Елена Орлова.
ности? И тогда им проще будет
На дистанции
Орлова и Архипов готовят артистов в Тюмени уже 10 лет. Это семейная пара. Она — зас- луженная артистка России, ре- жиссёр и кинодокументалист. Он — выпускник Московского высшего театрального училища имени Щепкина, актёр и ре- жиссёр. Оба много лет прора- ботали на сцене Самарского академического театра драмы, стояли у истоков создания теат- ра «Понедельник», образовали свой театр на двоих — «ВАЛ- ЛЕН». В Самаре им несколько раз предлагали набрать актёр- ский курс. Они не хотели, мно- го играли и понимали, что сту- дентам нужно отдать жизнь. А на предложение тюменского правительства откликнулись. И не пожалели.
— У нас сейчас очень силь- ный выпускной курс! — с гор- достью замечает Елена Викто- ровна. — До самоизоляции мы успели подготовить три диплом- ных спектакля. В принципе, это- го достаточно, чтобы поставить оценки. Но в запасе есть ещё по- становки. Валера репетировал с ребятами «Пьяных» Ивана Вы- рыпаева. Я готовила концерт- ную программу «Осколки от войны» и спектакль «Не стре- ляйте в белых лебедей» Бориса Васильева. Мы с ребятами были так увлечены работой! Нам не хватило всего 20 дней, чтобы её закончить. Когда я сказала, что уходим на карантин, студенты расстроились. Да, они многому уже научились. Но эти спектак- ли были бы не лишними. Нам хотелось, чтобы ребята показа- ли их зрителям, чтобы перевол- новались, облились пОтом де- сять раз, почувствовали себя ар- тистами. А сейчас уже идёт раз- говор о сдаче экзаменов в режи- ме онлайн…
|
|
— Мы надеемся, что госэкза- мены, которые начнутся 19 июня, пройдут в нормальном режиме, — останавливает жену Валерий Викторович. — Наде- юсь, руководство страны осоз- нает, что дистанционная сдача аттестационных испытаний не- разумна. У нас какой сейчас ре- жим объявлен?
— Повышенной готовнос- ти! — отчеканиваю под стро- гим взглядом педагога.
— Повышенная готовность может быть перед налётом вражеской авиации, — уточня- ет Архипов. — А повышенная готовность к вирусу, который уже давно распространяется, выглядит странно! Ситуация раздута. Академик Александр Чучалин напрямую президенту говорил, что принимаемые меры не совсем адекватны. Вирусологи подтверждают: да, инфекция есть, в некоторых случаях заболевание протека- ет тяжело и даже ведёт к ле- тальным случаям. Но корона- вирус ничем не страшнее дру- гих: птичьего и свиного грип- пов, атипичной пневмонии…
— Меня не покидает мысль, что я смотрю какой-то спек- такль. Но этот спектакль мне не нравится, — подхватывает Ор- лова. — Хорошо, что областное правительство гуманно отно- сится к своему населению, не как в других регионах. Не так резко, что ли, с пониманием. И наши полицейские ведут себя корректно. Это радует. Меня поразили столичные СМИ, отчи- тавшие семейную пару, сидев- шую на пустом берегу. Кому эти люди помешали? Кого зарази- ли? Ясно, что есть инфекция, по- нятно, что нужно быть осторож- ными. Но не доходить же до ма- разма.
|
|
— Как выдерживают дис- танционное обучение ваши воспитанники?
— Мы читаем с ними «Горе от ума», — говорит Елена Вик- торовна. — Классический стих в нашей жизни занимает всё меньше места. Это неправиль- но. И Грибоедова, и Пушкина необходимо читать. Как-то с первокурсниками мы около двух часов декламировали «Ев- гения Онегина», и это серьёзно сказалось на их мышлении и речи. Сейчас взяли Грибоедова, поскольку «Горе от ума» — про- изведение острое, всегда акту- альное, там интересные харак- теры и потрясающие персона- жи. Создали группу в «Skype». Каждый подключается к плат- форме со своего телефона или
компьютера, планшета. Так и проводим занятия. Возможнос- ти у всех разные. У кого-то есть трафик, у кого-то нет. Государ- ство просто перевалило на нас эту проблему. А дети не винова- ты. Выкручиваются, как могут. Да, наша встреча лицом к лицу откладывается. Так что ищем новые формы работы, чтобы компенсировать потери. Ужас- но скучаем по детям. И они тоже.
— Я больше работаю с пер- вокурсниками, — сообщает Ар- хипов. — Сейчас мы изучаем
«Пуськи бятые» — лингвисти- ческие сказки Людмилы Петру- шевской. Оттачиваем психоло- гическую достоверность текста, воздействие друг на друга с учё- том существующей дистанции. Студенты видят лица только на экране. И если в этих условиях они способны психологически воздействовать на другого, то это показатель профессиональ- ной школы. Актёр должен быть убедительным. С переменным успехом студентам это удаётся. Иногда в контактной работе мера ответственности у них размывалась. Менее успешные и талантливые вливались в кол- лективную работу и подтягива- лись до общего уровня. Сейчас им сложнее, потому что каж- дый предоставлен сам себе. И сразу видно, что он представ- ляет из себя. Здесь невозмож- но вырулить за счёт других. Необходимо самому что-то предъявить. Вот это, пожалуй, единственный позитивный момент дистанционной фор- мы обучения.
Благородство — не пустой звук!
— Десять лет исполняется кафедре. Чувствуете торже- ство момента?
— Нет, — качает головой Валерий Викторович. — Наши- вок за каждый год работы не имеем. Нам шевроны за ране- ния надо нашивать, а не за срок службы. Я, допустим, за десять лет пережил довольно тяжёлую контузию.
Услышав это, Елена Викто- ровна звонко хохочет.
тью к человеческой честности, профессиональной этике. Когда наши ребята не находят этого в театре, они начинают протесто- вать. Мы делаем из них личнос- тей и профессионалов. Для нас нравственная позиция человека стоит на первом месте, как и у Вахтангова, и у Станиславского. Развитие профессиональных ка- честв — на втором. Хороший че- ловек может стать великолеп- ным артистом. Плохой — хоро- шим артистом никогда не ста- нет. Потому что не способен на щедрость, на то, чтобы отдавать себя людям за просто так. Вот кинь в зал полную пригоршню любви и не ожидай ничего вза- мен — такие правила игры! Не случайно великий русский ар- тист Михаил Щепкин говорил:
«Театр — это храм. Священно- действуй или убирайся вон!» Мы же ведём речь о настоящем театре, а не о развлекательных антраша, где стараются срубить побольше денег, не заботясь о качестве. Театр — это нрав- ственность. У него единые кор- ни с религией. Если разбирать- ся в истории театра, то мы в первую очередь выйдем на ша- манизм. Ведь шаманы, прыгая у костра, разыгрывали целые ре- лигиозные представления. А в Древней Греции театральное игрище, начавшееся с поклоне- ния богу Дионису, превратилось постепенно в отдельный культ. С тех пор мы идём параллельно. Зайдите в любую церковь — там пышные декорации, постав- ленные голоса, музыкальное оформление, световое решение. И сценарий — вечный! Я не пы- таюсь оскорбить чувства верую- щих, только хочу отметить, что элементы театра сохранились в церкви, а в театрах сохранилась духовность.
|
|
— Мы часами разговарива- ем со студентами обо всём на свете, — делится Орлова. — Это не входит в учебный план. Но ребятам интересно узнавать наше мнение о профессии и о жизни. Они теперь понимают, как важно сохранять честь и до- стоинство. Благородство для них не пустой звук. Я иногда думаю, может, мы не правы? Может, не стоит со студентами обсуждать вопросы нравствен-
жить в несправедливом мире. Но нам самим это важно! Поэто- му мы так их и воспитываем.
— Да, — подтверждает Вале- рий Викторович, — мы ставим их нравственное воспитание превыше всего, поскольку жела- ем, чтобы наши выпускники стали настоящими профессио- налами.
— Зритель интуитивно рас- познаёт нравственного челове- ка, он к нему тянется, посколь- ку хочет видеть идеал, — счита- ет Елена Викторовна. — Хоро- шо, если артист найдёт свой те- атр, где ему будет интересно творить. Но будем честны: се- годня актёр зачастую является рабом обстоятельств, а значит, ему трудно быть личностью. Когда мы с Валерой работали в Самарском академическом те- атре драмы, артисты были эли- той. Театр не приравнивался к учреждениям сферы услуг, а ак- тёры — к ярмарочным лицеде- ям. Драматических артистов не учат «отрабатывать праздники». Они не должны выходить на площадь в виде скоморохов. Профессия актёра гораздо глуб- же и серьёзнее. Сейчас, когда артисты играют по 3-4 спектак- ля в день, я понимаю, как труд- но им в таких условиях сохра- нить нравственное отношение к профессии. Это порочная прак- тика. Артист смотрит на каж- дый свой выход, как на возмож- ность заработать больше денег. То есть он уже не искусством за- нимается, а улучшением финан- сового положения.
|
|
— Знаете, что советует рос- сийская власть театрам по пово- ду выхода из ситуации бездене- жья после эпидемии? — прищу- ривается Архипов. — Директо- рам театров дали установку сде- лать упор на развлекательный репертуар и снижать цены на билеты!
Впитавшие науку
— Комфортно ли вам рас- тить актёров на тюменской
«грядке»?
— Считаю, нам повезло, — уверяет Елена Орлова. — Руко- водство региона дало нам воз- можность попробовать свои силы и во всём помогло. За 10 лет мы вырастили актёров, ко-
Хорошо, что областное прави- тельство гуманно относится к своему населению, не как
в других регионах. Не так резко, что ли,
с понима- нием.
Елена Орлова.
9 философия под кофе
Хороший человек может стать великолепным артистом.
Плохой — хорошим артистом никогда не станет,потому что не способен отдавать себя людям за просто так.
не сфера услуг,
Суббота, 23 мая 2020 года, #85 (7366)
не ярмарочные лицедеи…
Валерий Архипов.
торые работают не только в Тю- менской области. Иногда теат- ры берут сразу двух-трёх наших выпускников. Однажды худрук театра «СамАрт» спросил нас:
«Что вы с ними делаете? Мы каждого могли бы взять!»
Меня радует, что к работе кафедры с большим вниманием отнеслись директор областного департамента культуры Елена Майер и директор Тюменского концертно-театрального объе- динения Надежда Казначеева. Их заинтересовали музыкаль- ные и драматические проекты кафедры. Действительно, а по- чему бы не показать их широ- кой публике да на большой сце- не? Это ведь необходимая прак- тика для студентов. Мы не бу- дем лишними!
не стыдно их выпускать в теат- ры. Некоторые из них, уверена, станут очень яркими актёрами. Самое главное, что мы воспита- ли в них ответственное отноше- ние к сцене, к людям театра. И это важно.
О служении людям
— Актёрство — это профес- сия или образ жизни?
— Я бы даже сказал, уровень мировосприятия! — подчёрки- вает Архипов. — Некоторые смотрят на актёрство исключи- тельно как на дело, которым можно зарабатывать деньги. А кто-то видит в этом возмож- ность служения людям. Настоя- щему артисту без разницы, где работать: в Москве или Кудым- каре. Главное, менять что-то в душах людей. Работа актёра — это процесс разборки себя до мельчайших нюансов. Это изу- чение своего внутреннего мира посредством вживания в роли. Если, разложив себя на атомы и открыв в себе светлые и тёмные стороны, ты достучался до зри- телей, то сам в этот момент ис- пытываешь полётность, как в церкви после исповеди и прича- стия. И зритель со спектакля уходит окрылённый. Катарсис!
— А что вы думаете об уровне современного театра и кинематографа?
— Об этом можно долго го- ворить. Для меня большим теат- ральным впечатлением был спектакль Андрея Могучего «Гу- бернатор». Здесь и потрясаю- щая воля, талант режиссёра и творческой группы, и, что осо- бенно важно, — уважение к ав- тору, с которым работаешь. И классик есть, и театр неархаич-
впечатлений. И театров тоже!
— признаётся Елена Викто- ровна.
— Дело даже не в количе- стве, а в том, что любому теат- ру необходим талантливый ли- дер, — уверен Валерий Викто- рович. — Если такового нет, крайне проблематично создать классный театр. Это всё равно, что делать котлету из жил. Кот- лета, может, и получится, но бу- дет невкусной.
— В театре должен быть ху- дожественный руководитель. Он является главным в выборе творческого движения театра,
— добавляет Орлова. — Мы ра- ботали у Петра Монастырского, он был и художественным руко- водителем, и режиссёром, а ещё менеджером Самарского теат- ра. Только он знал, что хорошо и правильно для театра, а что нет. И не он один такой был в России…
— Да, например, Товстоно- гов — и худрук, и главреж. Марк Захаров, Пётр Фоменко, Сергей Женовач — то же самое, — подхватывает Архипов. — Дело в том, что художественный ру- ководитель, не умеющий ста- вить спектакли, это говорящая голова. Ну и зачем она? Хватит директора… Однако директор без главного дирижёра — это руки без головы. Руко-водитель! А театральный организм дол- жен управляться творческой го- ловой. Действовать нужно не только целесообразно с точки зрения финансового благополу- чия. Это будет уже не театр, а учреждение, выполняющее оп- ределённые экономические за- дачи в виде форм досуга. Я счи- таю, что творческий лидер —
себя подать. Способность к игре заключена в человеческой при- роде. Но далеко не каждый спо- собен нести это бремя.
— Какие маски, я не имею в виду защитные от вирусов, мы носим сегодня?
— О, сейчас можно наблю- дать абсолютную комедию дель- арте! — смеётся Орлова.
— В наше время во главу угла ставится не человек, а его деньги. Сам он рассматривает- ся как ресурс, — замечает Ар- хипов. — Если из него можно что-то выжать, значит, он ин- тересен. Мы все сегодня игра- ем роль материального ресур- са. Жадность побеждает здра- вый смысл. Ищут немедлен- ную выгоду, вкладываться в долгосрочную перспективу никто не желает.
— В каких героях мы нуж- даемся?
— В Данко! — не раздумы- вая отвечает Валерий Викторо- вич. — В этом горьковском пер- сонаже растворены образы пер- вых революционеров-идеалис- тов, романтиков, искренне ве- ривших, что на земле можно ус- троить всеобщее счастье на ос- нове любви и доверия друг к другу.
— Недавно снимала фильм о хорошем человеке, зовут её На- таша, — дополняет Елена Орло- ва. — Она помогает всем, кому может. То за свои деньги выве- зет людей на лечение за грани- цу, то кому-то поможет закрыть кредит, то подберёт бездомных больных животных, поднимет их на лапы и раздаст по добрым людям. Однажды, узнав, что ма- мины одноклассницы никогда не были на море, отправила от-
Один умный человек заметил:
«Свобода — это не когда ты де- лаешь, что хочешь, а когда ты не делаешь того, что не хочешь». На молодых теперь вся надеж- да. Молодёжь ещё светла, чиста и открыта. Конечно, если долго в эту светлую душу плевать, то она потускнеет. Но историчес- кий опыт подсказывает, что че- ловеческая популяция развива- ется по синусоиде. Есть умное выражение, которое, если не ошибаюсь, принадлежит китай- цам: тяжёлые времена рождают сильных героев, сильные герои
— хорошие времена, хорошие времена рождают слабых геро- ев, а слабые герои — тяжёлые времена. Синусоида!
— Что в нашей жизни для вас самих является точками опоры?
— Любовь! — заявляет Вале- рий Викторович. — Когда мы любим друг друга, то опираем- ся друг на друга и защищаем друг друга. Что созидает и даёт жизнь? Любовь! Что заставляет сажать сады? Любовь! Это един- ственное чувство, которое мо- жет производить позитивные сдвиги в человечестве. Даже чёрствые характеры меняются в лучшую сторону под влиянием любви.
— Согласна, — кивает Еле- на Викторовна. — Но для меня ещё одной точкой опоры явля- ются классики. Какую их кни- гу ни возьмёшь, получишь удо- вольствие. Когда меня огорча- ет несправедливость, я обраща- юсь к Андрееву, Шукшину, Ва- сильеву, Достоевскому или Че- хову. Мне становится легче жить и дышать.
— Каким вы видите буду-
Идеалист
— не ругательное слово. — Это тот, кто имеет идеал.
А идеал — духовный стержень. Без него человек является пресмы- кающимся.
Валерий Архипов.
— Ваши выпускники — штучный товар. Сколько че- ловек за десять лет выпусти-
Ли?
Архипов принимается заги- бать пальцы:
— Первый выпуск — 12 че- ловек. Второй — 7. Третий —
10. Следующий был неудачный, там не случились артисты…
— Почему?
— Студенты, которые были сильнее, оказались по-челове- чески испорчены, а остальные
— по-человечески слабы, поэто- му попали под влияние первых. Стечение обстоятельств…
Наконец, Валерий Викторо- вич подводит итог:
— Удачных, то есть тех, кто впитал нашу науку, — 29 выпус- кников. Плюс нынешний вы- пуск — 7 человек. Всего — 36.
— Что нынешних молодых ребят побуждает идти в актё- ры? Они хотят денег? Славы? А может, новое поколение же- лает чего-то иного?
— Ой, — машет рукой Еле- на Викторовна, — многие даже не понимают, что такое театр! Да, они знают, что сцена может принести известность. Но ка- ким образом, представления не имеют. Думают, это легко. По- том начинают осознавать, что театр — не всегда слава и цве- ты, зато всегда — пахота. Актёр- ская профессия — серьёзный процесс, воспитание себя как личности. От нас они уходят об- разованными, поющими и
ный. Иногда, приходя в театр, ищу его, автора, но не нахожу, всё поставлено с ног на голову. В кино много чернухи или пус- тоты, — с грустью делится мне- нием Орлова. — Конечно, не пе- ревелись ещё мастера, которые ставят замечательные спектак- ли и снимают прекрасные филь- мы. Но у меня такое ощущение, что сюр уже в апогее. Иногда я задумываюсь, зачем создали тот или иной спектакль? На афише указаны имена Гоголя или Чехо- ва, но к тому, что поставлено на сцене, великие классики не име- ют никакого отношения. Тем, кто это ставит, не нужен автор, да и артист им по большому счё- ту не нужен. Им бы прославить- ся! Особенно это ярко выраже- но у молодых постановщиков, которые приезжают в регионы из Москвы и Санкт-Петербурга. Многие из них просто не умеют работать с классическим мате- риалом. Они забивают его суть новаторскими декорациями, игрой света, ошеломительны- ми костюмами, общим выпен- дрёжем. К счастью, есть ещё ве- ликие режиссёры! К таким я от- ношу Александра Кузина, кото- рый ставит спектакли в разных городах России. Его знают и любят артисты и театралы. По- тому что он настоящий русский режиссёр.
— Тюмень постепенно ста- новится театральным горо- дом?
— Хотелось бы побольше
это прежде всего главный ре-
жиссёр. Когда ему дают статус художественного руководителя, значит, предлагают взять на себя ответственность за состоя- ние труппы, качественный под- бор артистов, реализацию каж- дого актёра в труппе, а также за отсутствие дрязг и склок в кол- лективе, поскольку творчество возможно только в условиях до- верия и любви.
Нам нужен Данко!
— Верно ли, что в жизни все люди — актёры, как утвер- ждал Шекспир?
— По большому счёту — да,
— соглашается Валерий Архи- пов. — Любой из нас знает, как
дохнуть их в Крым. У всех воз-
никает вопрос: она такая бога- тая? Да, с возможностями. Но, знаете, есть люди действитель- но очень состоятельные, однако им плевать на всех. И есть На- таша, которая не пройдёт мимо чужой беды. Вот в таких героях мы сегодня нуждаемся!
— Кажется, что человече- ство потеряло компас, сби- лось с пути. Можно ли наде- яться, что молодое поколение найдёт дорогу?
— Дело не в компасе, — убеждён Архипов. — Беда в том, что мы не боимся совершать не- правильное в погоне за испол- нением своих желаний. Забыли, что такое настоящая свобода.
щее театра?
— Александр Кузин однаж- ды сказал: «Надо уходить в мо- настырь! А монастырь для арти- стов — это камерный зал». Здесь мы себя чистим. Думаем над жизнью и разговариваем со зрителем. В камерном зале трудно соврать, — рассуждает Орлова. — Уверена, настоящий театр будет жить. Я понимаю, что мы — идеалисты. Но нам легче жить с этой мыслью…
— Идеалист — не ругатель- ное слово, — успокаивает Архи- пов. — Это тот, кто имеет иде- ал. А идеал — духовный стер- жень. Без него человек являет- ся пресмыкающимся.
танцующими артистами. Нам
разнообразных театральных
Студенты-выпускники кафедры актёрского мастерства.