Творческое объединение «Школа лидера» Рук. Склярова Ирина Анатольевна
Дата: 26.05.2020
Группа №5, Время 16.00-17.40
Тема 4 «Азбука вожатского мастерства»
Занятие 56 «Что делать в заключительный период смены»
Цель: Продолжать готовить старшеклассников к работе в пришкольных и загородных лагерях.
Задачи: - продолжить формирование умений общаться и работать в команде;
- развивать коммуникативные и аналитические способности (умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать объекты, делать выводы);
- воспитывать чувство коллективизма
Ход занятия:
Итак, ребята, вот наша лагерная смена и подошла к концу.
Оглядевшись вокруг, вы обнаружите признаки, подтверждающие эту мысль. Например, вы обнаружите, что изменилось поведение детей. Дети стали чуть более возбужденными, чуть более болтливыми, чуть более раскованными и много более неуправляемыми. Если поинтересоваться, хотят ли они домой, то в ответ можно услышать неопределенное: "И да, и нет". Эта раздвоенность желаний и является причиной изменения эмоционального тонуса, изменения поведения и даже изменения ценностей.
|
|
Те отрядные дела, которые так нравились всем в основной период, в глазах детей вдруг теряют свою привлекательность. И главной ценностью становится неформальное общение. Предчувствуя расставание, новые друзья и подружки словно хотят наговориться на всю оставшуюся жизнь. Но поскольку дети не могут общаться, как взрослые, они предпринимают действия: уходят в лес в поисках особых шишек, отправляются на реку собрать ракушки и камешки, залезают в самые немыслимые места. И все это совершают, часто забыв поставить вас в известность.
Именно на последние дни приходится еще один пик "криминальной активности". Дети, словно почувствовав, что времени осуществить вызревавший всю смену замысел уже не остается, решаются на него в последние дни и ночи. Они отправляются под покровом темноты "мазать девчонок", они залезают средь бела дня на столбы-громоотводы, они облачаются в костюмы привидений и устраивают грандиозные подушечные баталии. А если поблизости имеют несчастье располагаться чьи-то дачные участки, то дети могут решиться и на по-настоящему противоправные действия.
Осознавая опасность, исходящую от окончательно раскрепостившихся детей, руководство лагеря часто идет на отмену выходных для вожатых и воспитателей: "Не хватало еще ЧП в последние дни". Чтобы действительно какое-нибудь недоразумение не испортило "положительное впечатление от смены", вам нужно быть внутренне мобилизованным и собранным, внешне - спокойным и уверенным. И, конечно же, вам нужно иметь четкий план действий, ведь предстоит решить еще так много организационных и воспитательных задач.
|
|
1. Прежде всего, объявите о введении "президентского правления". Поблагодарите командира отряда за все хорошее, что было им сделано, и снимите с него командирские обязанности. Все равно в условиях предотьездной суматохи он с ними не справится, а будучи человеком ответственным и впечатлительным, может сильно переживать оттого, что его "никто не слушается". Возьмите управление отрядом полностью в свои руки.
2. Игры в самоуправление на заключительном этапе уже не эффективны, а значит и неуместны. (Данный совет не является абсолютным, иногда нужно сделать с точностью до наоборот: дать возможность детскому самоуправлению проявить себя и тем проверить свои авторитет и организаторские способности.)
3. Игры, мячи, скакалки лучше сдать на склад в предпоследний день после обеда. В младшем отряде по этому поводу можно даже организовать операцию "Розыск" - своеобразное соревнование по поиску "куда-то запропастившихся" теннисных ракеток, кубиков от настольных игр и другого игрового инвентаря. Учтите, что у отдельных ребят появится определенное желание увезти домой "память о лагере".
4. Сразу после этого можно приступить к "чемоданной" процедуре. Предложите всем ребятам уложить свои сумки и рюкзаки, не дожидаясь последнего часа, и отведите время на эти сборы. Пусть ребята оставят только самое необходимое из одежды и обуви, а также туалетные принадлежности; все остальное надо упаковать во избежание потери и последующих слез. Одновременно пусть ребята произведут ревизию в чемоданах на предмет обнаружения засохших и заплесневевших продуктов, чужих вещей и мусора природного происхождения (рассыпавшиеся шишки, кора, веточки, камешки, грибы и пр.). Объясните, что родители не будут осчастливлены, когда увидят все это среди вещей любимого чада. Если обнаружатся бесхозные куртки, шапки, носки, сандалии, - организуйте "Салон потерянных вещей" или "Очную ставку с вещественными доказательствами". Перед последним ужином в предпоследний день желательно завершить в основном приготовления к отъезду.
5. Наиболее трудоемкой и хлопотной будет процедура сдачи постельного белья. Она проводится в самое последнее утро, а потому в очень сжатые сроки - за 10-20 минут. Так как почему-то в момент сдачи всегда не хватает полотенца или наволочки, подготовьтесь заранее. Соберите и пересчитайте все простыни и пододеяльники еще в корпусе и, если обнаружите недостачу, "наймите частных сыщиков" - группу из 3-4-х ребят, которые обследуют все шкафы, тумбочки, кровати. Как правило, недостающие предметы всегда обнаруживаются, но только в несоответствующих им местах и не всегда в узнаваемом виде.
6. В последнее утро, чтобы все успеть и по возможности не суетиться и не повышать голос, лучше действовать по такому плану:
1. Ребята совершают умывальный обряд, укладывают свои гигиенические принадлежности в чемоданы, собранные еще накануне, и выносят чемоданы на улицу - "погреться на солнышке". В корпусе не остается никаких личных вещей.
2. Ребята собирают, пересчитывают и сдают постельное белье. В корпусе не остается ничего, кроме мебели и мусора.
3. Ребята делают генеральную уборку, чистят шкафы и тумбочки, подметают и моют пол, уносят к мусоросборнику накопившийся за смену хлам. Корпус остается пустым и чистым. Его можно запереть и время, оставшееся до отъезда, провести на улице.
В случае ненастья роль "улицы" будет играть клуб или отрядная комната.
7. Но не превращайте заключительный период в организационную процедуру. В эти дни, как и во все другие, есть место отрядным делам. Конечно, их должно быть немного и они должны иметь определенную направленность.
|
|
Прежде всего, эти дела - подведение итогов.
Если на базе отряда работал кружок, необходимо организовать итоговое выступление или выставку - демонстрацию результатов его работы. Если вы вели отрядный бортжурнал, необходимо дописать в нем последнюю страничку, прочитать все вслух и вручить его на хранение кому-либо из ребят (командиру отряда) или вам как старшему товарищу. Если у вас существовала традиция подводить ежедневные коллективные итоги дня, необходимо сделать итоговый анализ - разговор о прожитой смене и друг о друге на последнем отрядном костре.
Кроме того, нужны дела-прощания. Прощание с лесом - последняя прогулка. Прощание со спортплощадкой - последний матч-реванш. Прощание с рекой - последнее купание.
8. И еще нужен один красивый праздник. Он должен быть ярким и запоминающимся. К его подготовке должны быть привлечены все дети. В нем должны проявиться все раскрывшиеся таланты. Это может быть большой гала-концерт "Вечерняя звезда". Это может быть веселый КВН "Было, братцы, было...". Это может быть фестиваль-программа "Стартинейджер". И, как на всяком празднике, у вас должны быть подарки.
Но много приятнее будет детям, если подарки будут сделаны вашими руками. Они могут быть скромными - медалька с эмблемой отряда или любым другим рисунком, но при этом они должны быть персональными. А потому сделайте на каждой медальке надпись: "За самый звонкий смех", "За самый здоровый аппетит", "За самые интересные идеи"... И вручите в завершении праздника каждому ребенку причитающуюся ему награду. А вам в награду останется память О САМЫХ ЛУЧШИХ ДЕТЯХ!
Отчет по заданию:
Пересмотри наши занятия за весь дистанционный период. Выбери задание, которое ты еще не делал, но, которое тебе понравилось! Сделай это задание. Свои ответы загрузи в группу «Школа лидера» «ВКонтакте» в разделе «Обсуждения»
|
|
по ссылке: https://vk.com/topic-186810835_41170078 или на WhatsApp в нашу группу «Школа лидера».