Дополнительная литература

Министерство образования и науки Российской Федерации краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования

Методические указания для преподавателя к практическому

Занятию по предмету

"ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ: лица пожилого и старческого возраста"

 

Тема. Введение в геронтологию. Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста.

 

(отделение «акушерское дело»)

 

Вид занятия: практическое

Тип урока: первичное формирование умений и навыков

Место проведения: Городская клиническая больница № 1

 

 

Продолжительность занятия: 240 минут.

 

 

Завкафедрой терапии с курсом педиатрии Борисов Ю.Ю.:

 

 

    

    Содержание учебной информации

Понятие геронтологии, её разделы и задачи. Старение как закономерный этап развития человека. Классификация возрастных групп. Календарный и биологический возраст. Виды и теории старения. Характеристика процесса старения. Медико-демографические и социально-гигиенические аспекты постарения населения. Отношение к пожилым людям как важный показатель нравственного состояния общества.

Характеристика демографической ситуации в РФ и регионе. Средняя продолжительность жизни. Основные причины смертности в России. Увеличение численности пожилых и старых людей на фоне сверх смертности мужчин и феминизации общества.

Анатомо-физиологические изменения в пожилом и старческом возрасте: особенности дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой, нейроэндокринной систем, системы крови, опорно-двигательного аппарата, органов чувств, кожи. Возрастные изменения личности пожилого человека и его эмоциональной жизни. Стадии и признаки естественного старения.

Возможные проблемы в удовлетворении универсальных потребностей человека в преклонном возрасте.

Здоровый образ жизни как залог активного долголетия. Факторы риска для человека пожилого и старческого возраста. Пути увеличения продолжительности жизни и замедления темпов старения. Позитивная личностная концепция. Способы сохранения интеллекта. Понимание возрастных изменений. Особенности геродиететики. Контроль массы тела. Режим рациональной физической активности и распорядок дня пожилого человека. Регуляция ночного сна. Личная гигиена и герокосметология. Сохранение социальных контактов. Предупреждение психотравмирующих ситуаций в межличностном общении. Интимная жизнь в пожилом возрасте. Приспособление к ограничениям и создание безопасной среды обитания для пожилого человека. Требования к жилищу и его оборудованию. Здоровый досуг. Ограничение курения, приёма алкоголя. Условия окружающей среды, препятствующие сохранению здоровья.

Хронокарта практического занятия:

1. Организационный момент. 2 мин.
2. Мотивация занятия. 3 мин.
3. Определение исходного уровня знаний. 45 мин.
4. Вводный инструктаж. 15 мин.
5. Самостоятельная работа на занятии (текущий инструктаж) 115 мин.
6. Заполнение дневников, 30 мин.
7. Контроль конечного уровня знаний. 25 мин.
8. Подведение итогов. 2 мин.
9. Задание для самостоятельной работы (с пояснениями). 2 мин.
10. Заключительная часть (уборка рабочих мест) 1 мин.

Итого: 240 мин.

Студент должен представлять:

· Особенности демографической ситуации в РФ и регионе, связанные с аспектами постарения населения

Студент должен знать:

· Понятия «геронтология», «старение», «старость»;

· Классификации возрастов;

· Виды и теории старения;

· Медико-демографические и социально-гигиенические аспекты постарения населения;

· Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста;

· Стадии и признаки естественного старения;

· Значение здорового образа жизни для замедления темпов старения;

· Факторы риска для лиц пожилого и старческого возраста;

· Пути увеличения продолжительности жизни.

 

Студент должен уметь:

· Выявить проблемы, связанные с изменением способа удовлетворения универсальных потребностей стареющего человека.

 

Содержание практического занятия.

Дискуссионное обсуждение анатомо-физиологических и психологических аспектов старения. Выявление возможных проблем в удовлетворении универсальных потребностей стареющего человека. Этические особенности общения с лицами старших возрастных групп. Понимание необходимости внесения изменений в образ жизни пожилых людей. Составляющие рационального образа жизни. Оценка образа жизни пожилого человека на примере разбора конкретных ситуаций. Реферативные сообщения студентов о наиболее важных аспектах сохранения здоровья в пожилом возрасте (например, режим и рацион здорового питания пожилого человека, режим адекватной физической активности лиц старших возрастных групп, симптомы стресса и пути его преодоления, способы регуляции сна). Тест-контроль.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

- Работа с основной и дополнительной литературой для получения дополнительной информации

- Написание рефератов и докладов по теме

- Составление опорных конспектов по теме

- Составление кроссвордов по теме

Контрольные вопросы

 

Тестовые задания:

1. Закономерно наступающий заключительный период возрастного развития называется:

-старение

-геронтология

- витаукт

+старость

2. К видам старения относятся все, кроме одного:

-преждевременное

-естественное

-замедленное

+социальное

3. Биологический возраст:

-количество прожитых лет

+мера старения организма

-видовая продолжительность жизни

-темп интеллектуального регресса

4. Пожилые люди относятся к следующей возрастной группе:

- 75-89

- 45-59

- 65-85

+60-74

5. К долгожителям относятся люди в возрасте:

- 75-90 лет

- старше 80

+старше 90

- старше 100

6. Гериатрия – наука, которая изучает:

- закономерности старения высших животных и человека

- влияние условий жизни на процесс старения человека

+особенности течения заболеваний у пожилых и старых людей

-пути увеличения продолжительности жизни человека

7. Рекомендуемое в пожилом и старческом возрасте соотношение белков, жиров и углеводов в пищевом рационе должно составлять:

- 1: 1: 4

- 1,5: 1: 3

- 1: 2: 4,5

+1: 0,8: 3,5

8. Для профилактики раннего старения из рациона следует исключить:

- растительный белок

- грубую клетчатку

+холестеринсодержащие продукты

- кисломолочные продукты

9. Обязательное оборудование отделения геронтологического профиля:

- кардиомониторы

- кондиционеры

+средства сигнальной связи с сестрой

- жалюзи

10.  Анатомо-функциональные особенности дыхательной системы у лиц пожилого и старческого возраста:

-расширение просвета бронхов

- увеличение жизненной ёмкости лёгких

+развитие эмфиземы

- гиперплазия реснитчатого эпителия бронхов

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кожин А.А., Кучма В.Р., Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение: учебник для студентов среднего медицинского учреждения. Москва, «Академия» 2006 – 400с.

2. Филатова С.А., Безденежных Л.П., Андреева Л.С. Геронтология: учебник для студентов среднего медицинского учреждения. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009 – 512с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Преничникова Т. Бесплодие в браке,, 2002.

2. Вагин И. О. Психология жизни и смерти - СПб, Питер, 2001.

3. Забродина Л.Е., Севастьянова Н.Г. Сборник ситуационных задач и тестовых заданий по предмету «Сестринское дело в педиатрии». «АНМИ», Москва, 2000.

4. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. - К., София, 2001.

5. Межличностные аспекты: Учебное пособие: перевод с английского/ под об­щей ред. Проф. Г. М. Перфильевой. - М., ГЭОТАРМЕД, 2001.

6. Сестринское дело: Справочник/под ред. Щербаковой Т. С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

7. Теория концептуальной модели сестринского дела: Учебное пособие: пере­вод с английского/ под общей ред. Проф. Г. М. Перфильевой. - М., ГЭО-ТАРМЕД, 2001.

8. Укрепление здоровья: Учебное пособие: перевод с английского/ под общей ред. Проф. Г. М. Перфильевой. - М., ГЭОТАРМЕД, 2001.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: