Задание 1
Объект — философская категория, выражающая нечто, на что направлена практическая или познавательная деятельность субъекта (наблюдателя).
Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта
Дисциплина – ы, ж. Обязательное для всех членов какого-н. коллектива подчинение установленному порядку, правилам. Воинская д. Трудовая д. Финансовая д. Школьная д. Соблюдать, нарушать дисциплину. || прил. дисциплинарный, -ая, -ое. Д. устав (свод правил воинской дисциплины).
Тенденция – и, ж.
1. Направление развития, склонность, стремление. Т. к росту. Прогрессивные тенденции.
2. Замысел, идея какого-н. изложения, изображения (устар.).
3. Предвзятая, односторонняя мысль, навязываемая читателю, зрителю, слушателю (книжн.).
Данный текст относится к научному стилю, т.к. логика построения текста не нарушена; на последовательность развития мысли указывает то, что все выводы вытекают из фактов; смысловая точность достигается тщательным подбором слов; объективность данного текста заключается в том, что в нём описываются факты об имени существительном.
|
|
Задание 2
Данный фрагмент текста относится к научному стилю. На это указывают следующие признаки:
Стилистические признаки текста научного стиля:
1) цель, с которой мы говорим – мы говорим с целью сообщения научных данных о педагогике, объекте, предмете, предмете педагогике, педагогическом процессом;
2) сфера общения – научная; обстановка – официальная;
3) форма речи – письменная; вид речи – монолог; тип речи – повествование;
4) речевой жанр – научная речь;
5) стилевые черты речи:
Строгая логичность изложения определяется тем, что не нарушена логика построения текста, то есть все абзацы идут по порядку – строго и логично;
На последовательность развития мысли указывают, что все выводы вытекают из фактов;
Смысловая точность (однозначность) достигается тем, что слова употреблены в прямом смысле, а не переносном;
Отвлечённость и обобщённый характер текста проявляется в том, что почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета;
Объективность данного текста заключается в том, что…...
6. Языковые средства выражения:
Лексические особенности текста:
а) употребление слов преимущественно в прямом значении (педагогика, объект, область, знания);
б) отсутствие в тексте образных средств языка (тропов и стилистических фигур);
в) частая повторяемость ключевых слов (педагогика, предмет, область);
г) употребление терминологии (педагогика, педагогический процесс, дисциплина, образование, тенденция);
|
|
д) отсутствие разговорной лексики;
е) отсутствие эмоционально-окрашенных слов.
В целом лексический уровень данного текста отличается строгим отбором слов, точностью и однозначностью словоупотребления.
Морфологические особенности текста:
а) главное назначение текста научного стиля – обозначать понятия, явления, называть их и объяснять, отсюда преобладание в тексте существительных (в данном тексте толкуются педагогические термины);
б) преобладание существительных над глаголами (в данном тексте существительных гораздо больше, чем глаголов);
в) употребление в тексте отглагольных существительных (знание, воспитание);
г) в данном отрывке, как и в других научных текстах, не используются глаголы и местоимения 1 и 2 лица, но используются глаголы 3 лица единственного и множественного числа (выступают, устанавливает, составляет);
д) использование прилагательных в составе терминов (педагогический процесс, педагогическая наука);
е) для связи предложение в тексте служа союзы (и, а, но, что);
ж) не употребляются восклицательные частицы и междометия.
Синтаксические особенности текста:
а) в данном отрывке наблюдается прямой порядок слов (Объект – это область действительности, которую исследует данная наука);
б) использование предложений с однородными членами (Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых);
в) использование предложений с обособленными членами (В этом случае в педагогике представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.);
г) употребление сложных предложений (Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых);
д) восклицательные предложения в данном отрывке, как и в любом тексте научного стиля, не используются.
Таким образом, выявленные на различных языковых уровнях особенности текста свидетельствуют о том, что данный текст относится к научному стилю.
Задание 3