Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г

Тема 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПЕЧАТНЫМИ ИСТОРИЧЕСКИМИ ТЕКСТАМИ

(6 часов)

План.

1. Виды печатных исторических текстов и их особенности.

2. Методика работы с текстом учебника на уроках истории. Способы обучения учащихся смысловому чтению исторических текстов.

3.Виды и роль исторических документов в обучении истории.

4. Основные умения учащихся, формируемые при работе с историческими документами.

5. Методические особенности использования различных видов документов в процессе обучения истории. Специфика обучения учащихся критическому подходу к анализу документальных текстов

Литература:

Основная.

[2. с.79-183]

Дополнительная

[5. с.169-208]

[7. с.319-330]

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Заполните таблицу «Различные точки зрения на роль школьного учебника в обучении истории» 

Точки зрения Их суть Обоснование
Традиционная        
Альтернативная        
Ваша позиция        

2. Выполните практические задания.

2.1. Составьте смысловой и тезисный планы по содержанию вопроса: «Предпосылки отмены крепостного права в России».

(История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилдов, А.А.Левандовский, А.В.Торкунов]: под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. С. 114-115. § 15 Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России, пункт 4)

Справка.

Смысловой план – перечисление существенных положений, характеризующих главные исторические факты, под определенным углом зрения (причины, последствия, факторы и т.п.). Составляется на основе текста, в котором присутствует теория, «скрытая в фактах».

Тезисный план - перечисление существенных сторон изложенных фактов или главных положений темы. Может иметь форму тезисных записей, сохраняющих стиль изучаемого источника.

 

2.2. Продумайте варианты использования и организацию работы с фрагментами из рассказов древних писателей об Александре Македонском на уроке истории в 5 классе.

(А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение. - С.193)

Приложение 1.

Из рассказов древних писателей об Александре Македонском. (5 класс).

Всякий раз, когда приходило известие, что царь Филипп завоевал какой-нибудь город или одержал славную победу, Александр мрачнел и говорил друзьям: «Мальчики, отец успеет захватить все, так что мне вместе с вами не удастся совершить ничего великого и блестящего».

Однажды юного Александра, отличавшегося быстротой ног, спросили, не желает ли он, когда станет взрослым, состязаться на Олимпийских играх. Он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!».

Перед походом против Персидского царства Александр Македонский решил побеседовать со старым мудрецом Диогеном. Царь застал его лежащим под открытым небом и греющимся на солнышке. Диоген слегка приподнялся при виде множества людей и пристально посмотрел на Александра. Поздоровавшись, царь спросил Диогена, нет ли у него какой-нибудь просьбы. «Есть, - ответил тот, - отступи чуть в сторону и не заслоняй мне солнца». Царю так понравился ответ, что он воскликнул:»Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном».

В городе Гордии Александру показали колесницу, на дышле которой был запутанный узел. При этом царь услышал такое предание: кто развяжет узел, станет владыкой мира. Александр решил испытать судьбу, но узел не поддавался. Тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил его.

 

2.3. Продумайте организацию работы учащихся на уроке с историческим документом «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. 19 февраля 1861 г.».

(История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, в 2 ч. / Под ред А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, - 2016 – Ч.1. §16 «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.». С.117-121.)

Приложение 2.

Документ

Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.

(Извлечение)

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.

2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в правилах о приведении в действие Положения о крестьянах и в особом положении о дворовых людях.

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.

4. Крестьяне за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работою или деньгами.

П р и м е ч а н и е. Сии местные положения суть:

1) Для тридцати четырех губерний Великоросских, Новороссийских и Белорусских; 2) для губерний Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской; 3) для губерний Киевской, Подольской и Волынской; 4) для губерний Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской…

6.Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен с этой целию в местных положениях;

2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (причем не воспрещается, однако же, возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок); - и

3) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем положении.

Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производится на точном основании местных положений.

1. На сих основаниях составляются «уставные грамоты», в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего положения…

2. Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установленные повинности землею на основании местных положений, не обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы то ни было сверх того количеством земли…

17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведывание общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных…

148. Помещику предоставляется на основании и в пределах, ниже сего означенных, вотчинная полиция в сельском обществе временнообязанных крестьян, не земле его поселенных, и сим вместе помещик есть попечитель того сельского общества.

149. Помещик имеет право надзора за охранением общественного порядка и общественной безопасности на пространстве принадлежащего ему имения…

158. Помещику в продолжении первых девяти лет по утверждении сего положения предоставляется право, если он признает присутствие какого-либо крестьянина в обществе вредным или опасным, предложить самому обществу об исключении того крестьянина и предоставлении его в распоряжение правительства. В случае несогласия общества с предложением помещика он может обратиться о сем с просьбою в уездный мировой съезд для представления губернскому по крестьянским делам присутствию…

160. Помещик, буде усмотрит в мирском приговоре распоряжение, противное существующим постановлениям, или вредное для благосостояния сельского общества, или же нарушающее права помещичьи, то, приостанавливая исполнение такого приговора, доводит о сем до сведения мирового посредника, который обязан немедленно удовлетворить законные требования помещика…

187. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею, отвечает круговою порукою за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей…

 

При планировании методической работы с документом на уроке используйте следующий план действий:

1.Определите вид документа.

2.Оцените содержание документа как источника знаний: при изучении, каких вопросов урочной темы он может быть использован, какие сведения по данным вопросам содержит.

3.Соотнесите содержание документа с текстом соответствующей части параграфа и определите познавательную роль документа (он дополняет, углубляет, конкретизирует или иллюстрирует основное содержание параграфа)

4.Определите, на каком этапе урока целесообразнее использовать документ.

5.Сформулируйте конкретную цель (задачи) использования документа на данном этапе урока.

6.Продумайте организацию учебно-познавательной деятельности учащихся с документом: форму работы (коллективная, групповая, индивидуальная), способ включения документа в канву урока, подготовку учащихся к работе с ним, вопросы и задания, подведение итогов работы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Учебные умения школьников при работе с текстом школьного учебника

2. Место исторических источников в «пирамиде исторического познания»

3. Специфика работы с документами литературного характера в процессе обучении истории

3. Методические особенности обучения учащихся критике исторического источника

4. Многообразие методических приемов использования документальных источников на уроках истории

5. Требования к подготовке раздаточного материала с дополнительными историческими текстами

6. Типовые задания с историческими документами в системе контрольно-измерительных материалов ОГЭ/ЕГЭ

7. Типичные ошибки при выполнении заданий с историческими документами в рамках итоговой аттестации по истории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: