СЛАЙД 11. «Застигнутые бурей», и еще одна «Тройка зимой»

Образы зимней дороги, русской тройки и метели в произведениях

А. Пушкина, музыке Г. Свиридова и русской живописи

СЛАЙД 1. Зима – мое любимое время года. Меня всегда привлекали образы зимы в различных видах искусства. Изучая творчество Георгия Васильевича Свиридова, узнала, что композитор тоже очень любил зиму. Поэтому выбор темы «Образы зимней дороги, русской тройки и метели в произведениях А. Пушкина, музыке Г. Свиридова и русской живописи» не случаен.

СЛАЙД 2. В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты, музыка к кинофильмам и народные песни. «Пушкин – неиссякаемый родник для русской музыки», – писал Александр Серов.

С произведениями А. С. Пушкина работали многие музыканты в разное время, они по-своему переосмысливали литературные строки, пытаясь воссоздать в музыке всю сюжетную глубину и драматичность образов.

Рассмотрим 2 стихотворения величайшего русского поэта – «Зимняя дорога» и «Зимний вечер», воплощенных в романсах одного из крупнейших художников нашей эпохи – Георгия Васильевича Свиридова, а так же на фрагменте оркестровой сюиты «Метель» по повести А. Пушкина – № 1 «Тройка», связанных с образами зимней дороги, русской тройки, зимнего вечера, метели.

СЛАЙД 3.   Традиционный для русского искусства образ зимней дороги, овеянный лёгкой дымкой грусти и связанный с поэтическим изображением снежной равнины, холодного блеска ночного неба, стремительного и плавного бега саней, разливающегося перезвона колокольчиков, завывающей ночной вьюги становится доминирующим в литературной, художественной и музыкальной традиции XIX века. А впервые образ тройки ввел в поэзию А. С. Пушкин (ЧИТАТЬ ФРАГМ. СТИХА)

СЛАЙД 4. Одно из наиболее ярких воплощений поэзии А. Пушкина в русской музыке ХХ столетия – у Георгия Свиридова. Впервые к стихам А. С. Пушкина молодой композитор обратился в 1935 году, создав цикл из шести романсов. Они сразу стали вокальной классикой и вошли в репертуар многих любителей и выдающихся певцов как С. Лемешев, А. Пирогов, С. Мигай. Этими произведениями Г. Свиридов открыл главную тему своего творчества – тему родины, русской природы и сходной с ней жизни человека во всех ее проявлениях.

СЛАЙД 5. Во втором романсе цикла – «Зимняя дорога» – сопоставляются два образа: реальность и мечта. Реальность – это сама дорога. Фигурации в фортепианной партии передают стремительное движение саней по заснеженному пути, вносят в музыку ощущение волнения, тревоги. На фоне аккомпанемента звучит простая мелодия в духе бытового романса пушкинской поры. (МУЗЫКА)

СЛАЙД 6. Средний раздел – это образ мечты о тихом, домашнем уюте, душевном покое. Движение слегка замедляется, в коротких мелодических фразах слышна нежность и задумчивая грусть. (МУЗЫКА) И вновь возобновляется стремительный бег – это краткая реприза, построенная на последней строфе стиха с повторением двух последних строк.

Прослушав романс в исполнении Евгения Нестеренко и Елены Образцовой, хочется отметить несколько отличную эмоциональную трактовку среднего раздела романса. У Е. Образцовой он звучит более экспрессивно, а у Е. Нестеренко – более лирично, мягко, что мне ближе по внутреннему ощущению.

СЛАЙД 7. (МУЗЫКА) Четвертый романс «Зимний вечер» воспринимается как продолжение «Зимней дороги», но музыкально-образные контрасты в нем выражены ярче. Зловещее завывание бури слышится в мрачном рокоте фортепиано в низком регистре.

(При вступления певца) Взволнованная мелодическая декламация передает состояние внутренней тревоги в крайних разделах трехчастной формы.

СЛАЙД 8. Спокойно, мягко и просветленно звучит распевная, убаюкивающая мелодия среднего раздела на фоне выдержанных аккордов в сопровождении (МУЗЫКА 4 строки) Заканчивается романс постепенным уменьшением динамики, затиханием, что создает эффект удаляющейся тройки.

СЛАЙД 9. Возможно, образы зимнего вечера, зимней дороги и бегущей по бескрайней равнине тройки с бубенцами потому так часты в русском искусстве, что именно в них выражена непостижимая тайна русской земли, души русского человека, его характера, судьбы. Ведь не случайно поэты разных поколений, художники, музыканты снова и снова обращались к этим образам. Наиболее ярко… (текст на слайде) отражены в произведениях Николая Сверчкова, создавшего в конце 1950-х годов целый цикл картин, посвященных нелегкой доле ямщиков.

Эти 2 картины художника названы «Тройка»

СЛАЙД 10. «Тройка зимой», «Тройка на закате»

СЛАЙД 11. «Застигнутые бурей», и еще одна «Тройка зимой»

СЛАЙД 12. «Ямская тройка на зимней дороге». Ярким музыкальным воплощением у Г. Свиридова образов русской тройки, заснеженной дороги является первая часть музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» – «Тройка».

Мощно, порывисто и динамично (фортиссимо) начинается оркестровая пьеса: аккорды у медных духовых сопровождаются непрерывной дробью малого барабана, ударами бубна и тремоло литавр. Первая короткая тема воплощает образ тройки лошадей, стремительно проносящейся перед нами, вздымая снежные вихри. В этой теме есть что-то грандиозное, героическое. (МУЗЫКА)

СЛАЙД 13. (МУЗЫКА) Но вот звучность стихает и на фоне струнных появляется вторая тема – лирическая, широко распевная, раздольная русская песня у соло гобоя. Ее можно трактовать как пейзажную тему бескрайних русских просторов. Песню подхватывают другие деревянные духовые (кларнет, фагот), затем скрипки. Тема оплетается подголосками, ее звучность растет, становится более плотной…

СЛАЙД 14. (текст на слайде) Музыка Г. Свиридова – это уникальное явление в мировой музыкальной культуре. Она наполнена поэтическими картинами земли русской, мелодиями удивительной красоты, яркими и одновременно простыми гармониями, поразительным звучанием оркестра при сочетании чистых тембров… Творчество двух великих сынов российской культуры, живших в разные эпохи, объединяет любовь к родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Все это выражено у них глубоко и одновременно просто, реалистично и одновременно романтично, по-русски задушевно…

Музыка Г. Свиридова обогащает поэзию и прозу великого Пушкина, раскрывает, углубляет ее, заставляя звучать полнее и громче – по-новому.

Любовь к поэзии А. Пушкина, заложенная с детских лет, при изучении творчества Г. Свиридова углубилась и раскрыла для меня музыку замечательного русского композитора, которая также сразу полюбилась.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: