Пакетный способ перевозки грузов

План занятия 67

Тема: Технология перевозок основных грузов народного хозяйства

Учебная тема: Пакетный способ перевозки

Цель занятия: изучить особенности пакетного способа перевозки

Планируемые результаты:

- образовательные – формирование знаний о технологии перевозок скоропортящихся грузов

- развивающие - развитие памяти, владение языковыми средствами: умение логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства в соответствии с профессиональной направленностью темы;

- воспитательные – развитие логического мышления, пространственного воображения необходимого для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования.

 

ПЛАН

Пакетный способ перевозки

- классификация поддонов

- пакетирование мелкоштучных грузов

 

 Задание 1. Изучить теоретический материал.

Задание 2. Просмотрите презентации и ознакомьтесь с типами поддонов.

Задание 3. Письменно ответить на вопросы:

 

Контрольные вопросы.

1.Типы и классификация поддонов.

2.Подвижной состав для перевозки грузов в пакетированном виде.

3.Принципы формирования транспортных пакетов.

 

Материалы опубликованы в группе вКонтакте: https://vk.com/t0m04ka58

в группе сообщества, созданной для группы 21-ЭД.

Готовое задание выслать на эл.почту: t0mycuk@mail.ru, или вК

Преподаватель Кримарчук Т.Л.



ЛЕКЦИЯ

Пакетный способ перевозки

- классификация поддонов

- пакетирование мелкоштучных грузов

Пакетный способ перевозки грузов

Перевозки грузов в пакетированном виде (или пакетный способ перевозки) относятся' к прогрес­сивным технологическим процессам перемещения многих тарных и штучных грузов на транспорте. При этих перевозках погрузка, выгрузка, штабели­рование и другие операции в прямом автомобиль­ном или смешанном сообщении выполняют только механизированным способом. Внедрение перево­зок пакетированных грузов обеспечивает повыше­ние производительности труда на погрузочно-разгрузочных и складских работах в 3—4 раза, сни­жение затрат на выполнение этих работ в 2—3 ра­за, сокращение простоя подвижного состава под грузовыми операциями, а также способствует со­хранности перевозимых грузов.

Для пакетирования грузов применяют различ­ные устройства и приспособления.

Поддоны, их типы и размеры. Поддоны явля­ются наиболее распространенными средствами па­кетирования различных тарных и штучных грузов. Известны плоские, стоечные и ящичные поддоны. Поддоны, не имеющие надстроек, называются плоскими. Эти поддоны подразделяются на двух-настильные (с двумя параллельными настилами, разделенными брусками или шашками) и однонастильные (с одним настилом на брусках или нож­ках). Характерной особенностью является мини­мальная высота, подобранная с таким расчетом, чтобы она обеспечивала проем между верхним и нижним настилами, необходимым для ввода ви­лочного захвата погрузчиков, тележек и других машин. Если конструкция поддона обеспечивает ввод вилочного захвата с двух противоположных сторон, то он считается двухзаходным, а при воз­можности ввода вилочного захвата с любой из че­тырех сторон поддон называют четырехзаходным.

Настилы некоторых типов поддонов могут иметь выступы, предназначенные для строповочных операций при выполнении погрузочно-разгрузочных операций кранами.

Типы, основные параметры и технические ус­ловия на изготовление плоских поддонов стандар­тизированы (ГОСТ 9078—84. Поддоны плоские. Общие технические условия).

 Основным типом поддона, предназначенным для широкого примене­ния как при прямых автомобильных перевозках, так и при смешанных, является двухнастильный четырехзаходный поддон с окнами в нижнем на­стиле без выступов размерами 800X1200 мм.

На морском и речном транспорте, кроме под­донов размерами 800X1200 мм, применяют двух-настильные двухзаходные поддоны с выступами размером 1200x1600 мм и 1200X1800 мм.

Для перевозок скоропортящихся грузов в ваго­нах-ледниках и складирования в холодильниках можно применять плоские поддоны любых типов (кроме поддонов с выступами) с размерами 850X1000 мм.

Поддоны других типов с размерами 800X Х1200 мм и 1000X1200 мм разрешается применять лишь для ограниченного обращения внутри пред­приятий, складов и портов (применять их на транс­порте общего пользования можно только по согла­шению грузоотправителя, грузополучателя и тран­спортных организаций).

Грузоподъемность поддонов с размерами 800X Х1200, 850X1000 и 1000X1200 мм установлена в 1 т, а с размерами 1200X1600 мм в 2 и 3 т.

На воздушном транспорте применяют поддоны авиационные грузоподъемностью 2,5 и 5,6 т. Дли­на и ширина их кратны размерам в плане крупно­тоннажных контейнеров. Поддоны имеют проемы для ввода вил погрузчиков и угловые фитинги, не­обходимые для фиксации на подвижном составе (в том числе и автомобилях) и выполнения погрузочно-разгрузочных операций кранами.

Все типы поддонов могут быть изготовлены из дерева, металла, пластмассы и других материалов, обеспечивающих достаточную прочность и долго­вечность конструкции. Однако во многих случаях эффективнее применять невозвратные поддоны (т. е. поддоны одноразового применения), изго­тавливаемые, как правило, из прессованного кар­тона, отходов древесины и других дешевых мате­риалов. На них в нашей стране утвержден ГОСТ26381—84 «Поддоны плоские одноразового ис­пользования. Технические требования».

Кроме плоских поддонов на автомобильном транспорте, внутри предприятий и на складах ис­пользуют также стоечные и ящичные поддоны, из­готавливаемые в соответствии с ГОСТ 9570-—84 «Поддоны ящичные и стоечные. Общие техниче­ские условия».

Стоечным называется поддон, имеющий над­стройку из жестко закрепленных, складных или съемных стоек, свободно стоящих или крепленных связями и обычно расположенных по углам поддо­на.

Ящичным называется поддон, имеющий над­стройку, состоящую из вертикально закрепленных -складных или съемных стенок. При этом стенки ящичных поддонов могут быть сетчатыми, решет­чатыми или сплошными.

Для широкого обращения внутри страны при прямых и смешанных перевозках грузов автомо­бильным, железнодорожным и водным транспор­том рекомендованы стандартные стоечные поддоны и ящичные сборно-разборные поддоны грузоподъ­емностью 1,0 т. Размеры стандартных стоечных и ящичных поддонов 835x1240X920 мм.

Плоские стоечные и ящичные поддоны с грузом должны допускать многоярусную установку их друг на друга и выдерживать нагрузку не менее четырехкратной номинальной грузоподъемности.

Для перевозок грузов в пакетированном виде применяют также специальные поддоны и другие средства пакетирования, приспособленные для оп­ределенного вида груза (специальные поддоны для силикатного кирпича, поддоны для автомобиль­ных двигателей и других агрегатов, увязочные стропы для длинномерных грузов и др.). На некоторые из них разработаны и утверждены специ­альные стандарты.

Пакетирование грузов. Пакетирование грузов или формирование пакетов из груза выполняют вручную либо при помощи пакетоформирующих машин на промышленных предприятиях сразу же после затаривания или изготовления продукции. Грузы в ящиках, мешках, кипах, картонных короб­ках, бочках и рулонах, пачках и связках пакетиру­ют на плоских поддонах. При этом важным условием для формирования пакета на плоском поддо­не является однотипность штучного груза по роду гары, массе и размеру. Можно формировать пакет из разнотипных грузов, например из ящиков раз­личного модуля, но это замедляет работы по укладке пакетов и затрудняет их механизацию и ав­томатизацию.

Для пакетирования грузов, не допускающих сжатия при штабелировании (хрупкие, в недоста­точно прочной таре и т. п.) грузов неправильной формы (например, электродвигатели, генераторы, аккумуляторные батареи и т. п.), применяют сто­ечные поддоны. Мелкоштучные грузы без упаков­ки или в цеховой (первичной) упаковке (мелкие изделия машиностроительной, парфюмерной, рези­нотехнической промышленности и т. п.) укладыва­ют в ящичные поддоны. Наиболее распространено макетирование штучных грузов на плоских поддо­нах.

Для сохранения пакетов при перевозке, особен­но в смешанном автомобильно-железнодорожном или автомобильно-водном сообщении, уложенный на плоских поддонах груз необходимо скреплять (увязывать, оклеивать и т. п.). Пакет, сформиро­ванный вперевязь, является более устойчи­вым и его в некоторых случаях можно перевозить без скрепления. При блочной укладке пакета, когда размеры отдельных мест груза не позволяют формировать пакет вперевязь, требуется увязка. Сохранность пакета, сформированного из дере­вянных ящиков, часто обеспечивается скреплением между собой только ящиков верхнего ряда обрез­ками металлической упаковочной ленты и гвоздя­ми. Если требуется более надежное крепление, па­кет целиком обвязывают металлической лентой, пропущенной под верхний настил поддона. Затяж­ка ленты осуществляется с помощью лентонатяжной комбинированной машины. Иногда для крепле­ния пакета используют приспособления многократ­ного применения.

Пакеты из картонных коробок, мешков, бумаж­ных кулей скрепляют склеиванием пакета лентой, а также нанесением клея непосредственно на ко­роба, кули, мешки и т. д. Для этой цели применя­ют клей, обладающий свойством быстрого схваты­вания с последующей кристаллизацией и потерей скрепляющей способности.

Для скрепления тарно-штучных грузов, уло­женных в пакет, применяют пластмассовые термо­усадочные пленки, надеваемые в виде чехла на пакет сверху (иногда с боковым обертыванием) при помощи специальных установок. Усадка плен­ки путем ее нагревания осуществляется в специ­альных печах с помощью рамных нагревателей, из­лучающих инфракрасные лучи, и тепловых писто­летов. Производительность установки 100 пакетов в час.

Весьма удобным способом скрепления пакетов является также использование растягивающейся пленки. Для этой пленки не требуются нагрева­тельные печи, что сокращает расходы по скрепле­нию пакетов. Сохранность пакета из мелкоштучных стеновых материалов (например, глиняного кирпича) обес­печивается укладкой «в елку». Некоторые грузы пакетируют без применения поддонов, например цветные металлы в отливках специальной формы. Прокатный металл, пиломатериалы и другие длин­номерные грузы пакетируют с использованием по­лужестких стропов многократного применения.

Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ при перевозках пакетированных грузов. Пакетированные грузы перевозят автомо­билями и автопоездами общего назначения или специализированным подвижным составом (авто­мобили и автопоезда пакетовозы, автомобили-са­мопогрузчики). Для перевозки грузов в пакетах, не нуждающихся в защите от атмосферных воздей­ствий, применяют бортовые автомобили и автопо­езда различных моделей, а при необходимости вы­полнения операций по самопогрузке и самораз­грузке таких грузов — бортовые автомобили и ав топоезда-самопогрузчики с кранами консольного и портального типа (4950, А-825, А-853 и др.), гру­зоподъемными бортами типа 3721 и др.

Если пакетированные грузы необходимо пере­возить в автофургонах, то наиболее предпочти­тельными из них являются специализированные автомобили и автопоезда-пакетовозы, от­личительной особенностью которых является нали­чие крытого кузова с боковыми раздвижными стен­ками, обеспечивающими возможность погрузки и выгрузки пакетов груза вилочным погрузчиком без заезда внутрь кузова. Некоторые автофургоны для перевозки пакетированных грузов оборудуют подвижным полом и грузоподъемным устройством Погрузку и выгрузку пакетированных грузов на стандартных поддонах выполняют вилочными электропогрузчиками, автопогрузчиками, а также кранами, оснащенными подвесным вилочным за­хватом. Если поддоны имеют выступы или серьги (специальные поддоны, например, для доставки i пликатного кирпича), применяют краны с захват­ными устройствами в виде стропов или специаль­ных траверс. Перемещение пакетированных гру­ши внутри склада, цеха, а также погрузку на транспортные средства и выгрузку при наличии складских рамп производят вилочными тележками. Внутрискладское штабелирование их производится электроштабелерами и электропогрузчиками. При выборе грузоподъемных машин для пакетированных грузов учитывают массу пакета, высоту штабелирования, тип склада (закрытый или открытый), габариты проездов и дверных проемов, покрытие пола, расстояние внутрискладского по­мещения, объем работ и другие факторы. Так, при небольшом расстоянии внутри складского переме­щения пакетов (до 20 м), внутри закрытого склада-цеха целесообразно использовать вилочные  электропогрузчики. Если расстояние составляет до 200 м, для перемещения пакетов рекомендуется применять вилочные  электротележки..

На предприятиях и крупных складах часто при­меняют комплекс машин, специализированных по виду выполняемых операций с пакетированными грузами.

Так, для перемещения пакета внутри места последней технологической операции и поступления на склад готовой продукции ис­пользуют ведомые электротележки, штабелирова­ние на складе выполняют электроштабелером, а погрузку на автомобили погрузчиком.

При малом объеме работ и массе пакета не бо­не 0,5—0,6 т внутрискладское перемещение мож­но выполнять ручными вилочными тележками, а погрузочно-разгрузочные операции — автомобилями-самопогрузчиками, либо вилочными погрузчиками с ручным приводом.

Для перевозок пакетированных грузов автомо­били-фургоны приспосабливают для заезда вилоч­ной тележки или малогабаритного погрузчика с рампы внутрь кузова. Поскольку рампа склада не всегда имеет равную высоту с полом кузова авто­мобиля-фургона, для удобства въезда вилочных погрузчиков и тележек в кузов автомобиля-фурго­на рампы оборудуют переходными металлически­ми трапами с регулированной высотой  При перевозках пакетированных грузов в пункты, где складские рампы отсутствуют, погрузку и вы­грузку пакетов вилочным погрузчиком можно ве­сти и с уровня земли с торцовой части фургона (если фургон оборудован подвижным полом или другим устройством для перемещения пакетов  внутри кузова или с его боковых сторон, если боковые стенки кузова являются раздвижными).

Погрузочно-разгрузочные работы с длинномер­ными грузами в пакетированном виде выполняют преимущественно кранами, находящимися на металлобазах в морских и речных портах, а также на предприятиях и лесозаготовительных участках, где формируются пакеты. Тип крана и его грузоподъемность определяются условиями и местом проведения работ, а также массой пакета из длинномеров.

Пакетный способ перевозки грузов наиболее эффективен при смешанных автомобильно-железнодорожиых, автомобильно-водных и автомобильно-водно-железнодорожных сообщениях, когда грузы подвергаются 6—8-кратной перегрузке. Вместе с тем в прямом автомобильном сообщении мот способ широко внедряется и обеспечивает значительный экономический эффект прежде всего за счет обеспечения лучшей сохранности грузов и снижения простоев автомобилей в пунктах погруз­ки и разгрузки.

Автотранспортные предприятия выполняют па­кетные перевозки в соответствии с Положением об организации перевозок грузов в контейнерах и па­кетами автотранспортом общего пользования и на основании договоров, в которых отмечается, что предъявляемый к перевозке груз отправляется па­кетным способом. Приводятся сведения о типах и размерах применяемых поддонов и других средств их пакетирования, погрузочно-разгрузочных маши­нах и др. В договорах предусматривается также возврат порожних поддонов и других средств па­кетирования их владельцам, которыми являются предприятия-грузоотправители, станции железных дорог, речные и морские порты, торгово-снабженческие базы и склады.

Лишь в отдельных случаях владельцами поддо­нов могут быть автопредприятия (например, при перевозке силикатного кирпича на специальных поддонах, являющихся по существу инвентарным оборудованием автомобилей, при терминальной системе организации перевозок мелких отправок грузов и через склады и т. п.). Если перевозкигрузов производятся на стандартных поддонах ши­рокого обращения, то последние могут свободно обмениваться между грузовладельцами и транс­портными предприятиями независимо от принад­лежности этих поддонов.

Контрольные вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: