Место транспорта в процессе доставки грузов

Впервые словосочетание «транспортная логистика» официально прозвучало в 1974 году в Берлине на Европейском Конгрессе. Тогда же были сформулированы ее основные задачи и сферы влияния.

Огромный вклад в нашей стране в развитие транспортной логистики вносит национальная ассоциация логистики и управления цепями поставки «НЛА», она объединяет множество логистических и транспортных компаний.

Транспорт - отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Транспорт, в структуре общественного производства, относится к сфере производства материальных услуг.

Транспорт как система состоит из двух подсистем:

1. Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Его часто называют магистральным.

Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

 

2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, которыепринадлежат не транспортным предприятиям, является, как правило, составляющей частью каких-нибудь производственных систем и должен быть органично в них вписан.

 

К ОСНОВНЫМ ЗАДАЧАМ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ ОТНОСИТСЯ:

- Создание транспортных систем, транспортных коридоров транспортных цепей;

- Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса; - Выбор виды транспортного средства и виды отправки груза;

- Определение рациональных маршрутов доставки.

. Рассмотрим основные преимущества и недостатки различных видов транспорта:

   Вид транспорта    Преимущества       Недостатки
    Железнодорожный · возможность перевозки больших партий грузов; · высокая провозная и пропускная способность; · регулярность перевозок · невысокая себестоимость перевозок   · невысокая скорость движения; · недостаточная оперативность работы; · географическая ограниченность перевозок; · высокий процент потерь (хищения, порча); · возможность длительных простоев; · необходимость развитой инфраструктуры обслуживания; · низкая гибкость логистической цепи  
Автомобильный · оперативный вид перевозок; · большая маневренность и подвижность; · высокий географический охват; · возможность экспедирования   · средняя стоимость перевозок; · ограниченность объёмов перевозок; · зависимость от климатических условий; · зависимость от положения на дорогах и их состояния  
Водный (морской, речной) · перевозка больших партий; · низкая себестоимость; · неограниченная пропускная способность; · широкое использование при международной торговле   · низкая скорость движения; · сезонность работы (речной); · климатическая зависимость  
Трубопроводный · большие объёмы перевозок; · большие расстояния   · ограниченность по видам грузов; · отсутствие гибкости логистической цепи  
Воздушный · высокая скорость перевозок; · короткий путь следования; · возможность экстренных перевозок; · высокая гибкость и адаптивность логистической цепи; · высокий географический охват   · ограниченные объёмы перевозок; · высокая себестоимость; · высокая зависимость от климатических условий  

 

Определить транспортную логистику можно как организацию доставки груза в оговоренную точку, оптимизированным маршрутом за необходимое время с минимальными издержками.

 Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач:

1. Провести анализ пунктов доставки;

2. проанализировать свойства груза;

3. выбрать подходящий транспорт;

4. выбрать перевозчика и при необходимости прочих логистических партнеров;

5. построить маршрут;

6. осуществлять контроль груза во время перевозки;

7. обеспечить технологическое единство транспортно-складского процесса;

8. оптимизировать параметры (увеличить скорость перевозки, уменьшить объем потребляемого топлива).

В условиях расширения международного сотрудничества и углубления интеграционных процессов формированию международных транспортных коридоров (МТК) принадлежит ведущая роль в решении транспортных проблем, связанных с обеспечением межгосударственных экономических, культурных и иных связей и интеграции национальных транспортных систем в мировую транспортную систему.

К задачам транспортной логистики также относятся создание транспортных систем, транспортных коридоров и транспортных цепей

Транспортный коридор-это часть национальной или международной транспортной системы, которая выполняет значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами. Включает в себя: подвижные транспортные средства и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность правовых условий осуществления этих перевозок.

Транспортная цепь – это этапы перевозки груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта. Все это время грузы остаются в неизменном виде (например, грузовой пакет или контейнер).

Например элементов транспортной цепи являются грузовые станции

Грузовые станции являются комплексом, объединяющим путевые и грузовые устройства, технические и служебные помещения, предназначенные для выполнения грузовых и коммерческих операций.

На грузовой станции осуществляется ряд операций погрузка, выгрузка, сортировка, хранение груза, грузовые операции с контейнерами, прием, выдача, взвешивание груза, расчеты провозных плат.

Составляющие грузовой станции: транспортно-складской комплекс, грузовой терминал, приемоотправочные, сортировочные, вытяжные пути. В зависимости от характера выполняемых операций грузовые станции бывают погрузочные, выгрузочные, погрузочно-выгрузочные, перегрузочные. Погрузочные станции обслуживают крупные предприятия, погрузка значительно преобладает над выгрузкой. Выгрузочные станции расположены в крупных административно – промышленных центрах, используется для поступления сырья, топлива, материалов, отправки готовой продукции. На погрузочно-выгрузочных станциях объемы погрузки и выгрузки равномерны, они располагаются в крупных промышленных центрах.

 

.

Роль транспорта в логистической цепи поставок товаров определяется двумя основными факторами:

1.Затраты на транспортировку сырья, материалов, готовой продукции являются преобладающими в структуре логистических издержек.

2.Транспорт оказывает значительное влияние на затраты в сфере основной деятельности компаний-заказчиков транспортных услуг.

Транспортная логистика включает ряд элементов, которые можно представить следующими группами:

- грузы, образующие соответствующие потоки;

- пути;

- терминал;

- подвижной состав;

- тяговые средства;

- участники логистических процессов;

- тара и упаковка.

Грузы образуют материальные потоки на транспорте, которые называются грузовыми потоками. Характеристика грузового потока включает, режим хранения, способ упаковки, перевалки, перевозки, физико-химические свойства, габариты, массу, форму, предъявления к перемещению и т.д.

Путь представляет собой среду, в которой или по которой движется транспортное средство, выполняя свою функцию.

 

По характеру транспортных средств пути делятся на:

- автомобильные дороги;

- железные дороги;

- речные пути;

- морские пути;

- воздушные пути;

- трубопроводные пути.

Автомобильные дороги представляют собой специально оборудованные пути, приспособленные для движения автотранспорта. Автомобильные дороги подразделяются на:

- дороги общего пользования;

- ведомственные дороги;

- частные дороги.

Важнейшей характеристикой автомобильных дорог является универсальность дорожной сети, которая обеспечивает доступность всех пунктов и создает связи между всеми другими видами транспорта, а также маневренность.

 Одним из основных показателей, характеризующих пути сообщения, является их пропускная способность.

Пропускная способность путей сообщения — это максимальное количество поездов, автомобилей, судов и т. д., которое может быть пропущено в единицу времени по участку, перегону, узлу, проливу, каналу и пр. при соответствующем уровне их технической вооруженности и способов организации продвижения материальных потоков.

Терминал представляет собой комплекс устройств, расположенных в начальном, конечном, а также в промежуточных пунктах транспортной сети. Терминалы обеспечивают взаимодействие различных видов транспорта в процессе продвижения материальных или пассажирских потоков.

Они должны выполнять три основные функции:

- обеспечить доступ к подвижному составу, обращающемуся на определенном пути сообщения;

- обеспечить легкую смену подвижного состава, работающего на данном пути или с другими видами транспорта;

- облегчить процессы трансформации материальных (пассажирских) потоков.

Подвижной состав представляет собой часть транспортной системы, которая перевозит заранее обусловленные грузы.

Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов.

Важно выделить следующую особенность — в автомобилях и тягачах подвижной состав и тяговое средство совмещены.

Подвижной состав различных видов автомобильного транспорта отличается большим разнообразием. Так, например, непосредственно автомобили структурируются на классы, среди которых можно выделить: автофургоны, грузовые автомобили открытого типа, самосвалы, автоплатформы, автоцистерны и т. д.

Тяговые средства приводят в движение используемый подвижной состав железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта. Фактически каждая транспортная единица нуждается в тяговом средстве, выбор которого зависит от прочности транспортного средства, требуемой скорости, наличия топлива и других факторов.

Участники логистических процессов бывают трех видов:

- грузоотправитель;

- грузополучатель;

- перевозчик.

Грузоотправитель — это физическое или юридическое лицо, действующее от своего имени и выполняющее определенные обязанности, которые обусловлены договором перевозки, в том числе предъявление надлежащим образом упакованного груза перевозчику или его агенту для доставки в место назначения и выдачи грузополучателю.

Грузополучатель — это физическое или юридическое лицо, правомочное принять в месте назначения доставленный перевозчиком груз.

Перевозчик — это юридическое или физическое лицо, использующее собственные или взятые в аренду транспортные средства для транспортировки грузов, пассажиров и прочее.

Тара и упаковка в транспортной логистике имеет не меньшее значение, чем другие. Использование различной тары обеспечивает сохранность перемещаемых грузов, а также повышает удобство транспортировок и выполнения различных логистических работ/операций по переработке грузов.

Транспортные предприятия должны обеспечивать сокращение времени на транспортировку, повышение уровня сервиса. В целом это означает движение навстречу потребителю транспортных услуг. Такая ситуация конкретно выражается в предоставлении различных нетрадиционных дополнительных услуг, а также широкомасштабном использовании новейших достижений в области коммуникации и информатизации.

Рассмотрим компоненты  новых стратегий транспортного обслуживания, которые подразделяются на:

-дополнительные и нетрадиционные услуги;

- новейшие достижения в коммуникации и информатизации.

Предоставление транспортными фирмами новых дополнительных услуг таких, как контроль за грузами в пути, оформление расчетов за перевозку, определение цены за перевозку, позволяет расширить круг их клиентуры, увеличить прибыль от реализации продукции, облегчает и ускоряет внедрение новых транспортных технологий, повышает стабильность и прочность связей на рынке транспортных услуг.

    Новые стратегии транспортных фирм в области коммуникаций  таких, как анализ грузопотоков и их организация, выполнение таможенных формальностей, компьютерное ведение документации, ведут к расширению круга клиентуры, к внедрению новых форм документооборота.

Транспорт активно влияет на окружающую среду, причем это воздействие носит, в основном,негативный характер. Так, на долю транспорта в общем валовом выбросе в атмосферу всех продуктов производственной деятельности приходится 40%, в том числе основную долю загрязнений (более 80%) дает автомобильный транспорт. Из этого следует, что практически уменьшение загрязнения атмосферного воздуха транспортом во многом определяется решением экологической проблемы на автомобильном транспорте.

Многие транспортные компании устанавливают на транспортные средства специальные устройства, позволяющие оценивать состояние окружающей среды и физическое состояние водителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: