План-конспект урока по шахматам

Тема: Мат в 1 ход.

Цель: научить ставить мат разными фигурами.

Задачи:

Образовательные:

- содействовать формированию представлений о мате, как о четкой продуманной системе ходов;

- содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.

Развивающие:

- способствовать развитию памяти, внимания;

- развить логическое мышление;

- развить творческую активность.

- содействовать развитию умения работать в команде;

Воспитательные:

- повысить шахматную культуру

- выработать позитивное отношение к процессу обучения

- выработать навык работы в обучающей игре.

- воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
- получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству

- способствовать формированию интереса к игре в шахматы.

Оборудование:  демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, карточки-задания.

Тип занятия: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

 

 

Этапы урока

 

 

 

Вид и форма контроля

Формы и методы методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг.момент   Проверка готовности класса и оборудования;эмоцианальный настрой на занятие.   3 мин Фронтальная Индивидуальная Приветствие. Давным-давно, в далекой стране Индии правил злой король. Простой народ жил в его стране очень бедно и один мудрец, чтобы убедить короля в том, что нужно что-то менять, придумал игру, в которой король, самая глав­ная фигура, ничего не может сделать без своих подданных. Кто-нибудь уже догадался это что за игра? У каждой игры есть цель. У футболистов цель – забить как можно больше мячей в ворота про­тивника и выиграть. У хоккеистов цель – забросить как можно больше шайб в ворота про­тивника и тоже выиграть.А какая цель у шахматистов? Приветствуют учителя и друг друга        Внимательно слушают и отвечают на вопросы учителя. Индивидуальный. Проверка готовности к занятию.
 Повторение.   7 мин   Игрововой фронтальный   - Шах или мат черному королю? (мат) - Шах или мат черному королю? (шах) - Шах или мат черному королю? (мат) - Ребята, а может ли король на шахматной доске объявить мат другому королю, без поддержки своих фигур? (не может) - Действительно, не может. А теперь, представьте себе, что вы – шахматный король, и кого бы вы позвали себе на помощь, чтобы поставить мат другому королю. (ферзя и ладью, сильные фигуры Дети повторяют понятия шах и мат, решают задачи, представленные на магнитной доске. Проверка усвоения предыдущих тем
Выход к теме занятия 3мин Словесный, поисковый. - Как ходит ладья? (по горизонталям и вертикалям) - А как ходит ферзь? -Как ходит слон? -Как ходит конь? - Итак, тема нашего занятия: «Мат в один ход». - Ребята, давайте рассмотрим типичные матовые позиции.   Отвечают на вопросы Фронтальный Наблюдения преподавателя.
Постановка учебной задачи 15мин     Словесный, поисковый, практический, дифференцированный - Поставьте позицию (Ученик выходит к доске) - Белые: Крh1, Лв7,Ла6. черные: Крh8 - Сегодня в наших задачах белые начинают. - Одним ходом нужно поставить мат черным. (1. Л а6-а8 х).   - Посмотрите на эту позицию. - Как поставить мат в один ход? (1. Фf3x) - Решение: (1.Фf1x) Белые начинают и дают мат в один ход Решение: 1.К а7х Физминутка: - А сейчас мы с вами превратимся в пешек: Ну- ка, пешки, поиграем. Головой мы повращаем Вправо – влево, а потом         (вращение головой) 3- 4, приседаем, Наши ножки разомнём.          (Приседания) 1,2,3 – на месте шаг. Встали пешки дружно в ряд. Мы размялись от души, За столы мы вновь спешим.   (садятся за столы)  Разбирают шахматные позиции, ищут решение поставленных задач.    
    Закрепление 7 мин  Дифференцированный   Задание:А теперь я предлагаю вам проверить себя, как вы ус­воили материал, решив задачки на мат в один ход (на столах у ребят лежат карточки и фломастеры)                                                         Белые начинают и дают мат в 1 ход Работа в парах по карточкам  
Рефлексивно-оценочный 5 мин Фронтальный, Индивидуальный Словесный Что нового узнали? Что запомнилось? Что вызвало затруднения? Спасибо за урок. Оценивают свою деятельность. Отвечают на вопросы. Фронтальный Индивидуальный Оценка своей деятельности.

 





double arrow
Сейчас читают про: