Глоссарий (словарь терминов)

Основная литература

  1. Евладова, Е. Б. Организация дополнительного образования детей. Практикум: уч. пос. для студентов / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова – Москва.: Владос, 2011. – 192 с.
  2. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / под редакцией Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. Л. Паладьева. – Москва.: АРКТИ, 2011. – 296 с.
  3. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб, пособие / В.А. Луков. — Москва.: Флинта, Московский гуманитарный университет, 2010. — 240 с.
  4. Садыкова, Л. Р. Методики и технологии работы социального педагога [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. Р. Садыкова, Г. Ф. Абдуллин. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. — 200 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29880.html
  5. Цибульникова В.Е. Образовательные системы и педагогические технологии [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс дисциплины/ Цибульникова В.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2016.— 52 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72504.html

 

Дополнительная литература

  1. Борытко Н.М., Соловцова И.А. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов; Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. - 48 с. (Сер. "Гуманитарная педагогика". Вып. 4).
  2. Лазарева, Л. И. Документационное обеспечение деятельности социального педагога в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. И. Лазарева, Г. Т. Васильчук. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, Научно-методический центр, 2014. — 76 c. — 978-5-98980-035-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55763.html
  3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Электронный ресурс]: пособие для преподавателей/ Колеченко А.К.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2008.— 368 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61345.html
  4. Мижериков В.А. Управление общеобразовательным учреждением: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Мижериков; под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва: Академия, 2010. - 384 с.
  5. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС [Электронный ресурс]/ О.Б. Даутова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2015.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61033.html
  6. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. - Изд. 2-е., стер. - Москва: Академия, 2005. - 384 с.

 

Вам предложены информационно-образовательные материалы, в которых размещены: глоссарий, текстовые документы, презентации, задания для самостоятельной работы.

Глоссарий (словарь терминов)

1. Государственная политика в области образования – это искусство управления и стратегия деятельности органов федеральной, региональной и муниципальной власти по созданию и реализации механизма системных изменений, обеспечивающих формирование в сфере образования человеческого потенциала, соответствующего требованиям инновационной экономики и запросам современного общества.

  1. Система –  совокупность, определенное множество элементов, взаимообусловленных и взаимосвязанных, взаимодействие которых обусловливает целостные свойства этого множества и направлено на достижение единой цели. В отечественной науке управления под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих це­лостное образование, имеющих новые свойства по отношению к ее элементам
  2. Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных элементов педагогической реальности (педагогических фактов, явлений, процессов), направленных на решение педагогических задач обучения, воспитания и развития человека.
  3. Программа развития образовательной организации – это стратегический документ организации, отражающий программу управленческих действий по реализации задач развития. Он повествует о том, какой ее создатели и исполнители видят через 3-5 лет и как, с помощью какой работы, каких ресурсов и какого мудрого управления они собираются прийти к этому светлому образу.
  4. Особенности Программы развития – она не может не быть инновационной, она вся должна состоять из описания этих самых новшеств, но только не сегодняшних, а завтрашних, таких, которые будут осуществлены в ближайшие годы и выведут школу на новый качественный уровень. Программа развития - это не концепция, не основная образовательная программа и не план базовой деятельности. Программа развития всегда уникальна. Программу развития не пишут, а разрабатывают. Результаты программы измеримы и доказуемы.
  5. Внутришкольный контроль (по определению А.М. Моисеева) — это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития школы, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы школы, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции. Внутришкольный контроль — вид управленческой деятельности, призванный выполнить функцию обратной связи между системой внутришкольного управления и элементами школы как объекта управления.
  6. Системный подход – методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов; научный метод познания и преобразования действительности.
  7. Модель – образ объекта проектирования, позволяющий отразить его основные существенные свойства, получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях их осуществления (блок-схема, схема, рисунок, таблица и пр.)
  8. Педагогическое моделирование – метод исследования педагогических объектов на их моделях. Это процесс определения теоретических оснований проектирования в форме закономерностей, принципов, ценностей, целей, образов. На этапе моделирования определяется состав и структура проектируемых педагогических объектов. Результатом моделирования является модель (см. Модель).
  9. Педагогическое проектирование - прикладное направление педагогической науки и практической педагогической деятельности; нацелено на решение таких общих задач, как развитие, преобразование, совершенствование, разрешение противоречий в современных образовательных педагогических системах.
  10. Цель педагогического проектирования — создание педагогического процесса, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития; профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения.
  11. Проект (от лат .projectus - брошенный вперед) – деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления, система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств достижения определенных целей и решения конкретных задач.
  12. Проект —это комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению системы в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству результатов, ресурсным обеспечением при установленном бюджете.
  13. Проект — это желаемый образ системы, описанный конкретно с точки зрения ожидаемых результатов, способов и механизмов реализации, реальный с точки зрения имеющихся условий.
  14. Объект педагогического проектирования – часть педагогической реальности разного уровня сложности, подлежащая совершенствованию Объектами проектирования являются: педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации. Педагогические системы — это сложные образования, представляющие собой целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человек.
  15. Объект деятельности в социальном проектировании - социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм); социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.); социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.); социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.).
  16. Состав процесса педагогического проектирования – логика проектирования, описанная определенным количеством шагов (этапов), которые необходимо "пройти" от возникновения замысла педагогического проекта до получения полезного педагогического результата.
  17. Структура педагогического проектирования – связи между отдельными шагами (этапами) педагогического проектирования. Основное свойство этих связей - преемственность, когда каждый последующий шаг закономерно вытекает из предыдущего и подготавливает наступление следующего.
  18. Структура педагогического проекта – описание связей между элементами (компонентами) проектируемой педагогической системы, обозначение ее "архитектуры", иерархии компонентов, движения от замысла до получения полезного педагогического результата в виде позитивных личностных изменений субъектов, включенных в реализацию проекта.
  19. Логика педагогического проектирования – выбираемая разработчиками проекта последовательность действий по анализу, преобразованию и оценке эффективности разработанного педагогического проекта. Выбор логики определяется в каждом конкретном случае в зависимости от объекта проектирования, его масштаба, общего замысла, степени теоретической и практической разработанности проблемы.
  20. Принципы педагогического проектирования – основные ценности, которыми руководствуются разработчики при создании проекта: принцип человеческих приоритетов, принцип системности, принцип саморазвития проектируемых систем, принцип непрерывности организации проектирования, принцип реальности и диагностичности, принцип общности и уникальности в проектировании и т.д.
  21. Теоретическое обеспечение педагогического проектирования – определение методологических основ проектирования, тех научных закономерностей, которые лежат в основе проектируемых педагогических явлений, процессов, систем. Формулирование целей и ценностей педагогического проекта.
  22. Методическое обеспечение педагогического проектирования – описание конкретных задач, которые необходимо решить, определение и обоснование условий и средств для достижения целей, разработка тактики действий и системы взаимодействия субъектов для реализации проекта (планы, перечень мероприятий, необходимые методические разработки и пр.).
  23. Ресурсное обеспечение педагогического проектирования – систематизированное описание необходимых ресурсов: условий реализации проекта (нормативно-правовых, организационно-управленческих, кадровых/человеческих, научно-методических, материально-технических, финансовых и пр.).
  24. Диагностика в логике педагогического проектирования – комплекс методов научного исследования (социологического, педагогического, психологического, валеологического, акмеологического и др.), конкретные исследовательские методики, применяемые разработчиками на разных этапах проектирования для: выявления потребности в проекте; противоречий; наличия тех или иных условий для проектирования; ценностей, исповедуемых субъектами проектируемой педагогической системы; изменений в качестве функционирования системы в целом и отдельных ее элементах; изменения в личности субъектов; эффективности проектирования и пр.

 

ЛЕКЦИИ

ЛЕКЦИЯ 2: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ИХ СУЩНОСТЬ И ВИДОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ. ШКОЛА КАК СИСТЕМА. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

В мире все системно. Рассматривается ли машина, живой организм, общество или какая-нибудь его часть — все это представляет собой системы. В отечественной науке управления под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов составляющих целостное образование, имеющих новые свойства по отношению к ее элементам. В исследованиях В.П. Симонова отмечается, что при всем разнообразии систем их можно разделить на следующие виды:

 · технологические, биологические и социальные;

· естественные (подчиняются объективным законам природы), искусственные (подчиняются законам, правилам, принципам, установленным человеком);

· открытые (обмениваются энергией, информацией с окружающей средой) и закрытые;

· статические (неизменность свойств во времени) и динамические, без ведущего органа управления и централизованные;

· простые, (многоструктурные) и сложные (полиструктурные);

· суммативные (системы, состоящие из упорядоченной последовательности элементов) и деятельностные (системы, в которых взаимодействуют как минимум два элемента).

К основным свойствам системы относится:

 · целостность (взаимообусловленность, внутреннее единство составляющих компонентов системы);

· совместимость (сочетание, соединение) или несовместимость с другими системами;

· стабильность (устойчивость обратной связи);

· адаптация (приспособление к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее воздействие);

· способность к самосовершенствованию, обучению.

Развитие систем различной природы подчиняется следующим основным законам.

 1. Закон достижения цели, который обеспечивает переход системы в иное состояние или преобразование в новую систему.

2. Закон отрицания революции. Он гарантирует стабильность существований системы.

3. Закон эволюционного толчка - эффективно ускоряет развитие системы.

4. Закон доминирования ассимметрии. Обеспечивает выживание системы в неблагоприятных условиях до перехода ее в другую пространственно-временную направленность. 6 5. Закон критической массы органа управления. Он раскрывает механизм целесообразного и эффективного функционирования системы. I

Одним из видов сложных систем являются социальные, главным элементом которых является человек. К разряду социальных систем относятся все педагогические образовательные системы – множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей (Н.В. Кузьмина). Изучение педагогических систем возможно с позиции системного подхода, который предполагает учет признаков системы. Итак, что же представляет собой система, каковы основные признаки педагогических систем, как они взаимодействуют между собой?

Выделим основные признаки педагогических систем, обеспечивающие их познание в аспекте методологии системного подхода, которые предполагают наличие:

  • определённого количества взаимодействующих элементов (от двух до бесконечности);
  • определённого уровня целостности;
  • определенной структуры взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;
  •  взаимодействий системы с внешней средой.

Рассмотрим подробно признаки систем:

1. НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЁННОГО КОЛИЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ. «Количественная определённость» признака говорит о том, что любая система должна иметь как минимум два взаимодействующих элемента. Верхний количественный предел определяется границами, которые в педагогических системах имеют динамический характер. Что же представляет собой само понятие «элемент»?

ЭЛЕМЕНТ – наименьшая составная единица системы, имеющая в её границах относительный предел делимости, осуществляющая в ней определённые функции и способная к взаимодействию с другими элементами. С точки зрения понимания элемента как «наименьшей единицы» особых трудностей не возникает: «дели» систему и найдёшь элемент. Проблема в «относительном пределе делимости». Дело в том, что при «расчленении» системы следует видеть «рубеж», после которого наши действия становятся нецелесообразными. Возьмем для примера школьную ученическую организацию как систему. Элемент этой системы - класс (подгруппа). Сам по себе класс (подгруппу) можно «разделить» до «ученика». Так как «один человек» не может характеризовать «организацию» как систему, то он может быть рассмотрен в качестве элемента, но только это будет элемент другой системы – класса как самостоятельной ячейки учебного коллектива. В этом случае сам ученик будет рассматриваться с позиции «отдельной личности». Элементом педагогического процесса является урок, а сам педагогический процесс является элементом образовательного процесса, как и «школа» в системе учреждений регионального образования.

Говоря об элементах, мы имеем в виду такие дробные части, которые, вступая в определённую систему отношений, непосредственно создают данное целое, обладают относительной самостоятельностью и отражают все основные параметры целого. Основные параметры целого и есть «предел делимости» системы. Глубина и уровень познания объекта, правильность сделанных выводов о его функционировании и развитии, в любом системном исследовании немыслим без выхода на элементный уровень его организации. Полнота набора элементов, необходимая для функционирования системы, и их природная общность – важнейшее условие высокого уровня целостности системной организации.

2. НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЁННОГО УРОВНЯ ЦЕЛОСТНОСТИ. Категория «целостность» занимает особое место в вышеприведённом перечне признаков систем. Целостность – объективное свойство предметов внешнего мира, свойство системы и её интегративный результат, который является результатом функционирования системы. В этом не только суть данной категории, но и её значимость, так как результат, есть категория, позволяющая оценить реальную деятельность человека. Следует отметить и тот факт, что «целостность» как результат, характеризуется особыми, интегративными свойствами, возникающими «в результате взаимодействия элементов» и отсутствующими «у элементов, взятых отдельно». Например, каждый учитель, работающий в такой системе, как школа, в отдельности (даже если каждый будет профессионалом высокого уровня) не в состоянии дать ученику «среднее образование». Однако, в результате взаимодействия многих учителей, у системы – школы появляется возможность дать нужный уровень образованности каждому своему воспитаннику. Следующая характеристика категории «целостность» - её «многоуровневость». Целостность, как любая оценочная категория, не может иметь «застывших» параметров. Она подвижна, поскольку зависит от множества обстоятельств. В области социальных объектов, как отмечает В.Г. Афанасьев, эта категория, к тому же «не является свойством постоянно присущим тому или иному процессу или предмету. На каком-то этапе развития предмета, в силу тех или иных причин, свойство целостности может возникнуть, а на каком-то другом этапе, в силу других причин, оно может исчезнуть, разрушиться». Этот вывод имеет особую значимость. Целостность объекта как «возникший вследствие взаимодействия и взаимообусловленности элементов, их продукт, результат», есть такое свойство системной организации, которое достижимо при специально организованной деятельности, т.е. через управление, осуществляющее «перевод системы в заданное состояние, путём целенаправленного воздействия на объект управления» (Абрамова Н.Т. «Целостность и управление» - М., 1974). Иными словами, между категориями «целостность» и «управление» существует прямая связь: управление направлено на достижение высоких уровней целостности в функционировании своих объектов, что является важнейшим условием их эффективного и качественного результата – конкретные уровни характеризуют качество управленческой деятельности, его результативность. 

3. НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЁННОЙ СТРУКТУРЫ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ И ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ. Рассматривая зависимость между количественно – качественными характеристиками, составляющих систему и характером их взаимодействия, следует различать их основополагающие понятия: состав и структура. Состав – это некое множество элементов, образующих целое.

 Структура – способ связи элементов, сущность их отношений между собой.

Состав, набор элементов в разных системах может быть идентичным, но если различна структура, способ их связи, результат таких изменений взаимодействующих элементов может быть различным. Классический пример в этом плане даёт химия: алмаз и графит состоят из одних и тех же химических элементов и лишь различие в их структурной организации делают эти вещества совершенно разными – первое необычайно прочным, а второе – хрупким и легко поддающимся разрушению. То же происходит и в педагогическом процессе, когда одни и те же элементы двух одинаковых уроков по одной теме предмета у одного учителя имеют разную результативность. Не случаен в этом отношении и вывод управленцев: «если хочешь изменить качество функционирования системы – меняй её структуру!». Как было сказано выше, мы имеем определённую зависимость структуры системы от особенностей её состава, как количественных, так и качественных (субстанциональных) её показателей. Это, собственно, и придаёт особую значимость категории «состав системы» в познании её сущности.

Структура урока, например, будет различна и в зависимости от того, какие дидактические этапы учитель избрал для реализации его цели, и от того, сколько их. Определяя состав системы, мы делим до элементного уровня ее функции, которые эта система предназначена выполнять. Связи функциональной зависимости между всеми составляющими любой педагогической системы «выстраиваются» по линиям горизонтального или вертикального разделения труда, группируются в подсистемы. Элементы горизонтального разделения труда организуются в «линейные» структуры или «кольцевые» (если процесс труда имеет цикличный характер). Вертикальное разделение труда, как правило, в сочетании с горизонтальным, образует «иерархическую» структуру. Такие системы уже характеризуются: «вертикальным соподчинением» подсистем и элементов внутри системы; правом вмешательства подсистем и элементов верхнего уровня в процессы подсистем нижнего уровня; зависимостью действий подсистем верхнего уровня от фактического исполнения подсистемами нижнего уровня своих функций». И чем сложнее система, тем разветлённей её иерархия, которая представляет собой принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему. Иерархичность функционирования системы обуславливает приоритетность целого по отношению к ее элементам, что также является обязательным условием высокого уровня системной целостности. Явление иерархичности в управлении играет особую роль. Иерархичность позволяет осуществлять управление сложными системами через ряд промежуточных 9 ступеней, как бы упрощая сложность их многообразия и делая, тем самым, управленческую деятельность в данных условиях доступной человеку. Наличие в социальных системах различных уровней управления, обусловленных иерархичностью сложных образований, вычленяет ещё один вид связей, группирующихся вокруг понятия «субординация» - строгое служебное подчинение младших по должности старшим. Выражая формальную структуру коллектива, где каждый, выполняя свою роль, наделяется определёнными правами, обязанностями и полномочиями, субординационные связи на первый взгляд не играют определяющей роли в становлении системы. Однако, учитывая их «производность» от категории «управление», следует признать их значимость в процессах достижения высоких уровней системной целостности объекта управления.

На уровень целостности системы оказывают влияние системообразующие связи, которые объединяют систему в единое целое благодаря особым воздействиям на его элементы. Их значимость и специфичность настолько велика, что иногда их рассматривают как самостоятельный признак системы. Важнейшими из системообразующих связей, имеющих внутреннюю природу, следует назвать целесообразность, целеполагание, целеустремлённость. «Корень» же всех этих категорий – цель, - как желаемый и заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем. Целесообразность – соответствие поставленной цели.

Целеполагание – это процесс формирования цели, процесс её развёртывания до каждой ячейки системы Целеустремленность – стремление к достижению цели. Наличие у всех элементов системы цели, соответствующей её общесистемному прообразу, является одним из показателей высокого уровня целостности данной системы.

4. НАЛИЧИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ СИСТЕМЫ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ (открытость системы). Все педагогические системы взаимодействую с внешней средой, непрерывно изменяющейся и оказывающей на систему постоянное воздействие и ощущающей ответное воздействие со стороны системы. В принципе, эти взаимодействия оказывают значительное влияние на уровень системной целостности и позволяют выделить подсистемы внешней среды:

· общественно – политическая;

 · производственно – экономическая;

· социально – бытовая (семья, двор, улица);

· культурная среда (просветительные учреждения);

 · природно-экологическая.

Если школа, как социальная система, достаточно устойчивая, то она будет под действием положительного влияния развиваться, а под действием отрицательного влияния сама будет оказывать положительное влияние на внешнюю среду. Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, а также порождение одним объектом другого. Говоря о внешней среде 10 педагогических систем, надо иметь в виду совокупность всех общественных условий, деятельностей и отношений, различного рода учреждений, жилых массивов с проживающими в них семьями, которые окружают школу и оказывают воздействие на её жизнедеятельность и результаты её функционирования. Особенности взаимодействия системы с внешней средой заключаются, прежде всего, в том, что любые воздействия среды (позитивные или негативные) носят всегда в той или иной мере дезорганизующий характер. Возможности же системы в противостоянии дезорганизации и встречном воздействии, как явление «меньшей массы» по сравнению со средой, к сожалению, всегда, менее значительны. Здесь же следует отметить, что педагогические системы являются:

 - динамическими, т.е. способными к сохранению своих основных параметров при взаимодействии с многочисленными изменениями среды;

- вероятностными, обладающими единством противоречий;

- искусственными, созданными человеческим разумом;

-сверхсложными, обладающими сложносоставной целью, полиструктурностью и другими характеристиками сложных систем.

Изменение педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования и т. д. Если преобразование элементов осуществляется локально, без системного подхода, то эти попытки терпят неудачу.

Педагогический процесс — система, следовательно, и исследование его, и управление им требуют системного подхода. Сущность педагогического процесса — в обеспечении единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общественности. Обратимся к основным характеристикам педагогического процесса. Педагогический процесс — это не только сумма, набор каких-то последовательных элементов, а целенаправленная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью ученика. Педагогический процесс организуется для достижения поставленных обществом (педагогом) целей с учетом принципов и правил управления. Как система педагогический процесс постоянно обменивается информацией, энергией с окружающей средой, а само существование системы, ее развитие обусловлено степенью открытости. В педагогической системе один из ее элементов — коммуникативный компонент — играет главную, доминирующую роль. Малые изменения в нем отражаются на всей системе, вызывают значительные изменения в ней. Из сказанного следует, что педагогический процесс — это деятельностная, искусственная и открытая система. В то же время она является конкретной, динамической и, в определенной степени, централизованной системой.

Педагогический процесс — внутренне связанная совокупность многих процессов, в нем воедино слиты процесс отношения между компонентами, а это главное в практике управления, формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями формами и методами их протекания. Педагогический процесс представляет собой не механическое соединение указанных процессов, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процесса единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается в:

· единстве и самостоятельности процессов, его образующих;

· целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;

· наличии общего и сохранении специфического.

Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания - воспитание, развития – развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе сопутствующие функции. Воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых приходится выделять доминирующие характеристики. Целостный педагогический процесс не сводится к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как части целого. Это есть единый и неделимый процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречий между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности. Педагогический процесс как деятельная система находится в постоянном развитии.

Движущей силой педагогического процесса служат противоречия, в основе которых лежат несоответствия между:

· реальными возможностями воспитуемых и теми требованиями, которые к ним предъявляются со стороны общества;

· активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни;

 · целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию;

· отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;

· индивидуальным творческим процессом становления личности и массоворепродуктивным характером организации педагогического процесса;

 · определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание;

· возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса. Отметим функциональные компоненты педагогического процесса в аспекте управления: целевой (проектировочный), содержательный, деятельностный (организационно-управленческий), аналитико-результативный.

 Целевой компонент педагогического процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — гармонического развития личности — до конкретных задач формирования отдельных качеств личности. Педагогическая система — это система деятельностная, а любая деятельность направлена на достижение определенной цели.

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Он реализуется на основе определенных принципов и методов.

Третий системообразующий фактор — деятельностный — понимается как взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, без которых не может быть достигнут конечный результат. 4. Аналитико-результативный компонент педагогического процесса отражает эффективность его протекания, показывает его достижения в соответствии с поставленной целью. Структуру любой системы характеризуют не только ее компоненты, но и связи между ними. В педагогическом процессе между компонентами существует как минимум парная взаимообусловленная связь. Так, выбор цели деятельности осуществляет субъект этой деятельности — преподаватель, но в дальнейшем выбранная им цель уже сама определяет деятельность субъекта. В процессе деятельности субъект и объект испытывают взаимное влияние, так как объект педагогической деятельности, ученик, — активная личность. Педагог не только воздействует на ученика, но и сам подвержен влиянию с его стороны, т. е. объект становится субъектом деятельности, и т. д. Разрушение какой-либо пары связей между компонентами или ее составляющей отрицательно сказывается на всем педагогическом процессе, который является педагогической системой.

 

  Нормативно-правовая база деятельности школы.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательного учреждения - это обязательное лицензирование образовательного учреждения, его аттестация и аккредитация, подтвержденная нормативно-правовыми актами в управлении образовательным учреждением, которые определяют организационные основы управления образовательным учреждением. Учебная деятельность регулируется следующими документами:
Государственные образовательные стандарты - основной нормативный правовой акт, устанавливающие основные государственные требования к структуре, содержанию и организации образования в России. Стандарт определяет обязательный минимум содержания программ, максимальный объем учебной нагрузки и т. д. Понятие «государственный образовательный стандарт» впервые введено Законом РФ «Об образовании».
Образовательные программы - локальный нормативный правовой акт, определяющий в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» содержание образования определенных уровней и направленности, который принимает каждое образовательное учреждение.
Учебный план - локальный нормативный правовой акт, в котором осуществляется разбивка содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения.
Рабочая программа учебного курса и дисциплины - локальный нормативный правовой акт.

Социально-педагогическая программа специалиста - локальный нормативный правовой акт по сопровождению образовательного процесса.
Годовой календарный учебный график - локальный нормативный правовой акт.
Расписание - локальный нормативный правовой акт, в котором осуществляется распределение занятий и перерывов между занятиями в течение дня, недели, семестра, года.

Права ребенка и формы его правовой защиты определяются Законом РФ «Об образовании» (ст.50, ст.51), уставом образовательного учреждения и иными локальными актами.

 

Организационная культура, организационные ценности, философия и миссии школы. Организационная структура внутришкольного управления. Особенности организационной культуры школы определяют ее индивидуальность и неповторимость, специфику реакций педагогического коллектива на внешние и внутренние события. Понимание характера организационной культуры школы дает представление о человеческом потенциале школы, позволяет оценить целесообразность или же нецелесообразность определенных управленческих действий, более точно планировать направление и динамику стратегического развития образовательно-организационной системы школы. Основными составляющими организационной культуры образовательного учреждения являются: символы, герои организации, ритуалы, язык организации, убеждения, философия, профессиональные и общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения, социально-психологический климат, выполняющие в своей совокупности ряд важных функций. Миссию можно описать как совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений, форм и методов деятельности, Миссия должна быть поддержана командой управленцев, учителями, и всем коллективом школы. Общие цели связаны с убеждениями, убеждения же, в свою очередь, зависят от системы ценностей людей, их подходов к делу, взглядов на то, как надо взаимодействовать друг с другом. Миссию нельзя определить раз и навсегда. Необходимо отслеживать состояние организации, динамику профессиональных ценностей коллектива и его приоритеты в работе. Вместе с ними должна изменяться и миссия. Организационная структура внутришкольного управления большинства школ представлена 4-мя уровнями (вертикальная структура):

· Первый уровень - директор школы, руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

· Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, организатор детского движения, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении. Эти субъекты осуществляют тактическое управление образовательным учреждением.

· Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие оперативные управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности.

· Четвертый уровень - самоуправление - учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект - субъективный характер отношений между учителями и учениками. Пятый и шестой уровни в структуре управления могут появиться, если объединяются несколько образовательных учреждений (уровень генерального директора), а также когда какой-то орган (например, совет учредителей, попечительский совет, школьная конференция и др.). Субъекты данного уровня наделены правом назначать и снимать директора, распределять финансы, менять предназначение и структуру школы.

Имидж образовательного учреждения. Организационная культура образовательного учреждения.В настоящее время большинство компаний и учреждений уделяют большое внимание стратегическому управлению собственным имиджем. А такие параметры, как бренд, имидж, репутация являются нематериальными активами организации. Поэтому для каждой организации, в том числе, работающей в сфере образования, необходимо осуществлять целенаправленную работу по формированию собственного имиджа. Необходимость формирования имиджа образовательного учреждения определяется следующими причинами (по Сухаревой О.):

· во-первых, конкуренция среди образовательных учреждений одной территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента;

· во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.;

· в-третьих, имея сформированный позитивный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как предстает способным в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;

· в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательным учреждением определенной силы – в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.

  Особенности организационной культуры образовательного учреждения определяют его индивидуальность и неповторимость, специфику реакций педагогического коллектива на внешние и внутренние события. Понимание характера организационной культуры школы дает представление о человеческом потенциале школы, позволяет оценить целесообразность или же нецелесообразность определенных управленческих действий, более точно планировать направление и динамику стратегического развития образовательно-организационной системы школы. Основными составляющими организационной культуры образовательного учреждения являются: символы, герои организации, ритуалы, язык организации, убеждения, философия, профессиональные и общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения, социально-психологический климат, выполняющие в своей совокупности ряд важных функций.

 

ЛЕКЦИЯ 2: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УПРАВЛЕНИЕ

С позиций теории управления общеобразовательная школа (и любое образовательное учреждение) как сложная динамическая система выступает объектом управления. Управление отдельной организацией представляет собой важнейшее, базовое звено в системе управления образованием. В общем виде управление в образовании можно рассматривать как особого рода деятельность, обеспечивающую функционирование и развитие образовательного учреждения, реализацию его концепции и программы.

Управление образовательными учреждениями представляет собой разновидность социального управления и является по сути своей гуманитарным, поскольку главное содержание деятельности всех его субъектов составляет руководство людьми. Все другие функции управления приобретают смысл не сами по себе, а как средства управления людьми, составляющими коллектив образовательного учреждения. Главная задача управления — создать благоприятные внешние и внутренние условия для эффективной совместной деятельности людей, работающих в образовательном учреждении. Такое понимание управления может быть раскрыто в следующих положениях:

· если рассматривать управление образовательными системами с позиций гуманитарного подхода, то предпочтение следует отдать мягким, косвенным (через создание соответствующих условий) способам управления;

· управление рассматривается не как командование, властвование, а как сложная и очень ответственная деятельность по обеспечению функционирования и развития образовательной системы;

· благоприятные условия для совместной деятельности людей могут быть созданы только на основе конструктивных отношений в коллективе образовательного учреждения;

· создание таких отношений — важная составляющая управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения.

    Наряду с понятием «управление» в сфере образования в последние годы все чаще используется понятие «менеджмент». Введение этого понятия в категориальный аппарат  связано с необходимостью дистанцироваться от традиционных представлений об управлении, которые раскрывались в таких характеристиках, как целенаправленное одностороннее воздействие субъекта на объект управления, влияние управляющей системы на управляемую с целью перевода последней в качественно новое заданное извне состояние. Понятие менеджмента предполагает в первую очередь ориентацию на интересы и потребности человека, взаимодействие управляющей и управляемой систем. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу образования существенно дополняет теорию управления образовательными системами, позволяет придать ей новое качество и новое направление развития.

Современные подходы к управлению образованием обусловлены в первую очередь новыми социальными требованиями:

  • ориентацией на подлинные (не искаженные ведомственно-бюрократическим толкованием) образовательные потребности общества и человека (учащихся, педагогов, родителей);
  • новыми ценностями образования (человек, культура, общество) и новым пониманием миссии школы как учреждения, ответственного за становление гражданского общества и демократических отношений в нем;
  • вариативностью общего образования, множественностью типов образовательных учреждений.

Важную роль в изменении характера управления образованием сыграла смена традиционной образовательной парадигмы гуманистической, а затем и гуманитарной. Отказ от претензий на целенаправленное формирование школой личности с заданными свойствами, понимание образования как педагогической помощи, ориентация на гуманитарные ценности, отношения диалогического взаимодействия между участниками педагогического процесса — все это существенно повлияло на характер управления образованием, его принципы и способы организации.

В управлении образовательным учреждением можно выделить две стороны:

 1) управление образовательным процессом (организация учебных занятий и воспитательных дел, реализация основных функций управления учебно-воспитательным процессом);

2) управление коллективом образовательного учреждения (педагогическим и детским). При этом образовательный процесс и коллектив образовательного учреждения рассматриваются в качестве управляемых систем.  Педагогический коллектив представляет собой объект, обладающий собственными субъектными свойствами, волей, ценностями, идеалами, поэтому необходим максимальный учет его интересов, отношения к управлению, снятие чрезмерного противопоставления между администрацией и коллективом школы и переход от позиции «мы — они» к позиции «мы все».

Гуманитарное понимание управления в образовании выдвигает на первый план проблему доверия в образовательном учреждении. В современных условиях доверие является неотъемлемой составляющей конструктивных диалогических отношений, которые складываются между управляющими и управляемыми в образовательном учреждении. Доверие помогает справляться со сложными управленческими ситуациями, поощряет сотрудников к самостоятельным, творческим действиям, способствует сотрудничеству и стимулирует стремление к профессиональному и личностному совершенствованию.

Исследователи выделяют две группы методов создания и укрепления доверия в организации — структурные (организационные) и гуманитарные. К структурным методам в сфере управления образованием относятся:

· Постановка и разъяснение высоких («напряженных») деловых целей в области совместной образовательной деятельности. Когда педагоги, сотрудники, учащиеся, администрация объединяются вокруг единой общей цели, они меньше внимания обращают на личные разногласия, больше доверяют друг другу. Кроме того, большинству людей для укрепления доверия необходимо осознавать, что окружающие преследуют цели, сходные с их собственными. Однако, ставя перед людьми высокие цели, руководитель должен обеспечить их понимание каждым членом коллектива, четко обозначить промежуточные задачи, желаемый результат, конечный продукт и критерии оценки эффективности работы. Условием эффективности применения данного метода является осознание членами коллектива того, что они являются соисполнителями единой цели, а еще лучше — соавторами в ее разработке.

· Делегирование полномочий. Чрезмерная централизация, сосредоточение управления в одних руках неизбежно ведет к усилению бюрократического начала в управлении, сковывает инициативу руководителей нижних уровней, педагогов и учащихся, делая их пассивными исполнителями принимаемых без их участия решений, ведет к дублированию управленческих функций, потере времени, перегрузке как руководителей, так и исполнителей и, как следствие, к снижению уровня доверия. Напротив, передача отдельным лицам и группам части управленческих полномочий, предоставление им свободы действий придает деятельности образовательного учреждения большую гибкость и способствует росту доверия.

· Оптимальная регламентация деятельности членов педагогического коллектива. Многие руководители отмечают: «Когда мы не говорим людям, что им надо делать, они работают гораздо лучше, чем если бы мы им об этом говорили». В большинстве случаев существует обратная зависимость между количеством правил и инструкций и высоким уровнем доверия: чем больше сотрудники зависят от точных инструкций, тем меньше они доверяют друг другу. Поэтому необходимо установить небольшое количество правил, необходимых для безусловного исполнения всеми подчиненными, в остальном же предоставить им свободу творчества. Разумеется, каждый сотрудник должен знать о своих правах, обязанностях и правовых ограничениях своей деятельности, но способы деятельности в этих рамках должны выбираться самим подчиненным.

· Оптимальная система обмена информацией. В образовательных учреждениях с высоким уровнем доверия педагоги, сотрудники и учащиеся всегда обладают информацией, необходимой для эффективного выполнения ими своих обязанностей. В школах же с низким уровнем доверия к наиболее важной информации имеет доступ только руководство школы (а иногда в разряд «секретной» попадает и та информация, владение которой обеспечивает творческую свободу педагогов). Бюрократическое руководство таким образом «оберегает» свою власть и формирует недоверие, определяя, кому какую информацию получать можно, а кому нельзя. Для поддержания доверия необходим прямой диалог между руководством школы, с одной стороны, и педагогами, сотрудниками, учениками — с другой. При решении важных вопросов информация должна предъявляться без искажений и недомолвок.

· Сбалансированная система контроля. В образовательных учреждениях с высоким уровнем доверия контролирующее внимание сосредоточивается лишь на нескольких стратегических областях его деятельности. При этом четко определяются основные параметры контроля, его критерии и показатели. Расширяется состав субъектов контроля. В него могут входить совет школы, научно-методический совет, кафедры, экспертные советы при органах внутришкольного управления.

К гуманитарным методам управления можно отнести следующие:

  1. Разработка общих ценностей и принципов деятельности и постоянная ориентация на них. Взаимоотношения в коллективе образовательного учреждения слишком сложны, чтобы их можно было полностью охватить нормативными документами или предусмотреть все случайности. Поэтому доверие наиболее вероятно там, где люди разделяют определенную иерархию ценностей и норм. В этом случает от них можно ожидать последовательного, честного и ответственного поведения.
  2. Формирование личных отношений между разными уровнями и группами подчиненных, создание благоприятного психологического климата в коллективе.
  3. Создание ситуаций успеха для подчиненных. Такие ситуации целесообразно создавать для всех членов школьного коллектива — как для талантливых, одаренных сотрудников, так и для просто добросовестных работников и учащихся. Но особенно важны они для людей с заниженной самооценкой или для «новичков». Ситуации успеха позволяют каждому члену коллектива «раскрыться», реализовать свои способности, что способствует установлению доверительных отношений.
  4. Наглядная демонстрация символов доверия. Руководитель должен вести себя таким образом, чтобы вызывать доверие к себе подчиненных; кроме того, он должен сам проявлять доверие по отношению к окружающим. Доверие к руководителю обусловливается его высоким профессионализмом (в том числе уровнем психолого-педагогической подготовки), а также личностными, индивидуальными и субъектными качествами. Одним из условий является также то, что руководитель пользуется социальными благами как равноправный член коллектива.

Применение перечисленных методов обеспечивает становление конструктивных отношений между руководством и подчиненными, а также внутри коллектива образовательного учреждения. Управление в сфере образования можно рассматривать как гуманитарную деятельность, основанную в первую очередь на принципах демократизма и толерантности. На таком понимании управления базируется деятельность руководителя по обеспечению функционирования и развития образовательного учреждения.

          Школа как управляемая система традиционно состоит из двух подсистем: управляющей (директор, его заместители) и управляемой (учителя, учащиеся, младший обслуживающий персонал).

Принципы управления образованием. Принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности. К основным принципам относятся:

1. Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами
Ориентация внутришкольного управления предполагает, прежде всего, развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров — проявления демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира.

2. Системность и целостность в управлении
Системный подход в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках, составляющих эту систему в целостности, что и является ее (системы) первым признаком. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.

3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации
История школы и педагогики лишний раз доказала, что чрезмерная централизация неизбежно ведет к усилению администрирования в управлении. Именно сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы.

4. Единство единоначалия и коллегиальности в управлении
Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения.

5. Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами
Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности, характера, способностей и др.

 

Дополнительно к тезисному материалу лекций следует использовать следующую литературу

  1. Мижериков В.А. Управление общеобразовательным учреждением: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Мижериков; под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва: Академия, 2010. - 384 с.
  2. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. - Изд. 2-е., стер. - Москва: Академия, 2005. - 384 с.

 

Приложения:

  1. Внеурочная деятельность и СПЛ: структура внеурочного занятия при реализации ФГОС (файл в приложении).

 

Материалы лекций Вами могут быть дополнены при обращении к следующим электронным образовательным ресурсам, современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, необходимым для освоения учебной дисциплины:

  1. ЭБС «Айбукс» (http://ibooks.ru/)
  2. Электронная библиотека ТГПУ (http://libserv.tspu.edu.ru/)
  1. ЭБС "Лань" (http://e.lanbook.com)
  2. ЭБС IPRbooks (Библиокомплектатор для лиц с ОВЗ) (http://iprbookshop.ru/)
  3. ЭБС Университетская библиотека онлайн (https://biblioclub.ru/)
  4. Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/index.php)
  5. Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru)
  6. «Педагогическая библиотека» (http://pedlib.ru/)
  7. Библиотека «Гумер» (http://www.gumer.info/)
  8. Библиотека «Гумер» (http://www.gumer.info/)
  9. Библиотека NON-FICTION(http://lib.biblioclub.ru/book)/
  10. Cайт Института развития государственно-общественного управления образованием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gouo.ru/Informoteka/Normativnye_dokumenty/Dopolnitel_noe_obrazovanie
дисциплины

Вам предложены практические занятия в форме проблемных и проектных заданий, которые Вы должны выполнить в процессе изучения данного курса учебной дисциплины.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ/ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

I.Вопрос - задание продуктивного типа: подготовить педагогическое эссе на одну из предложенных тем:

  1. Моя практика реализации дополнительного образования детей.
  2.  Я в системе дополнительного образования.
  3.  Моя индивидуальная траектория профессионального развития (в системе общего и дополнительного образования).
  4. Что такое социальное партнерствос организациями дополнительного образования.

Критерии и показатели, используемые при оценивании эссе

Характеристика Требования по структуре и оформлению
Эссе (письменная работа) должно содержать Оригинальный взгляд автора на предмет Исследования и может не совпадать с общепринятой точкой зрения  на него. Эссе от франц. Essai – опыт - набросок, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Основные положения эссе желательно сопровождать аналитическим и фактическим материалом, подтверждающим выводы и рекомендации автора. Оригинальность постановки и раскрытия темы повышают ценность работы. Иллюстративный материал должен иметь конкретный характер. В случае разделения материала на разделы (параграфы) они должны быть пронумерованы. По окончании основного материала приводятся выводы и рекомендации автора. Работа должна сопровождаться перечнем изученной литературы (отечественной и зарубежной): монографий, учебников, статей в научной периодике, электронных ресурсов. Ссылки на источники обязательны (оформляются в соответствии с ГОСТ).

Алгоритм оценивания эссе

Показатели Балл
Соответствие стандартному формату представления Объём эссе – 2-7 стр. Шрифт Times New Roman 12 кегль, интервал 1,5 строки 1
Эссе разделено на смысловые части и наличествует логика рассуждений при переходе от одной части к другой. Сделаны промежуточные и конечные выводы 1
Наличие сформулированного рассматриваемого теоретического положения (тезиса): -определено место исследуемого (рассматриваемого) тезиса в теории -обозначен круг понятий и терминов, необходимых для описания исследуемого (рассматриваемого) тезиса; 1
Приведены описания и сравнения примеров использования исследуемого тезиса в мировой и российской практике: применен аппарат сравнительных характеристик. Приведены описания и сравнения примеров использования исследуемого тезиса в мировой и российской практике: оценена эффективность практического применения. 1
Индивидуальная точка зрения, оценка и комментарии: -структурированность; -приоритетность; -обоснованность. 1
Итого 5

Шкала оценивания

Баллы Уровень Оценка
5 высокий отлично
4 выше среднего хорошо
3 средний удовлетворительно
2 низкий неудовлетворительно

II. Разработайте презентацию на одну из тем:

1. Специфика развития системы дополнительного образования детей в настоящий период.

2.  Особенности сопровождения системы дополнительного образования детей.

3. Нормативно-правовые основы проектирования СПД в условиях дополнительного образования детей.

4. ФГОС нового поколения и система дополнительного образования.

5. Социально-педагогическая деятельность как управление.

6.  Роль социального педагога в организации дополнительного образования детей.

7. Понятие и сущность проектного и программного подходов в организации социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей.

8. Социальное партнерство в проектировании и реализации дополнительных общеобразовательных программ.

9. Подходы к составлению программ дополнительных общеобразовательных программ.

10. Изучение возможностей образовательной организации, ресурсов социальных партнеров при реализации дополнительного образования детей в школе.

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации

Характеристика Требования к структуре и оформлению
Продукт самостоятельной работы обучающегося. Презентация (от лат.praesento — представление) —документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Есть сюжет, сценарий и структура, организованная для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.

Алгоритм оценивания презентации

Показатели Балл
Требования к содержанию: -соответствие содержания презентации выбранной обучающимся теме доклада; -соответствие содержания презентации логике и содержанию доклада; -отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации; -объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы; -завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено). 1
Требования к тексту: - лаконичность текста на слайде; -сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста. -читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста); -использование шрифтов без засечек (типа Arial, Calibri – их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта; -отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между бу









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow