ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 1
1.1. Предмет психологии.
Психология - наука, изучающая психические процессы и состояния, а также структуру и качества личности.
Сущность психики состоит в особой форме отражения реальной действительности. Материальной основой психики является мозг, нервная система.
В основе работы мозга лежит рефлекс (от латинского - отражение), т.е. закономерно возникающий ответ организма на раздражение, идущее из внешней среды или от внутренних органов. По принципу рефлекса протекают все процессы неосознанной и осознанной психической деятельности.
Рефлекс состоит из четырех звеньев: начальное звено - внешние или внутренние раздражения и превращение их рецепторами (органами чувств) в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг в виде соответствующей информации; центральное звено - процессы в мозгу (возбуждение и торможение) и возникновение на этой основе психических процессов и состояний, перерабатывающих информацию сообщений в командную; двигательное звено - внешнее движение органов тела по командам мозга; звено обратной информации - сигналы от двигающихся органов тела в кору головного мозга о ходе их движения как сигналы обратной связи. Обратная связь устанавливает и учитывает разницу между действием и его результатом.
Рефлекс представляет собой замкнутое кольцо, расширяющееся в результате обратной информации, которая может потребовать движения органов тела. Отсутствие сигналов обратной информации делает невозможным точное реагирование организма на внешние или внутренние раздражители.
Различают два вида рефлексов: безусловные - врожденные ответы организма на раздражители и условные - ответы организма на раздражители, формирующиеся в результате неоднократных повторений в процессе жизнедеятельности организма (приобретенные).
Психика проявляется в трех видах психических явлений: психических процессах, состояниях и психических свойствах личности.
.1.2. Психологические процессы.
Ведущая роль в поведении человека принадлежит познавательным процессам: ощущениям, восприятиям, памяти, воображению, вниманию.
Ощущения. Первичным, элементарным познавательным процессом, посредством которого человек получает информацию от внешней и внутренней среды, является ощущение. Посредствам ощущений человек узнает о цвете, запахе, вкусе и других свойствах и состояниях внешней и внутренней среды.
Ощущения - психический процесс отражения отдельных свойств объектов реального мира, непосредственно воздействующих на анализаторы. Под анализатором понимают нервный аппарат, состоящий из периферической части - органа чувств (рецептора), проводящих нервных волокон, заканчивающихся в головном мозге, центральной части - участка коры головного мозга, в котором происходит анализ полученной информации.
Отражая объективно существующие предметы и явления, ощущения приблизительно точно отражают мир, существующий независимо от нашего сознания. Таким образом, по своему происхождению и содержанию ощущения объективны. Но сами ощущения субъективны.
Ощущения зависят не только от особенностей мозга и анализаторов человека, но также от его опыта, профессиональных знаний, интересов и других черт личности, а также от психического и физического состояния человека.
Предмет или явление, познание которого в данный момент происходит более отчетливо, называется объектом. Все же остальные, менее ясно ощущаемые предметы и явления, составляют фон.
Анализаторы в своей совокупности образуют сенсорную (от латинского - чувство) систему.
Виды ощущений. В зависимости от вида рецепторов различают ощущения: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, тактильные и проприоцептивные (рецепторы внутренних органов).
Ведущую роль в жизни и трудовой деятельности играют зрительные, слуховые и двигательные ощущения.
Пороги и чувствительность. Наименьшая величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным (нижним, минимальным) порогом ощущения.
Изменение воздействия на анализатор не всегда приводит к изменению в ощущениях. Наименьшее изменение силы раздражителя, которое дает едва заметное различие в ощущениях, называется порогом различения. Чем ниже порог различения, тем выше чувствительность и наоборот. В среднем для человека порог различения равен: по отношению к свету - 1/100; к звуку - 1/10; к тяжести - 1/30. Иными словами, чтобы ощутить различия, необходима прибавка интенсивности раздражителя не менее указанных значений.
Под максимальным, или верхним порогом понимается максимальное раздражение, которое еще воспринимается, но за пределами которого ощущение переходит в болевое.
Пороги существенно зависят от профессионального опыта и уровня тренированности, утомления и состояния здоровья.
Особое значение имеет так называемая адаптация - изменение чувствительности анализатора под влиянием длительно действующих на него раздражителей или отсутствие их воздействия. Адаптация играет приспособительную роль в меняющихся условиях жизнедеятельности. Процесс адаптации носит постепенный характер, он различен для разных анализаторов и разных людей.
При световой адаптации: при влиянии яркого света понижается чувствительность глаза к свету; при выходе из темного помещения на солнечный свет требуется от 3 до 5 минут, чтобы глаз приспособился. Темновая адаптация (при переходе от большей освещенности к меньшей) длится несколько десятков минут.
Изменение чувствительности анализаторов может происходить не только под влиянием внешних условий, но и вследствие влияния внутреннего состояния человека.
Такое изменение в сторону повышения чувствительности называют сенсибилизацией. Чувствительность анализаторов формируется и совершенствуется в ходе индивидуального развития и трудовой деятельности человека.
Сенсибилизация органов чувств возможна путем упражнения. Возможности тренировки органов чувств очень велики.
Ощущение имеют следующие общие свойства: качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация.
Качество - основная особенность ощущения, отличающая его от других. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - по насыщенности, цветовому тону и т.д.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функционального состояния рецептора.
Длительность ощущения является его временной характеристикой и определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией (последействием) и исчезает не сразу после того, как перестает действовать вызвавший его раздражитель.
Восприятия. Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходят упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы.
Наиболее важными особенностями восприятия являются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
Предметность восприятия выражается в акте объективации, т.е. в отнесении информации, получаемой из внешнего мира, к объектам этого мира (предметам).
Целостность восприятия состоит в отражении не отдельных свойств предметов, а их совокупности и взаимосвязи.
Структурность - это отражение в восприятии взаимосвязи различных свойств предметов. Например, мы воспринимаем буквы алфавита независимо от того как они изображены (размер, цвет, форма, положение в пространстве и т.д.).
Константность - это способность сохранять предметный образ в различных меняющихся условиях восприятия.
Осмысленность. Восприятие у человека неразрывно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета, его значения. Осмысленность связана со словесным обозначением воспринимаемого предмета.
Объем восприятия - это количество одновременно воспринимаемых объектов. Он колеблется от 4 до 8 единиц (объектов восприятия).
Важной формой произвольного восприятия является наблюдение - преднамеренное, планомерное восприятие предметов или явлений. В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность.
Виды восприятий. К важнейшим видам восприятия относятся: восприятия пространства (формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления), времени и движения.
Понятие об иллюзиях. Установлены факты искаженного восприятия предметов, которые получили названия иллюзии (например, переоценка вертикальных линий и др.). В основном они относятся к зрительному восприятию. На практическом использовании зрительных иллюзий основана маскировка. Многие иллюзии объясняются свойством целостности восприятия.
Память. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта называется памятью.
В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Образы памяти в отличие от восприятия называются представлениями.
Виды памяти. По характеру психической активности различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память.
По характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную.
По продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную.
Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.
Эмоциональная память - это память на чувства.
Образная память - это память на образы: зрительные, слуховые, вкусовые, запаховые, осязательные.
Словесно-логическая память имеет дело с мыслями и языком. Мысли не существуют без языка. Поэтому такой вид памяти называется словесно-логическим.
Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В случаях, когда человек ставит такую цель, говорят о произвольной памяти. Существует целая система приемов успешного запоминания и сохранения представлений (мнемические приемы). Например, чтобы воспроизвести число пи применяют следующий прием (стишок): "Кто и шутя и просто пожелаетъ пи узнать число, ужъ знаетъ" - 3,1416925536, где подсчитывается число букв в слове (по старинной орфографии).
Произвольное запоминание - это процесс осуществления специальных действий, целью которых является запоминание. На произвольном запоминании основывается процесс учения.
Процессы памяти отличаются избирательностью, т.е. запоминается и воспроизводится не все, а определенные предметы или особенности. Избирательность зависит от интересов человека, цели деятельности, типа памяти и других условий.
Процесс противоположный сохранению - забывание, которое может носить частичный или полный характер. В принципе забывание - явление целесообразное, т.к. позволяет освободить место для текущей, актуальной информации. Человек может посредством припоминания и его приемов извлекать давно забытые образы из долговременной памяти в оперативную.
Временное забывание может вызываться запредельным торможением вследствие перенапряжения нервных клеток мозга (утомление). Забывание так же, как запоминание и воспроизведение носит избирательный характер.
Индивидуальные различия памяти - выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. У разных людей преобладает от рождения тот или иной тип памяти (наглядно-образный, словесно-абстрактный, двигательный).
Мышление. Мышление - это социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и нахождения решений теоретических и практических задач, анализа ситуаций, прогнозирования деятельности и др.
Мышление осуществляется с опорой на восприятия и двигательные действия, но выходит далеко за их пределы.
Мышление человека, в каких бы формах оно не осуществлялось - неразрывно связано с языком и речью.
Мышление человека осуществляется в понятиях. Понятия - это мысль, в которой отражаются общие, существенные, отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие "автомобиль" входят такие существенные признаки, как конструкция, тип двигателя, рулевое управление и др.
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя и т.д. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками.
Суждения бывают истинными и ложными. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается что-либо (или отрицается что-либо) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все люди смертны". В частных суждениях утверждение (отрицание) относится лишь к некоторым предметам; в единичных только к одному.
Суждение образуется двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредованно - путем умозаключений. Например, Д.И. Менделеев на основании открытого им периодического закона с помощью умозаключений вывел и предсказал свойства еще неизвестных в его время химических элементов.
Умозаключение - это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений человек получает другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения называются посылками умозаключения. Вывод, получаемый в ходе умозаключений из двух посылок, называется заключением.
Различают заключение индуктивное и дедуктивное. В первом случае умозаключение происходит от частного к общему положению; во втором - от общего положения к частному случаю.
Логические формы мышления изучает формальная логика. Психология изучает сущность психических процессов, которые при этом имеют место.
Процессы мышления. К ним относятся анализ, синтез и обобщение.
Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д., это расчленение познаваемого объекта в целях его изучения.
Объединение выделенных анализом компонентов целого называется синтезом. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение мысленно объединяемых объектов. Анализ и синтез взаимосвязаны, эта взаимосвязь проявляется в процессе сравнения. Сравнение является начальным этапом обобщения.
В ходе обобщения выделяются свойства общие в отношении сходства и общие в отношении существенности.
Мышление играет главенствующую роль в решение разнообразных задач в обыденной жизни человека и его трудовой деятельности.
Решение задач состоит в анализе условий задачи, выборе приемов решения, поиске и нахождении искомого ответа и формулировании результата. Важное значение при этом имеет владение приемами умственной деятельности и навыками решения задач.
Различают решение задач и решение проблемных ситуаций. В проблемной ситуации нет готовых рецептов (образцов) поисков решения, поэтому необходим специальный анализ условий и поиск необходимых способов решений.
Виды мышления. В деятельности мышление может быть представлено тремя видами в зависимости от того, на какие процессы опираются мыслительные операции. Различают мышление наглядно-действенное, образное и отвлеченное. При наглядно-действенном мышлении мыслительные операции протекают на основе двигательных действий. Образное мышление опирается на восприятия. Отвлеченное мышление протекает в понятиях при работе с теоретическим материалом (тексты).
Индивидуальные особенности мышления. К ним относятся такие качества как, самостоятельность, гибкость, быстрота протекания мыслительных операций; выделение существенного, способность к обобщению.
Воображение. Воображение, или фантазия как и мышление принадлежит к высшим познавательным процессам. Воображение присуще только человеку.
Воображение - это элемент творческой деятельности человека, построение образа конечного и промежуточного продуктов труда, обеспечивающий создание программы поведения в проблемной ситуации. Воображение может выступать и как средство создания образов, не вызывающих активную деятельность, а заменяющих ее.
Воображение ориентирует человека в процессе деятельности путем создания психологической модели конечного или промежуточных продуктов труда, что способствует их предметному воплощению.
Воображение тесно связано с мышлением. Оно также возникает в процессе проблемной ситуации. Воображение осуществляется на том этапе познания, когда неопределенность ситуации очень велика.
Виды воображения. Различают воображение пассивное и активное; пассивное воображение может быть преднамеренное и непреднамеренное, а активное - творческое и воссоздающее. Воссоздающее воображение в своей основе имеет создание системы образов, соответствующих описанию. Творческое воображение в отличие от воссоздающего предполагает самостоятельное создание новых образов.
1.3. Внимание
.
Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте восприятия памяти, мышления, действия и т.д., имеющем для личности определенную значимость. Под направленностью понимают избирательный характер психической деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объекта. Сосредоточенность представляет собой отвлечение от всего постороннего, от всякой другой деятельности, не относящейся к данной.
Физиологические основы внимания. Внимание связано с возбуждением некоторых нервных центров и торможением остальных центров мозга, что обеспечивает выделение значимых для человека раздражителей. Простейшим случаем такой направленности является ориентировочный рефлекс.
Для понимания физиологических основ внимания важен установленный великим русским физиологом И.П. Павловым закон индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. И наоборот, торможение одной части коры приводит к повышенному возбуждению в других ее частях.
Большое значение для понимания физиологических основ внимания имеет также принцип доминанты, разработанный великим русским физиологом А.А. Ухтомским. Согласно этому принципу, в мозгу всегда имеется доминирующий (преобладающий) очаг возбуждения, который привлекает к себе все возбуждения, идущие в это время в мозг.
Напряженное внимание сопровождается типичными для него внешними признаками: движениями, направленными на лучшее восприятие предмета, задержкой дыхания, выражением лица и другое.
Виды внимания. Различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает независимо от воли и намерения человека, а лишь благодаря воздействию раздражителей. Оно также зависит от внутреннего состояния человека.
Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно направляется на объекты под влиянием принятых решений и поставленных человеком сознательных целей. Произвольное внимание - это проявление нашей воли. У человека произвольное внимание возникает в процессе труда. Труд - это целесообразная деятельность. Постановка же цели включает в себя и направление внимания.
Послепроизвольное внимание. Кроме произвольного внимания есть еще один вид внимания, который также как и произвольное, носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий. Когда внимание из произвольного перешло в непроизвольное, оно называется послепроизвольным. Оно находится, как и произвольное под контролем сознания.
Основными характеристиками внимания являются его устойчивость, распределение, переключение.
Внимание развивается в процессе развития человека, его обучения и в трудовой деятельности.
1.4. Эмоциональные состояния и процессы.
Человек не только обладает способностью познания окружающего мира, но и субъективного переживания воздействий. Психические процессы, отражающие субъективное состояние человека называются эмоциями или чувствами.
Аффекты - это эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком, бурно протекающие, характеризующиеся значительными изменениями сознания, нарушением волевого контроля за действиями, а также изменением всей жизнедеятельности организма. Примером аффектов могут служить гнев, ярость, страх и другие.
Стрессовые состояния. Стресс - это эмоциональные состояния, которые вызываются ситуациями напряженности, или стрессом. Эти ситуации возникают при решении сложных задач, при перегрузке, опасности и др.
Эмоции сопровождаются характерным внешним выражением лица, позы, речи и т.д.
Переживания чувств человеком всегда является результатом совместной деятельности коры головного мозга и подкорковых центров.
В возникновении эмоций исключительную роль играют подкорковые нервные центры. Физиологическими исследованиями установлены так называемые центр наслаждения и центр страдания у экспериментальных животных и человека.
К эмоциональным состояниям относится настроение, которое представляет собой общий эмоциональный фон, окрашивающий в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека.
Наряду с эмоциями, которые присущи как человеку, так и животным, у человека присутствуют высшие эмоции, или чувства, в которых отражается социальный опыт человека и его сознание. Различают следующие группы чувств: интеллектуальные, моральные, нравственные, эстетические, религиозные.
2.1. Личность.
Личность - это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.
Личность - комплексная психологическая характеристика человека как индивидуальности. Каждый человек как личность неповторим, уникален.
Личность характеризуется: активностью, направленностью устойчивой преобладающей системой мотивов.Обязательными условиями личности являются наличие сознания и функционирование языка.
В структуре личности различают биологическую и социальную стороны. К первой относятся тип нервной системы, темперамент, ко второй характер, интересы, способности и др.
Важнейшей особенностью личности является ее социальная обусловленность. Человек не родится личностью, но становится ею в процессе развития благодаря речевому общению и приобретению индивидуального и общечеловеческого опыта.
Важнейшим определяющим условием личности является наличие сознания. Животные, грудные младенцы, идиоты, дети, воспитанные среди диких зверей, не обладают личностью, так как у них отсутствует сознание. Сознание, в свою очередь возможно только на основе владения языком и речью.
Сущность сознания, его основной механизм состоит в восприятии окружающих объектов и осуществлении поведения через их словесное обозначение в абстрактных понятиях.
Сознание - это форма словесной коммуникации человека, который что-то осознает, по существу неслышно разговаривает сам с собой.
На основе сознания возможна осмысленность и разумность действий и поведения, произвольность действий, процессы предвидения и т.д.
2.2. Характер.
Под характером понимают устойчивые индивидуальные особенности личности, которые проявляются в типичных для нее формах общения, поведения и деятельности, обнаруживающиеся в типичных ситуациях и определяющиеся отношением личности к этим ситуациям. Каждый человек обладает не только определенным типом характера, но и индивидуальным своеобразием, присущим только ему набором черт характера.
Существенное значение для типа характера имеет соотношение неосознанных влечений, установок (привычек) и сознания.
В зависимости от преобладания того или иного компонента различают соответствующие характеры: импульсивный, у которого господствуют влечения и аффекты; рутинные, поведение которых определяется главным образом системой привычек; сознательно-мыслительный - у них ведущее значение принадлежит сознательному регулированию поведения.
Важнейшими группами черт характера являются: волевые (целеустремленность, настойчивость, смелость, терпеливость и др.), нравственные (доброта, сочувствие, честность, правдивость, совестливость и др.), ценностно-ориентационные (гордость, тщеславие, уверенность в себе и др.).
Все черты характера обладают полярным знаком (положительный, отрицательный): щедрость-жадность, альтруизм-эгоизм, благородство-подлость и т.д.
Знание характера человека позволяет предвидеть возможную линию его поведения и тем самым прогнозировать и корректировать ожидаемые действия и поступки.
В отличие от темперамента характер в значительной мере поддается воспитанию и изменению.
2.3. Темперамент.
Темперамент - это проявление типологических особенностей нервной системы в поведении и деятельности. Различают три основных свойства нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов, и четыре типичных их сочетания (типа нервной системы): 1) сильный, уравновешенный, подвижный - этому типу соответствует сангвинический темперамент (сангвиник); 2) сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); 3) - сильный, неуравновешенный, подвижный (холерик); 4) слабый (меланхолик).
Темперамент - это устойчивые индивидуальные особенности психики, проявляющиеся в динамике протекания психических процессов, в общей реактивности, чувствительности и эмоциональности.
В поведении
- флегматик характеризуется неторопливостью, невозмутимостью, обстоятельностью, слабо выраженной эмоциональностью, работоспособностью, нервно-психической устойчивостью;
- сангвиник - отличается впечатлительностью, быстротой действия и мысли, живостью, инициативой, творческой продуктивностью, веселым нравом, общительностью;
- холерик - отличается большой эмоциональностью, активностью и энергией, страстностью, горячностью, вспыльчивостью, слабым самоконтролем, общительностью, болтливостью;
- меланхолик - это тип впечатлительный, мнительный, замкнутый, погруженный в себя, медлительный, ранимый, болезненно реагирующий, мало активный, быстро утомляющийся.
2.4. Волевой компонент личности.
Волевые процессы - это сознательная регуляция поведения и действий для достижения поставленных целей.
Основной механизм волевого поведения - психическая импульсация поведения (активация или торможение).
Если познавательные процессы позволяют осуществлять субъективное отражение объективного мира, эмоции - субъективные отношения (переживания), то волевые процессы - воздействие на окружающие предметы, преобразование мира.
Воля теснейшим образом связана с сознанием и деятельностью.
Структура волевого акта. Волевой акт (волевое действие) включает цепочку следующих психических процессов: 1) осознание внутреннего побуждения к деятельности; 2) постановку целей действия; 3) определение способов достижения цели; 4) принятие решения о выполнении действия; 5) реализацию решения. Таким образом, волевое действие - это сознательное действие, направленное на определенную цель и связанную с усилиями, требующимися для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению цели.
Характерной особенностью волевого процесса является осознание человеком свободы выбора решения, свободы выбора действий.
Волевые качества личности. Когда способы осуществления волевой активности приобретают в поведении человека определенность и стабильность, они превращаются в характерные постоянные качества личности.
К некоторым наиболее важным качествам личности можно отнести самостоятельность, заключающуюся в устойчивом следовании своим убеждениям и противостоянии внешним влиянием (внушениям), решительность, настойчивость, владение своим поведением. Настойчивость коренным образом отличается от упрямства (неразумной настойчивости). Умение владеть собой выражается в выдержке, самообладании.
2.5. Межличностные отношения.
Межличностные отношения - это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в содержании и способах взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых личностями друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.
Межличностные отношения - это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющиеся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.
В отличие от деловых (служебных) отношений, регулируемых формально установленными правилами, межличностные отношения устанавливаются стихийно и основываются на взаимных чувствах (симпатиях, антипатиях, безразличии).
Межличностные отношения могут существенно влиять на деловое взаимодействие людей (так называемые соображения чувств в поведении): протекция в продвижении по службе родственнику, гонение начальника на толкового, умного, но строптивого, независимого подчиненного.
Соображение чувств (межличностные установки) вторгаются в организацию поведения, облегчая одни действия и препятствуя другим или нарушая их.
3.1. Общее понятие о психологии труда
Психология труда - это отрасль психологии, изучающая закономерности психических процессов, протекающих в трудовой деятельности. Она рассматривает содержание и структуру трудовой деятельности, трудовые операции и приемы их выполнения.
Психология труда включает такие самостоятельные разделы как психология профессий, психология профессиональной ориентации и профессионального отбора, психология профессионального обучения и др.
Трудовое действие - это структурная далее неразложимая единица трудовой деятельности, или относительно самостоятельный ее элемент, направленные на выполнение какой-либо одной частной задачи данного типа.
Трудовое действие осуществляется на основе восприятия и оценки ситуации и завершается исполнительной (двигательной) частью. Информация о полученном результате действия (обратная связь) сопоставляется с потребным результатом, если имеется рассогласование между ними - осуществляется корректирование действия, его регуляция.
33.2. Знания, навыки, умения.
Трудовая деятельность осуществляется посредством знаний, умений и навыков.
Термином "знания" обозначают систему научных и житейских понятий, усвоенных человеком в процессе обучения и жизненного опыта.
Знания - это усвоенная человеком информация о средствах, предметах труда, технологических процессах, трудовых приемах. Различают теоретические знания (обобщенные знания в понятиях) и практические знания (конкретные знания, усваиваемые в процессе непосредственной трудовой деятельности).
В производственном обучении приобретение учащимся практических знаний является одной из важнейших целей.
Теоретические знания помогают овладевать практическими, но не могут заменить их.
Умения - это способы, или приемы решения человеком теоретических и практических задач. Формирование практических умений и навыков в значительной мере опирается на знания и опыт учащихся.
Важной стороной усвоения знаний является упражнение в их применении при выполнении конкретных практических заданий.
Навык. По мере овладения действием его психологическая структура изменяется, происходит благодаря повторению и заучиванию (запоминанию) автоматизация действий, т.е. уменьшение степени участия сознания и внимания в выполнении отдельных компонентах действия.
Навык - это автоматизированный способ выполнения действия, характеризующийся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементного сознательного регулирования и контроля действия благодаря упражнению.
Различают четыре вида навыков: двигательные (моторные), сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные (умственные).
В двигательном навыке основным содержанием деятельности являются внешние движения, направленные на изменение объекта деятельности; в сенсомоторном навыке - восприятие ситуации и ответные согласованные движения по управлению автомобилем. В трудовой деятельности - это наиболее распространенный вид навыков.
Перцептивный навык представлен в действии образами восприятия (считывание зрительной информации, наблюдение и др.).
Интеллектуальный навык - автоматизированные приемы, способы решения типовых задач (вычисление, планирование и др.).
В отличие от навыков, в которых отсутствуют процессы развернутого решения задач, умение, наоборот, базируются на мыслительных операциях. Умение - это система умственных действий (приемов), опирающаяся на знания и навыки и позволяющая осуществлять процесс решения нетиповых теоретических и практических задач, а также выбор рациональных действий в нестандартных условиях в соответствии с целью и конкретной ситуацией.
Профессиональные знания, навыки и умения бывают специальные и общие. Специальные связаны с выполнением технологических операций составляющих сущность и специфику данного вида профессионального труда (например, вождение автомобиля, проверочные, диагностические, регулировочные операции).
Общие распадаются на две группы: общетехнические (политехнические) и общетрудовые.
Роль мышления и умений в трудовом процессе велика. Они необходимы для совершенствования организации труда, экономических показателей деятельности, процессов планирования, совершенствования трудовых навыков работников.
В трудовой деятельности благодаря упражнению происходит развитие психических процессов. Развивается преимущественно та сфера психики, которая имеет большее значение для выполнения профессиональных задач: восприятие движения и пространства у водителей, слуховая различительная чувствительность у настройщиков музыкальных инструментов, обоняния и вкуса у дегустаторов и т.д.
При овладении профессиональным мастерством происходит развитие не только чувствительности, но самых различных психических процессов и качеств человека - памяти, мышления, координации движения, воли и др.
Труд развивает человека, обогащает его личность.
4.1. Формирование знаний, умений и навыков
Знания, умения и навыки целенаправленно формируются в процессе обучения. Одним из важных психологических условий их формирования является понимание, т.е. осознание, уяснение сущности содержания нового знания, состава осваиваемых действий, приемов работы и др.
Механическое запоминание без осмысливания не приводит к полноценному усвоению знаний.
Другим психологическим условием усвоения знаний, умений и навыков выступает личностная мотивация - т.е. желание приобрести знания, осознание их значимости для профессии. Мотивация возбуждает в человеке повышенный интерес к изучаемому предмету.
При формировании навыков изменяется их психологическая структура:
1) изменяется двигательное звено навыка - возникает слитность элементов, объединение их в одно целое; происходит освобождение от ненужных, лишних движений; приобретаются экономные приемы выполнения движений;
2) изменяются приемы сенсорного контроля действий - замена зрительного контроля осязательным (например, печатание на машинке, управление велосипедом и др.); развитие различительной чувствительности;
3) изменяются приемы умственного регулирования действий - автоматизация оценки ситуации и принятия решения.
При освоении навыка важное значение имеют следующие условия: интерес к деятельности; знание о выполняемом действии и его цели; знание результата и анализ ошибок; выполнение действия по принципу "от простого к сложному"; медленный темп выполнения действий на начальном этапе; более частое повторение действий в начале обучения.
4.2. Понятие об ориентировочной основе действий.
Процесс усвоения. Понятие об учении. Формирование навыков самоконтроля действий при освоении трудовых приемов.
Управление процессом учения достигается предварительной разработкой и использованием в учении ориентировочной основы действия (ООД).
Структура любого действия включает в себя ориентировку, исполнение и контроль.
При формировании новых действий решающая роль принадлежит ориентировке на условия действия. Система условий включает особенности цели и объекта действия (предмета труда), средства, или орудия труда, способы действий (операции).
ООД - это та система условий, на которую реально опирается обучающийся при выполнении действия. Она может совпадать с объективно необходимой, но может и не совпадать с ней. Если при выполнении трудового действия имеет место учет всех его условий, то ООД полная, если же какая-то часть условий не учитывается, то ООД неполная.
Главный источник ошибок при обучении новым действиям - неполная ориентировочная основа. При обеспечении полной ООД обучающийся с первого же раза и в дальнейшем правильно выполняет осваиваемое действие на основе соответствующих предписаний.
Для управления процессом учения необходима такая его организация, которая обеспечивает: 1) знание и соблюдение учащимся условий действия; 2) превращения этих условий в ориентировочную основу и затем во внутренний (психический) механизм действия, а самого действия - в умения; 3) формирование умения, отличающегося разумностью, обобщенностью, сознательностью и далее, по мере его автоматизации - подконтрольностью.
Разумное умение означает ориентировку на существенные условия действия; обобщенное - применимое в широком объеме ситуаций данного типа, то есть обладающее переносом; сознательное - точно и разнообразно выражаемое в речи; подконтрольное - регулируемое по ходу исполнения.
Характеристика формируемых умений зависит от типа ООД. Известны три типа ООД.
I тип - состав ООД неполный, ориентиры выделяются на опыте самим учащимся путем слепых проб (стихийный, неуправляемый процесс обучения).
II тип - полная ООД конкретных действий заранее разрабатывается педагогом и в виде готовой программы дается учащемуся. Этот тип ООД в частности используется при разработке документации письменного инструктирования.
III тип - учащемуся дается полная ООД, но не для конкретного действия, а для целого класса действий, то есть учащийся вооружается общим методом, с помощью которого он может самостоятельно строить ООД второго типа.
Корректировка исполнения действий опирается на самоконтроль. Самоконтроль - это сознательно и целенаправленно проводимое исполнителем наблюдение за правильностью выполнения своих действий (работы, заданий), умение замечать свои ошибки и недостатки. Важное место принадлежит пооперационному текущему самоконтролю.
Самоконтроль выражается также в умении оценивать ход и результат работы, анализировать трудовые действия в процессе труда.
Формирование умений при овладении действиями в психологическом плане проходит ряд последовательных этапов от двигательного действия через речевую форму к действиям в умственном плане.
Процесс усвоения знаний, умений и навыков осуществляется путем организации самостоятельного учения, то есть усвоения понятий и овладения трудовыми операциями.
4.3. Психологические основы педагогического мастерства педагога.
Педагогическая работа по обучению требует не только специальной организации и определенных знаний и умений, но и наличия ряда психических особенностей, относящихся к категории педагогических способностей.
Педагогические способности определяют приобретение педагогического мастерства.
Среди этих способностей можно выделить следующие:
- дидактические способности - способности передавать обучающимся учебный материал в доступной форме, преподносить материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к учебному материалу, возбуждать у учащихся активную самостоятельную деятельность;
- академические способности - способности к соответствующей учебной области. Педагог знает предмет не только в объеме учебного курса, но значительно шире и глубже, постоянно следит за новейшими разработками в своей области, свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, добывает дополнительную текущую информацию;
- перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир обучаемых, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его текущих психических состояний;
- речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и жестов. Это одна из важнейших способностей в профессии педагога, т.к. передача информации от учителя к учащемуся носит в основном словесный характер.
Речь способного педагога живая, образная, интонационно яркая и выразительная, эмоционально окрашенная, с четкой дикцией, в ней отсутствуют стилистические, грамматические, фонетические погрешности.
В педагогическом мастерстве очень большое значение имеют элементы ораторского искусства.
Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Авторитарные способности зависят от комплекса личностных качеств педагога, в частности волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства ответственности.
Коммуникативные способности - способности к общению с обучаемыми, умения найти правильный подход к ним, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Существенное значение также имеет умение управлять своим поведением, выражением чувств, умение распределять внимание при проведении уроков.
5. Психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя транспортных средств.
Водитель является оператором системы "Водитель - автомобиль - дорога".
Трудовые процессы в основном сводятся к операциям по приему и переработке оперативной информации, принятию решений, управляющих действий и контролю за их исполнением.
Водитель основной объем информации получает от непосредственного восприятия дорожной обстановки и участников дорожного движения, на втором месте - показаний контрольно-измерительных приборов.
Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению автомобилем, часть из которых оказывается ошибочной из-за дефицита времени на переработку информации.
Особенно большой дефицит времени возникает в опасных и неожиданных ситуациях. Сложность деятельности водителя состоит также в неопределенности поступающей к нему информации. Он почти никогда не может точно предвидеть поведение других участников движения и развития дорожной обстановки.
Таким образом, деятельность водителя протекает в условиях дефицита времени, утомления, информационной нагрузки и сознания возможной опасности и ответственности (психический стресс).
Успешное выполнение деятельности водителем требует определенного уровня развития следующих психических качеств.
Время реакции. Время реакции (ВР) - интервал времени между моментом появления сигнала и окончанием ответного действия. Оно включает промежуток времени, необходимый водителю для приема, переработки информации и ответного действия, поэтому, зная его, можно оценить основные психофизиологические качества водителя. Время реакции может изменяться по мере приобретения профессионального опыта в процессе тренировки.
Различают реакции простые и сложные. Простая двигательная реакция - это двигательный ответ на определенный известный водителю сигнал. Например, нажатие на тормозную педаль при включении красного сигнала светофора. Сложная реакция связана с выбором ответного действия из нескольких возможных. Например, при восприятии пешехода, пересекающего проезжую часть, водитель может подать звуковой сигнал, притормозить или прибавить скорость и объехать пешехода спереди или сзади. Время сложной реакции значительно больше, чем простой.
Время реакции состоит из двух периодов: латентного (скрытого), который затрачивается на восприятие сигнала и принятие решения и двигательного компонента, измеряемого временем движения.
Среднее время латентного периода простой реакции на свет составляет 0,2 с., на звук 0,14 с. Среднее время двигательного периода простой реакции колеблется в зависимости от возраста, физического состояния и колеблется от 0,5 до 2,0 с., сложной - от 1,0 до 2,6 с.
Быстрая и точная реакция водителя в критических дорожных ситуациях часто имеет решающее значение для предотвращения ДТП.
Для измерения ВР применяются специальные приборы реакциомеры, например, МАДИ-2.
Восприятие движения является отражением изменения положения объектов в пространстве. Основную роль в восприятии движения играет зрение и мышечная чувствительность. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление движения.
Восприятие движения возможно также посредством слуха по изменению громкости звука движущегося объекта.
Важной особенностью восприятия у водителей является так называемое "чувство машины", которое формируется благодаря взаимодействию зрительных, слуховых, вибрационных и мышечных восприятий и ощущений. Это "чувство" позволяет водителю воспринимать даже небольшие изменения в положении автомобиля или скорости его движения.
Распределение внимания. Для водителя автомобиля очень большое значение имеет объем внимания, т.е. количество единиц (объектов) восприятия или действия, удерживаемых одновременно в поле сознания. В среднем объем внимания равен 5 единицам.
Распределение внимания - это процесс непрерывного одновременного восприятия нескольких объектов и переработка получаемой информации. Характер распределения внимания зависит от скорости движения автомобиля, интенсивности движения и расположения объектов.
Наряду с распределением внимания, водитель осуществляет переключение внимания, т.е. периодическую смену объекта концентрации внимания, благодаря чему число воспринимаемых объектов существенно возрастает.
Наглядно-действенное мышление. В деятельности водителя приходится решать разнообразные задачи по управлению автомобилем в меняющихся дорожных ситуациях. Мышление здесь протекает, как правило, не в словесной форме, а на основе образов восприятия и действия (двигательных действий). Поэтому мышление водителя является практическим по своему содержанию, наглядно-действенным и оперативным, т.е. протекающим при дефиците времени и постоянно меняющихся условиях деятельности.
Мышление водителя связано с оперативной оценкой ситуации и выбором ответных действий, с прогнозированием развития ситуации, с поддержанием безопасного и экономичного режима движения автомобиля и решением других практических задач.
Утомление и работоспособность водителя автомобиля. Под работоспособностью понимают возможность человека с наименьшими затратами энергии выполнять трудовые операции без снижения темпа и качества. Немало ДТП происходит из-за ошибок водителя в результате снижения работоспособности. Основная причина этого - утомление.
Утомление - это процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Различают утомление нервно-мышечное и нервно-психическое (умственное). Субъективно утомление выражается в чувстве усталости.
Утомление отрицательно влияет на все психические процессы водителя: восприятие, внимание, мышление, координацию движений, снижает скорость реакций и др., что может приводить к ДТП.
Если чувство усталости не проходит после ночного сна или усталость наступает быстрее обычного, это свидетельствует о переутомлении.
Психический стресс (англ. stress - напряжение) - состояние эмоционального напряжения, возникающее в экстремальных ситуациях (условиях).
Экстремальные ситуации могут быть вызваны:
1) угрозой для жизни и здоровья (опасность, болезнь);
2) межличностными конфликтами (вражда, ссора, оскорбления, зависть и др.);
3) мотивацией достижений (например, спортивные соревнования высокого уровня - предстартовая лихорадка);
4) фрустрацией, т.е. возникновением непреодолимых препятствий на пути удовлетворения желаний;
5) информационной перегрузкой, когда объем поступающей информации слишком велик и человек не справляется с ее переработкой;
6) трудностью и ответственностью принятия решения (выбор решения из многих вариантов, большая значимость и последствия неправильного выбора и т.д.).
Психический стресс отрицательно влияет на все психические процессы и выполнение деятельности, приводит к ее нарушению и дезорганизации.
В практике водителей психический стресс нередкое явление, возникающее как правило в сложных дорожных ситуациях.
Медицинские противопоказания для занятия водительской деятельностью.
Лица, желающие получить права водителя автомобиля, предварительно проходят медицинское освидетельствование, в результате которого определяется их пригодность к работе и выдается медицинская справка установленного образца.
Освидетельствование проводится специальными медицинскими комиссиями, организуемыми при лечебно-профилактических учреждениях. Комиссии в своей деятельности руководствуются специальным перечнем медицинских противопоказаний, препятствующих допуску к управлению различными видами транспортных средств.
Особое значение для водителя имеют показания состояния остроты зрения, отсутствие дальтонизма, острота слуха, общее состояние здоровья, особенности быстроты реакций.
Каждый водитель автомобиля должен проходить медицинское переосвидетельствование в установленные сроки.
ВОПРОСЫ
Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав один из предложенных вариантов ответа (подчеркните) или напишите ответы, следуя инструкции.
1. Процесс управления автомобилем невозможен без использования органов чувств. Перечислите их и подчеркните самый важный на ваш взгляд для водителя.
·
·
·
·
·
2. Психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств – это:
а) внимание
б) память
в) восприятие
г) мышление
д) ощущение
3. Простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира – это
а) внимание
б) память
в) восприятие
г) мышление
д) ощущение
4. Сложный психический процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта – это
а) внимание
б) память
в) восприятие
г) мышление
д) ощущение
5. Вид памяти, в основе которой лежит оперирование понятиями. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли.
а) Двигательная
б) Эмоциональная
в) Словесно-логическая
6. Активная направленность сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства и качества при одновременном отвлечении от всего остального – это
а) внимание
б) память
в) восприятие
г) мышление
д) ощущение
7. Свойство внимания состоящее в способности человека контролировать и одновременно успешно выполнять несколько различных действий – это
а) устойчивость
б) концентрация
в) переключаемость
г) распределение
8. Внимание, которое возникает и поддерживается независимо от сознания человека – это
а) произвольное
в) непроизвольное
г) послепроизвольное
9. Высший познавательный процесс, представляющий собой порождение нового знания, активную форму отражения и преобразования человеком действительности, имеющихся представлений – это
а) внимание
б) память
в) восприятие
г) мышление
д) ощущение
10. Перечислите стили поведения в конфликтных ситуациях. Подчеркните близкий Вам стиль.
1
2
3
4
5
Ответьте на вопросы
1. Дайте психологическую характеристику педагогической деятельности.
2. В чем состоит роль личности педагога в качестве подготовки водителей транспортных средств.
3. Опишите условия эффективности педагогического общения в процессе подготовки водителей транспортных средств.






