Теоретический материал для самостоятельного изучения

04.05.2020

Класс. История Отечества.

Тема.  Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII–XIV вв.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Познакомятся с расцветом средневековой русской культуры период восстановления централизованного государства и складывания московской художественной традиции.

2. Получат представления о межкультурных связях и взаимодействиях русской культуры с европейскими традициями, на примере творчества византийских мастеров иконописи (Феофан Грек) и итальянских зодчих.

3. Узнают о восстановлении и развитии литературного и летописного жанров, о восстановлении каменного строительства и появлении русского высокого иконостаса.

Тезаурус

Темпера – краски, которые разбавляются водой и приготавливаются на основе сухих порошковых пигментов.

Жанр – группа произведений, которые объединяют одинаковые свойства и особенности содержания.

Былина – народная эпическая песня о героических событиях, людях или примечательных эпизодах национальной истории.

Деисус (деисис) – икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Вседержителя), а справа и слева от него соответственно Богоматери Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвы.

Буквица – крупная, отличающаяся от остальных букв в строке, первая буква главы, раздела или целой книги.

Полуустав – форма кириллицы, возникшая во второй половине XIV века, этот почерк более мелкий и округлый, буквы его больше похожи на прописные, а не печатные.

Канон –традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность норм и правил в какой-либо области, в том числе в культуре.

Усыпальница – особое место захоронения знатных и княжеских (царских) семей, обычно храмы или специальные постройки.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Литература и искусство отражают события, происходящие в обществе в какой - либо исторический период. Даже в тяжёлые годы войн, нашествий, политической зависимости от других стран создавались настоящие шедевры. В Русской культуре середины XIII – XIV вв. мы встречаем лучшие образцы Новгородского зодчества, фрески Феофана Грека, наблюдаем обновление литературного стиля. В условиях разорения зреет творческий потенциал, в рамках местных культурных традиций готовится почва для культурного взлёта последующего периода.

В памятниках русской культуры середины XIII – XIV вв. мы находим отражение событий, происходивших в истории нашего государства. Монгольское нашествие 1237 – 1240 г нанесло огромный урон культуре. Только с середины XIV в. начинается оживление культуры. В XIV в. появляются два новых жанра литературы: исторические песни и воинские повести. В XIV в. возрождается каменное строительство и в Москве начинает создаваться ансамбль Московского Кремля. На Руси складываются две традиции каменного зодчества и иконописи: московская и новгородская. Крупнейший русский живописец XIV в. византийского происхождения Феофан Грек начал свою деятельность на Руси в Новгороде, а продолжил творчество в Москве. Создал свои первые иконописные произведения в Московском княжестве и другой прославленный мастер – Андрей Рублёв. Он участвовал в росписи кремлёвского Благовещенского собора, однако расцвет его таланта пришёлся на XV в.

1. Проверим материал предыдущего урока.

Заполните пропуски в тексте.

На территории Северо-Восточной Руси располагалось несколько десятков княжеств. Главным считался великий князь __________, который назначался Золотой Ордой из числа правителей одной из русских земель. К своим прежним владениям он на время присоединял и богатое ____________ княжество. Великий князь ___________ считался и верховным правителем Новгородской и _____________земель. Самые сильные княжества – Московское, ___________, Суздальско-Нижегородское и Рязанское – именовались великими, а их князья носили титул великих князей. На право владения своим землями они тоже должны были получать _________ от  ханов Золотой Орды. Во всех великих княжествах существовали ___________ княжества, которые выделялись братьям и _____________ великого князя.

2. Смотрим видеоурок по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=ljKxp8QzN9U https://resh.edu.ru/subject/lesson/7917/start/254284/ (РЭШ)

 

3. Отвечаем письменно на оценку.

1. Установите соответствие между жанрами русской литературы и героями их произведений.

1.Воинские повести                                                 А)Василий Буслаев

 2.Исторические песни                                            Б)Александр Невский

 3.Жития святых                                                       В)Евпатий Коловрат

 4. Былины                                                                 Г)Авдотья Рязаночка

2. Погодные записи исторических событий – это:

поучения, летописи, жития, былины.

3.Вычеркните в тексте слово или словосочетание, которое является лишним в ряду. Литературные произведения, посвящённые борьбе с ордынским владычеством: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Слово о погибели земли Русской», «Сказание о Мамаевом побоище».

4.Запишите одним словом.

1. Византийский и русский иконописец, мастер монументальных фресковых росписей.

2. Героическое повествование.

3. Древнерусские песни-сказания о героических событиях, о подвигах богатырей.

4. Город, предстающий в русских былинах воплощением единства Русского государства.

5. Героиня исторической песни.

6. Герой новгородских былин.

7. Исторический жанр, представляющий собой погодовую запись исторических событий.

8. Материал для письма, изобретённый в Китае.

9. Один из центров каменного зодчества на Руси.

5.Новый жанр устного народного творчества, появившийся в XIV в.: былины, сказания, баллады, исторические песни.

6.Феофан Грек. Ответьте «ДА» или «НЕТ».

1. Феофан Грек приехал на Русь из Византии в 70-е гг. XIV в. уже известным живописцем.

2. Феофан Грек сначала работал в Москве, а затем в Новгороде.

3. Одной из лучших работ мастера являются фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

4. Гениальным творением мастера является икона Донской Божьей Матери.

5. В Москве Феофан Грек создал иконостас для Архангельского собора.

 

7.Выберите один вариант ответа. Центральной в русской литературе XIII–XIV вв. являлась тема:

Возвышения Москвы;

Создание единого государства;

Борьба против иноземных захватчиков;

Величия великокняжеской власти

 

8.Запишите произведение русской литературы, которое не входит в так называемый «куликовский цикл».

«Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о погибели земли Русской», «Задонщина», «Повесть о Куликовской битве», «Повесть о побоище на реке Пьяне».

9.Выберите один вариант ответа. С именем Феофана Грека связано развитие древнерусской (ого): летописания, литературы, зодчества, иконописи.

Домашнее задание: Составить таблицу «Выдающиеся художники Руси XIV – XV вв.»

Работу прислать на мой эл. адрес.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: