Зов сердца или библиотечные истории

 

На дворе стоял жаркий июльский день, тысяча девятьсот девяносто четвёртого года. Яркое тёплое солнце заглянуло в комнату Нины и напомнило ей о том, что сегодня у неё первый рабочий день. Ещё нежась в постели, девушка подумала о том, что же ждёт её в библиотеке? Да, опыт библиотечной деятельности у неё есть, пусть и небольшой, но всё же… Год работы в Детской библиотеке до поступления в институт она запомнила надолго, да и частые походы в библиотеку, во время своего пионерского детства, не прошли для Нины бесследно. Девочка могла часами сидеть у стеллажей, листать и отбирать книги для чтения. Иногда  она брала книги по совету своего любимого библиотекаря, старшей наставницы Любови Александровны. Книги о школьной дружбе, о чаяниях и размышлениях героинь любимых книг, часто написанных в форме личного дневника, девочке приходились по душе. Она часто сравнивала их с собой и хотела быть похожими наних. Повесть о Зое и Шуре, повести о дружбе и сказочные истории о мушкетёре и феи, о дороге, которая уходит вдаль и ещё много-много разных жизненных и выдуманных историй. Приключенческие и исторические романы в подростковом возрасте, классические повести о романтической юношеской любви, делали жизнь нашей героини интересной и насыщенной как в многостраничной и пёстрой книге.

С чего начинался выбор её профессии? С совета родителей, знакомых, друзей? Или со своей собственной мечты. Нина о библиотечной карьере не мечтала, но однажды приняв решение обучиться  премудростям данной профессии, ни разу не изменила ей. Девушку нисколько не смущало, что многие не разделяли и не понимали её выбор. И более того многие отговаривали и даже посмеивались над ней, недоумевая, зачем ей поступать в институт культуры?! В начале 90-х годов это была совсем не популярная профессия. По крайней мере, в окружении Нины Ивановой. Лишь единицы могут сказать, что это единственная профессия, в которой они пробовали себя. Обычно в библиотеку приходят после опыта работы на других местах.  Спасибо Нининым родителям, что не стали отговаривать её, хотя аргументы мама приводила железные:«Нинуля, у библиотекарей такая маленькая зарплата!». Почему-то это обстоятельство как раз  не пугало будущего библиотекаря, коим она намеревалась вскоре стать. Может быть, вчерашняя выпускница школы даже не задумывалась о том, сколько она будет зарабатывать, и на что будет жить?Папа поддерживал свою дочь  в любой ситуации, он всегда был именно на её стороне и часто успокаивал маму, что она зря беспокоится на счёт их любимицы. Она умница - разумница, у Ниночки, как он любил её называть, всё получится, вот увидишь! Каково же было  удивление студентки, что её первая учительница совсем не поддержала свою ученицу в выборе профессии. «Нина, ты же училась так хорошо, неужели ты не смогла пойти в какой-то более достойный институт?». «Валентина Петровна, но я не хочу какой-то другой» - отвечала ей бывшая ученица. «Я выбрала именно библиотечный факультет и мне очень нравится здесь учиться» - так говорила наша героиня всем, кто спрашивал её о том, чем она занимается. И сегодня, в свой первый рабочий день, Нина думала  как раз о том, что мечта её сбылась, и она не зря пришла в библиотеку. Самонадеянно, возможно, но она слушала своё сердце, а оно никогда не обманывает.

Годы учёбы в институте не прошли даром, думала она, утверждаясь в своём выборе профессии. Устроиться на работу в городскую массовую библиотеку не составило труда, хотя даже в небольшом провинциальном городке, где жила Нина в библиотеку брали не всех, так же как и везде по стране. «Ты выучилась по специальности, поэтому добро пожаловать к нам» -  сказала директор библиотечной системы, - «Да и место как раз для тебя освободилось» -  мягко добавила она и приветливо улыбнулась новоиспечённой коллеге. Пойдёшь в четвёртый филиал, пока на детский абонемент, а потом видно будет. «Любишь детей?» - поинтересовалась вдруг она.«Да, очень»,  кивнула Нина Станиславовна, отныне её буду звать именно так. Я в лагере прошлым летом вожатой работала и кажется, у меня получалось, добавила она смущённо. «Да, ничего, не смущайся ты так, это ведь только начало» - подбодрила свою новоиспечённую коллегу Татьяна Степановна. «Вот увидишь, ещё меня заменишь, когда на пенсию соберусь» - заверила она новую работницу четвёртого филиала. «Время покажет» - ответила Нина Станиславовна, без желания забегать вперёд во времени, сначала надо освоить азы, а там видно будет, думала, она, выходя из кабинета главного руководителя библиотек и радуясь тому, что через неделю сможет приступить к своим должностным обязанностям.

 

Свой первый рабочий день в библиотеке девушка запомнила во всех подробностях. Лето – время отпусков, поэтому в библиотеке в то время работали только заведующая библиотекой Ирина Борисовна и молоденькая библиотекарь Екатерина Алексеевна, ровесница Нины. Они даже учились в параллельных классах. Катя попала в библиотеку случайно, окончила библиотечный колледж и работала здесь уже второй год. Её новая коллега была очень эмоциональной и впечатлительной, у Кати на всё было своё собственное мнение, часто диаметрально противоположное остальным членам коллектива. Она не задумывалась над тем, что говорит и говорила только то, что думает. Часто это было отнюдь не очень приятно слышать, и многие недолюбливали её.

Во все тонкости библиотечной профессии Нину посвятила Ирина Борисовна. Она многому научила выпускницу профильного института. Ведь в институте была теория, а здесь необходимо было внедрить все полученные знания в практику. Строгая, но увлечённая своей профессией, мастер своего дела, Ирина Борисовна щедро делилась своим опытом с начинающим библиотекарем, коим была в то время Нина Станиславовна. «Вот это твоё рабочее место, -  кивнула она в сторону библиотечной кафедры в углу детского абонемента». Множество комнатных цветов, высокие потолки, яркие детские книги на полках делали этот уголок просто райским и уютным. «На днях придёт художник, - поведала Ирина Борисовна, чтобы оформить здесь кое - что подумай, как ты это видишь» - сказала заведующая и скрылась в своём кабинете. Нина прошлась между стеллажей, нашла сборники сказок с красочными яркими картинками, сделала в них закладки и показала заведующей. Вместе они отобрали несколько картинок для росписи стен и стеллажей. Нина Станиславовна потрудилась над тем, чтобы по-новому расставить книги в фонде, сделать интересное и соответствующее оформление в фонде. Сказки выделила в отдельную зону. Книги для любознательных, книги для малышей,  книги для подростков, для книг разной тематики были выбраны отдельные уголки. К каждому разделу она подобрала соответствующее оформление и название. За лето оформление было закончено, художник Юрий Петрович, достаточно известный и уважаемый в городе, красиво разрисовал стены детского абонемента, и стеллажи засверкали своим великолепием. Осенью они встретили маленьких читателей библиотеки. Всё это Нина делала в перерывах между приходом читателей. Дети брали книги по школьной программе. Протягивали библиотекарю список книг, заданных по летней школьной программе и ждали помощи библиотечного работника. Часто записанные сведения со слов учителя, наслух содержали много ошибок и неточностей и Нине, потребовалось множество эрудиции и начитанности, чтобы понимать какую книгу имеет в виду автор данного списка. Искать сами отваживались немногие. Выбирали книги самостоятельно лишь те, кто читал в собственное удовольствие. Все отобранные читателями книги, необходимо было записать в библиотечный формуляр. Все они стояли на столе в порядке алфавита фамилий детей, по классам. Дети расписывались в получении книг. Каждый из них знал, что берёт книги ровно на месяц. По истечению этого срока книги возвращались обратно, и происходил обмен на новые экземпляры. Те, кто не сдавал книги во время, получал напоминания библиотекаря в виде телефонных звонков. К самым нерадивым читателям библиотекари ходили домой. В осенние каникулы Ирина Борисовна отправила Нину Станиславовнупосетить человек десять, которые жили недалеко от библиотеки. За год приходилось делать несколько таких вылазок, часто и в отдалённые районы города. Походы по должникам были настоящими приключениями для библиотечных специалистов. Зато как радовались библиотекари, когда книги удавалось вернуть обратно. Так везло отнюдь не всегда. Очень многие книги были утеряны нерадивыми читателями, приходилось делать замену из того, что находилось в скудных домашних собраниях юных читателей. Некоторые из них  меняли место жительства, иногда книги сгорали в пожаре, но это случалось редко. Иногда библиотекари узнавали, что читатель ушёл в мир иной. Были среди них и такие, так как ходили не только к детям, но и взрослым читателям. Часто библиотекари попадали в непредвиденные и деликатные ситуации. Злостными должниками считались те, кто не посещал библиотеку больше года.

Библиотека, в которую попала наша героиня,была одной их самых первых библиотек города, располагалась она в здании Дворца культуры «Металлург». С 1934 года библиотека была профсоюзной и финансировалась  из средств медеплавильного комбината. Красивое оформление библиотеки, соответствующий интерьер, богатый фонд, делали её привлекательной для жителей города. В 1991 году, когда наступил кризисный момент в промышленности нашей страны, библиотеку передали городской библиотечной сети, которая финансировалась на средства местного бюджета. 

На самом деле  высшее библиотечное образование очень помогало Нине Станиславовне  ориентироваться в разных экономических и социальных современных терминах, которые в те времена стали появляться в обществе. Менеджмент, маркетинг, макро - и микро – экономика, стимулирование и мотивация, и ещё не одна дюжина разных специальных терминов - это был каждый четвёртый запрос студентов-заочников. Видимо каждый второй учился на экономиста, юриста, управленца и так далее. Через год после прихода в библиотеку она уже  работала в читальном зале, где хранилась специальная учебная редкая литература.В  специальном месте, называемом хранилищем. Куда доступ читателям был запрещён, да и книги из читального зала  выдавались на платной основе. Сейчас те времена канули в лету, и всё перевернулось в современном библиотечном пространстве, связанном с веяниями времени. В эпоху Интернета и новых компьютерных технологий появились новые способы поиска информации. Библиотеки стали отходить от закрытых книгохранилищ и платных ночных абонементов. В Россию пришёл интернет, это происходило постепенно, но с каждым годом всё уверенней и уверенней он входил в  жизнь россиян. А тогда 90-е, начала двухтысячных студенты приходили со списками литературы, а  задачей  библиотекаря стояло подобрать книги по списку. Интернета в ту пору ещё не было, поэтому у студентов было всего несколько путей: взять книгу в библиотеке, взять на время у кого-то, купить. Самым простым и целесообразным был тот, благодаря которому  читатели шли в библиотеку. С появлением интернета коих, стали именовать пользователями. И таковых уменьшилось в разы. Та вот собственно, почему Нине Станиславовне и её коллегам необходимо было самой ориентироваться в этих терминах, потому что, как правило, именно указанных в списке авторов и названий не оказывалось в этом филиале, зато были другие. А даже если бы и были именно эти авторы, то книги то стоят не по авторам, а по отделам, специально разработанной библиотечно-библиографической классификации. И для того, чтобы пойти именно к нужному стеллажу, необходимо было знать и разбираться в этих терминах. Зная историю, библиотекарь мог быстро ориентироваться в исторических эпохах, а значит быстро найти нужную полку. В читальном зале выписывались различные периодические издания. Самыми популярными у мужчин были: Комсомольская правда и АиФ. Они регулярно брали эти газеты на ночной абонемент. Женщинам очень нравились журналы мод, Крестьянка, Работница, Моя семья, местные газеты. Подростки любили Ровесник, Марусю, Мне 15,Техника-молодёжи. Причём юношам и девушкам, соответственно нравились разные журналы. Моделирование, путешествия, оружие, компьютерные игры – это излюбленные темы юношей. Мода, общение, красота, рукоделие, поэзия – любимые темы девчонок. Журнал Все звёзды любили все: и мальчишки, и девчонки. Дети любили комиксы и сказки.  Библиотекарю читального зала надо было быть очень внимательным, чтобы подростковые журналы оставались целыми, иначе другим читателям придётся листать лишь одни обрывки от того что осталось. Вырезали умело, незаметно, делая при этом невинные и честные лица. Да, 90-е и начало двухтысячных…Вечерами в читальном зале не было свободных мест. Кто-то из учащихся готовился к урокам и старательно конспектировал выдержки из энциклопедий и научно-популярных книг. Кто-то читал или листал журналы. Но зал практически не пустовал. Нина любила эти моменты, когда в зале много читателей и их поток не прерывался. Хотя в обязанности библиотекаря читального зала входили также обязанности по ведению картотеки, то есть самые интересные статьи надо было оформить соответствующим образом. Написать каталожную карточку и расставить в картотеку по определённой системе. В профессиональных кругах её называют библиотечно-библиографической классификации. В таком порядке стоят книги на полках, в таком порядке надо искать в картотеке, по запросу читателей, можно было найти статьи, которые печатались в газетах и журналах. Поскольку периодические издания были более новыми и современными, в них можно было найти полезной информации, той, которой не было в книгах.

Атмосфера библиотеки пришлась нашей героине по душе. Больше всего ей нравилось оформлять книжные выставки. Первой самостоятельной выставкой была выставка с названием «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». По замыслу и оформлению она была очень простая. Соответствующее теме название выставки и сами книги, в данном случае сказки. Современному библиотекарю сию задачу облегчил интернет. В сети можно найти всё, готовые выставки, с замысловатыми названиями и разделами выставок, готовым оформлением. Да, так делать можно, но это весьма не интересно. Нине Станиславовне гораздо интереснее стало самой придумать название выставки, хотя она не всегда могла похвастаться его оригинальностью. Правда, были из них и очень удачные перлы. Какая-то где-то прочитанная или услышанная оригинальная фраза. Нередко помогали названия журнальных статей, и даже названия известных телепередач. Многие библиотекари использовали такие приёмы. Выставка, которая  по- настоящему нравилась всем - выставка, посвящённая великим людям. Нина очень любила читать художественные романы о художниках, писателях, актёрах, известных исторических фигурах и однажды, она оформила выставку «Нити судьбы». «Судьбы художников», «Судьбы музыкантов» и другие содержали книги о великих людях, которые меняли мир.  Интересно было подбирать реквизиты к выставке, предметы, которые ярко иллюстрируют сюжетную линию, представленных произведений. Тогда в штате библиотечной системы был художник, и поэтому оформлять выставки было одно удовольствие. Для этого надо было придумать название, разделы, единый стиль оформления и цветовую гамму. Затем как можно чётче передать свою идею художнику и если двум партнёрам удавалось понять друг друга, оформление получалось великолепное.  Ей нравилось размышлять  над разделами, связанными в одно целое с  названием выставки, иллюстрациями и формой оформления заголовка и разделов. Сейчас есть компьютерные программы, помогающие библиотекарю творить самому. И войдя в любую библиотеку, Вы сразу увидите, насколько творчески подходит библиотекарь к оформлению выставок. Имеет значение и возраст адресата. Выставки для читателей разного возраста оформляются по-разному. «Я  считаю, что удачно оформленная выставка – это половина её успеха» - говорила Нина своим коллегам, и они поддерживали её в этом утверждении.  Бывали случаи, что книги брали неохотно, а бывало и наоборот. Читатели были разные. Кто-то приветлив и разговорчив, кто-то угрюм и не сговорчив. К каждому важно было найти подход. Часто просили что-нибудь интересное почитать, в разговоре уточнялся любимый жанр читателя и затем каждый выбирал то, что ближе ему, с полок, которые им показывала Нина. Женщинам советовать было легче всего. Всё что читала сама, всё, что нравилось ей лично, она предлагала читательницам. Очень часто они благодарили Ниночку Станиславовну, как они любили её называть, за рекомендованные книги.

Быстро летели дни за днями. Часто в библиотеку приходили классы из начальной школы. Нина готовила для них литературные часы. Учителя называли эти встречи – уроками внеклассного чтения. Темы уроков обговаривались заранее. Нине очень нравилось готовить эти так называемые уроки, а потом их проводить. Детские писатели: Драгунский и Носов, Зощенко и Яковлев, Скребицкий и Бианки, нравились самой Нине, когда она училась в начальной школе. Поэтому готовилась она к этим урокам тщательно: перечитывала тексты, готовила викторины или задания для участников, чтобы было интересно. Вот что писала Нина о работе в своём личном дневнике:

 

15 ноября 1994 года

 

Наконец-то я научилась правильно считать статистику. Всё же аккуратность не мой конёк. Заполнять дневник работы абонемента, весьма ответственное занятие. Сколько было читателей ежедневно, какие книги взяли, сколько новых читателей записалось в библиотеку? Каждый мой новый день начинается с подсчётов этих цифр. Каждый день заполнять не трудно, труднее всего в конце месяца, когда надо подсчитать все дни и подвести результат. Горизонтальные и вертикальные показатели должны сойтись, теперь мне это удаётся, после нескольких месяцев работы. Ещё нужно аккуратно записать все выставки и мероприятия, ничего не упустить.

Недавно Ирина Борисовна сказала, что скоро конец года и нужно будет писать отчёт. По цифрам я обязательно должна набрать 600 человек постоянных читателей. По посещениям и книговыдачи такой конкретики нет, хотя это легче, чем набирать читателей, но пока я план выполняю, думаю, к декабрю я справлюсь.

 

23 декабря 1994 года

 

Сегодня я описывала всю свою массовую работу, какие мероприятия проводила за время работы в библиотеке, с какой аудиторией, когда и с какой целью. Ирина Борисовна сказала, что я справилась с этой задачей, но мне было нелегко, ведь я это делала впервые. Завтра будет первая репетиция детского новогоднего утренника. Я ведущая, Катюха будет Снегурочкой, а Сергей Ларионов, наш читатель Дедом Морозом. Его Ирина Борисовна нашла, по-моему,  эта роль ему очень идёт. А ещё у нас будет новогодний огонёк для взрослых. В ролях всё те же, сценарий, правда, другой. Вчера я оформляла новогоднюю выставку на абонементе, как мне понравилось то,  что ясотворила. Мишура и гирлянды, еловые ветви и ёлочные шары украсили книги с полками. На полки я поставила стихи о зиме и новом годе, сборник новогодних сценариев, сказочные истории про Новый год. И информацию из Крестьянки о том, как встречать Новый 1995 год. Год свиньи по восточному календарю. Выставка привлекала внимание читателей.

 

15 июня 1995 года

 

Сегодня была проверка. Приходила методист ЦБС Елена Фёдоровна. Ух и злющая женщина. Она проверила дневники всех отделов. Подсчитала все формуляры и сверила их с картотекой читателей, у нас там что-то не сходилось, и она была очень недовольна. Сказала, что мы должны навести порядок, она потом придёт и всё перепроверит. Ещё, оказывается я как-то не так, заполняю формуляры, хорошо я это учту, теперь буду знать.

 

18 августа 1995 года

 

Сегодня спорили с Катюхой и Ириной Борисовной над шифрами, которые мы присваиваем книгам. Дело в том, что до 1993 года в библиотеке была десятичная классификация, УДК. Книги располагались по универсально-десятичной классификации. После перевода библиотеки в ведение ЦБС, на каждой книге надо было написать новый шифр. Для этого есть специальная книга – Библиотечно-библиографическая классификация (ББК). Согласно её чётким указаниям, а точнее разделам, к которым относятся книги разной тематики, мы и производим эту весьма интересную и увлекательную работу. В перерывах между обслуживанием читателей разумеется. 63 отдел-история, 65 – экономика, 2 – естественные науки, 3 – техника и так далее. Так вот иногда наши мнения на тот или иной шифр не совпадают, и начинается спор, хотя этой науке нас учили в институте и я в принципе не так уж не права.

 

05 октября  1995 года

 

Ура! Мы заняли первое место в конкурсе профессионального мастерства, объявленном в ЦБС к 100-летию поэта. Готовились целый месяц! Мы оказались лучшими из всех девяти библиотек! А я ведь работаю всего только год. Ирина Борисовна очень помогла составить интересный сценарий, помогла с аудиторией. Был полный зал народу. Большой зал Дворца культуры! Я о таком успехе даже не мечтала никогда! И бог знает, почему мне молодой девчонке, так нравятся его романсы? Романсы зрелого, повидавшего виды человека, хотя сам Есенин писал их тоже молодым:

 

Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт как с белых яблонь дым,

увядая, золотом охваченный я не буду больше молодым!

 

или:

 

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

 

а  вот  мой самый любимый романс на его стихи:

 

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

 

Скорее всего, за мелодичность, протяжность, люблю его творчество. В нём что-то родное, до боли знакомое. Меня певучесть и протяжность мелодии привлекает. И текст такой образный, протяжный, мелодичный. Сразу представляешь и клён, и берёзку и белых яблонь дым…

Нас было двое ведущих, мы рассказывали о жизни Есенина, читали его стихи, пели романсы. Зал был оформлен соответственно, в стиле русской деревни и русской избы. Успех был грандиозным, нам аплодировали и школьники, которые были на этом мероприятии, думаю, были впечатлены судьбой и творчеством поэта. Мы от всего сердца старались передать его самобытность и менталитет русской души. Отсюда такой успех.

 

Продолжение следует.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: