Порядок определения размеров платы

Расчет платы за загрязнение окружающей среды

Экологические платежи представляют собой систему платы за выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду.

Платежи за загрязнение окружающей среды взимаются с 1 января 1993 года на основании:

Ø Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»;

Ø Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992года № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";

Ø Закона РФ 37 от 10.01.02. «Об охране окружающей среды»;

Ø Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды на территории Волгоградской области утверждено Постановлением Волгоградской областной администрации 12.05.92. №26/1.

Виды негативного воздействия на окружающую среду:

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками;

· сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

· размещение отходов.

Назначение платежей. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации. Платежи предназначены для:

· возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

· стимулирования снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов;

· стимулирования осуществления затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов.

Экоплатежи распределяются следующим образом:

Ø 20% - в доход Федерального бюджета, в том числе: 9%- на целевой экологический счет Федерального казначейства РФ;

Ø 80% - в доходы бюджетов субъектов РФ на целевые экологические счета территориальных органов Федерального казначейства РФ в субъектах РФ.

Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.

Базовые нормативы платы

За основу при определении базовых нормативов за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду приняты нормативы, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января
1991 г
. № 13.

Базовые нормативы платы, применяемее в настоящее время, утверждены Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.07.03 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ; в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов производства и потребления». Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:

• за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах (допустимых) установленных нормативов;

• за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временносогласованных нормативов).

За размещение отходов установлен один уровень базового норматива платы (в пределах лимита, руб./т). Отходы подразделяют на два вида: нетоксичные и токсичные.

На основании базовых нормативов рассчитываются нормативы санкций за загрязнение окружающей среды сверх установленных лимитов.

В связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство и по другим направлениям природоохранной деятельности к нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды применяются коэффициенты индексации платы.

Базовые нормативы платы за размещение 1 т отходов в пределах установленных лимитов составляют:

Таблица 18 - Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления

Виды отходов Единица измерения Норматив платы за размещение отходов, руб.

Нетоксичные отходы:

5 класс опасности (практически неопасные) перерабатывающей промышленности добывающей промышленности Т м3 0,4 15,0

Токсичные отходы:

1 класс опасности (чрезвычайно опасные) 1 класс опасности (высокоопасные класс опасности (умеренно опасные) 4 класс опасности (малоопасные) Т 1739,2
2 класс опасности (высокоопасные)   Т 745,4
3 класс опасности (умеренно опасные)   Т 497,0
4 класс опасности (малоопасные)   Т 248,4

 

Для передвижных источников загрязнения дополнительно применяется еще два вида базовых нормативов платы:

· в зависимости от вида сжигаемого топлива (дизельное, бензин, сжиженный газ, керосин) и его состава (марки);

· в зависимости от вида передвижного источника загрязнения (автомобили, тепловозы) и сжигаемого топлива.

 

Базовые нормативы платы за загрязнение, установленные на федеральном уровне, не учитывают региональные особенности, связанные с неодинаковыми экологическими и экономическими условиями. Эти особенности учитываются коэффициентами экологической ситуации: и значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов РФ, водных объектов по бассейнам (участкам) основных рек.

Указанные нормативы составляют:

·    для атмосферного воздуха от 1,0 до 2,0 соответственно в Южном Федеральном округе(Центральный-1,9);

· почвы от 1,0 до 2,0 соответственно в Южном Федеральном округе (Центральный-1,6);

·    для водных объектов от 1,0-2,2 до 1,15-2,2 (Волгоградская область - 1,30).

Коэффициенты экологической ситуации и значимости применяются к базовым нормативам платы для установления ее дифференцированных ставок, которые используются при расчетах платы за загрязнение для конкретного природопользователя.

Кроме того, базовые нормативы платы за загрязнение (дифференцированные ставки) ежегодно корректируются с помощью коэффициента индексации.


Порядок определения размеров платы

Устанавливаются следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:

•  платежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах лимитов – за счет себестоимости продукции (работ, услуг);

•  платежи за превышение допустимых нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.

Определение платы за загрязнение осуществляется по формуле:

П = CHiMHi + Слiлi – МHi) + 5 Слiфi - Млфi),

где П - плата, руб.; CHi , Слi - дифференцированные ставки платы за выбросы, сбросы (размещение) i-гo загрязняющего вещества (отхода) соответственно в пределах установленных норматива и лимита, руб/т; MHj, Млi, Мфi - массы выброса, сброса (размещения) i-гo загрязняющего вещества (отхода) соответственно в пределах установленных норматива (ПДС, ПДВ) и лимита (ВСВ, ВСС), фактические показатели, т.

Все три компонента формулы рассчитываются, если фактические массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ превышают их значения в пределах установленных лимитов.

Плата рассчитывается по двум компонентам формулы, если фактические массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ находятся в пределах нормативных и ниже (равны) лимитных значений.

Расчет ведется по одной компоненте формулы, если фактические массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ ниже (равны) их значениям в пределах установленных нормативов.

При использовании формулы для расчета платы за размещение отходов необходимо учитывать то, что в настоящее время объемы их размещения регламентируются по одному параметру - в пределах лимита. В связи с этим первая компонента и составляющая МHi второй компоненты формулы равны 0.

При отсутствии разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ иразмещение отходов, плата за загрязнение рассчитывается как для условий сверхлимитного загрязнения.

В ряде случаев для расчета платы за загрязнение учитываются дополнительные условия. Так, при размещении отходов на территории природопользователя, в расчет платы вводится понижающий коэффициент. И, наоборот, при размещении отходов в санитарно-защитных зонах, на ненадлежащем удалении от селитебных территорий в расчет платы водятся повышающие коэффициенты от 3 до 5.

Предприятия ведут постоянный учет образующихся загрязняющих веществ в процессе хозяйственной деятельности. Эти данные заносятся в специальные журналы и используются для расчета платы за загрязнение окружающей среды. Расчет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов заносятся в формы 1-4, утвержденные ЦСУ РФ (3.45). Итоговой формой расчета по предприятию является 5 форма (3.46).

Контрольные вопросы:

1. Ознакомиться с существующей системой платежей за загрязнение

окружающей среды.

2. Изучить нормативные документы.

3. Овладеть методикой расчета платежей за загрязнение окружающей

среды, решить задачи и оформить нормативные документы.

 




double arrow
Сейчас читают про: