Чинопоследования праздничных Богослужений

Схема 5.

Чинопоследование Всенощного бдения
в воскресный и седмичный дни.

 

Готовится кадило и диаконская свеча. Отверзается завеса и Царские врата. Священник в полном молчании совершает каждение алтаря. Диакон во время каждения идет со свечой впереди священника.

Диакон выходит через Царские врата на амвон и возглашает:

 

Диакон:               «Восстаните!»

Хор:                     «Господи, благослови» [1].

Священник:         «Слава Святей и Единосущней и Животворящей Троице…»

Хор:                     «Аминь».                                                                                    

Духовенство в алтаре:

                            «Приидите, поклонимся…» (3)

                            «Приидите, поклонимся и припадем Ему».

 

Хор:                     Псалом 103 (предначинательный)[2]: «Благослови, душе моя, Господа…» (Ирмологий).

                            Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3).

Священник с предыдущим ему диаконом во время пения Предначинательного псалма совершают полное каждение храма. По окончании каждения Царские врата закрываются, завеса остается открытой до конца утрени.

 

Диакон:               Мирная (Великая) ектения: «Миром Господу помолимся…» (Служебник).

Священник:         Возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава…» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

                                 1-й антифон (или избранные стихи)[3] 1-й кафизмы: «Блажен муж…» (Часослов) на 8-й глас.

                       

Диакон:               Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).

Священник:         Возглас: «Яко Твоя держава…» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

Хор:                     поет 2-й антифон (2-ая «Слава») 1-й кафизмы (Псалтирь) на текущий глас Октоиха[4]. 2-й антифон оканчивается словами: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3).

 

Диакон:               Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).

Священник:         Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

                                                                 

Хор:                     поет 3-й антифон (3-ю «Слава») 1-й кафизмы (Псалтирь) на текущий глас Октоиха. 3-й антифон оканчивается словами: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3).

 

Диакон:               Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).

Священник:         Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

Стихиры на «Господи воззвах»:

Воскресный день Седмичный день
Канонарх:                   «Глас N» (по гласу первой сти­хи­ры Октоиха); «Господи, воз­звах к Тебе, услыши мя». (Часо­слов). Хор:                              «Господи, воззвах к Тебе, услы­ши мя…», «Да испра­вит­ся молитва моя…»                                                          Хор:                              «Положи, Господи…» (до по­ме­ты «на 10») (Часослов).                                                   Канонарх:                   стих: «Изведи из темницы ду­шу мою»                                                             Хор:                              поет окончание стиха: « Испо­ве­да­тися имени Твоему» и далее — первую стихиру Октоиха.                                        Все­го поется 10 стихир (3 — во­­скресные (Октоиха), 4 — «ана­­то­лиевы» или «восточ­ны» (Ок­то­и­ха), 3 — Минеи). Перед каж­дой стихирой Канонарх про­из­но­сит первую половину оче­ред­ного сти­ха, а хор поет окон­ча­ние сти­ха и очередную сти­хи­ру. При смене гла­са (если сле­дующая стихира дру­гого гла­са) или при переходе к пению другой группы стихир, Ка­­но­нарх перед стихом про­из­но­сит: «Глас N» (по гласу стихиры, на­­пример, Минеи) и первую по­ло­ви­ну очередного стиха, хор до­пе­ва­ет стих на новый глас и по­ет оче­ред­ную стихиру на этот же глас.   Канонарх:                   «Слава, глас N» (по гласу стихиры-славника Минеи).                                                         Хор:                              «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» (Слава:)                                        Поется стихира-славник Минеи.                                                           Канонарх:                   «И ныне, глас N»(по гласу богородична-догматика Октоиха).                                                      Хор:                              «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» (И ныне:)                                        Воскресный Богородичен «на­сто­я­ще­го гласа» или Догматик[5] (Ок­то­их). Канонарх: «Глас N» (по гласу пер­вой сти­хи­ры Ми­неи); «Господи, воз­­звах к Тебе, ус­лыши мя». Хор:            «Господи, воззвах…», «Да испра­вит­­­ся…»                                                                                                Хор:            «Положи, Господи…» (до по­ме­ты «на 8»)                                                                                                       Канонарх: стих: «Из глубины воззвах к Тебе...»                                                                                             Хор:            поет окончание стиха: « Господи, услыши глас мой» и далее — первую стихиру Минеи. Все­го поется 8 сти­хир (все из Минеи). Перед каж­дой стихирой Канонарх про­из­носит первую половину оче­ред­ного стиха, а хор поет окон­ча­ние стиха и очередную сти­хи­ру. При смене гласа (если сле­дующая стихира другого гла­са) или при переходе к пению другой группы стихир, Ка­но­нарх перед стихом произносит: «Глас N» (по гласу стихиры, на­пример, другой группы) и первую по­ло­вину очередного стиха, хор до­певает стих на новый глас и по­ет очередную стихиру на этот же глас.     Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу стихиры-славника Минеи).           Хор:            «Слава:» Поется сти­хи­ра-славник Минеи.                                                                                              Канонарх: «И ныне, глас тойже»                                                                                             Хор:            «И ныне:» Во­с­крес­ный Бого­ро­ди­чен или Догматик (из 1-го приложения Минеи: по гласу слав­ника).

 

Во время пения Догматика совершается Вход с кадилом:

Диакон:               «Премудрость, прости».

Хор:                     «Свете тихий...» (Часослов).

 

Диакон:               «Вонмем!»

Священник:         «Мир всем!»

Хор:                     «И духови твоему».

Диакон:               «Премудрость, вонмем»

 

Воскресный день Седмичный день
Диакон: Прокимен, глас 6: «Господь во­ца­ри­ся в лепоту обле­че­ся».                                        Хор:       «Господь воцарися в лепоту об­лечеся». (Часослов).                           Диакон: Стих прокимна: «Облечеся Го­сподь в силу и препоясася» (Слу­жебник).                                Хор:       «Господь воцарися в лепоту об­ле­чеся» . Диакон: Стих прокимна: «Ибо утверди все­ленную, яже не под­ви­жи­ся» (Служебник).                        Хор:       «Господь воцарися в лепоту облечеся».                             Диакон: Стих прокимна: «Дому твоему по­добает святыня, Господи, в дол­готу дний» (Служебник).                        Хор:       «Господь воцарися в лепоту об­лечеся».                                 Диакон: Первая половина прокимна: «Го­сподь воцарися» (Служебник).                        Хор:       Вторая половина прокимна (окон­ча­ние): «В лепоту облечеся» (Ча­сослов). Диакон: Прокимен, глас N: текст прокимна дня.                                                                                           Хор:     Поет прокимен дня на соответствующий глас (Часослов).                                                                               Диакон: Стих прокимна дня (Слу­жебник).                                                                                    Хор:     Прокимен дня.                                                                                           Диакон: Первая половина про­ким­на дня.                                                                                           Хор:     Вторая половина про­ким­на (окончание) дня (Часослов)[6].                                                                               
Если святой имеет знак Полиелея и выше, то читаются три паремии святого из Минеи «наряду». См. седмичный вариант. Диакон: «Премудрость».                                                                     Чтец:  Название книги, из которой будет читаться Паремия (например: «Бытия чтение»).                                                                                  Диакон: «Вонмем».                                                                                Чтец ч итает положенные по Уставу три паремии из Ми­неи «наряду». Перед каж­­дой паримией Диа­кон произносит: «Пре­муд­­рость», чтец на­зы­ва­ет название книги, Диа­кон: «Вонмем», и чтец чи­тает очередную паре­мию.          .

 

Диакон:               Сугубая ектения: «Рцем вси...» (Служебник).

Священник:         Возглас: «Яко Милостив...» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

 

Хор:                     «Сподоби, Господи...» ( Часослов).

 

Диакон:               Просительная ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу…» (Служебник).

Священник:         Возглас: «Яко благ и Человеколюбец...» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

Священник:         «Мир всем!»                                                                               

Хор:                     «И духови твоему».

Диакон:               «Главы наша Господеви приклоним!»                                 

Хор:                     «Тебе Господи».

Священник в это время перед Престолом тайно читает молитву главопреклонения: «Господи, Боже наш, приклонивый небеса…» (Служебник).

Священник:         Возглас: «Буди держава царствия Твоего...» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

 

Лития:

 

Воскресный день Седмичный день
Хор:       «Стихира храма»[7]. Хор:     Стихиры на литии свя­то­го Минеи[8].

 

Во время пения стихир на Литии духовенство выходит из Алтаря в западную часть храма или в притвор. Диакон совершает каждение Иконостаса, Духовенства, хоров и всех молящихся.

Воскресный день Седмичный день
Канонарх: «Слава и ныне, глас N»(по гласу Богородична Октоиха из числа стихир «на стиховне»).                                                  Хор:         «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» (И ныне:) Богородичен «на­стоя­щего гласа» (Октоих) из числа сти­хир «на стиховне» на Малой вечерне[9]. Канонарх: «Слава, глас N»(по гласу стихиры-славника на литии из Минеи).                       Хор:         «И ныне:, глас той­же»,Бо­го­ро­ди­чен на литии из Ми­неи.

Диакон по окончании пения стихир на Литии произносит 1-ое литийное прошение:

Диакон:               «Спаси, Боже, люди Твоя…» (Служебник).                          

Хор:                     «Господи, помилуй» (40).

Диакон:               «Еще молимся о Великом Господине…» (Служебник).      

Хор:                     «Господи, помилуй» (50).

Диакон:               «Еще молимся о еже сохранитися…» (Служебник).            

Хор:                     «Господи, помилуй» (3).

Диакон:               «Еще молимся о еже услышати…» (Служебник).                

Хор:                     «Господи, помилуй» (3).

Священник:         Возглас: «Услыши ны, Боже...» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

Священник:         «Мир всем!»                                                                               

Хор:                     «И духови твоему».

Диакон:               «Главы наша Господеви приклоним!»                                 

Хор:                     «Тебе, Господи».

Священник:         Молитва: «Владыко Многомилостиве Господи Иисусе Христе...» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

Стихиры на стиховне:

Воскресный день Седмичный день
Канонарх: «Глас (по гласу первой стихиры на стиховне Октоиха) и возглашает первую фразу первой стихиры (Октоих).     Хор:         поет первую стихиру Октоиха                                                       Канонарх: «Глас (по гласу первой стихиры на сти­ховне святого Ми­неи) и возглашает пер­вую фразу первой сти­хиры. Хор:         поет первую стихиру Минеи

 

Во время пения воскресных стихир на стиховне духовенство входит в храм и останавливается на его середине перед приготовленными для освящения хлебами, пшеницей, вином и елеем.

 

Воскресный день Седмичный день
Канонарх: возглашает 1-й стих: «Господь во­ца­ри­ся»(Часослов). Хор:         поет окончание 1-го стиха:«В лепоту об­лечеся» и 2-ю стихиру Октоиха. Канонарх: возглашает 2-й стих: «Ибо утверди все­ленную»(Часослов). Хор:         поет окончание 2-го стиха: «Яже не под­вижится» и 3-ю стихиру Октоиха.     Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу стихиры-слав­ника Минеи)                                                  .   Хор:         «Слава:» и поет стихиру-славник Ми­неи Канонарх: «И ныне, глас тойже».   Хор:         «И ныне:» и Богородичен из 1-го при­ло­жения Минеи: 1) по гласу стихиры-слав­ника; 2) с надписанием «на стиховне». Канонарх: возглашает 1-й стих из Минеи «наряду». Хор:         поет окончание 1-го стиха2-ю стихиру святого Минеи. Канонарх: возглашает 2-й стих: из Минеи «наряду». Хор:         поет окончание 2-го стиха 3-ю стихиру святого Минеи. Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу стихиры-слав­ника Минеи)                 . Хор:         «Слава:» и поет сти­хи­ру-славник Ми­неи Канонарх: «И ныне, глас тойже». Хор:         «И ныне:» и Бо­го­ро­дичен из 1-го при­ло­­жения Минеи: 1) по гласу стихиры-слав­­ника; 2) с над­пи­са­нием «на сти­хов­не».
Примечание: Если в Минее на стиховне нет стихиры-славника, то Устав определяет:          Канонарх:       « Слава и ныне, глас тойже». «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».              Хор:               «И ныне:» и поет Богородичен Октоиха (Октоих «наряду»).  

Хор:                     «Ныне отпущаеши…» (Часослов).

Чтец:                  Трисвятое по «Отче наш...» [10] (Часослов).

Священник:         Возглас: «Яко Твое есть царство...»

Хор:                     «Аминь».

 

Воскресный день Седмичный день
Хор:         «Богородице Дево, радуйся…» (3)[11] (Часослов) Хор:Хор:      тропарь святого Минеи (2); «Богородице Дево, ра­дуй­ся» (1)

 

Во время пения «Богородице, Дево, радуйся…» или тропаря святого диакон трижды кадит приготовленные для освящения хлеб, пшеницу, вино и елей.

 

Диакон:               «Господу помолимся»                                                              

Хор:                     «Господи, помилуй».

Священник:         Молитва на благословение хлебов: «Господи Иисусе Христе Боже наш...» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

                            «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века» (3).

Во время пения «Буди Имя Господне…» духовенство входит в Алтарь.

                                 Псалом 33 (первая половина): «Благословлю Господа на всякое время…» (до слов: «не лишатся всякого блага»).

Священник:         «Благословение Господне на вас...»

Хор:                     «Аминь».

 

Чтец:                  «Слава в вышних Богу…» (3).

                            «Господи, устне мои отверзеши…» (2) [12].

                            Шестопсаломие: Псалмы 3, 37, 62,после которых: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3) «Господи, помилуй» (3) Слава и ныне:; Псалмы 87, 102, 142;по окончании чтения Шестопсаломия: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3) (Часослов).

Священник во время чтения Шестопсаломия тайно читает 12 утренних молитв: 6 — перед Престолом в Алтаре, 6 — на амвоне перед Царскими вратами.

 

Диакон:               Мирная (Великая) ектения: «Миром Господу помолимся…» (Служебник).

Священник:         Возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава…» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

 

Диакон:               «Бог Господь и явися нам...» (Служебник).

Хор:                     «Бог Господь и явися нам...» (Часослов).

Диакон:               стих 1-й: «Исповедайтеся Господеви яко благ...» (Служебник).

Хор:                     «Бог Господь и явися нам...» (Часослов).

Диакон:               стих 2-й: «Обышедше обыдоша мя...» (Служебник).

Хор:                     «Бог Господь и явися нам...» (Часослов).

Диакон:               стих 3-й: «Не умру, но жив буду...» (Служебник).

Хор:                     «Бог Господь и явися нам...» (Часослов).

Диакон:               стих 4-й: «Камень, его же небрегоша зиждущии...» (Служебник).

 

Воскресный день Седмичный день
Хор:         Тропарь воскресный (2) (Октоих).                 «Слава:» Тропарь святого (Минея).                 «И ныне:» воскресный Богородичен из 3-го приложения Минеи[13] по гласу тропаря святого Минеи. Хор: Тропарь святого (2) (Минея).      «Слава и ныне:» вос­крес­ный Бого­ро­ди­чен из 3-го при­­ло­же­ния Минеи по гла­су тропаря свя­то­го Минеи.

 

Хор:                     «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».     

Чтец:                  «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и читается первая «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы (Псалтирь)[14]. Первая «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».         

Хор:                     «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3); «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Чтец:                  «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и читается вторая «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы (Псалтирь). Вторая «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Хор:                     «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…»; «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Чтец:                  «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и читается третья «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы (Псалтирь). Третья «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь» «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3).        

Диакон:               Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).

Священник:         Возглас: «Яко Твоя держава…» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

 

Воскресный день Седмичный день
Чтец: Седален воскресный «по первом стихословии» (Октоих) (Первый седален просто, затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой…»и второй седален, затем «Слава и ныне:»Богородичен). Чтец: Седален святого Минеи «по первом стихословии» (2), затем «Слава и ныне:»Богородичен.

 

Хор:                     «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».     

Чтец:                  «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и стихословится вторая рядовая (положенная по Уставу) кафизма (Псалтирь). Порядок ее исполнения такой же, как и первой кафизмы.

 

Диакон:               Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).

Священник:         Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

Воскресный день Седмичный день
Чтец: Седален воскресный «по втором стихословии» (Октоих) (Первый седален просто, затем стих: «Исповемся Тебе, Господи…»и второй седален, затем «Слава и ныне:»Богородичен). Чтец: Седален святого Минеи «по втором стихословии» (2), затем «Слава и ныне:»Богородичен.

 

Полиелей [15]:

 

Хор:                     поет стихи 134-го и 135-го (полиелейных) псалмов с припевом: «Аллилуия» [16].

Во время пения Полиелейных псалмов духовенство выходит на середину храма и затем Священник с предыдущим ему Диаконом совершают полное каждение храма.

 

Воскресный день Седмичный день
Если святой имеет знак Полиелей и выше, то сразу после пения Полиелейных псалмов, Духовенство поет величание святому один раз. Затем Хор поет воскресные тропари по Непорочным. Духовенство: поет величание святому. Канонарх: возглащает стихи из­бран­ного псалма (Ирмо­ло­гий). Хор: после каждого стиха, пов­то­ряет стих и затем по­ет величание свя­то­му. Священник во время пения величания совершает полное каждение храма. Хор: «Слава и ныне:», «Ал­ли­лу­ия (3), сла­ва Тебе, Боже» (2) Духовенство: «Слава и ны­не:», «Ал­ли­лу­ия (3), сла­­ва Тебе, Боже» (1)и поют величание свя­тому.
Хор:  тропари по Непорочным воскресные: «Ан­гель­ский собор удивися…» с при­пе­вом: «Бла­гословен еси, Господи…»[17].  

 

Диакон:               Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).

Священник:         Возглас: «Яко благословися имя Твое…» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

Воскресный день Седмичный день
Чтец: Ипакои воскресный гласа (Октоих «наряду»). Чтец: Седален «по Полиелее» святого (2) (Минея «наряду»).
Хор:  Степенные антифоны гласа (Октоих)[18]. Хор:  Степенный антифон 4-го гласа (Ирмологий).

 

Диакон (1):         «Вонмем! Премудрость! Вонмем!»

Воскресный день Седмичный день
Диакон (2): «Прокимен, глас N» Текст прокимна воскресного на утрени. Хор:           Прокимен воскресный (Октоих «наряду»).                              Диакон (2): Стих прокимна воскресного на утрени. Хор:           Прокимен воскресный (Октоих «наряду»).                              Диакон (2): Первую половину прокимна воскресного на утрени. Хор:           Вторую половину прокимна воскресного (Октоих «наряду»).                              Диакон (2): «Прокимен, глас 4» Текст прокимна на утрени святого. Хор:           Прокимен на ут­ре­ни святого (Ми­нея «на­ряду»).                                                               Диакон (2): Стих прокимна на утрени святого. Хор:           Прокимен на ут­ре­ни.                                                                      Диакон (2): Первую половину про­­кимна. Хор:           Вторую половину про­­кимна.                                                               

 

Диакон (1):         «Господу помолимся»

Хор:                     «Господи, помилуй».

Священник:         Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш…»

Хор:                     «Аминь».

 

Диакон (2):         «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Служебник).

Хор:                     «Всякое дыхание да хвалит Господа» [19].

Диакон (2):         «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его».

Хор:                     «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Диакон (2):         «Всякое дыхание».

Хор:                     «Да хвалит Господа».

 

Диакон (1):         «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим».

Хор:                     «Господи, помилуй» (3).

Диакон (1):         «Премудрость, прости! Услышим Святаго Евангелия».

Священник:         «Мир всем!»

Хор:                     «И духови твоему».

Священник:         «От (именует Евангелиста, из книги которого Евангельское чтение) Святаго Евангелия чтение».

Хор:                     «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Диакон (2):         «Вонмем!».

 

Воскресный день Седмичный день
Священник: читает воскресное утреннее Евангелие (одно из 11)[20]. Священник:  читает Евангелие свя­то­го (адрес ука­зан в Минеи «на­ря­ду»)

 

Хор:                     «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Воскресный день Седмичный день
Хор:  «Воскресение Христово видевше…»[21].  

Хор:                     Псалом 50: «Помилуй мя, Боже…» [22].

Воскресный день Седмичный день
Хор:     Слава: «Молитвами апостолов…». Хор:   Слава: «Молитвами свя­того…».

                            И ныне: «Молитвами Богородицы…».

                            «Помилуй мя, Боже» (1-й стих псалма 50).

Воскресный день Седмичный день
Хор:     Стихира воскресная «по 50-ом псалме», гл. 6: «Воскрес Иисус от гроба…» (Октоих)[23]. Хор:     Стихира «по 50-ом псал­ме», святого (Ми­нея).

 

Диакон:               «Спаси, Боже, люди Твоя…» (Служебник).                          

Хор:                     «Господи, помилуй» (12).

Священник:         Возглас: «Милостию и щедротами...» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

 

Канон:

Воскресный день Седмичный день
На воскресном Всенощном бдении читаются ка­но­ны «на 14 тропарей с ирмосом»: три канона Ок­тои­ха: 1) Воскресный с ирмосом на 4 тропаря, с при­певом: «Слава, Господи, святому Во­скре­се­нию Твоему»;2) Крестовоскресный без ирмоса на 3 тропаря, с припевом: «Слава, Господи, Кресту Твое­му честному и Воскресению»; 3) Бо­го­ро­ди­цы без ирмоса на 3 тропаря, с припевом: «Пре­свя­тая Богородице, спаси нас»; и четвертый ка­нон Минеи — святого рядового без ирмоса на 4 тро­паря. Ирмос первого канона Октоиха (т. е. во­скрес­но­го). Ка­тавасия праздничная[24] (т. е. положенная по Уста­ву в каждый конкретный период времени осо­бая Катавасия, которая считается «празд­нич­ной», напр. «Отверзу уста моя») по каждой песни Ка­нона. На Всенощном бдении в седмичный день читаются ка­но­ны «на 14 тропарей с ирмосом»: 1) Богородицы[25] с ирмосом на 6 тропарей; и ка­нон святого Минеи —без ирмоса на 8 тро­парей. Ирмос первого канона (т. е. Богородицы). Ка­тавасия праздничная (т. е. по­ложенная по Уста­ву в каж­дый конкретный период вре­ме­ни осо­бая Катавасия, которая счи­тается «празд­нич­ной», напр. «От­вер­зу уста моя») по каж­дой пес­ни Ка­нона.

По 3-й песни:

Диакон:               Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).

Священник:         Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

Воскресный день Седмичный день
Чтец: Кондак, икос святого (если есть), седален, «Слава и ныне:»Богородичен при седальне святого Минеи. Чтец: Ин Кондак святого (если есть), седален, «Слава и ныне:»Богородичен канона святого Минеи.

 

По 6-й песни:

Диакон:               Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).

Священник:         Возглас: «Ты бо еси Царь мира…» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

Воскресный день Седмичный день
Чтец: Кондак и икос воскресные [26] (Октоих «на­ря­ду»). Чтец: Кондак и икос святого (Минея «наряду»).

 

По 8-й песни [27] :

Диакон:               «Богородицу и Матерь Света...» ( Служебник).

Хор:                     Песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа…» с припевом: «Честнейшую херувим…».

Диакон во время пения «Честнейшую» совершает полное каждение храма.

По 9-й песни:

Диакон:               Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).

Священник:         Возглас: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя…» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

 

Воскресный день Седмичный день
Диакон: «Свят Господь Бог наш»(Служебник)[28]. Хор:       «Свят Господь Бог наш» на текущий глас Октоиха. Диакон: «Яко свят Господь Бог наш». Хор:       «Свят Господь Бог наш». Диакон: «Над всеми людьми Бог наш». Хор:       «Свят Господь Бог наш».  
Чтец:    Ексапостиларий воскресный по номеру воскрес­ного утреннего Евангелия (При­ло­же­ние Октоиха)[29].               «Слава:»Светилен святого Минеи (если есть)[30].               «И ныне:»Богородичен, писанный при Екса­постиларии воскресном (Приложение Окто­иха). Чтец: Светилен святого (2), «Сла­ва и ныне:»Богоро­ди­чен. (Минея «наряду»)

 

Стихиры на хвалитех:

 

Воскресный день Седмичный день
Канонарх: «Глас N (по гласу первой стихиры на хвалитех Октоиха), Всякое дыхание да хвалит Господа». Хор:         «Всякое дыхание да хвалит Господа»;                 «Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних. Тебе подабает песнь Богу».                 Хвалитные псалмы (Псалмы 148, 149, 150) полностью по стихам до слов: «сотворите в них суд…»(Часослов)[31]. Канонарх: Стих: «Сотворите в них суд на­пи­сан» (Часослов). Хор:         поет окончание стиха и 1-ю стихиру на хвалитех Октоиха. Со стихами псалма поются еще 5 стихир из Октоиха Канонарх: возглашает особый воскресный стих (до последней запятой): «Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя» (Октоих). Хор:         поет окончание стиха: «Не забуди убогих Твоих до конца» и 5-ю стихиру на хвалитех Октоиха. Канонарх: возглашает второй особый воскресный стих (до последней запятой): «Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим» (Октоих). Хор:         поет окончание стиха: «Повем вся чудеса Твоя» и 6-ю стихиру на хвалитех Октоиха. Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу Евангельской стихиры по номеру воскресного утреннего Евангелия из При­ложения Октоиха).                                              . Хор:         «Слава:» и поет Евангельскую стихиру (При­ложение Октоиха). Канонарх: «И ныне, глас вторый». Хор:       «И ныне:» и Богородичен воскресный, глас 2: «Преблагословенна еси, Бо­го­ро­дице Дево…»[32]. Канонарх: «Глас N (по гласу первой стихиры на хвалитех Минеи), Всякое дыхание да хвалит Госпо­да». Хор:         «Всякое дыхание да хвалит Госпо­да»;                 «Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних. Те­бе подабает песнь Бо­гу».                 Хвалитные псалмы (Псалмы 148, 149, 150) полностью по стихам до слов: «сотворите в них суд…»(Часослов). Канонарх: Стих: «Сотворите в них суд на­пи­сан» (Часослов). Хор:         поет окончание стиха и 1-ю стихиру на хвалитех святого Минеи. Всего поется 4 или 6 [33] стихир «на хвалитех».     Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу стихиры-слав­ника Минеи)                          . Хор:         «Слава:» и поет сти­хи­ру-славник Ми­неи Канонарх: «И ныне, глас тойже». Хор:         «И ныне:» и Бо­го­ро­дичен из 1-го при­ло­­жения Минеи: 1) по гласу стихиры-слав­­ника; 2) с над­пи­са­нием «на сти­хов­не»[34].         «И ныне:» и Бо­го­ро­дичен из 1-го при­ло­­жения Минеи: 1) по гласу стихиры-слав­­ника; 2) с над­пи­са­нием «на сти­хов­не».

 

Священник:         «Слава Тебе, показавшему нам свет…» (Служебник).

Хор:                     Великое славословие: «Слава в вышних Богу…» (Часослов)[35].

 

Воскресный день Седмичный день
Хор:  Тропарь воскресный «по Великом сла­во­сло­вии» (один из двух, в зависимости от гла­са Октоиха: для нечетных гласов (1, 3, 5, 7) —«Днесь спсаение миру бысть…»(Октоих); для четных гласов (2, 4, 6, 8) — «Воскрес из гроба…»[36]). Хор: Тропарь святого (1) (Минея).      «Слава и ныне:» вос­крес­ный Бого­ро­ди­чен из 3-го при­­ло­же­ния Минеи по гла­су тропаря свя­то­го Минеи.

 

Диакон:               Сугубая ектения (сокращенная)[37]: «Помилуй нас, Боже...» (Служебник).

Священник:         Возглас: «Яко Милостив...» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

 

Диакон:               Просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву нашу...» (Служебник).

Священник:         Возглас: «Яко Бог милости и щедрот…» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

 

Священник:         «Мир всем!»                                                                               

Хор:                     «И духови твоему».

Диакон:               «Главы наша Господеви приклоним!»                                 

Хор:                     «Тебе Господи».

Священник в это время перед Престолом тайно читает молитву главопреклонения: «Господи святый, в вышних живый…» (Служебник).

Священник:         Возглас: «Твое бо есть еже миловати...» (Служебник).

Хор:                     «Аминь».

Диакон:               «Премудрость!»                                                                         

Хор:                     «Благослови» [38].

Священник:         «Сый Благословен Христос Бог наш...»

Хор:                     «Аминь». «Утверди Боже...»

Священник:         «Пресвятая Богородице, спаси нас»

Хор:                     «Честнейшую херувим...»

Священник:         «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»

Хор:                     «Слава и ныне:», «Господи, помилуй» (3); «Благослови».

Священник:         Отпуст великий: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…» (Служебник).

Хор:                     Многолетие: «Великого Господина…»

 

И тотчас чтец начинает читать «Приидите, поклонимся...» (3) и 1-й час.


[1] В храмах, где находится архиерейская кафедра, патриаршее или монастырское подворье, в монастырях вместо «Господи, благослови» поется «Святейший (Высокопреосвященнейший, Преосвященнейший) Владыка, благослови».

[2] По действующему Уставу Предначинательный псалом должен петься следующим образом (См. Типикон, I отдел, глава 2): начинает пение Предстоятель или Еклессиарх на глас 8-й: «Благослови, душе моя, Господа…» весь стих до конца «не скоро, со сладкопением», Хор поет припев: «Благословен еси, Господи»; затем первый певец правого хора поет стих: «Господи Боже мой, возвеличился еси зело», Хор поет припев: «Благословен еси, Господи». Далее об исполнении прочих стихов до последнего действующий Устав не сообщает, но нотные обиходы и дореформенные Уставы XVII века приводят следующий вариант исполнения: Чтец читает стихи 103-го пслама на середине храма, останавливаясь на некоторых стихах, которые поют хоры с припевами, попеременно. Припевы к стихам: от начала псалма до стиха 5-го — «Благословен еси, Господи», от 6-го стиха до 11-го — «Дивна дела Твоя, Господи» и от 12-го стиха до конца «Слава Ти, Господи, сотворившему вся» (См. подробно: Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. М., 2004. С. 504–506). Существуют и нотные варианты пения многих стихов псалма с припевами, например, обработки древних роспевов иеромонаха Нафанаила (Бачкало), архимандрита Матфея (Мормыля), протоиерея Анатолия Правдолюбова и Д.М.Яичкова.

[3] В современной приходской практике чаще всего поются следующие стихи Псалма 1: «Блажен муж…», «Яко весть Господь…», «Работайте Господеви…», «Блажени вси надеющиися Нань…», «Воскресни, Господи…», «Господне есть спасение…», Слава:, И ныне: с припевом «Аллилуия» (3) к каждому стиху. Стихи поются на 8-й глас и в субботу вечером, то есть на Воскресном Всенощном бдении, ни при каких условиях не отменяются.

[4] Образец пения 2-й и 3-й Славы 1-й кафизмы на все 8 гласов опубликован архимандритом Матфеем (Мормылем) в изложении для мужского хора (См.: Всенощное бдение. Неизменяемые песнопения для монастырских хоров/Сост. архимандрит Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 1999. С. 93–167).

[5] Воскресный Богородичен «настоящего гласа» или Догматик находится в Октоихе «наряду»,
в 1-ом Приложении Месячной Минеи или в Ирмологии.

[6] Чаще всего диакон произносит прокимен до последней запятой, а остальное допевает хор, но могут быть и другие варианты деления текста.

[7] Под термином «стихира храма» Устав разумеет одну из стихир на литии из службы «храма», то есть праздника или святого, в честь которого освящен храм. Кроме этого возможно пение стихир Богородицы, творения «Павла Аморейского». Эти стихиры находятся в Октоихе после воскресных и «анатолиевых» стихир на «Господи, воззвах…». (См. гл. 2, 3, 5 I Отдела Типикона).

[8] Иногда Устав предписывает петь сначала стихиру храма, а затем стихиры на литии святого.

[9] Действующий Устав не определяет конкретно, какой богородичен следует петь (см. Типикон, I отдел, глава 2). Уставные руководства и богослужебная практика предлагают несколько вариантов: пение стихиры на стиховне, писанной «И ныне:» с Великой или Малой вечерни (См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. М., 1993. С. 25, 26; Устав Арсения Тобольского. М., 2001. Л. 20); богородичен из 1 Приложения Минеи по гласу стихиры храма с надписанием «на стиховне». После стихиры храма могут петься и стихиры Павла Аморейского, писанные в Октоихе на «Господи воззвах»: в этом случае может быть спета последняя из этих стихир на Слава и ныне:.

[10] Под фразой «Трисвятое по «Отче наш…» понимается последовательность молитв: Трисвятое («Святый Боже…») (3), Слава и ныне:, «Пресвятая Троице…», «Господи, помилуй» (3), Слава и ныне:, «Отче наш…»

[11] Если святой имеет праздничный знак бдения и выше, то «Богородице Дево...» поется дважды, а затем тропарь святого Минеи один раз.

[12] По традиции, сложившейся в приходских храмах, преимущественно городских, в большие праздники «Слава в вышних Богу…» (3) и «Господи, устне мои отверзеши…» (2) поет хор (т. н. «Малое Славословие»).

[13] Устав о порядке пения тропарей и богородичнов если случится святой в воскресный день содержится в 9 и 52 главах I отдела Типикона и в статье: «Указ о службе всея седмицы» в приложении Октоиха.

[14] Устав о чтении кафизм содержится в 17 главе I отдела Типикона.

[15] Полиелеем Устав называет: 1) часть утрени, которая начинается пением полиелейных псалмов
(пс. 134, 135) и заканчивается возгласом священника «Милостию и щедротами…»; 2) само по себе пение полиелейных псалмов. Слово Полиелей переводится с греческого языка как «многомилостивое», т.е. указывает на часто встречающееся в 135 псалме слово «милость».

[16] По сложившейся приходской традиции, выраженной в первую очередь в нотных примерах Полиелея («Хвалите имя Господне»), поются лишь избранные стихи полиелейных псалмов, а именно: Хвалите имя Господне. Хвалите раби Господа. Аллилуия. Благословен Господь от Сиона живый во Иерусалиме. Аллилуия. Исповедайтеся Господеви. Яко благ яко в век милость Его. Аллилуия. Исповедайтеся Богу небесному. Яко благ яко в век милость Его. Аллилуия.

[17] Тропари по Непорочным Воскресные находятся в приложении Октоиха, в Ирмологии и в Следованной Псалтири.

[18] Степенны антифоны гласа находятся в Октоихе «наряду» и в Ирмологии.

[19] «Всякое дыхание...» поется всегда на тот же глас, что и прокимен на утрени.

[20] Воскресные утренние Евангелия (всех их 11) находятся в Приложении Октоиха, а также указания о том, в какой период года какое Евангелие читается находится в Приложении Богослужебного Евангелия и в Приложении Октоиха в главе «Столпи евангельстии».

[21] Это песнопение находится в службах 1-го и 5-го гласов в Октоихе «наряду» и в Ирмологии.
По традиции приходских храмов «Воскресение Христово видевше...» поется вместе со всем народом.

[22] По Уставу здесь поется полностью псалом 50, обычно по стихам на 2 хора. На практике, особенно приходской, псалом 50 поется только в Подготовительные Недели Великого Поста и Великопостные Недели или вообще никогда не поется.

[23] Находится в службах 1-го и 5-го гласов Октоиха, в Ирмологии и в гл. 53 I отдела Типикона.

[24] Указание о Катавасии может быть в Минеи «наряду». Также указание о Катавасии находится
в 19 главе I отдела Типикона под названием: «О Катавасии, поемой в Господские Владычни и Богородичны праздники и в воскресные дни и нарочитых святых всего лета».

[25] Канон Богородицы на Всенощном бдении в седмичный день берется один из трех: если в Минеи «наряду» перед каноном святого дан канон Богородицы, то в обязательном порядке читается данный канон; если в Минее «наряду» нет канона Богородицы, то берется либо канон Молебный ко Пресвятой Богородице 8-го гласа из Часослова или канон «изрядный» также 8-го гласа из Приложения Октоиха.

[26] По 6-й песни кондак читается всегда лишь один, а икос присоединяется к нему подряд, то есть икос никогда не читается «На Славу:».

[27] Обычные особенности исполнения 8-й песни канона остаются в силе и для Всенощного бдения (См. схему вседневной утрени).

[28] «Свят Господь Бог наш» со стихами содержится также во 2 главе I отдела Типикона. Это песнопение составляет особенность воскресного Всенощного бдения и не поется в воскресный день только если в этот день случится Господский двунадесятый праздник. Кроме этого это песнопение поется в Лазареву и Великую субботы.

[29] Воскресные ексапостиларии (числом их всего 11, так же как и воскресных утренних Евангелий) соответствуют по содержанию воскресным утренним Евангелиям и находятся в Приложении Октоиха и в 54 главе I отдела Типикона.

[30] Если в службе святого Минеи нет светильна, то читается Ексапостиларий воскресный, затем «Слава и ныне:» Богородичен егоже.

[31] На практике пения хвалитных псалмов нет или они поются лишь в некоторых случаях, напр. в воскресные дни Великого Поста.

[32] Богородичен воскресный, поемый на «И ныне:» на хвалитех всегда один и тот же: «Преблагословенна еси…» Он находится в Октоихе в службах 1-го и 5-го гласов «наряду», в Часослове, Ирмологии и в 53 главе I отдела Типикона.

[33] О количестве стихир «на хвалитех» следует справляться в 48 главе Типикона под соответствующим числом. Могут быть указания об их количестве и в Минее «наряду».

[34] Часто в Минее дана стихира «наряду» — в этом случае поется та стихира, которая дана в Минее.

[35] В Часослове берется первая, так называемая «воскресная» или «праздничная» редакция Великого славословия.

[36] Эти тропари находятся в службах 1-го, 5-го и 2-го, 6-го гласов Октоиха «наряду», в Часослове
и в 53 главе I отдела Типикона.

[37] Эта ектения называется сокращенной так как начинается сразу с 3-его прошения: «Помилуй нас, Боже…», тогда как первые два прошения Сугубой ектении: «Рцем вси…» и «Господи, Вседержителю…» не произносятся.

[38] В храмах, где находится архиерейская кафедра, патриаршее или монастырское подворье, в монастырях вместо «Благослови» поется «Святейший (Высокопреосвященнейший, Преосвященнейший) Владыка, благослови».









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: