Числовые неравенства
Данный урок посвящён теме «Свойства числовых неравенств». В ходе этого занятия вы вспомните определение неравенства. Сможете получить представление об основных свойствах числовых неравенств, которые впоследствии пригодятся для решения задач.
Что такое числовое неравенство.
Вспомним, что означают неравенства:
и
:
означает, что
и
означает, что 
Вывод: число
считается большим числа b, если разность
является положительным числом. Число
считается меньше числа b, если разность
является отрицательным числом.
Геометрическая интерпретация.
Если точка с координатой
находится правее, чем точка с координатой b, значит число
. И наоборот. Не всегда очевидна алгебраическая запись, поэтому геометрическая интерпретация часто помогает. С положительными числами это очевидно, а с отрицательными лучше пользоваться расположением этих чисел на числовой оси.
Свойства числовых неравенств.
Свойство неравенств №1
Если
, то 
Свойство неравенств №2
Если
и с – любое число, то
.
Свойство неравенств №3
Если
и c – положительное число, то
. И если
и c – отрицательное число, то
.
Пример:
, умножим обе части неравенства на 2 и получим
, но если обе части неравенства умножить на -2, то знак неравенства поменяется на противоположный:
.
Выполните задания 1 – 4 из Рабочей тетради (часть 2) (п. 25, стр. 50).
Сложение и умножение числовых неравенств
Свойство 4.
.Т. е. любые неравенства одного знака можно складывать.
Свойство 5.
Рассмотрим перемножение неравенств.

Если все числа положительные, то их можно перемножить, и получим
. Если умножать на отрицательное число, то знак неравенства меняется на противоположный.
Свойство 6.
Рассмотрим возведение в степень неравенств.
и
тогда
.
Пример №1
Даны два положительных числа
и
.И
. Доказать, что их обратные величины связаны противоположным неравенством: 
Решение. Перенесем в одну сторону и выполним необходимые действия. 
Так как даны положительные числа
и
то нужно убедиться, что
. Чтобы дробь была отрицательным числом, надо, чтобы числитель был отрицательным числом. Умножаем
на -1 и получаем
.
Пример №2
Дано: 
а) Оценить число 
Решение: Обе части неравенства умножаем на 2. Тогда
. Задача решена.
б) Оценить число -3 
Решение:
будет меняться в пределах
. Умножаем неравенство на 3. Получаем
; 
в) Oценить разность 
Решение:
. Неравенства одного знака можно складывать. Получаем:

Ответ: 
Пример №3
Дано: 
Решение: Переносим все в одну сторону.
. Приводим к общему знаменателю:
Знаменатель по условию
, значит и числитель должен быть положительным числом, т. е.
. Квадрат числа всегда равен положительному числу, кроме, если а=1. Что и требовалось доказать.
Подведение итога урока.
На данном уроке была рассмотрена тема: «Свойства числовых неравенств». В ходе этого занятия вы вспомнили определение неравенства. Получили представление об основных свойствах числовых неравенств, которые впоследствии пригодятся для решения задач.
Домашнее задание
1. Сравните числа а и b, если: а)
; б)
в) 
2. Какое из чисел больше х или у, если известно, что: а)
; б) 
3. №530, 532. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.






