Расчет платы за загрязнение окружающей среды
Экологические платежи представляют собой систему платы за выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду.
Платежи за загрязнение окружающей среды взимаются с 1 января 1993 года на основании:
Ø Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»;
Ø Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992года № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
Ø Закона РФ 37 от 10.01.02. «Об охране окружающей среды»;
Ø Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды на территории Волгоградской области утверждено Постановлением Волгоградской областной администрации 12.05.92. №26/1.
Виды негативного воздействия на окружающую среду:
· выброс в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками;
· сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
· размещение отходов.
Назначение платежей. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации. Платежи предназначены для:
· возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
· стимулирования снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов;
· стимулирования осуществления затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Экоплатежи распределяются следующим образом:
Ø 20% - в доход Федерального бюджета, в том числе: 9%- на целевой экологический счет Федерального казначейства РФ;
Ø 80% - в доходы бюджетов субъектов РФ на целевые экологические счета территориальных органов Федерального казначейства РФ в субъектах РФ.
Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.
Базовые нормативы платы
За основу при определении базовых нормативов за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду приняты нормативы, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января
1991 г. № 13.
Базовые нормативы платы, применяемее в настоящее время, утверждены Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.07.03 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ; в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов производства и потребления». Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
• за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах (допустимых) установленных нормативов;
• за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временносогласованных нормативов).
За размещение отходов установлен один уровень базового норматива платы (в пределах лимита, руб./т). Отходы подразделяют на два вида: нетоксичные и токсичные.
На основании базовых нормативов рассчитываются нормативы санкций за загрязнение окружающей среды сверх установленных лимитов.
В связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство и по другим направлениям природоохранной деятельности к нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды применяются коэффициенты индексации платы.
Базовые нормативы платы за размещение 1 т отходов в пределах установленных лимитов составляют:
Таблица 18 - Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления
| Виды отходов | Единица измерения | Норматив платы за размещение отходов, руб. |
| Нетоксичные отходы: | ||
| 5 класс опасности (практически неопасные) перерабатывающей промышленности добывающей промышленности | Т м3 | 0,4 15,0 |
| Токсичные отходы: | ||
| 1 класс опасности (чрезвычайно опасные) 1 класс опасности (высокоопасные класс опасности (умеренно опасные) 4 класс опасности (малоопасные) | Т | 1739,2 |
| 2 класс опасности (высокоопасные) | Т | 745,4 |
| 3 класс опасности (умеренно опасные) | Т | 497,0 |
| 4 класс опасности (малоопасные) | Т | 248,4 |
Для передвижных источников загрязнения дополнительно применяется еще два вида базовых нормативов платы:
· в зависимости от вида сжигаемого топлива (дизельное, бензин, сжиженный газ, керосин) и его состава (марки);
· в зависимости от вида передвижного источника загрязнения (автомобили, тепловозы) и сжигаемого топлива.
Базовые нормативы платы за загрязнение, установленные на федеральном уровне, не учитывают региональные особенности, связанные с неодинаковыми экологическими и экономическими условиями. Эти особенности учитываются коэффициентами экологической ситуации: и значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов РФ, водных объектов по бассейнам (участкам) основных рек.
Указанные нормативы составляют:
· для атмосферного воздуха от 1,0 до 2,0 соответственно в Южном Федеральном округе(Центральный-1,9);
· почвы от 1,0 до 2,0 соответственно в Южном Федеральном округе (Центральный-1,6);
· для водных объектов от 1,0-2,2 до 1,15-2,2 (Волгоградская область - 1,30).
Коэффициенты экологической ситуации и значимости применяются к базовым нормативам платы для установления ее дифференцированных ставок, которые используются при расчетах платы за загрязнение для конкретного природопользователя.
Кроме того, базовые нормативы платы за загрязнение (дифференцированные ставки) ежегодно корректируются с помощью коэффициента индексации.
Порядок определения размеров платы
Устанавливаются следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:
• платежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах лимитов – за счет себестоимости продукции (работ, услуг);
• платежи за превышение допустимых нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.
Определение платы за загрязнение осуществляется по формуле:
П = CHiMHi + Слi (Млi – МHi) + 5 Слi(Мфi - Млфi),
где П - плата, руб.; CHi , Слi - дифференцированные ставки платы за выбросы, сбросы (размещение) i-гo загрязняющего вещества (отхода) соответственно в пределах установленных норматива и лимита, руб/т; MHj, Млi, Мфi - массы выброса, сброса (размещения) i-гo загрязняющего вещества (отхода) соответственно в пределах установленных норматива (ПДС, ПДВ) и лимита (ВСВ, ВСС), фактические показатели, т.
Все три компонента формулы рассчитываются, если фактические массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ превышают их значения в пределах установленных лимитов.
Плата рассчитывается по двум компонентам формулы, если фактические массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ находятся в пределах нормативных и ниже (равны) лимитных значений.
Расчет ведется по одной компоненте формулы, если фактические массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ ниже (равны) их значениям в пределах установленных нормативов.
При использовании формулы для расчета платы за размещение отходов необходимо учитывать то, что в настоящее время объемы их размещения регламентируются по одному параметру - в пределах лимита. В связи с этим первая компонента и составляющая МHi второй компоненты формулы равны 0.
При отсутствии разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ иразмещение отходов, плата за загрязнение рассчитывается как для условий сверхлимитного загрязнения.
В ряде случаев для расчета платы за загрязнение учитываются дополнительные условия. Так, при размещении отходов на территории природопользователя, в расчет платы вводится понижающий коэффициент. И, наоборот, при размещении отходов в санитарно-защитных зонах, на ненадлежащем удалении от селитебных территорий в расчет платы водятся повышающие коэффициенты от 3 до 5.
Предприятия ведут постоянный учет образующихся загрязняющих веществ в процессе хозяйственной деятельности. Эти данные заносятся в специальные журналы и используются для расчета платы за загрязнение окружающей среды. Расчет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов заносятся в формы 1-4, утвержденные ЦСУ РФ (3.45). Итоговой формой расчета по предприятию является 5 форма (3.46).
Контрольные вопросы:
1. Ознакомиться с существующей системой платежей за загрязнение
окружающей среды.
2. Изучить нормативные документы.
3. Овладеть методикой расчета платежей за загрязнение окружающей
среды, решить задачи и оформить нормативные документы.






