В чем сущность принципов, определяющих особенности содержания обучения детей дошкольного возраста?

Принцип связи содержания обучения с жизнедеятельностью ребенка

определяет подход к выбору знаний и умений для дошкольников.

В обучение детей включаются знания о людях и их отношениях, городе, стране, мире предметов и трудовой деятельности взрослых, природе и искусстве. Это создает условия для органичного вхождения ребенка в современный мир. Одновременно происходит формирование познавательных умений, основанных на наглядно-образном мышлении и воображении, умственных способностей и речи детей. В итоге ребенок становится способен к самостоятельному решению познавательных задач.

Впроцессе обучения он осваивает умения в разных видах деятельности (в рисовании, конструировании, экспериментировании, рассказывании и пр.), которые позволяют проявлять самостоятельность и творчество, занимать позицию субъекта детских видов деятельности.

Принцип научности и системности знаний основан на включении в программу достоверных фактов и явлений, необходимости показывать факты и явления во взаимосвязях, в их существенных проявлениях. Содержание обучения предусматривает последовательный переход от представлений об отдельном объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлении связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания разных сфер жизни (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.). Это приводит к постепенному формированию целостной картины мира.

Принцип доступности основан на соответствии содержания обучения познавательным возможностям детей, особенностям развития умений в разных видах детской деятельности. Их включение в содержание обучения определяется психическими, двигательными, координационными и другими возможностями детей дошкольного возраста. Например, умения, связанные с использованием тонкой моторики руки, становятся доступными в старшем дошкольном возрасте. В то же время данный принцип базируется на положении «о зоне ближайшего развития ребенка» (Л. С. Выготский), что предполагает отбор таких знаний и умений, освоение которых становится возможным для ребенка в совместной со взрослым деятельности.

Принцип интеграции основан накомплексно-тематическомподходе, базирующемся на идее объединения содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы (например, «Наш детский сад», «Моя семья», «Мальчики и девочки» и пр.). Интеграция достигается за счет взаимной дополняемости и соответствия элементов содержания, например математического ихудожественно-эстетическогоили экологического и художественного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: