Занятие 56 «Что делать в заключительный период смены»

Творческое объединение «Школа лидера» Рук. Склярова Ирина Анатольевна

Дата: 26.05.2020

Группа №5, Время 16.00-17.40

Тема 4 «Азбука вожатского мастерства»

Занятие 56 «Что делать в заключительный период смены»

Цель: Продолжать готовить старшеклассников к работе в пришкольных и загородных лагерях.

Задачи: - продолжить формирование умений общаться и работать в команде;

- развивать коммуникативные и аналитические способности (умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать объекты, делать выводы);

- воспитывать чувство коллективизма

Ход занятия:

Итак, ребята, вот наша лагерная смена и подошла к концу.

Оглядевшись вокруг, вы обнаружите признаки, подтверждающие эту мысль. Например, вы обна­ружите, что изменилось поведение детей. Дети стали чуть более воз­бужденными, чуть более болтливыми, чуть более раскованными и много более неуправляемыми. Если поинтересоваться, хотят ли они домой, то в ответ можно услышать неопределенное: "И да, и нет". Эта раздвоенность желаний и является причиной изменения эмоци­онального тонуса, изменения поведения и даже изменения ценнос­тей.

Те отрядные дела, которые так нравились всем в основной период, в глазах детей вдруг теряют свою привлекательность. И глав­ной ценностью становится неформальное общение. Предчувствуя расставание, новые друзья и подружки словно хотят наговориться на всю оставшуюся жизнь. Но поскольку дети не могут общаться, как взрослые, они предпринимают действия: уходят в лес в поисках особых шишек, отправляются на реку собрать ракушки и камешки, залезают в самые немыслимые места. И все это совершают, часто забыв поставить вас в известность.

Именно на последние дни приходится еще один пик "криминаль­ной активности". Дети, словно почувствовав, что времени осуще­ствить вызревавший всю смену замысел уже не остается, решаются на него в последние дни и ночи. Они отправляются под покровом темноты "мазать девчонок", они залезают средь бела дня на стол­бы-громоотводы, они облачаются в костюмы привидений и устраи­вают грандиозные подушечные баталии. А если поблизости имеют несчастье располагаться чьи-то дачные участки, то дети могут ре­шиться и на по-настоящему противоправные действия.

Осознавая опасность, исходящую от окончательно раскрепос­тившихся детей, руководство лагеря часто идет на отмену выход­ных для вожатых и воспитателей: "Не хватало еще ЧП в последние дни". Чтобы действительно какое-нибудь недоразумение не испор­тило "положительное впечатление от смены", вам нужно быть внут­ренне мобилизованным и собранным, внешне - спокойным и уверенным. И, конечно же, вам нужно иметь четкий план действий, ведь предстоит решить еще так много организационных и воспита­тельных задач.

1. Прежде всего, объявите о введении "президентского правления". Поблагодарите командира отряда за все хорошее, что было им сде­лано, и снимите с него командирские обязанности. Все равно в ус­ловиях предотьездной суматохи он с ними не справится, а будучи человеком ответственным и впечатлительным, может сильно пе­реживать оттого, что его "никто не слушается". Возьмите управ­ление отрядом полностью в свои руки.

2. Игры в самоуправление на заключительном этапе уже не эффективны, а значит и неумес­тны. (Данный совет не является абсолютным, иногда нужно сде­лать с точностью до наоборот: дать возможность детскому самоуправлению проявить себя и тем проверить свои авторитет и организаторские способности.)

3. Игры, мячи, скакалки лучше сдать на склад в предпоследний день после обеда. В младшем отряде по этому поводу можно даже организовать операцию "Розыск" - своеоб­разное соревнование по поиску "куда-то запропастившихся" тен­нисных ракеток, кубиков от настольных игр и другого игрового инвентаря. Учтите, что у отдельных ребят появится определенное желание увезти домой "память о лагере".

4. Сразу после этого можно приступить к "чемоданной" проце­дуре. Предложите всем ребятам уложить свои сумки и рюкзаки, не дожидаясь последнего часа, и отведите время на эти сборы. Пусть ребята оставят только самое необходимое из одежды и обу­ви, а также туалетные принадлежности; все остальное надо упа­ковать во избежание потери и последующих слез. Одновременно пусть ребята произведут ревизию в чемоданах на предмет обна­ружения засохших и заплесневевших продуктов, чужих ве­щей и мусора природного происхождения (рассыпавшиеся шишки, кора, веточки, камешки, грибы и пр.). Объясните, что ро­дители не будут осчастливлены, когда увидят все это среди ве­щей любимого чада. Если обнаружатся бесхозные куртки, шапки, носки, сандалии, - организуйте "Салон потерянных вещей" или "Очную ставку с вещественными доказательствами". Перед пос­ледним ужином в предпоследний день желательно завершить в основном приготовления к отъезду.

5. Наиболее трудоемкой и хлопотной будет процедура сдачи по­стельного белья. Она проводится в самое последнее утро, а пото­му в очень сжатые сроки - за 10-20 минут. Так как почему-то в момент сдачи всегда не хватает полотенца или наволочки, под­готовьтесь заранее. Соберите и пересчитайте все простыни и по­додеяльники еще в корпусе и, если обнаружите недостачу, "наймите частных сыщиков" - группу из 3-4-х ребят, которые об­следуют все шкафы, тумбочки, кровати. Как правило, недостающие предметы всегда обнаруживаются, но только в несоответству­ющих им местах и не всегда в узнаваемом виде.

6. В последнее утро, чтобы все успеть и по возможности не суе­титься и не повышать голос, лучше действовать по такому плану:

1. Ребята совершают умывальный обряд, укладывают свои гигиенические принадлежности в чемоданы, собранные еще на­кануне, и выносят чемоданы на улицу - "погреться на солныш­ке". В корпусе не остается никаких личных вещей.

2. Ребята собирают, пересчитывают и сдают постельное бе­лье. В корпусе не остается ничего, кроме мебели и мусора.

3. Ребята делают генеральную уборку, чистят шкафы и тум­бочки, подметают и моют пол, уносят к мусоросборнику накопив­шийся за смену хлам. Корпус остается пустым и чистым. Его можно запереть и время, оставшееся до отъезда, провести на улице.


В случае ненастья роль "улицы" будет играть клуб или отряд­ная комната.

7. Но не превращайте заключительный период в организационную процедуру. В эти дни,  как и во все другие, есть место отрядным делам. Конечно, их должно быть немного и они долж­ны иметь определенную направленность.

Прежде всего, эти дела - подведение итогов.

 Если на базе от­ряда работал кружок, необходимо организовать итоговое выс­тупление или выставку - демонстрацию результатов его работы. Если вы вели отрядный бортжурнал, необходимо дописать в нем последнюю страничку, прочитать все вслух и вручить его на хра­нение кому-либо из ребят (командиру отряда) или вам как старшему товарищу. Если у вас существовала традиция подводить ежедневные коллективные итоги дня, необходимо сделать итого­вый анализ - разговор о прожитой смене и друг о друге на после­днем отрядном костре.

Кроме того, нужны дела-прощания. Прощание с лесом - пос­ледняя прогулка. Прощание со спортплощадкой - последний матч-реванш. Прощание с рекой - последнее купание.

8. И еще нужен один красивый праздник. Он должен быть яр­ким и запоминающимся. К его подготовке должны быть привле­чены все дети. В нем должны проявиться все раскрывшиеся таланты. Это может быть большой гала-концерт "Вечерняя звез­да". Это может быть веселый КВН "Было, братцы, было...". Это может быть фестиваль-программа "Стартинейджер". И, как на всяком празднике, у вас должны быть подарки.

Но много приятнее будет детям, если подарки будут сделаны вашими руками. Они могут быть скромными - медалька с эмблемой отряда или любым другим рисунком, но при этом они должны быть персональными. А потому сделайте на каждой ме­дальке надпись: "За самый звонкий смех", "За самый здоровый аппетит", "За самые интересные идеи"... И вручите в завершении праздника каждому ребенку причитающуюся ему награду. А вам в награду останется память О САМЫХ ЛУЧШИХ ДЕТЯХ!

Отчет по заданию:

 Пересмотри наши занятия за весь дистанционный период. Выбери задание, которое ты еще не делал, но, которое тебе понравилось! Сделай это задание. Свои ответы загрузи в группу «Школа лидера» «ВКонтакте» в разделе «Обсуждения» 

по ссылке: https://vk.com/topic-186810835_41170078 или на WhatsApp в нашу группу «Школа лидера».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: