Федеральное агенство воздушного транспорта (росавиация)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ"

                         КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ УНИВЕРСТИТЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

           

                                                                                                                    Выполнил студент

                                                                                                                    группы Д-31

                                                                                                                    Галицкий А.Е

                                                                                   Проверил преподаватель кафедры

                                                                                 ОГСЭД Елизов А.Г

                                              РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

                                      "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"

                              

                                                    на тему                                                      Основные идеи английского сенсуализма эпохи нового времени

 

                                         Красноярск 2020 г.

 

 

Сенсуализм (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

 

 

В истории познания сформировались противостоящие друг другу материалистическое и идеалистическое направления сенсуализма. Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека исходную связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самостоятельную сферу сознания и бытия. Идеализм наметился уже в сенсуализме Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся причинами этих состояний. Система последовательно материалистического сенсуализма была разработана Эпикуром. Более умеренный сенсуализм, состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего в сознании при определенных условиях, был разработан стоиками. К стоикам, а также к Аристотелю восходит классическая формула сенсуализма: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах".

 

 

Видными представителями английского материалистического сенсуализма в XVII в. были Т. Гоббс и Док. Локк. Последний исходя из основных положений сенсуализма, предпринял попытку вывести из чувственного опыта все содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Д. Беркли интерпретировал сенсуализм идеалистически и стал рассматривать ощущения ("идеи") как достояние только человеческого сознания. Сенсуализм Д. Юма был субъективно-идеалистическим.

 

Материалистический сенсуализм развивали французские материалисты XVIII в. Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, которые связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром - их источником. Материалистический сенсуализм немецкого мыслителя Л. Фейербаха утверждал непосредственную достоверность чувственного познания. Однако, сенсуализм французских материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфики рациональной ступени познания.

 

В заслугу сенсуализма можно поставить то, что он обратил внимание на более подробный психологический анализ фактов ощущения и восприятия, стараясь определить значение ощущений в познании вообще и значение отдельных категорий ощущений. В этом отношении особенного внимания заслуживают работы Кондильяка. Однако психологический анализ сенсуализма страдает тем, что смотрит с предвзятой точки зрения на факты, подлежащие анализу. Сенсуализм, подобно фокуснику, вкладывает в ощущение всё то, что вовсе не свойственно ощущению самому по себе и что сенсуализм с торжеством из него извлекает. Не ощущение создаёт сознание, память, воображение и мышление, а синтетическая деятельность сознания проявляется в этих различных формах в зависимости от различного материала, с которым она орудует. Сенсуализм механизирует, принижает деятельность сознания и по самому элементарному её обнаружению хочет судить обо всей деятельности.

 

 

 

 

Предложения со словом «сенсуализм»

Сенсуализм и эмпиризм становятся направлениями, которые явились как противовес рационализму и априоризму.

Оно отвергает догмат об отмирании чувств, равно как и философию чистого сенсуализма.

Вместе с тем признание материальности мира может сочетаться с элементами агностицизма, сенсуализм — с субъективным идеализмом, объективный идеализм — с верой в познаваемость мира.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: