Библиографический список

Особенности физического развития и питания учащихся

Хореографического колледжа

Д.Именохоева

Научный руководитель

Н.Л.Цыбикова

ГАПОУ РБ «БРХК им.Л.П.Сахъяновой и П.Т.Абашеева»

         БАЛЕТ – трудовая деятельность, начинающаяся с раннего детства, - обучение с 9-10 летнего возраста завершается в 17-18 лет. В таком возрасте выпускники общеобразовательной школы еще только выбирают профессию, воспитанники же хореографического колледжа уже начинают трудовую деятельность. На детский организм падает колоссальная нагрузка не только физическая, но и эмоциональная.

        Известно, что классический танец предъявляет к основному инструменту танцовщика – телу – веками отработанные требования, касающиеся как фигуры в целом, так и отдельных ее частей. И, тем не менее, артист, обладающий идеальным телосложением, хорошей технической подготовкой, постоянно держащий свое тело в тонусе еще не может считаться артистом, если его творчество не несет в себе мысли, чувства, образы, эмоции. Следовательно, искусству балета должны обучаться физически выносливые дети, организм которых сможет приспособиться к любым экстремальным условиям, для чего необходима гибкая, пластичная нервная система.

        Идеальные типы нервной деятельности и темперамента для отбора детей обучению хореографии – это сангвиник и холерик.

        Масса тела (вес) – имеет большое значение для артистов балета. Наибольшие колебания массы тела происходят за счет подкожной жировой клетчатки и изменения массы мышц. Отложение жира алиментарного происхождения легко коррегируется физическими упражнениями и регуляцией режима питания. Отложения жира гормонального характера являются абсолютным противопоказанием обучению в колледже. Для девочек 9-10 лет масса тела должна быть 19-24 кг, для мальчиков – 20-26 кг. Длина тела (рост) – для девочек 114-132 см, для мальчиков – 118-136 см. Важное значение имеет определение росто-весового индекса, который определяется по формуле: I = P – (L – 100), где Р – масса тела, L – длина тела. Для артистов балета этот показатель должен быть отрицательным: для девочек 9-10 лет он равен 15-19, для мальчиков – 10-15.

       Нами было проведено исследование антропометрических параметров учащихся 1/5 класса Бурятского республиканского хореографического колледжа. По результатам оценки этих данных выявилось, что росто-весовые показатели учащихся 1/5 класса в целом соответствуют нормативам, предъявляемым к артистам балета. Этот показатель соответствует норме у 37,5 % девочек и 87,5 % мальчиков, что говорит о недостаточном росте у остальных девочек и мальчиков, или излишнем весе.

      Также были проведены исследования антропометрических параметров у студентов II курса БРХК в период с 2012-2015 г.г.

 

Динамика роста (средняя прибавка, в см)

юношей и девушек II курса

Пол обследуемых Кол-во обследуемых   2012   2013   2014   2015
Мужской 5 0,5 1,2 2 1,2
Женский 5 1,5 1,5 0,8 0,9

 

Динамика веса (средняя прибавка, в кг)

юношей и девушек II курса

Пол обследуемых Кол-во обследуемых   2012   2013   2014   2015
Мужской 5 1,8 2,04 2,36 1,12
Женский 5 1,3 1,28 1,44 0,9

          

      За период обследования студентов II курса средняя годовая прибавка в росте у юношей составила – 1,22 см, у девушек – 1,17 см; средняя годовая прибавка в весе у юношей – 1,83 кг, у девушек – 1,23 кг.

      По результатам оценки антропометрических параметров студентов II курса выявилось отличие росто-весовых показателей от средних данных учащихся общеобразовательных школ. Заметно замедленное физическое развитие у студентов хореографического колледжа в отношении, как роста, так и веса, отставание от учащихся общеобразовательных школ на 1-2 года. 

       Существующий дефицит веса не должен сопровождаться снижением работоспособности, ухудшением самочувствия и  состояния здоровья. Большие физические нагрузки, неизбежные в балете, сопровождаются высокими энергозатратами и требуют для поддержания нормального состояния организма высокой энергетической ценности пищи.

     Расход энергии у учащихся хореографического колледжа, а соответственно и потребность в пище значительно колеблется в зависимости от возраста и пола (от 2650 килокалорий до 3600). Поэтому существующий в настоящее время единый рацион питания для всех учащихся, то есть ежедневная выдача одинакового количества пищи девочкам 10-11 лет и юношам 17 лет является в корне неверным. При таком построении питания учащиеся младших классов получают пищу в избытке, а остальные не покрывают своих потребностей за счет рациона и докупают продукты по своему усмотрению, без учета их полезности и необходимости. В результате ­– девочки, как старшие, так и младшие, нередко накапливают лишний вес и начинают беспорядочно голодать, принося большой ущерб своему здоровью. Мальчики и юноши значительно реже набирают избыточный вес, но при такой беспорядочности питания снижается их работоспособность, замедляется рост и развитие организма.

     Питание учащихся в хореографических колледжах, прежде всего, должно быть дифференцированным по возрасту, полу и адекватно энергозатратам. Качественная сторона питания (то есть содержание в пище белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и т. д.) должна строиться с учетом особенностей обмена веществ при занятиях хореографией. Эти особенности заключаются в усилении процесса обмена белка, затруднении из-за дефицита кислорода, который неизбежно возникает при напряженной мышечной деятельности, окислении жира и использовании его энергии, отчего способность углеводов окисляться (как в присутствии кислорода, так и без него) делает их в данной ситуации незаменимым источником энергии.

      Все это обуславливает необходимость в белково-углеводной направленности рациона питания учащихся и снижении количества жировых продуктов, избыток которых в питании будущих артистов опасен тем, что жиры не только не используются организмом для восстановления энергозатрат, но и не полностью окисляются, и продукты их неполного сгорания неблагоприятно влияют на состояние организма в целом. Наиболее приемлемым соотношением белков, жиров, и углеводов при усиленной мышечной деятельности является 1 – 0, 8 – 4.

 

 

Библиографический список

1. Н.А.Абыкова. Особенности физического развития детей в условиях Сибири и Севера// Особенности физического развития учащихся хореографических училищ в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальневосточного региона. Якутск, 2003.

2. И.Л.Баднин. Охрана труда и здоровья артистов балета. М.: Медицина, 1987.

3. В.В.Белоус. Темперамент и выбор профессии// Профессиональное обучение хореографии и психофизиологические особенности подростка. Пермь, 1981.

4. Т.И.Васильева.  Тем, кто хочет учиться балету. М.: ГИТИС, 1994. 

5. Журнал «Балет». 2005г. № 7.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: