Тема: Мат в 1 ход.
Цель: научить ставить мат разными фигурами.
Задачи:
Образовательные:
- содействовать формированию представлений о мате, как о четкой продуманной системе ходов;
- содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.
Развивающие:
- способствовать развитию памяти, внимания;
- развить логическое мышление;
- развить творческую активность.
- содействовать развитию умения работать в команде;
Воспитательные:
- повысить шахматную культуру
- выработать позитивное отношение к процессу обучения
- выработать навык работы в обучающей игре.
- воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
- получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству
- способствовать формированию интереса к игре в шахматы.
Оборудование: демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, карточки-задания.
Тип занятия: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Этапы урока |
|
Вид и форма контроля | ||
Формы и методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Орг.момент Проверка готовности класса и оборудования;эмоцианальный настрой на занятие. 3 мин | Фронтальная Индивидуальная | Приветствие. Давным-давно, в далекой стране Индии правил злой король. Простой народ жил в его стране очень бедно и один мудрец, чтобы убедить короля в том, что нужно что-то менять, придумал игру, в которой король, самая главная фигура, ничего не может сделать без своих подданных. Кто-нибудь уже догадался это что за игра? У каждой игры есть цель. У футболистов цель – забить как можно больше мячей в ворота противника и выиграть. У хоккеистов цель – забросить как можно больше шайб в ворота противника и тоже выиграть.А какая цель у шахматистов? | Приветствуют учителя и друг друга Внимательно слушают и отвечают на вопросы учителя. | Индивидуальный. Проверка готовности к занятию. |
Повторение. 7 мин | Игрововой фронтальный | - Шах или мат черному королю? (мат) - Шах или мат черному королю? (шах) - Шах или мат черному королю? (мат) - Ребята, а может ли король на шахматной доске объявить мат другому королю, без поддержки своих фигур? (не может) - Действительно, не может. А теперь, представьте себе, что вы – шахматный король, и кого бы вы позвали себе на помощь, чтобы поставить мат другому королю. (ферзя и ладью, сильные фигуры | Дети повторяют понятия шах и мат, решают задачи, представленные на магнитной доске. | Проверка усвоения предыдущих тем |
Выход к теме занятия 3мин | Словесный, поисковый. | - Как ходит ладья? (по горизонталям и вертикалям) - А как ходит ферзь? -Как ходит слон? -Как ходит конь? - Итак, тема нашего занятия: «Мат в один ход». - Ребята, давайте рассмотрим типичные матовые позиции. | Отвечают на вопросы | Фронтальный Наблюдения преподавателя. |
Постановка учебной задачи 15мин | Словесный, поисковый, практический, дифференцированный | - Поставьте позицию (Ученик выходит к доске) - Белые: Крh1, Лв7,Ла6. черные: Крh8 - Сегодня в наших задачах белые начинают. - Одним ходом нужно поставить мат черным. (1. Л а6-а8 х). - Посмотрите на эту позицию. - Как поставить мат в один ход? (1. Фf3x) - Решение: (1.Фf1x) Белые начинают и дают мат в один ход Решение: 1.К а7х Физминутка: - А сейчас мы с вами превратимся в пешек: Ну- ка, пешки, поиграем. Головой мы повращаем Вправо – влево, а потом (вращение головой) 3- 4, приседаем, Наши ножки разомнём. (Приседания) 1,2,3 – на месте шаг. Встали пешки дружно в ряд. Мы размялись от души, За столы мы вновь спешим. (садятся за столы) | Разбирают шахматные позиции, ищут решение поставленных задач. | |
Закрепление 7 мин | Дифференцированный | Задание:А теперь я предлагаю вам проверить себя, как вы усвоили материал, решив задачки на мат в один ход (на столах у ребят лежат карточки и фломастеры) Белые начинают и дают мат в 1 ход | Работа в парах по карточкам | |
Рефлексивно-оценочный 5 мин | Фронтальный, Индивидуальный Словесный | Что нового узнали? Что запомнилось? Что вызвало затруднения? Спасибо за урок. | Оценивают свою деятельность. Отвечают на вопросы. | Фронтальный Индивидуальный Оценка своей деятельности. |