План занятия 67
Тема: Технология перевозок основных грузов народного хозяйства
Учебная тема: Пакетный способ перевозки
Цель занятия: изучить особенности пакетного способа перевозки
Планируемые результаты:
- образовательные – формирование знаний о технологии перевозок скоропортящихся грузов
- развивающие - развитие памяти, владение языковыми средствами: умение логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства в соответствии с профессиональной направленностью темы;
- воспитательные – развитие логического мышления, пространственного воображения необходимого для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования.
ПЛАН
Пакетный способ перевозки
- классификация поддонов
- пакетирование мелкоштучных грузов
Задание 1. Изучить теоретический материал.
Задание 2. Просмотрите презентации и ознакомьтесь с типами поддонов.
Задание 3. Письменно ответить на вопросы:
Контрольные вопросы.
|
|
1.Типы и классификация поддонов.
2.Подвижной состав для перевозки грузов в пакетированном виде.
3.Принципы формирования транспортных пакетов.
Материалы опубликованы в группе вКонтакте: https://vk.com/t0m04ka58
в группе сообщества, созданной для группы 21-ЭД.
Готовое задание выслать на эл.почту: t0mycuk@mail.ru, или вК
Преподаватель Кримарчук Т.Л.
ЛЕКЦИЯ
Пакетный способ перевозки
- классификация поддонов
- пакетирование мелкоштучных грузов
Пакетный способ перевозки грузов
Перевозки грузов в пакетированном виде (или пакетный способ перевозки) относятся' к прогрессивным технологическим процессам перемещения многих тарных и штучных грузов на транспорте. При этих перевозках погрузка, выгрузка, штабелирование и другие операции в прямом автомобильном или смешанном сообщении выполняют только механизированным способом. Внедрение перевозок пакетированных грузов обеспечивает повышение производительности труда на погрузочно-разгрузочных и складских работах в 3—4 раза, снижение затрат на выполнение этих работ в 2—3 раза, сокращение простоя подвижного состава под грузовыми операциями, а также способствует сохранности перевозимых грузов.
Для пакетирования грузов применяют различные устройства и приспособления.
Поддоны, их типы и размеры. Поддоны являются наиболее распространенными средствами пакетирования различных тарных и штучных грузов. Известны плоские, стоечные и ящичные поддоны. Поддоны, не имеющие надстроек, называются плоскими. Эти поддоны подразделяются на двух-настильные (с двумя параллельными настилами, разделенными брусками или шашками) и однонастильные (с одним настилом на брусках или ножках). Характерной особенностью является минимальная высота, подобранная с таким расчетом, чтобы она обеспечивала проем между верхним и нижним настилами, необходимым для ввода вилочного захвата погрузчиков, тележек и других машин. Если конструкция поддона обеспечивает ввод вилочного захвата с двух противоположных сторон, то он считается двухзаходным, а при возможности ввода вилочного захвата с любой из четырех сторон поддон называют четырехзаходным.
|
|
Настилы некоторых типов поддонов могут иметь выступы, предназначенные для строповочных операций при выполнении погрузочно-разгрузочных операций кранами.
Типы, основные параметры и технические условия на изготовление плоских поддонов стандартизированы (ГОСТ 9078—84. Поддоны плоские. Общие технические условия).
Основным типом поддона, предназначенным для широкого применения как при прямых автомобильных перевозках, так и при смешанных, является двухнастильный четырехзаходный поддон с окнами в нижнем настиле без выступов размерами 800X1200 мм.
На морском и речном транспорте, кроме поддонов размерами 800X1200 мм, применяют двух-настильные двухзаходные поддоны с выступами размером 1200x1600 мм и 1200X1800 мм.
Для перевозок скоропортящихся грузов в вагонах-ледниках и складирования в холодильниках можно применять плоские поддоны любых типов (кроме поддонов с выступами) с размерами 850X1000 мм.
Поддоны других типов с размерами 800X Х1200 мм и 1000X1200 мм разрешается применять лишь для ограниченного обращения внутри предприятий, складов и портов (применять их на транспорте общего пользования можно только по соглашению грузоотправителя, грузополучателя и транспортных организаций).
Грузоподъемность поддонов с размерами 800X Х1200, 850X1000 и 1000X1200 мм установлена в 1 т, а с размерами 1200X1600 мм в 2 и 3 т.
На воздушном транспорте применяют поддоны авиационные грузоподъемностью 2,5 и 5,6 т. Длина и ширина их кратны размерам в плане крупнотоннажных контейнеров. Поддоны имеют проемы для ввода вил погрузчиков и угловые фитинги, необходимые для фиксации на подвижном составе (в том числе и автомобилях) и выполнения погрузочно-разгрузочных операций кранами.
Все типы поддонов могут быть изготовлены из дерева, металла, пластмассы и других материалов, обеспечивающих достаточную прочность и долговечность конструкции. Однако во многих случаях эффективнее применять невозвратные поддоны (т. е. поддоны одноразового применения), изготавливаемые, как правило, из прессованного картона, отходов древесины и других дешевых материалов. На них в нашей стране утвержден ГОСТ26381—84 «Поддоны плоские одноразового использования. Технические требования».
Кроме плоских поддонов на автомобильном транспорте, внутри предприятий и на складах используют также стоечные и ящичные поддоны, изготавливаемые в соответствии с ГОСТ 9570-—84 «Поддоны ящичные и стоечные. Общие технические условия».
Стоечным называется поддон, имеющий надстройку из жестко закрепленных, складных или съемных стоек, свободно стоящих или крепленных связями и обычно расположенных по углам поддона.
Ящичным называется поддон, имеющий надстройку, состоящую из вертикально закрепленных -складных или съемных стенок. При этом стенки ящичных поддонов могут быть сетчатыми, решетчатыми или сплошными.
Для широкого обращения внутри страны при прямых и смешанных перевозках грузов автомобильным, железнодорожным и водным транспортом рекомендованы стандартные стоечные поддоны и ящичные сборно-разборные поддоны грузоподъемностью 1,0 т. Размеры стандартных стоечных и ящичных поддонов 835x1240X920 мм.
Плоские стоечные и ящичные поддоны с грузом должны допускать многоярусную установку их друг на друга и выдерживать нагрузку не менее четырехкратной номинальной грузоподъемности.
|
|
Для перевозок грузов в пакетированном виде применяют также специальные поддоны и другие средства пакетирования, приспособленные для определенного вида груза (специальные поддоны для силикатного кирпича, поддоны для автомобильных двигателей и других агрегатов, увязочные стропы для длинномерных грузов и др.). На некоторые из них разработаны и утверждены специальные стандарты.
Пакетирование грузов. Пакетирование грузов или формирование пакетов из груза выполняют вручную либо при помощи пакетоформирующих машин на промышленных предприятиях сразу же после затаривания или изготовления продукции. Грузы в ящиках, мешках, кипах, картонных коробках, бочках и рулонах, пачках и связках пакетируют на плоских поддонах. При этом важным условием для формирования пакета на плоском поддоне является однотипность штучного груза по роду гары, массе и размеру. Можно формировать пакет из разнотипных грузов, например из ящиков различного модуля, но это замедляет работы по укладке пакетов и затрудняет их механизацию и автоматизацию.
Для пакетирования грузов, не допускающих сжатия при штабелировании (хрупкие, в недостаточно прочной таре и т. п.) грузов неправильной формы (например, электродвигатели, генераторы, аккумуляторные батареи и т. п.), применяют стоечные поддоны. Мелкоштучные грузы без упаковки или в цеховой (первичной) упаковке (мелкие изделия машиностроительной, парфюмерной, резинотехнической промышленности и т. п.) укладывают в ящичные поддоны. Наиболее распространено макетирование штучных грузов на плоских поддонах.
Для сохранения пакетов при перевозке, особенно в смешанном автомобильно-железнодорожном или автомобильно-водном сообщении, уложенный на плоских поддонах груз необходимо скреплять (увязывать, оклеивать и т. п.). Пакет, сформированный вперевязь, является более устойчивым и его в некоторых случаях можно перевозить без скрепления. При блочной укладке пакета, когда размеры отдельных мест груза не позволяют формировать пакет вперевязь, требуется увязка. Сохранность пакета, сформированного из деревянных ящиков, часто обеспечивается скреплением между собой только ящиков верхнего ряда обрезками металлической упаковочной ленты и гвоздями. Если требуется более надежное крепление, пакет целиком обвязывают металлической лентой, пропущенной под верхний настил поддона. Затяжка ленты осуществляется с помощью лентонатяжной комбинированной машины. Иногда для крепления пакета используют приспособления многократного применения.
|
|
Пакеты из картонных коробок, мешков, бумажных кулей скрепляют склеиванием пакета лентой, а также нанесением клея непосредственно на короба, кули, мешки и т. д. Для этой цели применяют клей, обладающий свойством быстрого схватывания с последующей кристаллизацией и потерей скрепляющей способности.
Для скрепления тарно-штучных грузов, уложенных в пакет, применяют пластмассовые термоусадочные пленки, надеваемые в виде чехла на пакет сверху (иногда с боковым обертыванием) при помощи специальных установок. Усадка пленки путем ее нагревания осуществляется в специальных печах с помощью рамных нагревателей, излучающих инфракрасные лучи, и тепловых пистолетов. Производительность установки 100 пакетов в час.
Весьма удобным способом скрепления пакетов является также использование растягивающейся пленки. Для этой пленки не требуются нагревательные печи, что сокращает расходы по скреплению пакетов. Сохранность пакета из мелкоштучных стеновых материалов (например, глиняного кирпича) обеспечивается укладкой «в елку». Некоторые грузы пакетируют без применения поддонов, например цветные металлы в отливках специальной формы. Прокатный металл, пиломатериалы и другие длинномерные грузы пакетируют с использованием полужестких стропов многократного применения.
Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ при перевозках пакетированных грузов. Пакетированные грузы перевозят автомобилями и автопоездами общего назначения или специализированным подвижным составом (автомобили и автопоезда пакетовозы, автомобили-самопогрузчики). Для перевозки грузов в пакетах, не нуждающихся в защите от атмосферных воздействий, применяют бортовые автомобили и автопоезда различных моделей, а при необходимости выполнения операций по самопогрузке и саморазгрузке таких грузов — бортовые автомобили и ав топоезда-самопогрузчики с кранами консольного и портального типа (4950, А-825, А-853 и др.), грузоподъемными бортами типа 3721 и др.
Если пакетированные грузы необходимо перевозить в автофургонах, то наиболее предпочтительными из них являются специализированные автомобили и автопоезда-пакетовозы, отличительной особенностью которых является наличие крытого кузова с боковыми раздвижными стенками, обеспечивающими возможность погрузки и выгрузки пакетов груза вилочным погрузчиком без заезда внутрь кузова. Некоторые автофургоны для перевозки пакетированных грузов оборудуют подвижным полом и грузоподъемным устройством Погрузку и выгрузку пакетированных грузов на стандартных поддонах выполняют вилочными электропогрузчиками, автопогрузчиками, а также кранами, оснащенными подвесным вилочным захватом. Если поддоны имеют выступы или серьги (специальные поддоны, например, для доставки i пликатного кирпича), применяют краны с захватными устройствами в виде стропов или специальных траверс. Перемещение пакетированных груши внутри склада, цеха, а также погрузку на транспортные средства и выгрузку при наличии складских рамп производят вилочными тележками. Внутрискладское штабелирование их производится электроштабелерами и электропогрузчиками. При выборе грузоподъемных машин для пакетированных грузов учитывают массу пакета, высоту штабелирования, тип склада (закрытый или открытый), габариты проездов и дверных проемов, покрытие пола, расстояние внутрискладского помещения, объем работ и другие факторы. Так, при небольшом расстоянии внутри складского перемещения пакетов (до 20 м), внутри закрытого склада-цеха целесообразно использовать вилочные электропогрузчики. Если расстояние составляет до 200 м, для перемещения пакетов рекомендуется применять вилочные электротележки..
На предприятиях и крупных складах часто применяют комплекс машин, специализированных по виду выполняемых операций с пакетированными грузами.
Так, для перемещения пакета внутри места последней технологической операции и поступления на склад готовой продукции используют ведомые электротележки, штабелирование на складе выполняют электроштабелером, а погрузку на автомобили погрузчиком.
При малом объеме работ и массе пакета не боне 0,5—0,6 т внутрискладское перемещение можно выполнять ручными вилочными тележками, а погрузочно-разгрузочные операции — автомобилями-самопогрузчиками, либо вилочными погрузчиками с ручным приводом.
Для перевозок пакетированных грузов автомобили-фургоны приспосабливают для заезда вилочной тележки или малогабаритного погрузчика с рампы внутрь кузова. Поскольку рампа склада не всегда имеет равную высоту с полом кузова автомобиля-фургона, для удобства въезда вилочных погрузчиков и тележек в кузов автомобиля-фургона рампы оборудуют переходными металлическими трапами с регулированной высотой При перевозках пакетированных грузов в пункты, где складские рампы отсутствуют, погрузку и выгрузку пакетов вилочным погрузчиком можно вести и с уровня земли с торцовой части фургона (если фургон оборудован подвижным полом или другим устройством для перемещения пакетов внутри кузова или с его боковых сторон, если боковые стенки кузова являются раздвижными).
Погрузочно-разгрузочные работы с длинномерными грузами в пакетированном виде выполняют преимущественно кранами, находящимися на металлобазах в морских и речных портах, а также на предприятиях и лесозаготовительных участках, где формируются пакеты. Тип крана и его грузоподъемность определяются условиями и местом проведения работ, а также массой пакета из длинномеров.
Пакетный способ перевозки грузов наиболее эффективен при смешанных автомобильно-железнодорожиых, автомобильно-водных и автомобильно-водно-железнодорожных сообщениях, когда грузы подвергаются 6—8-кратной перегрузке. Вместе с тем в прямом автомобильном сообщении мот способ широко внедряется и обеспечивает значительный экономический эффект прежде всего за счет обеспечения лучшей сохранности грузов и снижения простоев автомобилей в пунктах погрузки и разгрузки.
Автотранспортные предприятия выполняют пакетные перевозки в соответствии с Положением об организации перевозок грузов в контейнерах и пакетами автотранспортом общего пользования и на основании договоров, в которых отмечается, что предъявляемый к перевозке груз отправляется пакетным способом. Приводятся сведения о типах и размерах применяемых поддонов и других средств их пакетирования, погрузочно-разгрузочных машинах и др. В договорах предусматривается также возврат порожних поддонов и других средств пакетирования их владельцам, которыми являются предприятия-грузоотправители, станции железных дорог, речные и морские порты, торгово-снабженческие базы и склады.
Лишь в отдельных случаях владельцами поддонов могут быть автопредприятия (например, при перевозке силикатного кирпича на специальных поддонах, являющихся по существу инвентарным оборудованием автомобилей, при терминальной системе организации перевозок мелких отправок грузов и через склады и т. п.). Если перевозкигрузов производятся на стандартных поддонах широкого обращения, то последние могут свободно обмениваться между грузовладельцами и транспортными предприятиями независимо от принадлежности этих поддонов.
Контрольные вопросы.