Числовые неравенства
Данный урок посвящён теме «Свойства числовых неравенств». В ходе этого занятия вы вспомните определение неравенства. Сможете получить представление об основных свойствах числовых неравенств, которые впоследствии пригодятся для решения задач.
Что такое числовое неравенство.
Вспомним, что означают неравенства: и :
означает, что и означает, что
Вывод: число считается большим числа b, если разность является положительным числом. Число считается меньше числа b, если разность является отрицательным числом.
Геометрическая интерпретация.
Если точка с координатой находится правее, чем точка с координатой b, значит число . И наоборот. Не всегда очевидна алгебраическая запись, поэтому геометрическая интерпретация часто помогает. С положительными числами это очевидно, а с отрицательными лучше пользоваться расположением этих чисел на числовой оси.
Свойства числовых неравенств.
Свойство неравенств №1
Если , то
Свойство неравенств №2
|
|
Если и с – любое число, то .
Свойство неравенств №3
Если и c – положительное число, то . И если и c – отрицательное число, то .
Пример: , умножим обе части неравенства на 2 и получим , но если обе части неравенства умножить на -2, то знак неравенства поменяется на противоположный: .
Выполните задания 1 – 4 из Рабочей тетради (часть 2) (п. 25, стр. 50).
Сложение и умножение числовых неравенств
Свойство 4.
.Т. е. любые неравенства одного знака можно складывать.
Свойство 5.
Рассмотрим перемножение неравенств.
Если все числа положительные, то их можно перемножить, и получим . Если умножать на отрицательное число, то знак неравенства меняется на противоположный.
Свойство 6.
Рассмотрим возведение в степень неравенств.
и тогда .
Пример №1
Даны два положительных числа и .И . Доказать, что их обратные величины связаны противоположным неравенством:
Решение. Перенесем в одну сторону и выполним необходимые действия.
Так как даны положительные числа и то нужно убедиться, что . Чтобы дробь была отрицательным числом, надо, чтобы числитель был отрицательным числом. Умножаем на -1 и получаем .
Пример №2
Дано:
а) Оценить число
Решение: Обе части неравенства умножаем на 2. Тогда . Задача решена.
б) Оценить число -3
Решение: будет меняться в пределах . Умножаем неравенство на 3. Получаем ;
в) Oценить разность
Решение: . Неравенства одного знака можно складывать. Получаем:
Ответ:
Пример №3
Дано:
Решение: Переносим все в одну сторону. . Приводим к общему знаменателю: Знаменатель по условию , значит и числитель должен быть положительным числом, т. е. . Квадрат числа всегда равен положительному числу, кроме, если а=1. Что и требовалось доказать.
|
|
Подведение итога урока.
На данном уроке была рассмотрена тема: «Свойства числовых неравенств». В ходе этого занятия вы вспомнили определение неравенства. Получили представление об основных свойствах числовых неравенств, которые впоследствии пригодятся для решения задач.
Домашнее задание
1. Сравните числа а и b, если: а) ; б) в)
2. Какое из чисел больше х или у, если известно, что: а) ; б)
3. №530, 532. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.