Схема 5.
Чинопоследование Всенощного бдения
в воскресный и седмичный дни.
Готовится кадило и диаконская свеча. Отверзается завеса и Царские врата. Священник в полном молчании совершает каждение алтаря. Диакон во время каждения идет со свечой впереди священника.
Диакон выходит через Царские врата на амвон и возглашает:
Диакон: «Восстаните!»
Хор: «Господи, благослови» [1].
Священник: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей Троице…»
Хор: «Аминь».
Духовенство в алтаре:
«Приидите, поклонимся…» (3)
«Приидите, поклонимся и припадем Ему».
Хор: Псалом 103 (предначинательный)[2]: «Благослови, душе моя, Господа…» (Ирмологий).
Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3).
Священник с предыдущим ему диаконом во время пения Предначинательного псалма совершают полное каждение храма. По окончании каждения Царские врата закрываются, завеса остается открытой до конца утрени.
Диакон: Мирная (Великая) ектения: «Миром Господу помолимся…» (Служебник).
Священник: Возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава…» (Служебник).
Хор: «Аминь».
1-й антифон (или избранные стихи)[3] 1-й кафизмы: «Блажен муж…» (Часослов) на 8-й глас.
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).
Священник: Возглас: «Яко Твоя держава…» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Хор: поет 2-й антифон (2-ая «Слава») 1-й кафизмы (Псалтирь) на текущий глас Октоиха[4]. 2-й антифон оканчивается словами: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3).
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).
Священник: Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Хор: поет 3-й антифон (3-ю «Слава») 1-й кафизмы (Псалтирь) на текущий глас Октоиха. 3-й антифон оканчивается словами: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3).
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).
Священник: Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Стихиры на «Господи воззвах»:
Воскресный день | Седмичный день |
Канонарх: «Глас N» (по гласу первой стихиры Октоиха); «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя». (Часослов). Хор: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…», «Да исправится молитва моя…» Хор: «Положи, Господи…» (до пометы «на 10») (Часослов). Канонарх: стих: «Изведи из темницы душу мою» Хор: поет окончание стиха: « Исповедатися имени Твоему» и далее — первую стихиру Октоиха. Всего поется 10 стихир (3 — воскресные (Октоиха), 4 — «анатолиевы» или «восточны» (Октоиха), 3 — Минеи). Перед каждой стихирой Канонарх произносит первую половину очередного стиха, а хор поет окончание стиха и очередную стихиру. При смене гласа (если следующая стихира другого гласа) или при переходе к пению другой группы стихир, Канонарх перед стихом произносит: «Глас N» (по гласу стихиры, например, Минеи) и первую половину очередного стиха, хор допевает стих на новый глас и поет очередную стихиру на этот же глас. Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу стихиры-славника Минеи). Хор: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» (Слава:) Поется стихира-славник Минеи. Канонарх: «И ныне, глас N»(по гласу богородична-догматика Октоиха). Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» (И ныне:) Воскресный Богородичен «настоящего гласа» или Догматик[5] (Октоих). | Канонарх: «Глас N» (по гласу первой стихиры Минеи); «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя». Хор: «Господи, воззвах…», «Да исправится…» Хор: «Положи, Господи…» (до пометы «на 8») Канонарх: стих: «Из глубины воззвах к Тебе...» Хор: поет окончание стиха: « Господи, услыши глас мой» и далее — первую стихиру Минеи. Всего поется 8 стихир (все из Минеи). Перед каждой стихирой Канонарх произносит первую половину очередного стиха, а хор поет окончание стиха и очередную стихиру. При смене гласа (если следующая стихира другого гласа) или при переходе к пению другой группы стихир, Канонарх перед стихом произносит: «Глас N» (по гласу стихиры, например, другой группы) и первую половину очередного стиха, хор допевает стих на новый глас и поет очередную стихиру на этот же глас. Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу стихиры-славника Минеи). Хор: «Слава:» Поется стихира-славник Минеи. Канонарх: «И ныне, глас тойже» Хор: «И ныне:» Воскресный Богородичен или Догматик (из 1-го приложения Минеи: по гласу славника). |
Во время пения Догматика совершается Вход с кадилом:
Диакон: «Премудрость, прости».
Хор: «Свете тихий...» (Часослов).
Диакон: «Вонмем!»
Священник: «Мир всем!»
Хор: «И духови твоему».
Диакон: «Премудрость, вонмем»
Воскресный день | Седмичный день |
Диакон: Прокимен, глас 6: «Господь воцарися в лепоту облечеся». Хор: «Господь воцарися в лепоту облечеся». (Часослов). Диакон: Стих прокимна: «Облечеся Господь в силу и препоясася» (Служебник). Хор: «Господь воцарися в лепоту облечеся» . Диакон: Стих прокимна: «Ибо утверди вселенную, яже не подвижися» (Служебник). Хор: «Господь воцарися в лепоту облечеся». Диакон: Стих прокимна: «Дому твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (Служебник). Хор: «Господь воцарися в лепоту облечеся». Диакон: Первая половина прокимна: «Господь воцарися» (Служебник). Хор: Вторая половина прокимна (окончание): «В лепоту облечеся» (Часослов). | Диакон: Прокимен, глас N: текст прокимна дня. Хор: Поет прокимен дня на соответствующий глас (Часослов). Диакон: Стих прокимна дня (Служебник). Хор: Прокимен дня. Диакон: Первая половина прокимна дня. Хор: Вторая половина прокимна (окончание) дня (Часослов)[6]. |
Если святой имеет знак Полиелея и выше, то читаются три паремии святого из Минеи «наряду». См. седмичный вариант. | Диакон: «Премудрость». Чтец: Название книги, из которой будет читаться Паремия (например: «Бытия чтение»). Диакон: «Вонмем». Чтец ч итает положенные по Уставу три паремии из Минеи «наряду». Перед каждой паримией Диакон произносит: «Премудрость», чтец называет название книги, Диакон: «Вонмем», и чтец читает очередную паремию. . |
Диакон: Сугубая ектения: «Рцем вси...» (Служебник).
Священник: Возглас: «Яко Милостив...» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Хор: «Сподоби, Господи...» ( Часослов).
Диакон: Просительная ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу…» (Служебник).
Священник: Возглас: «Яко благ и Человеколюбец...» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Священник: «Мир всем!»
Хор: «И духови твоему».
Диакон: «Главы наша Господеви приклоним!»
Хор: «Тебе Господи».
Священник в это время перед Престолом тайно читает молитву главопреклонения: «Господи, Боже наш, приклонивый небеса…» (Служебник).
Священник: Возглас: «Буди держава царствия Твоего...» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Лития:
Воскресный день | Седмичный день |
Хор: «Стихира храма»[7]. | Хор: Стихиры на литии святого Минеи[8]. |
Во время пения стихир на Литии духовенство выходит из Алтаря в западную часть храма или в притвор. Диакон совершает каждение Иконостаса, Духовенства, хоров и всех молящихся.
Воскресный день | Седмичный день |
Канонарх: «Слава и ныне, глас N»(по гласу Богородична Октоиха из числа стихир «на стиховне»). Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» (И ныне:) Богородичен «настоящего гласа» (Октоих) из числа стихир «на стиховне» на Малой вечерне[9]. | Канонарх: «Слава, глас N»(по гласу стихиры-славника на литии из Минеи). Хор: «И ныне:, глас тойже»,Богородичен на литии из Минеи. |
Диакон по окончании пения стихир на Литии произносит 1-ое литийное прошение:
Диакон: «Спаси, Боже, люди Твоя…» (Служебник).
Хор: «Господи, помилуй» (40).
Диакон: «Еще молимся о Великом Господине…» (Служебник).
Хор: «Господи, помилуй» (50).
Диакон: «Еще молимся о еже сохранитися…» (Служебник).
Хор: «Господи, помилуй» (3).
Диакон: «Еще молимся о еже услышати…» (Служебник).
Хор: «Господи, помилуй» (3).
Священник: Возглас: «Услыши ны, Боже...» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Священник: «Мир всем!»
Хор: «И духови твоему».
Диакон: «Главы наша Господеви приклоним!»
Хор: «Тебе, Господи».
Священник: Молитва: «Владыко Многомилостиве Господи Иисусе Христе...» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Стихиры на стиховне:
Воскресный день | Седмичный день |
Канонарх: «Глас N» (по гласу первой стихиры на стиховне Октоиха) и возглашает первую фразу первой стихиры (Октоих). Хор: поет первую стихиру Октоиха | Канонарх: «Глас N» (по гласу первой стихиры на стиховне святого Минеи) и возглашает первую фразу первой стихиры. Хор: поет первую стихиру Минеи |
Во время пения воскресных стихир на стиховне духовенство входит в храм и останавливается на его середине перед приготовленными для освящения хлебами, пшеницей, вином и елеем.
Воскресный день | Седмичный день |
Канонарх: возглашает 1-й стих: «Господь воцарися»(Часослов). Хор: поет окончание 1-го стиха:«В лепоту облечеся» и 2-ю стихиру Октоиха. Канонарх: возглашает 2-й стих: «Ибо утверди вселенную»(Часослов). Хор: поет окончание 2-го стиха: «Яже не подвижится» и 3-ю стихиру Октоиха. Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу стихиры-славника Минеи) . Хор: «Слава:» и поет стихиру-славник Минеи Канонарх: «И ныне, глас тойже». Хор: «И ныне:» и Богородичен из 1-го приложения Минеи: 1) по гласу стихиры-славника; 2) с надписанием «на стиховне». | Канонарх: возглашает 1-й стих из Минеи «наряду». Хор: поет окончание 1-го стиха2-ю стихиру святого Минеи. Канонарх: возглашает 2-й стих: из Минеи «наряду». Хор: поет окончание 2-го стиха 3-ю стихиру святого Минеи. Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу стихиры-славника Минеи) . Хор: «Слава:» и поет стихиру-славник Минеи Канонарх: «И ныне, глас тойже». Хор: «И ныне:» и Богородичен из 1-го приложения Минеи: 1) по гласу стихиры-славника; 2) с надписанием «на стиховне». |
Примечание: Если в Минее на стиховне нет стихиры-славника, то Устав определяет: Канонарх: « Слава и ныне, глас тойже». «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Хор: «И ныне:» и поет Богородичен Октоиха (Октоих «наряду»). |
Хор: «Ныне отпущаеши…» (Часослов).
Чтец: Трисвятое по «Отче наш...» [10] (Часослов).
Священник: Возглас: «Яко Твое есть царство...»
Хор: «Аминь».
Воскресный день | Седмичный день |
Хор: «Богородице Дево, радуйся…» (3)[11] (Часослов) | Хор:Хор: тропарь святого Минеи (2); «Богородице Дево, радуйся» (1) |
Во время пения «Богородице, Дево, радуйся…» или тропаря святого диакон трижды кадит приготовленные для освящения хлеб, пшеницу, вино и елей.
Диакон: «Господу помолимся»
Хор: «Господи, помилуй».
Священник: Молитва на благословение хлебов: «Господи Иисусе Христе Боже наш...» (Служебник).
Хор: «Аминь».
«Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века» (3).
Во время пения «Буди Имя Господне…» духовенство входит в Алтарь.
Псалом 33 (первая половина): «Благословлю Господа на всякое время…» (до слов: «не лишатся всякого блага»).
Священник: «Благословение Господне на вас...»
Хор: «Аминь».
Чтец: «Слава в вышних Богу…» (3).
«Господи, устне мои отверзеши…» (2) [12].
Шестопсаломие: Псалмы 3, 37, 62,после которых: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3) «Господи, помилуй» (3) Слава и ныне:; Псалмы 87, 102, 142;по окончании чтения Шестопсаломия: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3) (Часослов).
Священник во время чтения Шестопсаломия тайно читает 12 утренних молитв: 6 — перед Престолом в Алтаре, 6 — на амвоне перед Царскими вратами.
Диакон: Мирная (Великая) ектения: «Миром Господу помолимся…» (Служебник).
Священник: Возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава…» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Диакон: «Бог Господь и явися нам...» (Служебник).
Хор: «Бог Господь и явися нам...» (Часослов).
Диакон: стих 1-й: «Исповедайтеся Господеви яко благ...» (Служебник).
Хор: «Бог Господь и явися нам...» (Часослов).
Диакон: стих 2-й: «Обышедше обыдоша мя...» (Служебник).
Хор: «Бог Господь и явися нам...» (Часослов).
Диакон: стих 3-й: «Не умру, но жив буду...» (Служебник).
Хор: «Бог Господь и явися нам...» (Часослов).
Диакон: стих 4-й: «Камень, его же небрегоша зиждущии...» (Служебник).
Воскресный день | Седмичный день |
Хор: Тропарь воскресный (2) (Октоих). «Слава:» Тропарь святого (Минея). «И ныне:» воскресный Богородичен из 3-го приложения Минеи[13] по гласу тропаря святого Минеи. | Хор: Тропарь святого (2) (Минея). «Слава и ныне:» воскресный Богородичен из 3-го приложения Минеи по гласу тропаря святого Минеи. |
Хор: «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и читается первая «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы (Псалтирь)[14]. Первая «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3); «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и читается вторая «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы (Псалтирь). Вторая «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…»; «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и читается третья «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы (Псалтирь). Третья «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь» «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3).
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).
Священник: Возглас: «Яко Твоя держава…» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Воскресный день | Седмичный день |
Чтец: Седален воскресный «по первом стихословии» (Октоих) (Первый седален просто, затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой…»и второй седален, затем «Слава и ныне:»Богородичен). | Чтец: Седален святого Минеи «по первом стихословии» (2), затем «Слава и ныне:»Богородичен. |
Хор: «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и стихословится вторая рядовая (положенная по Уставу) кафизма (Псалтирь). Порядок ее исполнения такой же, как и первой кафизмы.
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).
Священник: Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Воскресный день | Седмичный день |
Чтец: Седален воскресный «по втором стихословии» (Октоих) (Первый седален просто, затем стих: «Исповемся Тебе, Господи…»и второй седален, затем «Слава и ныне:»Богородичен). | Чтец: Седален святого Минеи «по втором стихословии» (2), затем «Слава и ныне:»Богородичен. |
Полиелей [15]:
Хор: поет стихи 134-го и 135-го (полиелейных) псалмов с припевом: «Аллилуия» [16].
Во время пения Полиелейных псалмов духовенство выходит на середину храма и затем Священник с предыдущим ему Диаконом совершают полное каждение храма.
Воскресный день | Седмичный день |
Если святой имеет знак Полиелей и выше, то сразу после пения Полиелейных псалмов, Духовенство поет величание святому один раз. Затем Хор поет воскресные тропари по Непорочным. | Духовенство: поет величание святому. Канонарх: возглащает стихи избранного псалма (Ирмологий). Хор: после каждого стиха, повторяет стих и затем поет величание святому. Священник во время пения величания совершает полное каждение храма. Хор: «Слава и ныне:», «Аллилуия (3), слава Тебе, Боже» (2) Духовенство: «Слава и ныне:», «Аллилуия (3), слава Тебе, Боже» (1)и поют величание святому. |
Хор: тропари по Непорочным воскресные: «Ангельский собор удивися…» с припевом: «Благословен еси, Господи…»[17]. |
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).
Священник: Возглас: «Яко благословися имя Твое…» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Воскресный день | Седмичный день |
Чтец: Ипакои воскресный гласа (Октоих «наряду»). | Чтец: Седален «по Полиелее» святого (2) (Минея «наряду»). |
Хор: Степенные антифоны гласа (Октоих)[18]. | Хор: Степенный антифон 4-го гласа (Ирмологий). |
Диакон (1): «Вонмем! Премудрость! Вонмем!»
Воскресный день | Седмичный день |
Диакон (2): «Прокимен, глас N» Текст прокимна воскресного на утрени. Хор: Прокимен воскресный (Октоих «наряду»). Диакон (2): Стих прокимна воскресного на утрени. Хор: Прокимен воскресный (Октоих «наряду»). Диакон (2): Первую половину прокимна воскресного на утрени. Хор: Вторую половину прокимна воскресного (Октоих «наряду»). | Диакон (2): «Прокимен, глас 4» Текст прокимна на утрени святого. Хор: Прокимен на утрени святого (Минея «наряду»). Диакон (2): Стих прокимна на утрени святого. Хор: Прокимен на утрени. Диакон (2): Первую половину прокимна. Хор: Вторую половину прокимна. |
Диакон (1): «Господу помолимся»
Хор: «Господи, помилуй».
Священник: Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш…»
Хор: «Аминь».
Диакон (2): «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Служебник).
Хор: «Всякое дыхание да хвалит Господа» [19].
Диакон (2): «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его».
Хор: «Всякое дыхание да хвалит Господа».
Диакон (2): «Всякое дыхание».
Хор: «Да хвалит Господа».
Диакон (1): «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим».
Хор: «Господи, помилуй» (3).
Диакон (1): «Премудрость, прости! Услышим Святаго Евангелия».
Священник: «Мир всем!»
Хор: «И духови твоему».
Священник: «От (именует Евангелиста, из книги которого Евангельское чтение) Святаго Евангелия чтение».
Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Диакон (2): «Вонмем!».
Воскресный день | Седмичный день |
Священник: читает воскресное утреннее Евангелие (одно из 11)[20]. | Священник: читает Евангелие святого (адрес указан в Минеи «наряду») |
Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Воскресный день | Седмичный день |
Хор: «Воскресение Христово видевше…»[21]. |
Хор: Псалом 50: «Помилуй мя, Боже…» [22].
Воскресный день | Седмичный день |
Хор: Слава: «Молитвами апостолов…». | Хор: Слава: «Молитвами святого…». |
И ныне: «Молитвами Богородицы…».
«Помилуй мя, Боже» (1-й стих псалма 50).
Воскресный день | Седмичный день |
Хор: Стихира воскресная «по 50-ом псалме», гл. 6: «Воскрес Иисус от гроба…» (Октоих)[23]. | Хор: Стихира «по 50-ом псалме», святого (Минея). |
Диакон: «Спаси, Боже, люди Твоя…» (Служебник).
Хор: «Господи, помилуй» (12).
Священник: Возглас: «Милостию и щедротами...» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Канон:
Воскресный день | Седмичный день |
На воскресном Всенощном бдении читаются каноны «на 14 тропарей с ирмосом»: три канона Октоиха: 1) Воскресный с ирмосом на 4 тропаря, с припевом: «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему»;2) Крестовоскресный без ирмоса на 3 тропаря, с припевом: «Слава, Господи, Кресту Твоему честному и Воскресению»; 3) Богородицы без ирмоса на 3 тропаря, с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас»; и четвертый канон Минеи — святого рядового без ирмоса на 4 тропаря. Ирмос первого канона Октоиха (т. е. воскресного). Катавасия праздничная[24] (т. е. положенная по Уставу в каждый конкретный период времени особая Катавасия, которая считается «праздничной», напр. «Отверзу уста моя») по каждой песни Канона. | На Всенощном бдении в седмичный день читаются каноны «на 14 тропарей с ирмосом»: 1) Богородицы[25] с ирмосом на 6 тропарей; и канон святого Минеи —без ирмоса на 8 тропарей. Ирмос первого канона (т. е. Богородицы). Катавасия праздничная (т. е. положенная по Уставу в каждый конкретный период времени особая Катавасия, которая считается «праздничной», напр. «Отверзу уста моя») по каждой песни Канона. |
По 3-й песни:
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).
Священник: Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Воскресный день | Седмичный день |
Чтец: Кондак, икос святого (если есть), седален, «Слава и ныне:»Богородичен при седальне святого Минеи. | Чтец: Ин Кондак святого (если есть), седален, «Слава и ныне:»Богородичен канона святого Минеи. |
По 6-й песни:
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).
Священник: Возглас: «Ты бо еси Царь мира…» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Воскресный день | Седмичный день |
Чтец: Кондак и икос воскресные [26] (Октоих «наряду»). | Чтец: Кондак и икос святого (Минея «наряду»). |
По 8-й песни [27] :
Диакон: «Богородицу и Матерь Света...» ( Служебник).
Хор: Песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа…» с припевом: «Честнейшую херувим…».
Диакон во время пения «Честнейшую» совершает полное каждение храма.
По 9-й песни:
Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).
Священник: Возглас: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя…» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Воскресный день | Седмичный день |
Диакон: «Свят Господь Бог наш»(Служебник)[28]. Хор: «Свят Господь Бог наш» на текущий глас Октоиха. Диакон: «Яко свят Господь Бог наш». Хор: «Свят Господь Бог наш». Диакон: «Над всеми людьми Бог наш». Хор: «Свят Господь Бог наш». | |
Чтец: Ексапостиларий воскресный по номеру воскресного утреннего Евангелия (Приложение Октоиха)[29]. «Слава:»Светилен святого Минеи (если есть)[30]. «И ныне:»Богородичен, писанный при Ексапостиларии воскресном (Приложение Октоиха). | Чтец: Светилен святого (2), «Слава и ныне:»Богородичен. (Минея «наряду») |
Стихиры на хвалитех:
Воскресный день | Седмичный день |
Канонарх: «Глас N (по гласу первой стихиры на хвалитех Октоиха), Всякое дыхание да хвалит Господа». Хор: «Всякое дыхание да хвалит Господа»; «Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних. Тебе подабает песнь Богу». Хвалитные псалмы (Псалмы 148, 149, 150) полностью по стихам до слов: «сотворите в них суд…»(Часослов)[31]. Канонарх: Стих: «Сотворите в них суд написан» (Часослов). Хор: поет окончание стиха и 1-ю стихиру на хвалитех Октоиха. Со стихами псалма поются еще 5 стихир из Октоиха Канонарх: возглашает особый воскресный стих (до последней запятой): «Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя» (Октоих). Хор: поет окончание стиха: «Не забуди убогих Твоих до конца» и 5-ю стихиру на хвалитех Октоиха. Канонарх: возглашает второй особый воскресный стих (до последней запятой): «Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим» (Октоих). Хор: поет окончание стиха: «Повем вся чудеса Твоя» и 6-ю стихиру на хвалитех Октоиха. Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу Евангельской стихиры по номеру воскресного утреннего Евангелия из Приложения Октоиха). . Хор: «Слава:» и поет Евангельскую стихиру (Приложение Октоиха). Канонарх: «И ныне, глас вторый». Хор: «И ныне:» и Богородичен воскресный, глас 2: «Преблагословенна еси, Богородице Дево…»[32]. | Канонарх: «Глас N (по гласу первой стихиры на хвалитех Минеи), Всякое дыхание да хвалит Господа». Хор: «Всякое дыхание да хвалит Господа»; «Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних. Тебе подабает песнь Богу». Хвалитные псалмы (Псалмы 148, 149, 150) полностью по стихам до слов: «сотворите в них суд…»(Часослов). Канонарх: Стих: «Сотворите в них суд написан» (Часослов). Хор: поет окончание стиха и 1-ю стихиру на хвалитех святого Минеи. Всего поется 4 или 6 [33] стихир «на хвалитех». Канонарх: «Слава, глас N» (по гласу стихиры-славника Минеи) . Хор: «Слава:» и поет стихиру-славник Минеи Канонарх: «И ныне, глас тойже». Хор: «И ныне:» и Богородичен из 1-го приложения Минеи: 1) по гласу стихиры-славника; 2) с надписанием «на стиховне»[34]. «И ныне:» и Богородичен из 1-го приложения Минеи: 1) по гласу стихиры-славника; 2) с надписанием «на стиховне». |
Священник: «Слава Тебе, показавшему нам свет…» (Служебник).
Хор: Великое славословие: «Слава в вышних Богу…» (Часослов)[35].
Воскресный день | Седмичный день |
Хор: Тропарь воскресный «по Великом славословии» (один из двух, в зависимости от гласа Октоиха: для нечетных гласов (1, 3, 5, 7) —«Днесь спсаение миру бысть…»(Октоих); для четных гласов (2, 4, 6, 8) — «Воскрес из гроба…»[36]). | Хор: Тропарь святого (1) (Минея). «Слава и ныне:» воскресный Богородичен из 3-го приложения Минеи по гласу тропаря святого Минеи. |
Диакон: Сугубая ектения (сокращенная)[37]: «Помилуй нас, Боже...» (Служебник).
Священник: Возглас: «Яко Милостив...» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Диакон: Просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву нашу...» (Служебник).
Священник: Возглас: «Яко Бог милости и щедрот…» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Священник: «Мир всем!»
Хор: «И духови твоему».
Диакон: «Главы наша Господеви приклоним!»
Хор: «Тебе Господи».
Священник в это время перед Престолом тайно читает молитву главопреклонения: «Господи святый, в вышних живый…» (Служебник).
Священник: Возглас: «Твое бо есть еже миловати...» (Служебник).
Хор: «Аминь».
Диакон: «Премудрость!»
Хор: «Благослови» [38].
Священник: «Сый Благословен Христос Бог наш...»
Хор: «Аминь». «Утверди Боже...»
Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас»
Хор: «Честнейшую херувим...»
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»
Хор: «Слава и ныне:», «Господи, помилуй» (3); «Благослови».
Священник: Отпуст великий: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…» (Служебник).
Хор: Многолетие: «Великого Господина…»
И тотчас чтец начинает читать «Приидите, поклонимся...» (3) и 1-й час.
[1] В храмах, где находится архиерейская кафедра, патриаршее или монастырское подворье, в монастырях вместо «Господи, благослови» поется «Святейший (Высокопреосвященнейший, Преосвященнейший) Владыка, благослови».
[2] По действующему Уставу Предначинательный псалом должен петься следующим образом (См. Типикон, I отдел, глава 2): начинает пение Предстоятель или Еклессиарх на глас 8-й: «Благослови, душе моя, Господа…» весь стих до конца «не скоро, со сладкопением», Хор поет припев: «Благословен еси, Господи»; затем первый певец правого хора поет стих: «Господи Боже мой, возвеличился еси зело», Хор поет припев: «Благословен еси, Господи». Далее об исполнении прочих стихов до последнего действующий Устав не сообщает, но нотные обиходы и дореформенные Уставы XVII века приводят следующий вариант исполнения: Чтец читает стихи 103-го пслама на середине храма, останавливаясь на некоторых стихах, которые поют хоры с припевами, попеременно. Припевы к стихам: от начала псалма до стиха 5-го — «Благословен еси, Господи», от 6-го стиха до 11-го — «Дивна дела Твоя, Господи» и от 12-го стиха до конца «Слава Ти, Господи, сотворившему вся» (См. подробно: Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. М., 2004. С. 504–506). Существуют и нотные варианты пения многих стихов псалма с припевами, например, обработки древних роспевов иеромонаха Нафанаила (Бачкало), архимандрита Матфея (Мормыля), протоиерея Анатолия Правдолюбова и Д.М.Яичкова.
[3] В современной приходской практике чаще всего поются следующие стихи Псалма 1: «Блажен муж…», «Яко весть Господь…», «Работайте Господеви…», «Блажени вси надеющиися Нань…», «Воскресни, Господи…», «Господне есть спасение…», Слава:, И ныне: с припевом «Аллилуия» (3) к каждому стиху. Стихи поются на 8-й глас и в субботу вечером, то есть на Воскресном Всенощном бдении, ни при каких условиях не отменяются.
[4] Образец пения 2-й и 3-й Славы 1-й кафизмы на все 8 гласов опубликован архимандритом Матфеем (Мормылем) в изложении для мужского хора (См.: Всенощное бдение. Неизменяемые песнопения для монастырских хоров/Сост. архимандрит Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 1999. С. 93–167).
[5] Воскресный Богородичен «настоящего гласа» или Догматик находится в Октоихе «наряду»,
в 1-ом Приложении Месячной Минеи или в Ирмологии.
[6] Чаще всего диакон произносит прокимен до последней запятой, а остальное допевает хор, но могут быть и другие варианты деления текста.
[7] Под термином «стихира храма» Устав разумеет одну из стихир на литии из службы «храма», то есть праздника или святого, в честь которого освящен храм. Кроме этого возможно пение стихир Богородицы, творения «Павла Аморейского». Эти стихиры находятся в Октоихе после воскресных и «анатолиевых» стихир на «Господи, воззвах…». (См. гл. 2, 3, 5 I Отдела Типикона).
[8] Иногда Устав предписывает петь сначала стихиру храма, а затем стихиры на литии святого.
[9] Действующий Устав не определяет конкретно, какой богородичен следует петь (см. Типикон, I отдел, глава 2). Уставные руководства и богослужебная практика предлагают несколько вариантов: пение стихиры на стиховне, писанной «И ныне:» с Великой или Малой вечерни (См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. М., 1993. С. 25, 26; Устав Арсения Тобольского. М., 2001. Л. 20); богородичен из 1 Приложения Минеи по гласу стихиры храма с надписанием «на стиховне». После стихиры храма могут петься и стихиры Павла Аморейского, писанные в Октоихе на «Господи воззвах»: в этом случае может быть спета последняя из этих стихир на Слава и ныне:.
[10] Под фразой «Трисвятое по «Отче наш…» понимается последовательность молитв: Трисвятое («Святый Боже…») (3), Слава и ныне:, «Пресвятая Троице…», «Господи, помилуй» (3), Слава и ныне:, «Отче наш…»
[11] Если святой имеет праздничный знак бдения и выше, то «Богородице Дево...» поется дважды, а затем тропарь святого Минеи один раз.
[12] По традиции, сложившейся в приходских храмах, преимущественно городских, в большие праздники «Слава в вышних Богу…» (3) и «Господи, устне мои отверзеши…» (2) поет хор (т. н. «Малое Славословие»).
[13] Устав о порядке пения тропарей и богородичнов если случится святой в воскресный день содержится в 9 и 52 главах I отдела Типикона и в статье: «Указ о службе всея седмицы» в приложении Октоиха.
[14] Устав о чтении кафизм содержится в 17 главе I отдела Типикона.
[15] Полиелеем Устав называет: 1) часть утрени, которая начинается пением полиелейных псалмов
(пс. 134, 135) и заканчивается возгласом священника «Милостию и щедротами…»; 2) само по себе пение полиелейных псалмов. Слово Полиелей переводится с греческого языка как «многомилостивое», т.е. указывает на часто встречающееся в 135 псалме слово «милость».
[16] По сложившейся приходской традиции, выраженной в первую очередь в нотных примерах Полиелея («Хвалите имя Господне»), поются лишь избранные стихи полиелейных псалмов, а именно: Хвалите имя Господне. Хвалите раби Господа. Аллилуия. Благословен Господь от Сиона живый во Иерусалиме. Аллилуия. Исповедайтеся Господеви. Яко благ яко в век милость Его. Аллилуия. Исповедайтеся Богу небесному. Яко благ яко в век милость Его. Аллилуия.
[17] Тропари по Непорочным Воскресные находятся в приложении Октоиха, в Ирмологии и в Следованной Псалтири.
[18] Степенны антифоны гласа находятся в Октоихе «наряду» и в Ирмологии.
[19] «Всякое дыхание...» поется всегда на тот же глас, что и прокимен на утрени.
[20] Воскресные утренние Евангелия (всех их 11) находятся в Приложении Октоиха, а также указания о том, в какой период года какое Евангелие читается находится в Приложении Богослужебного Евангелия и в Приложении Октоиха в главе «Столпи евангельстии».
[21] Это песнопение находится в службах 1-го и 5-го гласов в Октоихе «наряду» и в Ирмологии.
По традиции приходских храмов «Воскресение Христово видевше...» поется вместе со всем народом.
[22] По Уставу здесь поется полностью псалом 50, обычно по стихам на 2 хора. На практике, особенно приходской, псалом 50 поется только в Подготовительные Недели Великого Поста и Великопостные Недели или вообще никогда не поется.
[23] Находится в службах 1-го и 5-го гласов Октоиха, в Ирмологии и в гл. 53 I отдела Типикона.
[24] Указание о Катавасии может быть в Минеи «наряду». Также указание о Катавасии находится
в 19 главе I отдела Типикона под названием: «О Катавасии, поемой в Господские Владычни и Богородичны праздники и в воскресные дни и нарочитых святых всего лета».
[25] Канон Богородицы на Всенощном бдении в седмичный день берется один из трех: если в Минеи «наряду» перед каноном святого дан канон Богородицы, то в обязательном порядке читается данный канон; если в Минее «наряду» нет канона Богородицы, то берется либо канон Молебный ко Пресвятой Богородице 8-го гласа из Часослова или канон «изрядный» также 8-го гласа из Приложения Октоиха.
[26] По 6-й песни кондак читается всегда лишь один, а икос присоединяется к нему подряд, то есть икос никогда не читается «На Славу:».
[27] Обычные особенности исполнения 8-й песни канона остаются в силе и для Всенощного бдения (См. схему вседневной утрени).
[28] «Свят Господь Бог наш» со стихами содержится также во 2 главе I отдела Типикона. Это песнопение составляет особенность воскресного Всенощного бдения и не поется в воскресный день только если в этот день случится Господский двунадесятый праздник. Кроме этого это песнопение поется в Лазареву и Великую субботы.
[29] Воскресные ексапостиларии (числом их всего 11, так же как и воскресных утренних Евангелий) соответствуют по содержанию воскресным утренним Евангелиям и находятся в Приложении Октоиха и в 54 главе I отдела Типикона.
[30] Если в службе святого Минеи нет светильна, то читается Ексапостиларий воскресный, затем «Слава и ныне:» Богородичен егоже.
[31] На практике пения хвалитных псалмов нет или они поются лишь в некоторых случаях, напр. в воскресные дни Великого Поста.
[32] Богородичен воскресный, поемый на «И ныне:» на хвалитех всегда один и тот же: «Преблагословенна еси…» Он находится в Октоихе в службах 1-го и 5-го гласов «наряду», в Часослове, Ирмологии и в 53 главе I отдела Типикона.
[33] О количестве стихир «на хвалитех» следует справляться в 48 главе Типикона под соответствующим числом. Могут быть указания об их количестве и в Минее «наряду».
[34] Часто в Минее дана стихира «наряду» — в этом случае поется та стихира, которая дана в Минее.
[35] В Часослове берется первая, так называемая «воскресная» или «праздничная» редакция Великого славословия.
[36] Эти тропари находятся в службах 1-го, 5-го и 2-го, 6-го гласов Октоиха «наряду», в Часослове
и в 53 главе I отдела Типикона.
[37] Эта ектения называется сокращенной так как начинается сразу с 3-его прошения: «Помилуй нас, Боже…», тогда как первые два прошения Сугубой ектении: «Рцем вси…» и «Господи, Вседержителю…» не произносятся.
[38] В храмах, где находится архиерейская кафедра, патриаршее или монастырское подворье, в монастырях вместо «Благослови» поется «Святейший (Высокопреосвященнейший, Преосвященнейший) Владыка, благослови».