Министерство образования и науки Российской Федерации краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования
Методические указания для преподавателя к практическому
Занятию по предмету
"ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ: лица пожилого и старческого возраста"
Тема. Введение в геронтологию. Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста.
(отделение «акушерское дело»)
Вид занятия: практическое
Тип урока: первичное формирование умений и навыков
Место проведения: Городская клиническая больница № 1
Продолжительность занятия: 240 минут.
Завкафедрой терапии с курсом педиатрии Борисов Ю.Ю.:
Содержание учебной информации
Понятие геронтологии, её разделы и задачи. Старение как закономерный этап развития человека. Классификация возрастных групп. Календарный и биологический возраст. Виды и теории старения. Характеристика процесса старения. Медико-демографические и социально-гигиенические аспекты постарения населения. Отношение к пожилым людям как важный показатель нравственного состояния общества.
|
|
Характеристика демографической ситуации в РФ и регионе. Средняя продолжительность жизни. Основные причины смертности в России. Увеличение численности пожилых и старых людей на фоне сверх смертности мужчин и феминизации общества.
Анатомо-физиологические изменения в пожилом и старческом возрасте: особенности дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой, нейроэндокринной систем, системы крови, опорно-двигательного аппарата, органов чувств, кожи. Возрастные изменения личности пожилого человека и его эмоциональной жизни. Стадии и признаки естественного старения.
Возможные проблемы в удовлетворении универсальных потребностей человека в преклонном возрасте.
Здоровый образ жизни как залог активного долголетия. Факторы риска для человека пожилого и старческого возраста. Пути увеличения продолжительности жизни и замедления темпов старения. Позитивная личностная концепция. Способы сохранения интеллекта. Понимание возрастных изменений. Особенности геродиететики. Контроль массы тела. Режим рациональной физической активности и распорядок дня пожилого человека. Регуляция ночного сна. Личная гигиена и герокосметология. Сохранение социальных контактов. Предупреждение психотравмирующих ситуаций в межличностном общении. Интимная жизнь в пожилом возрасте. Приспособление к ограничениям и создание безопасной среды обитания для пожилого человека. Требования к жилищу и его оборудованию. Здоровый досуг. Ограничение курения, приёма алкоголя. Условия окружающей среды, препятствующие сохранению здоровья.
|
|
Хронокарта практического занятия:
1. | Организационный момент. | 2 мин. |
2. | Мотивация занятия. | 3 мин. |
3. | Определение исходного уровня знаний. | 45 мин. |
4. | Вводный инструктаж. | 15 мин. |
5. | Самостоятельная работа на занятии (текущий инструктаж) | 115 мин. |
6. | Заполнение дневников, | 30 мин. |
7. | Контроль конечного уровня знаний. | 25 мин. |
8. | Подведение итогов. | 2 мин. |
9. | Задание для самостоятельной работы (с пояснениями). | 2 мин. |
10. | Заключительная часть (уборка рабочих мест) | 1 мин. |
Итого: 240 мин.
Студент должен представлять:
· Особенности демографической ситуации в РФ и регионе, связанные с аспектами постарения населения
Студент должен знать:
· Понятия «геронтология», «старение», «старость»;
· Классификации возрастов;
· Виды и теории старения;
· Медико-демографические и социально-гигиенические аспекты постарения населения;
· Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста;
· Стадии и признаки естественного старения;
· Значение здорового образа жизни для замедления темпов старения;
· Факторы риска для лиц пожилого и старческого возраста;
· Пути увеличения продолжительности жизни.
Студент должен уметь:
· Выявить проблемы, связанные с изменением способа удовлетворения универсальных потребностей стареющего человека.
Содержание практического занятия.
Дискуссионное обсуждение анатомо-физиологических и психологических аспектов старения. Выявление возможных проблем в удовлетворении универсальных потребностей стареющего человека. Этические особенности общения с лицами старших возрастных групп. Понимание необходимости внесения изменений в образ жизни пожилых людей. Составляющие рационального образа жизни. Оценка образа жизни пожилого человека на примере разбора конкретных ситуаций. Реферативные сообщения студентов о наиболее важных аспектах сохранения здоровья в пожилом возрасте (например, режим и рацион здорового питания пожилого человека, режим адекватной физической активности лиц старших возрастных групп, симптомы стресса и пути его преодоления, способы регуляции сна). Тест-контроль.
Внеаудиторная самостоятельная работа:
- Работа с основной и дополнительной литературой для получения дополнительной информации
- Написание рефератов и докладов по теме
- Составление опорных конспектов по теме
- Составление кроссвордов по теме
Контрольные вопросы
Тестовые задания:
1. Закономерно наступающий заключительный период возрастного развития называется:
-старение
-геронтология
- витаукт
+старость
2. К видам старения относятся все, кроме одного:
-преждевременное
-естественное
-замедленное
+социальное
3. Биологический возраст:
-количество прожитых лет
+мера старения организма
-видовая продолжительность жизни
-темп интеллектуального регресса
4. Пожилые люди относятся к следующей возрастной группе:
- 75-89
- 45-59
- 65-85
+60-74
5. К долгожителям относятся люди в возрасте:
- 75-90 лет
- старше 80
+старше 90
- старше 100
6. Гериатрия – наука, которая изучает:
- закономерности старения высших животных и человека
- влияние условий жизни на процесс старения человека
+особенности течения заболеваний у пожилых и старых людей
-пути увеличения продолжительности жизни человека
7. Рекомендуемое в пожилом и старческом возрасте соотношение белков, жиров и углеводов в пищевом рационе должно составлять:
- 1: 1: 4
- 1,5: 1: 3
- 1: 2: 4,5
+1: 0,8: 3,5
8. Для профилактики раннего старения из рациона следует исключить:
- растительный белок
|
|
- грубую клетчатку
+холестеринсодержащие продукты
- кисломолочные продукты
9. Обязательное оборудование отделения геронтологического профиля:
- кардиомониторы
- кондиционеры
+средства сигнальной связи с сестрой
- жалюзи
10. Анатомо-функциональные особенности дыхательной системы у лиц пожилого и старческого возраста:
-расширение просвета бронхов
- увеличение жизненной ёмкости лёгких
+развитие эмфиземы
- гиперплазия реснитчатого эпителия бронхов
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Кожин А.А., Кучма В.Р., Сивочалова О.В. Здоровый человек и его окружение: учебник для студентов среднего медицинского учреждения. Москва, «Академия» 2006 – 400с.
2. Филатова С.А., Безденежных Л.П., Андреева Л.С. Геронтология: учебник для студентов среднего медицинского учреждения. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009 – 512с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Преничникова Т. Бесплодие в браке,, 2002.
2. Вагин И. О. Психология жизни и смерти - СПб, Питер, 2001.
3. Забродина Л.Е., Севастьянова Н.Г. Сборник ситуационных задач и тестовых заданий по предмету «Сестринское дело в педиатрии». «АНМИ», Москва, 2000.
4. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. - К., София, 2001.
5. Межличностные аспекты: Учебное пособие: перевод с английского/ под общей ред. Проф. Г. М. Перфильевой. - М., ГЭОТАРМЕД, 2001.
6. Сестринское дело: Справочник/под ред. Щербаковой Т. С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
7. Теория концептуальной модели сестринского дела: Учебное пособие: перевод с английского/ под общей ред. Проф. Г. М. Перфильевой. - М., ГЭО-ТАРМЕД, 2001.
8. Укрепление здоровья: Учебное пособие: перевод с английского/ под общей ред. Проф. Г. М. Перфильевой. - М., ГЭОТАРМЕД, 2001.