Повторение «Общество как сложная динамичная система»

Уважаемые студенты, добрый день. В данном документе вам представлены для изучения, несколько тем. Инструкция по выполнению задания, будет находиться вначале каждой темы. Практические работы выполнять в формате word.

tgr8877@mail.ru В теме письма указывать группу, фамилию и за какое число задание. Высылать одним файлом, не делить на несколько частей! Задания без указания группы и фамилии, проверке не подлежат!Отдельно присылать презентации и практические работы.

Изучите материал. Запишите определения и выполните задания в тетради. Работы присылать по расписанию или до 27.06.2020 включительно, до 18.00 по местному времени. Работы присланные позже, проверяться будут после написания объяснительной. Объяснительные пишутся на имя директора колледжа и высылаются мне на почту

Повторение «Человек- биосоциальное существо»

Тезаурус:

Человек – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Индивид - единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.

Личность – человек. обладающий социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием.

Самосознание — способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Самореализация – процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.

Потребности – осознаваемая и переживаемая нужда человека в чём-либо.

Мотивация – внутренне состояние человека, связанное с его потребностями.

Способности - свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Теоретический материал

Что такое человек? Этим вопросом задавались философы всех времён и народов. Данная проблема актуальна в современной философии. Как-то днём древнегреческий философ Диоген ходил с зажжённым факелом по Афинам и на вопрос прохожих «что вы делаете», отвечал кратко: «Ищу человека». Он имел в виду, что найти достойного среди людей не так просто.

Немецкий философ И. Фихте относил понятие «человек» к человеческому роду, подразумевая, что невозможно анализировать свойства отдельного человека вне отношений с другими людьми.

Человеческая природа имеет двойственный характер. Это происходит потому, что человек — результат биологической эволюции и развития общества: от рождения в человеке преобладает природное, а его становление связано с приобретением социальных черт и признаков.

Биологическая сущность человека проявляется в том, что человек — часть живой природы. От природы человек получает и инстинкты, и биологические потребности. Например, к основным биологическим потребностям относятся воспроизводство рода, еда (питание), сон (отдых). Подавление и регулировка инстинктов, речь, мышление, навыки, связь с обществом отражают общественное (социальное) в человеке. Например, основными социальными потребностями являются общение, мышление, труд.

Биологическое и социальное в человеке связано, так как человек — биосоциальное существо.

В процессе жизни в человеке происходят определённые изменения, связанные со становлением личности.

Человек рождается индивидом — единичным представителем человеческого рода. По мере развития в нём проявляются индивидуальные черты — неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.

Каждый человек — личность, обладающая социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием. «индивидуальность» — неповторимые качества отдельного человека, своеобразные особенности, которые принадлежат только ему.

Область наложения индивидуальности на личность — это те свойства личности, которые составляют основу её индивидуальности. Человек как личность проявляет себя в процессе общественных отношений через набор социальных функций и ролей.

Человек одновременно может выполнять разные роли: потребителя, производителя, семьянина, гражданина. Качество роли проявляется в поступках. Например, он может быть профессионалом своего дела, патриотом, заботливым семьянином. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, борется, любит и ненавидит, тоскует не сама личность, а человек, который обладает личностью.

Самосознание и самореализация являются главными условиями в поведении человека в процессе реализации социальных связей и формирования социальных качеств. Американский учёный А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Самосознанием называют способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Главный признак самосознания — готовность нести ответственность за свои решения и действия. Самореализация — процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.

Задания

1. Вставьте пропущенное слово:

_______ – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Варианты ответов:

1) Индивид;

2) Человек;

3) Личность

Правильный вариант/варианты: 1) Человек.

1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. _______ — это человек как единичное природное существо, отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С этим термином тесно связано понятие________________. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1) индивидуальность 2) ценность 3) субъект

4) деятельность 5) орудие труда 6) задаток

7) личность 8) высшая ступень 9) индивид

Изучите материал. Запишите определения в тетради. Работы присылать по расписанию или до 27.06.2020 включительно, до 18.00 по местному времени. Работы присланные позже, проверяться будут после написания объяснительной. Объяснительные пишутся на имя директора колледжа и высылаются мне на почту.

Повторение «Общество как сложная динамичная система».

Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Каждая система включает в себя взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между её частями. (Что такое динамика?) Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей.

Особенности социальной системы.

Характерные черты общества как системы:

1) Имеет сложный характер (включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Макроструктура общества состоит из четырёх подсистем – сфер общественной жизни. Общество является суперсистемой.

2) Наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т.п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т.п.)

3) Основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления свой деятельности.

3) общество как система относится к числу самоуправляемых. Как вы думаете какая подсистема выполняет управленческую функцию? Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными. В истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали => общество является динамичной системой.

Типы социальной динамики

Социальные Изменения – переход тех или иных соц. объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т.е. модификацикации в соц. организации, соц институтах, соц структуре, установленных в общ- ве образцах поведения

Развитие – изменения, которые приводят к глубоким качественным сдвигам в обществе, преобразованиям соц. связей, переходу всей соц. системы в новое состояние.

Прогресс –направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

 

Регресс – движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжим себя формам и структурам.

Эволюция – это постепенные непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.

Революция – коренной качественный переворот во всей соц структуре общества, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу

Соц. реформа – переустройство какой – либо сферы общественной жизни (институтов, учреждений и порядков и т.п.) при сохранении существующего общественного строя.

Человек - универсальный компонент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Общество как система обладает интегративным свойством (ни один из компонентов системы в отдельности этим свойством не обладает). Это качество - результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы.

В результате взаимосвязи, взаимодействия компонентов, входящих в систему общ – ва, у общества как у социальной системы появляется новое св – во – способность создавать всё новые и новые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей.

В философии самодостаточность рассматривается как главное отличие общества от составляющих его частей.

Любая система находится в определённой среде, с которой она взаимодействует.

Среда социальной системы любой страны – природа и мировое сообщество.

Функции:

Адаптации

Целедостижения (способность поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду)

Поддержания образца – способности сохранять свою внутреннюю структуру

Интеграции – способности интегрировать т. е. включать в себя новые общественные образования (явления, процессы и т.п.) в единое целое.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Слово «институт» в переводе с латинского означает «установление»

В социологии социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей.

Пирамида Абрахама Маслоу

Физиология – низменные потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, половое желание и др.)

Безопасность – потребность быть уверенным, что жизни ничего не угрожает.

Социальность – потребность в контакте с окружающими и своя роль в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, испытывать взаимные чувства…)

Признание – уважение, признание социумом его успешности, полезности его роли в жизни такого социума.

Познание – удовлетворения природного любопытства человека (знать, доказывать, уметь и изучать…)

Эстетика – внутренние потребность и побуждения следовании истине (субъективное понятие, как должно все быть).

Я – потребность в самореализации, самоактулизации, высшая миссия своего существования, духовная потребность, самая высшая роль человека в человечестве, понимание своего смысла существования… (список очень большой – пирамиду потребностей Маслоу – часто используют очень многие люди и «духовные» организации, с разными системами мировоззрения и верхушку ставят свое высшее понятие смысла существования человека).

Социологи выделяют 5 общественных потребностей:

1) в воспроизводстве рода

2) в безопасности и социальном порядке

3) в средствах существования

4) в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров

5) в решении духовных проблем смысла жизни

Соответственно данным потребностям в общ – ве сложились и виды деятельности. Которые потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:

- семьи и брака

- политические институты (в особенности государство)

- экономические институты (в первую очередь производство)

- институты образования, науки и культуры

- институт религии

Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными обязательными для всех членов данного общества.

Черты социального института:

Социальный институт – это совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой потребности (например, все работники системы образования)

Институт закреплен системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответственные типы поведения.

Наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого либо вида деятельности.

Наличие с и делает поведение людей более предсказуемым, а а общство в целом более устойчивым.

 Типология обществ.

Современные исследователи выделяют 3 основных исторических типа общества:

1) традиционное (аграрное)

2) индустриальное (капиталистическое)

3)постиндустриальное общество (информационное)

Основой для деления на эти типы общества является:

- отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде),

- отношение людей друг к другу (тип социальной связи)

- система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества)

Традиционное общество.

Понятие Т.О. охватывает великие аграрные цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет средневековые гос- ва мусульманского Востока), европейские государства Средневековья. В ряде государств Азии и Африки традиционное общество сохраняется и сегодня, но столкновение с современной западной цивилизацией существенно изменило его цивилизационные признаки.

В Т.О. основа жизнедеятельности - земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни.

Человек традиционного общества зависим от природы.

Метафоры: земля кормилица, земля матушка, выражают бережное отношение к природе как к источнику жизни из которого не полагалось черпать лишнего.

Земледелец воспринимал природу как живое существо, требующее нравственного к себе отношения. Поэтому человек традиционного общества не господин, не покоритель, и не царь природы. Он малая толика великого космического целого, мироздания.

Социальная основа традиционного общества – отношение личной зависимости.

Для традиционного общества характерно внеэкономическое отношение к труду: работа на господина, плата оброка.

Человек т о не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Напротив,он воспринимал себя неотъемлемой частью общины, деревни, полиса. Социальный статус человека в т о определялся не личными заслугами, а социальным происхожденем. «на роду написано» Повседневная жизнь традиционного общества отличалась удивительной устойчивостью. Она регулировалась не столько законами, сколько традицией.

Традиция- свод неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков. Социальные привычки людей почти не изменялись на протяжении многих поколений. Организация быта, способы ведения хозяйства и нормы общения, праздничные ритуалы, представления о болезни и смерти- словом, все что мы называем повседневной жизнью – воспитывалось в семье и передавалось из поколения в поколение. Многие поколения людей заставали одни и те же социальные структуры, способы деятельности и социальные привычки.

Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность т о с крайне замедленным темпом общественного развития.

! При переходе от традиционного общества к индустриальному внеэкономическое отношение к труду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: