Список использованной литературы

ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА И ЕЁ СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Рудзинская Алена Сергеевна

студентка 2 курса специального (дефектологического) образования

факультет психологии и педагогического образования,

Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова,

РФ, г. Симферополь

E-mail: rudzinskaya.alena@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Статья даёт представление о специальности педагога – дефектолога и его роли в социализации детей с особенностями психофизического развития.

ABSTRACT

The article gives an idea of the specialty of the teacher-defectologist and his role in the socialization of children with special features of psychophysical development.

Ключевые слова. Дефектология, дефектолог, педагог – дефектолог, дети с особенностями развития, дети с ОВЗ, социализация.

Keyword. Defectology, defectologist, teacher-defectologist, children with special needs, children with disabilities, socialization.

Работа педагога - дефектолога, который занимается с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии, основана на пересечении медицины и педагогики. И если раньше дефектология была лишь ответвлением в педагогике и психологии, то на сегодняшний день, это самодостаточная наука. Можно сказать, что педагог – дефектолог является и педагогом, и психологом и медиком одновременно.

 В современном мире эта профессия очень востребована. Мы видим всё больше детей с особенностями в развитии, которые, конечно же, не могут обучаться наравне с обычными детьми. Это дети с ограниченными возможностями развития, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [1]. Они так же, как и все, имеют право на получение образования и шанс найти своё место в социуме. Поэтому важность и актуальность данной специальности не подлежит сомнению. Педагог – дефектолог востребован сегодня в системе общего дошкольного и школьного образования, а также в коррекционных учреждениях и реабилитационных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты.

Как известно, любая профессия требует от специалиста ответственного подхода. Профессия педагога требует этого вдвойне, а педагога – дефектолога – втройне. Ведь педагог – дефектолог имеет дело не просто с детьми, а детьми, требующими особого подхода, внимания, такта и высокого профессионализма. Здесь недопустима халатность, так как сфера их деятельности очень тонкая и уязвимая. От педагога – дефектолога зависит, сможет ли ребёнок, который не похож на тех, кто его окружает, найти себя в этом мире, стать в будущем полноценным членом общества.

Дефектология - наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения [4]. Или, если сказать по – другому, это наука, занимающаяся вопросами обучения и воспитания детей с психофизиологическими особенностями [5].  Дефектолог – это специалист педагогического профиля, который занимается обучением, воспитанием и адаптацией детей с особенностями психофизического развития. Как видно из определения, дефектолог – это не просто педагог. Это специалист, который знает и понимает все нюансы детей с особенностями развития, и делает всё, чтобы эти дети как можно лучше адаптировались в социуме. В своей работе дефектологи используют различные средства, направленные на коррекцию и компенсацию недостатков. Коррекция подразумевает систему педагогических средств, направленных на исправление (полное или частичное) или ослабление недостатков психического, физического или социального развития у аномальных детей [3].

Дефектология − довольно обширное понятие, так как включает в себя несколько областей. В зависимости от того, какой именно дефект присутствует, педагоги-дефектологии подразделяются на специалистов следующих направлений: учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог.

В проекте профессионального стандарта педагога – дефектолога указано, что основной целью применения его профессиональных действий  является организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; оказание коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; методическое обеспечение процессов образования, оказания коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья [6].  Так как отклонения у детей имеют разную природу, свою специфику, поэтому и необходима дифференциация специалистов, осуществляющих обучение, воспитание, развитие и преодоление нарушений у детей, отнесенных Международной классификацией болезней к различным нозологическим группам (с нарушениями речи, слуха, интеллекта и зрения).  Особую важность это имеет в связи с тем, что педагоги-дефектологи, работающие с детьми с разными нарушениями развития, обладают различными профессиональными компетенциями [6]. Это предполагает вариативность профессиональной деятельности и требований, предъявляемых к квалификации соответствующих работников [6].  Дефектолог-сурдопедагог работает с глухими, слабослышащими, позднооглохшими и глухонемыми детьми. Дефектолог-тифлопедагог работает со слепыми, слабовидящими, поздноослепшими людьми. Дефектолог-логопед работает с людьми, имеющими проблемы с речевым развитием. Дефектолог-олигофренопедагог работает с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно) [7].

Таким образом, выделение различных направлений в профессиональном стандарте педагога – дефектолога способствует упорядочению профессиональных обязанностей педагога-дефектолога с учетом их вариативности в работе с детьми разного возраста с сенсорными, двигательными, речевыми, интеллектуальными, эмоциональными и другими недостатками в развитии. Это содействует продуктивности коррекционной работы и социализации таких детей.

Остановимся немного на последнем понятии – социализация. Во-первых, этот термин означает процесс вхождения индивидуума в социум, который предполагает усвоение системы ценностей для функционирования в обществе и активного формирования личности. Во-вторых, это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с этим социумом, а также саморазвитие и самореализация в обществе, которому он принадлежит [3]. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Современные исследователи рассматривают социализацию ребенка в комплексе её проявления: приспособление к социальному миру; интеграция и принятие социального мира как данности; дифференциация – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем. [1]. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. И здесь социальный опыт детей с особенностями развития приобретает свой специфический характер. Это не просто опыт накопления знаний, навыков во всех сферах жизнедеятельности, но это выработанная на их основе система самостоятельных знаний, навыков, умений, способов мышления и общения, которая позволяет человеку с особенностями развития равноправно проживать в обществе здоровых людей [2]. И это тесно связано с переживанием и осознанием своих особенностей, своего физического состояния, своего «Я». Для этого необходимы знания о самой болезни, о её тяжести, особенностях, а также о различных видах помощи (в том числе и самопомощи). И здесь на первый план выходит работа педагога – дефектолога, который осуществляет диагностику, подбор индивидуальной образовательной программы, участвует в организации особой образовательной среды для обеспечения образовательных потребностей детей с особенностями психофизического развития.

Дефектолог, как и любой педагог, должен обладать необходимыми чертами характера. Это доброта, толерантность, эмпатия, уважение и любовь к своим ученикам, профессиональная порядочность и честность. Эти качества должны помочь педагогу в работе с особенными детьми для налаживания быстрого контакта, создания доброжелательной и дружественной атмосферы на занятии.

Для того, чтобы помочь особенным детям, педагог – дефектолог должен обладать огромным терпением и оптимизмом. Ведь не имея этой надежды и веры в возможность коррекции и адаптации, невозможно дать эту надежду и веру детям, с которыми он имеет дело. И, так как трудно переоценить роль родителей в вопросе социализации своих особенных детей, надежду и веру дефектолог может и должен подарить им тоже. Поэтому так важно понимать необходимость своего труда. Должно быть понимание того, что без этой трудоёмкой работы у таких детей просто нет шансов. Именно педагог – дефектолог может дать детям с особенностями развития этот шанс понять этот мир, дать возможность к реализации того, положительного, что в них заложено. И, с другой стороны, дать возможность окружающему миру, социуму, отодвинуть свою эгоцентричность и принять особенных детей, найти им место. Таким образом, одним из залогов успешной социализации детей с особенностями развития является своевременная помощь педагога – дефектолога индивидуальной направленности.

Современная ситуация в мире характеризуется тенденцией к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих специальные образовательные потребности и нуждающихся в специальных условиях получения образования. И именно педагоги – дефектологи и являются теми людьми, специалистами, которые могут помочь таким детям. Их работа заключается не просто в коррекции нарушений. И не в том, чтобы дать этим детям возможность для образования. Это так называемые, промежуточные цели. Главной же целью является дать возможность детям с особенностями развития найти себя в этом мире, социализироваться. Педагог – дефектолог – это надежда и для детей с особенностями развития, и для их родителей. Надежда на то, что они поверят в себя и смогут быть полезны обществу.

 

Список использованной литературы

1. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегративного и инклюзивного образования: Из опыта работы участников федеральной стажировочной площадки: Сборник материалов электронной конференции /Под ред. Г.П. Шереметовой, Я.Ю. Мостовской. – Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2015. – 210 с.

2. Социализация детей с ОВЗ на современном этапе:научно – методический и прикладной аспекты: Сб. науч.-метод. материалов / под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. – М.: Изд. «Спутник +», 2014. – 335 с.

3. Краткий словарь педагогических понятий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Авт.-сост. А.А. Пермяков, В.В. Морозов, Э.Р. Зарединова. – Изд. 2-е, испр. И доп.– Кривой Рог; Симферполь: Видавничий дiм, 2010. -144с.

4. Дефектология / Педагогический терминологический словарь / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/963/Дефектология

5. Дефектология/Глоссарий. Психологический словарь/ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.psychologies.ru/glossary/05/defektologiya/

6. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель- логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)»(по состоянию на 15.09.2016) / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ds62spb.ru/images/prof-standart-pedagoga/prof-stan-defektolog-proekt-prikaza.pdf

7. Кто такой дефектолог и что такое дефектология? / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://shishkova.ru/students/defectologist.htm

 




double arrow
Сейчас читают про: