Методические рекомендации

СЕМИНАР №4

По «Философии» для студентов 1 курса

Тема: «ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА»

План:

1. Философские подходы к анализу и сущности общества: материализм и идеализм, натурализм и социологизм.

2. Субстанциальные основы общества. Основные сферы общественной жизни, их функции и взаимосвязь.

3. Особенности духовной жизни современного общества.

Доклады и информационные ообщения:

1. Идеалистические и материалистические концепции природы и сущности общества.

2. Подходы к анализу и сущности общества: натурализм и социологизм.

3. Учение К.Маркса об общественно-экономической формации и его значение.

4. Проблемы современного общества в работе Ф. Фукуямы «Наше постчеловеческое будущее». Последствия биотехнологической эволюции.

5. Духовное производство, его специфика и роль в жизни общества.

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Чем отличаются холизм и меризм в понимании общества?

2. Общество – это целое или система?

3. Социальные отношения создаются людьми или предшествуют их действиям?

4. Чем социальные действия отличаются от индивидуальных?

5. В чем смысл «формационной» теории общества К. Маркса?

6. Почему М. Вебера называют анти-Марксом?

7. Кто авторы и в чем смысл «цивилизационной» модели общества?

8. Можно ли реализовать идеи социального равенства и справедливости?

 

Основные понятия:

Культура – 1) все созданное человеком; 2) совокупность положительных ценностей.

Общество – системное единство социальных результатов деятельности людей.

Общественные отношения – способ совместного бытия людей, сущность которого состоит в наличии для них реальной возможности вступить в актуальное взаимодействие.

Общественно-экономическая формация – в марксизме– стадия социальной эволюции, характеризующаяся определенной ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от нее и определяются ею.

Социальная реальность – совместная деятельность людей и ее прямой и побочный результат.

Цивилизация – «видимая», внешняя, («технологическая») сторона культуры, ориентированная на удовлетворение базовых, материальных потребностей людей.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Философия: учебник / В.А. Канке. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 291 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — http://znanium.com/catalog/product/872300

2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс и Ф. Энгельс // Полн. собр. соч. - Т. 2.

3. Платон. Государство. // Собрание сочинений в 4 т. - Т. 3. - М., 1994.

4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. - М., 1992. - С. 156 - 175.

5. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М., 1999.

 

 

методические рекомендации

 

Несмотря на то, что социальная проблематика всегда была вплетена в ткань философии, социальная философия как раздел философского знания, комплекс проблем общества возникла в ХХ столетии, после того, как родилась наука об обществе, социология. С.Ф. изучает вопросы: 1) что такое общество? 2) как изменялись представления об обществе? 3) какой должна быть методология изучения социальных явлений? 4) каковы субстанциальные (сущностные) характеристики общества? 5) какова структура общества? и др.

Проследив историю философских ответов на социальные вопросы от эпохи Античности до настоящего времени, обратим внимание на два момента:

1) различение понятий «государство» (царство общих интересов) и «общество» (царство частных интересов граждан) - Т. Гоббс, Дж. Локк;

2) в современной философии в понимании сущности общества доминирует не меризм (общество - совокупность индивидов), а холизм (общество - целое, не сводимое к сумме индивидов). Как отмечал один из основателей социологии П.А. Сорокин, «общество – это волнующееся море, в котором люди, волны, постоянно возникают, сталкиваются и исчезают, а общество, море, – бурлит и не умолкает!». Это вовсе не отрицает очевидного факта – того, что общество состоит из индивидов. Речь идет о смещении акцента для уточнения объекта исследования и повышения эффективности анализа.

Знакомство с аксиологией, знание того, что люди не могут не оценивать сущее, позволяет выделить в современной философии два подхода изучения социума − критический и позитивный. Первый рельефно представляет постмодернизм. По мнению одного из его наиболее ярких представителей Ж. Бодрийяра, переживаемая эпоха характеризуется утратой обществом смысла собственного бытия. Мы живем не в реальном, а в виртуальном мире призраков (симулякров). Гиперреальность (псевдореальность), социальные сети Интернета и прочее вытеснили реальные отношения. Поэтому сейчас уместно говорить не о народе, нации, этносе или цивилизации, а о неопределенной пассивной имплозивной (втягивающей в себя) взрывоопасной массе, озабоченной дивертисментом (развлечениями).

Однако свои надежды философия связывает все же с позитивными концепциями, например, формационной (К. Маркса) и цивилизационной (Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби). Ознакомившись с сущностью этих подходов, можно развить их, опираясь на достижения современной методологии науки – на принцип системности. Основатель теории систем Л. фон Берталанфи полагал, что «системой» можно обозначить широкий класс явлений, естественного и искусственного происхождения, физических и концептуальных. Т.о. под системой понимают целостность определенным образом связанных элементов. Системные объекты обладают структурой (упорядоченностью), специфическими свойствами, функциями, целью, самоорганизацией (для сложных систем). В отличие от целостного, системный подход учитывает значимость составляющих элементов (целое без части может существовать, а система без элементов – нет). Применив его к социально-философским моделям, определим общество как упорядоченную связь двух многообразно проявляющих себя элементов – социальной деятельности и социальных отношений. Меняя формы и связи в разные периоды истории, взаимоотношения этих элементов определяют качества социального бытия – социальной реальности.

Ознакомившись более предметно с главными чертами элементов социальной системы, далее рассмотрим ее компоненты (наиболее общие формы и связи элементов). С этой целью образно представим общество в виде сферы, пересекаемой разными плоскостями. Каждая плоскость отображает определенный его срез, структурированность. Философия обращает внимание на универсальные срезы, обусловленные ранее отмеченными субстанциальными элементами. Такими необходимыми составляющими сферами в обществе являются экономика, политика, право, духовная культура. Знание структуры общества позволяет представить анатомическую картину современной социальной жизни, в которой одни и те же субъекты выступают носителями разнообразных отношений, закрепленными за отдельными областями. «Жизнь современного общества представляет собой калейдоскопическую смену ролей» (П. Бергер).

Завершить изучение темы можно проблемой о социальном единстве и многообразии. Здесь уместным представляется выделить особенности представлений картин мира и мировоззренческих ориентиров у разных народов и цивилизаций. Более глубокое понимание отличий, в свою очередь, нацеливает на поиск общих ценностей и целей, необходимых для дальнейшего развития человеческой цивилизации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: