотных средствах определяется в соответствии с нормами расхода на лётный час, на 100 посадок или на 100 часов налёта.

Запас оборотных средств определяется, как произведение суточного расхода материальных средств (в руб.) на ному запаса (в днях).

                        (норматив)

Норма запасадн) – количество суток на которые необходимо иметь запас, чтобы обеспечить непрерывное производство.

.

Где:

Текущий запас создается для обеспечения потребности производства в j-м виде материальных ценностей в период между очередными поставками.
Страховой запас необходим для обеспечения производства в случае сбоя в снабжении, его величина определяется на основании данных прошлых периодов по опыту работы с поставщиками.
Подготовительный запас определяется, исходя из затрат времени, необходимого на
погрузо-разгрузочные работы, складирование, проверку материалов, агрегатов, запасных частей.
Транспортный запас зависит от времени доставки ценностей.

Дл определения норматива оборотных средств по авиа ГСМ используется следующая формула:

 (у.е.)

Где:

 – часовой расход авиа ГСМ (Т/час).

– цена авиа ГСМ (у.е./Т).

Данный норматив рассчитывается отдельно по авиа маслу и авиа топливу:

(у.е.)

 

Показатели использования оборотных средств
Оборотные средства находятся в постоянном движении, переходя из сферы производства в сферу обращения, затем опять в сферу производства и т. д. Этот непрерывный процесс движения оборотных средств называется кругооборотом.
Показателями эффективности использования оборотных средств являются
следующие показатели:
1. Коэффициент оборачиваемости (или число оборотов оборотных средств за рассматриваемый период (например, за год)

· коэффициент оборачиваемости:

Где:

Д – доход авиапредприятия;

Сос – сумма оборотных средств.

· Коэффициент закрепления:

2. Коэффициент закрепления оборотных средств показывает сколько рублей оборотных средств приходится на один рубль доходов:

Необходимо стремиться снижать коэффициент закрепления, добиваться, чтобы за каждым рублем доходов было закреплено меньше оборотных средств. Это позволит высвободить оборотные средства

Чем меньше времени оборотные средства заняты в сфере производства и обращения, тем большее количество оборотов совершает каждый рубль оборотных средств, тем меньшая сумма оборотных средств требуется
предприятию для выполнения одного и того же объема работ, т. е. тем выше
эффективность их использования.

· Продолжительность одного оборота:

Данные показатели рассчитываются как плановые, так и фактические. Проводится анализ и определяются пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

 

Основные пути улучшения использования оборотных средств следующие:
1. Снижение норматива запаса в днях за счет:
- сокращения времени доставки материальных ценностей путем выбора более скоростного вида транспорта при условии его эффективности, чтобы не вызвать резкого повышения стоимости доставки; (выбор более близкого поставщика; оптимального времени между двумя поставками; оптимизации транспортной партии);
- совершенствования технологии подготовки, переработки и хранения
материальных ценностей;
- оптимизации страхового запаса, в т.ч. за счет нахождения более
надежного поставщика.

2. Снижение времени прохождения денежных средств в сфере обращения путем:
- совершенствования системы взаиморасчетов с клиентами и кредиторами;
- повышения финансовой дисциплины;
- использования компьютерных технологий.
3. Сокращение стоимости оборотных средств за счет:
-сокращения норм расходов материальных ценностей на единицу продукции;
-осуществления режима экономии, внедрения ресурсосберегающих технологий и
замены дорогостоящих материальных ценностей более дешевыми, но без снижения качественных параметров.

Задачи на самоподготовку:

 

 

1. Определить норматив оборотных средств по авиатопливу, если:

- суточный расход авиатоплива – 700 тыс.т..

- цена ТС-1 за тонну –2 тыс. у.е.

- норма запаса 20 дней.

 

2. Определить норматив оборотных средств по ГСМ, если:

- часовой расход авиатоплива (ТС-1) – 5000 кг\час

- часовой расход авиамасла – 3,5 кг\час

- цена ТС-1 – 2 тыс. у.е. за тонну

- цена авиамасла – 8 тыс. у.е. за тонну

- норма запаса по авиатопливу –25 дней

- норма запаса по авиамаслу – 60дней.

- Годовой налет часов – 10 000 час.

 

 

3. Определить показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств ЭАП, если:

- доходы ЭАП – 15000 млн. у.е.

- среднегодовая стоимость оборотных средств – 500 млн. у.е.

- продолжительность периода 360 дней.

 

4. Определить норматив оборотных средств по данной группе материальных ценностей. Если:

- суточный расход материальных ценностей данной группы – 450 тыс. у.е.

- текущий запас –18 дней

-  страховой запас- 50% от текущего

- транспортный запас – 3 дня

- подготовительный запас – 2 дня.

 

 












































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: