Что такое сознание?
«Категории сознания в психологии: актуальность проблемы сознания». Часть первая
Предложим утверждение - корневая проблема информации связана с сознанием. Дело в том, что, по нашему мнению, сознание позволяет существовать. Имеется в виду, что всё существующее, в какой-то степени, имеет сознание. Обратим внимание на широкое понимание термина «сознание». Бытие тем и отличается от небытия, поскольку несёт признак сознания. В определённой мере информация – качественный аспект материи. Любой объект несёт информационную нагрузку, проявляемое как свойство. Например, визуально исследуя объект, мы его, прежде всего, оцениваем. Но оценочные сведения – информация. Качество системы детерминируется, как утверждают философы, отношениями, связями внутри системы (структурой). Отчего, информационный обмен, выраженный как взаимодействие, между элементами (атомами) вполне может определять структуру. А это качество системы. В целом информационное воздействие связано с функциями органов чувств, которые позволяют реагировать соответствующим образом на стимул.
Слово информация имеет происхождение, связанное с понятием латинского языка «informare», обозначающего следующее: «придавать форму, обучать, мыслить, воображать. Сразу ощущается некоторая связь с образованием. Если исходить из основ английского языка, то буквальный перевод слова «education» (образование) означает «выводить» или «выявлять». Выявлять что-то скрытое, может быть, смысл? В русском прочтении слово «образование» ассоциируется с созданием некоторого образа. Если уточнить, что такое образ в какой-нибудь энциклопедии, то удосужимся прочить примерно следующее: «Образ – воспроизведение объекта, информация об объекте или его описание. Образ как результат отображения объекта на носитель информации, что связано с памятью. Образ выражается в виде мысли или информации, записанной в памяти». Таким образом, информация есть образ. Данный образ формируется в сознании.
Всё вышесказанное, по сути, преамбула к дальнейшему исследованию, где мы постараемся увязать в соответствующую, так сказать, парадигму, определённый набор понятий. Это, прежде всего, сознание, качество, образ, затем память и другие. Какое отношение они имеют к информации? Пока мы предполагаем, что без механизма переработки информационных данных они так и могут остаться данными без образов, а точнее, без последующего связующего механизма образов в систему (для человеческого сознания). Данные – зарегистрированная информация, предназначенная для обработки. Поэтому выделим: информация (образы) и данные (до превращения в образы).
Сейчас крайне важно проработать во многих отношениях понятие – сознание. Что это такое? Конечно, заданный вопрос в первую очередь отсылает нас к психологии. Однако тема сознания поднимается и философией, а также некоторыми другими науками (дисциплинами, изучающими искусственный интеллект), в том числе, как будет показано ниже, физиологией.
Вначале представим общую психологическую оценку в отношении проблемы сознания. В 1955 году увидела свет книга профессора Егорова Т.Г. «Психология», адресованная военнослужащим. Для интереса приведём некоторые сведения, изложенные в данном литературном источнике, так как нам нужно, по возможности, подойти к рассматриваемой проблеме с различных сторон. В книге сразу противопоставляется психика животных и сознание человека. Это, как говорится, две большие разницы. Если животные в своей деятельности руководствуются инстинктом, что человеку, обладающему самосознанием, свойственен процесс мышления при принятии решений. Ключевая мысль в книге: «Сознание человека возникло и развивалось в общественных условиях, в труде, в процессе воздействия на природу, в борьбе с её стихийными явлениями» [1, с.37]. В общем, труд сделал из обезьяны человека, и труд повлиял на развитие мозга. Но элементы психики присущи как животным, так и человеку, чем тогда особенным выделяется сознание? Ведь сознание выражается в состоянии психической жизни организма, в его субъективном переживании событий окружающего мира. Психика животных – субъективный мир животного. В широком смысле сознание – «психическое отражение действительности». В Большом энциклопедическом словаре сознание определяется как «высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности».
Как может показаться, сознание – высшая форма психики вообще. Как психика, так и сознание, проявляются в процессе взаимодействия с окружающей средой. Чем, собственно, отличаются психика и сознание друг от друга? Попробуем уточнить для себя понятие психики. Для этого обратимся к книге, адресованной учащимся старшим классам, где достаточно доступно и кратко описывается психическая функция. «Мы знаем, что психика – это отражение окружающего мира в мозгу человека. Основное условие существования любого живого организма есть уравновешивание его с окружающей средой. Такое уравновешивание достигается благодаря тому, что на любое жизненно важное изменение в окружающей обстановке организм отвечает какой-то целесообразной приспособительной реакцией. Отсюда можно сказать, что психика - это специальный аппарат для отражения реальности и регулирования поведения организма в соответствии с отражёнными свойствами окружающей среды. «Отражение» по латыни – «рефлекс». Поэтому изложенная точка зрения на психику называется рефлекторной теорией» [2, с.34]. По большому счёту, рефлекторная реакция как отражение действительности, свойственна и сознанию и психике. Скажем, растение тоже реагирует определённым образом на воздействие солнечного излучения. Это проявление некоторого сознания? В итоге получается, что если вести речь о психике, то необходимо принимать во внимание наличие специального «устройства» - мозга. Мозг есть у человека и животных (вероятно, у растений имеется некая аналогия). В этом, на наш взгляд, и состоит основной критерий отличия сознания от психики. Понятие психики несёт более частный характер.
Добавим один примечательный момент. По мнению ученых, психика возникла на основе появления чувствительности у живых организмов. «Появление чувствительности и её дальнейшее усложнение было вызвано объективной потребностью животного приспосабливаться к изменяющимся в ходе эволюции жизни условиям окружающей среды. Соответственно этим условиям психика стала выполнять в жизни животного адаптивную функцию. Следовательно, причиной, повлёкшей появление психики у животных, стала необходимость адаптироваться к усложняющимся условиям окружающей среды» [6, с.31].
В то же время, любой живой организм способен реагировать на внешнее воздействие внешней среды изменением своих физико-химических и физиологических свойств. Разве, допустим, растение обделено способностью к адаптации? «Способность к защите от повреждающих и неблагоприятных факторов среды – обязательное свойство любого, в том числе и растительного, организма. Ответные реакции, индуцируемые в организме внешними воздействиями, часто объединяют терминами «адаптационный синдром», а также не совсем точным, но широко распространившимся термином «стресс» [4, с.415].
«Растения способны очень быстро реагировать на сигналы, поступающие из окружающей среды, и, адаптируясь к ним, корректировать программу своего развития» [4, с.416]. Как же это им удаётся без психики, которая выполняет адаптивную функцию? Или речь идёт о нечто другом? Раздражимость является универсальным проявлением жизнедеятельности всех биосистем. Учёные много общего находят у животных и растений, в отношении раздражимости. Как отмечено выше, растение также определённым образом реагирует на воздействия окружающей среды. Но мы не считаем процессы, происходящие в растениях, психическими. Действительно, например, эмоциональная реакция в целом присуща животным и человеку. Выходит, психика по определению характерна для животных и человека, так как они эмоционально и ментально восприимчивы. Следовательно, сознание нечто большее, и находится зачастую как ответная реакция на воздействие того или иного информационного фактора на материальную форму, в частности, какую мы наблюдаем у тех же растений. Более того, растительная жизнь получает и обрабатывает информацию. Значит, на своём уровне в растительном царстве проявляется сознание. «Растительные организмы способны использовать свет не только как источник энергии, но и как эффективный фактор, с помощью которого осуществляется регуляция процессов роста и развития растения. Наиболее существенную информационную нагрузку при этом несут красная и синяя области спектра. Характер ответных реакций зависит от длины волны света, интенсивности и направленности светового потока, продолжительности и периодичности освещения. В основе фототропизма, например, лежит способность растений оценивать направление светового потока и изгибаться в направлении источника света» [4, с.385].
«Способность реагировать на изменения в среде полезными для себя действиями является древнейшим свойством всякой живой системы, ибо без этих способностей никакой организм не мог бы существовать. Это свойство – одно из отличительных свойств живой материи от неживой. Причём это действие будет в том или ином отношении полезно для организма и в конечном итоге направлено на поддержание его существования. В простейшем случае это будет уход от грозящей опасности, какая-либо защитная реакция или стремление к благоприятным условиям. У простейших эта реакция проявляется в виде таксисов, у животных организмов – в форме рефлексов, у растений - в виде тропизмов, настий и перемещения клеток с верхушечным, полярным типом роста» [4, с.405].
Мы называем рефлексом отражение с участием психики, и говорим о животных, либо о человеке, подразумевая проявление и сознания. В отношении же растений то же самое, растительное сознание, выражается в тропизме. В том и другом случае данная активность несёт информационный характер. Можно сказать, растение работает с информационными данными, реагируя на них конкретным поведением. Какие ещё примеры необходимы, чтобы донести, что понятие «сознание» намного шире, чем это преподносит современная психология?
Но, правда, для нас будут интересны следующие научные положения, связанные с разделением психики на стадии её развития. «Элементарный характер ощущения проявляется в том, что животное способно реагировать только на отдельное свойство или совокупность свойств предметов, связанных с удовлетворением жизненно важных потребностей. Даже при наличии способности животного реагировать на совокупность свойств предметов оно не способно выделить из окружающей среды целостные образы» [6, с.33].
«Главной отличительной особенностью психики животных на стадии перцептивной психики является способность отражать не отдельные свойства вещей, или совокупности этих свойств, а целостные образы предметов» [6, с.33].
«Окружающая действительность отражается теперь животным в форме более или менее расчленённых образов отдельных вещей» [6, с.34].
«Интеллектуальную деятельность следует признать высшим уровнем развития психики животных, вслед за которым появляется особая форма психического отражения – сознание» [6, с.37].
Итак, элементарная реакция на воздействие факторов давления окружающей среды приводит к явлению простейшей психики. Вместе с тем, «принципиальное отличие характера приспособления животных от приспособления к среде растений заключается в большей пластичности поведения животных. Всё многообразие форм их поведения можно объединить в четыре группы, каждая из которых отражает специфические особенности развития психического отражения. К таким формам относятся: а) тропизмы, или таксисы; б) инстинкты; в) навыки; г) разумное решение задач, или разумные действия» [6, с.37]. Во-первых, отметим факт развития психики, а значит, в целом, сознание подлежит развитию в ходе эволюционного процесса. Во-вторых, элементарная психическая реакция признаётся у растений (наряду с простейшими). Ни растения, ни простейшие животные не способны к выделению из среды целостных образов. Следовательно, они реагируют только на информационные данные. Хотя в сознании животных и допускается появление целостных образов, но они не могут образы связать в систему, поэтому и не проявляют разумной мыслительной активности (как у человека), руководствуются только инстинктами. «Врождённые элементарные способы реагирования на раздражители являются условием появления чувствительности, то есть условием начала развития психического отражения» [6, с.37]. Пусть растения находятся в начале своего психического отражения, но наличие чувствительной реакции на раздражители указывает на факт обладания элементарным сознанием. Высший уровень сознания и животных выражается в инстинктах и тенденциях к разумному поведению. И это путь к развитию самосознания. Самосознание – уровень развития сознания.
Вот распространённая трактовка этого понятия сознания: «Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу» [3, с.89]. Но, может быть, здесь говорится о самосознании? Почему допускается такое смешение понятий? Самосознание, действительно, присуще человеку. «Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обуславливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание» [3, с.89]. Самосознание человека можно представить в виде некоторой субъективной «Я - концепции», согласно которой у человека складываются представления о самом себе. И самосознание, как было отмечено, проявляется у живых существ вместе со способностью связывать различные образы в сознании в систему.
А если человек не будет себя осознавать? Лишится ли он при этом сознания как такового? «Современная психология определяет сознание как внутреннюю модель внешнего мира. Наличие сознания – наиболее качественная особенность человеческой психики» [5, с.280]. Скорее всего, имеется в виду, самосознание – особенность человеческой психики, в отличие от психики животных. «Оно является вершиной психического отражения» [5, с.280]. Но в чём тогда выражается бессознательный аспект сознания человека?
«Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не даёт себе отчёта. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результатов» [5, с.281]. Складывается впечатление, что бессознательное проявляется тогда, когда утрачен контроль, человек не осознаёт какой-либо фактор воздействия, то есть лишается самосознания (высшего достижения психики). Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области подсознания. В случае торможения самосознания начинает превалировать подсознание. Говоря о психике животных, можно утверждать, что они живут инстинктами, когда их поведение во многом зависит от подсознания. Человек также часто руководствуется инстинктами, вероятно, в периоды «отключения» самосознания. Мы ещё будем подробнее разбирать данные моменты. Но, что происходит, когда человек полностью погружается в мир, так сказать, бессознательного?
«Традиционно психология признаёт два состояния сознания, присущее всем людям: сон, рассматриваемый как период отдыха; состояние бодрствования, или активного состояния сознания» [5, с.287]. Инстинкты и наклонности неразрывно связаны с человеком и во время бодрствования. Но человеческая психика - это отражение окружающего мира в мозгу человека. Если тормозятся функции мозга, то снижается степень отражения действительности? «Фактором, вызывающим сон, является торможение нервных клеток, составляющих кору мозговых полушарий. Динамика возбуждения определяет при этом и характер ответной реакции организма на воздействия его внешней и внутренней среды» [5, с.289]. Понятно, если притупляется отражение реальности с участием мозга, то снижается способность к ответным реакциям организма. А это, по большому счёту, понижение уровня сознания. И вот, получается, при погружении в глубокий сон человек не осознаёт себя. Это бессознательное состояние, где не проявляется самосознание?
Вообще, нам надо чётко определить, если в целом сознание направлено на отражение действительности, существующее вне нас, то оно объективно. Наоборот, в случае направления на внутреннее отражения, сознание субъективно. Работа органов чувств увязана с объективным сознанием. Если их деятельность по передаче информации тормозится, то большую роль начинает играть субъективный фактор. Данные варианты относятся к сознанию вообще, тогда как активность психики человека построена на самосознании. Самосознание связывает объективный мир со своим субъективным миром. Чтобы эту связь устанавливать, нужен, собственно, организм. Отправляясь спать, мы устраняемся от организма, самосознание пропадает. Но некоторый уровень сознания остаётся, пусть и бессознательный. Хотя самосознание исчезает во время сна, обмороков, под действием наркоза, наркотиков. Отсутствие самосознания – не удаление сознания, но активизация бессознательного уровня психики. В общем, сознание человека поделим на две категории: самосознание и бессознательное. Но это тема дальнейших наших исследований. По крайней мере, сознание и самосознание – это не одно и то же. А путь в бессознательное оставляет нас без самосознания.
Давайте обозначим текущий научный подход к проблеме сознания. «Проблема сознания принадлежит к числу наиболее сложных и актуальных проблем современной науки. Актуальность её связана с тем, что без понимания структуры, механизмов формирования и функционирования сознания невозможно построить целостную психологическую концепцию человека» [6, с.43].
«Уникальность феномена сознания состоит в том, что он хорошо понятен на житейском уровне. В то же время на уровне научного знания сознание является одним из самых непонятных явлений человеческой психики» [6, с.44].
Мы не разрабатываем непосредственно психологическую концепцию, но чтобы далее не создавать путаницы, обозначим для себя сложившуюся ситуацию, и выделим, так сказать, классификационные категории активного сознания: 1. Сознание вообще рассматривается нами для любой формы, способной к ответной реакции на воздействие фактора давления среды. 2. Психикой наделены как животные, так и человек, к ответной реакции «присоединяются» эмоциональный и ментальный аспекты (в большей или меньшей степени), имеется мозг. 3. По отношению к человеку выделяется – самосознание (осознание субъектом самого себя в отличие от иного). Именно наличие самосознания отличает нас от животного. Но актуальная и важная проблема сознания в науке остаётся.
«Проблема сознания в психологии занимает странное положение. С одной стороны, все понимают её важность. С другой стороны – не чётко очерчены границы названного явления, так что не ясно, как его исследовать, и можно ли его исследовать вообще. Видимо, сказанное объясняется тем, что термин «сознание» слишком многозначен, им обозначаются разные явления, что и создаёт неопределённую ситуацию Его можно рассматривать как научную категорию (инструмент познания и осознания накопленных знаний) и как психическое явление (средство адаптации к быстросменяющимся условиям внешней среды). В последнем случае можно говорить в его видах: индивидуальном и общественном. Внутри вида можно выделить сферы сознания. В качестве иллюстрации странного положения в психологии понятия «сознания» можно привести результаты исследования. Известно, что нет однозначного мнения относительно состава категорий психологии, не решён вопрос и относительно структуры их совокупности, иерархии в ней» [7]. Кто должен заниматься данным вопросом? Своё исследование мы продолжим.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егоров Т. Г. Психология. М. Воениздат. 1955г. 264 с.: ил.
2. Коломинский Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.— М.: Просвещение, 1980.—224 с: ил
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»)
4. Медведев С.С. Физиология растений: учебник. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 512 с.: ил. – (Учебная литература для вузов)
5. Психология: Учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 520 с.
6. Общая психология: учебное пособие / под общ. ред. Н.П. Ансимовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013.
7. Балин Виктор Дмитриевич Сознание — научная категория или психическое явление? // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2009. №4.






