Правовой основой статуса беженцев и вынужденных переселенцев является Конституция

Административно-правовой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства

Административно-правовой статус гражданина РФ – это правовое положение гражданина в отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права; является составной частью общего правового статуса гражданина. Это комплекс прав и обязанностей, гарантии их реализации, закрепленные нормами административного права. Административно-правовой статус гражданина РФ – часть общеправового статуса, установленного Конституцией РФ и федеральными законами.

Административно-правовой статус гражданина состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и свобод. Правовое положение граждан РФ определяется объемом административной правосубъектности (административная правоспособность и административная дееспособность). Административная дееспособность может быть полная; ограниченная; частичная. Гражданин может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным при наличии определенных заболеваний.

Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством (Конституция РФ и федеральные законы) и международными договорами.

Иностранные граждане и лица без гражданства в России пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Иностранные граждане могут быть: а) постоянно проживающие (имеющие разрешение и вид на жительство, выданный ОВД); б) временно пребывающие.

Структура административно-правового статуса может быть представлена элементами:

1) административная правоспособность – возможность обладать определенными правами и нести обязанности; по общему правилу, для граждан России возникает с рождения и прекращается со смертью;

2) административная дееспособность – способность своими действиями приобретать, изменять и отчуждать свои права; полная наступает в 18 лет; дееспособность юридического лица совпадает с его правоспособностью;

3) совокупность прав и обязанностей;

4) ответственность;

5) гарантия реализации прав и обязанностей.

Административно-правовой статус имеет особенности:

1) права, обязанности, ответственность, присущие объекту управления, закреплены в большом количестве разрозненных законов и подзаконных норм;

2) нормы, регулирующие административно-правовой статус, тесно связаны с нормами других отраслей права;

3) административно-правовой статус, в отличие от гражданско-правового, не отчуждаем.

Правовой основой статуса беженцев и вынужденных переселенцев является Конституция

 

       Российской Федерации, Конвенция о статусе беженцев от 28 августа 1951 года, Федеральные законы от 19 февраля 1993 года «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и др.

Статус беженцев и переселенцев регулируется многочисленными нормами международного права – Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и др. В законе РФ от 19 февраля 1993 года «О беженцах» беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства,

национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических

убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного

местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира,

человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического

характера или же которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; а также за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства. 23 Законодательство также не допускает признания беженцами лиц, покинувших государство своего проживания по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

       Признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом Законом о беженцах. В нем предусматривается следующая последовательность стадий:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем;

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо

об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по

существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Допустимы два варианта обращения с ходатайством о признании беженцем: находящиеся за границей могут обратиться в наши дипломатические или консульские ведомства; пребывающие в России обращаются в пост иммиграционного контроля ФМС, а при его отсутствии – в орган пограничной службы или ОВД.

5. Ви́зовый режи́м — условия (правила) получения визы и особый порядок пересечения государственной границы, установленный государством как в одностороннем порядке, так и на основании договоренностей между государствами.

Существуют различные типы визовых режимов: общий, дипломатический, частный, транзитный.

При общем визовом режиме, для всех граждан определённой страны применяются одинаковые правила для пересечения границ той или иной страны. Для дипломатического визового режима, определяются особые правила либо исключения в отношении дипломатов, делегаций и лиц сопровождающих их. При частном визовом режиме, устанавливаются определённые правила (в основном запреты) на пересечение границ определённому лицу или лицам по какому-либо признаку или без него поимённо.

Визовый режим может быть как временным, введённым в результате каких-либо субъективных факторов (проведение спортивных чемпионатов, встреча глав многих государств), так и постоянным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: