Созидатели.
Вожатые, волонтеры, воркаутеры- многие из участников этой субкультуры, могут не только получать удовольствие от своей деятельности, но за зарабатывать на этом. Воркаутеры- это уличные атлеты, занимающиеся на улицах, во дворах на турниках, они не тратят деньги на тренажерный зал, а занимаются и берут что дано бесплатно.
На данный момент у нас в стране больше 4 млн волонтеров, они помогают безвозмездно, просто потому что хотят.
Работа социального педагога с представителями субкультур.
В целях поддержки и развития молодежных субкультур особый смысл обретает работа педагогического коллектива с представителями неформальных объединений в школах, учреждениях досуга и культуры. В силу необходимости формирования устойчивых просоциальных жизненных ценностей у молодежи необходимо организовать педагогическое сопровождение подростков из неформальных объединений.
Исследователи данной проблемы отмечают, что социально-педагогическая деятельность с подростками, вовлеченными в неформальные молодежные движения, будет успешной, если будут учитываться индивидуальные особенности подростков и характер молодежной субкультуры, в которую вовлечен подросток. А работа по социально-педагогическому сопровождению будет носить поэтапный и систематический характер.
|
|
педагогическая поддержка – это «деятельность профессионалов-представителей образовательного учреждения, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным самоопределением».
О.С. Газман составил алгоритм поддержки, с помощью диалога можно решить разнооразные проблемы.
1. Заметить эмоциональное состояние ребенка.
2. Помочь ему увидеть свою проблему.
3. Помочь определить свое к ней отношение.
4. Помочь определить, что делать.
5. Помочь определить, как делать.
6. Стимулировать выбор ребенком вариантов решения.
7. Стимулировать выработку им плана действия
Поддержку представляют как систему методов и техник, которые обеспечивают помощь ребенку в самостоятельном индивидуальном выборе, а также помощь в преодолении препятствий в учебной, познавательной, коммуникативной деятельности.
Таким образом, педагогическая поддержка ребенка – это система мер, направленных на защиту его прав, на полноценное развитие и оказание помощи в решении его индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижение в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением, осуществляемых посредством сопровождения, посредничества и обеспечения базовых потребностей ребенка.
|
|
. В рамках следующих исследований сопровождение ребенка в процессе социализации ориентировано на создание педагогических, психологических, социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
А.М. Битянова выделяет три компонента психолого-педагогического сопровождения подростка:
1. Cистематическое отслеживание психолого-педагогического статуса подростка с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития. Анализ состояния статуса подростка позволяет психологу совместно с педагогом выделить две условные группы «психологически благополучных» и группу подростков, испытывающих психологические трудности в обучении, общении.
2. Создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития подростков, работа с подростками (развивающие занятия организация специальной развивающей среды, консультации), методическая помощь педагогам. Общая цель всех форм работы в данном направлении – помочь организовать педагогам и родителям образовательное и воспитательное пространство, где учитывался бы потенциал, психологические особенности подростков, их актуальные интересы и потребности.
3. Создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психологического состояния конкретных подростков. Основная цель - помочь создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, соответствующие условия обучения и общения.
Социально-педагогическое сопровождение – это компонент процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания упреждающей или актуальной необходимой социально-педагогической помощи, способствующий более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности.
При работе с подростками важно постоянно проводить мониторинги состояния группы. В этом помогают различные варианты психологических тестов.
1. Тест К.Томаса «Оценка предпочитаемой стратегии поведения в конфликтной ситуации».
Цель: выяснить стратегии поведения у воспитанников в конфликтной ситуации.
Оценка предпочитаемой стратегии поведения в конфликтной ситуации проводится по тесту Томаса, где определяются пять стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Преподаватели должны быть больше ориентированы на сотрудничество и компромисс. Соперничество и избегание могут привести к усилению конфликта.
2. Тест Шуберга «Насколько вы готовы к риску»
Цель: Оценка степени готовности к риску.
3. Опрос на тему о выяснении знаний и принадлежности к молодежным неформальным движениям.
Цель: выявление знаний и принадлежности к неформальным молодежным движениям.
Опросник:
· Причисляете ли вы себя к какому-либо неформальному молодежному движению или субкультуре?
· Каким именно образом это выражено?
· Что вы знаете о молодежном движении (субкультуре)?
· Помогает ли вам это знание в общении со сверстниками?
· Как?
4. Методика М.Цукермана «Потребность в поисках ощущений».
Цель: изучить склонность к риску, оценить уровень потребности личности в новых ощущениях.
Опросник личностный предназначен для изучения склонности к риску, оценки уровня потребности личности в новых ощущениях различного рода.
Автор использует три градации выраженности данной особенности личности:
· Высокий уровень потребностей в ощущениях.
|
|
· Средний уровень потребностей в ощущениях.
· Низкий уровень потребностей в ощущениях.
Кроме того, педагогу, работающими с представителями неформальных объединений, необходимо придерживаться следующих направлений в работе.
Направления работы:
1. Работа с родителями
2. Работа с группой
3. Организация свободного времени, включение в положительные виды деятельности.
4. Индивидуальная работа.