Анализ фильма «Аватар», 2009 года, режиссер Джеймс Камерон

С точки зрения архетипического развития эго по книгам Эриха Ноймана «Ребенок» и «Происхождение и развитие сознания».

 

Сюжет фильма начинается на Земле будущего. Главный герой Джейк Салли — бывший морской пехотинец. Участвуя в войне в Венесуэле, Джейк получил ранение, в результате которого повредил позвоночник и оказался парализован ниже пояса, из-за чего был вынужден передвигаться только в инвалидной коляске. Так как его ветеранского пособия было недостаточно, чтобы оплатить лечение, он был вынужден ждать своей очереди, которая могла никогда не наступить, между делом проводя дни либо в своей крохотной квартирке, либо в баре.

Мир Джейка Салли – это современный мир, где властвует солярный патриархат. Этот мир развитого сознания и эго освободился от природы и бессознательного. Но эта дифференциация чрезмерна. Чрезмерна акцентуация сознания, Эго и рассудка. Она проявляется в склерозе сознания и одержимости. Дух отождествляется с интеллектом, а сознание – с мышлением. Девиз этого мира «сильный пожирает слабого». Власть над жизнью принадлежит убийцам, бандитам, ворам, лжецам, тиранам и мошенникам. Их беспринципность и лицемерие осознаются и вызывают восхищение. Динамизм одержимой личности оказывается очень высоким, потому что в своей ограниченной примитивности она не переживает никаких изменений. Поклонение «зверю», «власти», «деньгам» господствует везде.

В этом мире главный герой, Джейк Салли, ощущал себя потерянным, ненужным, бессильным. Жизнь без смысла. Он был солдатом, участвовал во многих сражениях, он выдерживал любые испытания и готов был отдать жизнь за высшую цель. Но сейчас прикован к инвалидному креслу, он немощен. И в итоге оказался не нужным свой стране.

Джейк показывает бунт против этого мира. Проводя очередной вечер в баре, он наблюдает сцену как сильный мужчина показывает свою власть женщине, подавляя ее, принуждая остаться с ним. Джейк с грустью наблюдает за этой картиной, а потом принимает решение что-то изменить в этой ситуации: на инвалидном кресле он сбивает его с ног, падает на него сверху и лежа избивает его.

«Мне снилось, что я летаю. И я был свободен». Это желание человека освободиться от рамок и ограничений, зависимостей, и сигнал о происходящем духовном росте.

Джейк готов для чего-то нового. Для познания себя, для следующей фазы своего развития. Но в этой реальности, в этом мире он ощущает бессилие и безвыходность. В таком мире отсутствуют ритуалы. У отдельной личности, развивающейся от адаптации к индивидуации, нет поддержки группы общества. Для перехода от одной архетипической фазы развития к другой недостаточно осознания, необходима поддержка, которой нет. Как результат эти переходы сопровождаются критическими моментами тревоги, страха и даже психическими заболеваниями, поскольку одного только осознания мало для того, чтобы человек справился со своей жизнью.

Первоначальную идею в этом фильме я поняла, как воплощение мечты, фантазии современного человека о другой жизни. Не просто мечты, а неистового желания о другой реальности, о «новой жизни в новом мире», о бунте против действительной реальности.

Джейку дается такой шанс. Ему предлагают выполнить задание вместо погибшего брата-близнеца, ученого: совершить путешествие в несколько световых лет к базе землян на планете Пандора, где корпорации добывают редкий минерал, имеющий огромное значение для выхода Земли из энергетического кризиса. Так как у него одинаковый генетический код с братом-близнецом – его смогут подключить к аватару брата. Аватары — созданные при помощи генной инженерии гибриды, полученные комбинированием человеческой ДНК и ДНК коренных жителей планеты Пандоры, На`ви.

На Пандоре Джейк знакомится с полковником, ярко выраженным представителем мира, где «сильный пожирает слабого». Полковник проводит инструктаж новичкам: «…выживут не все…». К «ученым-импотентам» он относится с пренебрежением и презрением. Так же как и к аборигенам Пандоры.

Полковник заключает сделку с Салли. Джейку необходимо втереться в доверие к местному населению, изучить их и уговорить переселиться, так как сейчас их поселение находится на самом крупном месторождении очень дорого минерала, анаптаниума. «Они сидят на моих деньгах».

Первый контакт с новым телом. Джейк не слушает указания других, он слушает свои ощущения. Сразу устанавливает связь с телесной самостью, он доверяет телу, проверяет его возможности. С удовольствием наслаждается новыми ощущениями, которые дает это тело: сила, гибкость, слух, вкус, цвета, осязание…

Клан Оматикайя -один из лесных кланов На’ви, обитающий глубоко в джунглях Пандоры. Это матриархальный мир.Магическо-фаллическая стадия развития.

Личность и эго, а также весь клан следуют природной воле бессознательного, охвачены магической активностью. Племя выполняет роль самости, на которую опирается каждая личность. У народа очень сильна связь с природой, Великой матерью. Мир как единое целое и каждая его часть как весь мир. Весь мир связан единой сетью нейроновых связей (как социальная сеть). Это особое мистическое соучастие, связанность всего. После смерти вся память человека и опыт не пропадают, а встраиваются в единую систему через Эйву. Животные и На’Ви могут подсоединяться к этой сети через нейросвязь, передавая информацию в «центр». Благодаря связи с Эйвой На’ви могут «загружать» и «скачивать» знания и воспоминания, а также использовать Эйву в качестве «передатчика» при переселении разумов

Эйва — коллективное самосознание Пандоры, богиня народа На’ви. Именно через Эйву На’ви способны соединяться со своими лютоконями и банши, обходя длительный процесс приручения этих животных, и через Эйву же луна осуществляет постоянный контроль за природным равновесием, не допуская нарушений. Таким образом, вся Пандора объединена в один разум.

У клана очень много ритуалов. Есть ритуалы при убийстве на охоте, связанные с искуплением убийства животного, которое является частью единого целого и детищем Великой матери – природы, мира, земли.

В клане правящий тандем: Мо’ат и Эйтукан.

Эйтукан — вождь клана Оматикайя, супруг Мо’ат и отец Нейтири. Предводитель клана у На’ви, аналог вождя у земных племен людей: именно он принимает важные решения и отдаёт приказы другим членам клана.

Мо’ат — тсахик клана Оматикайя, супруга Эйтукана. Тсахик — духовный лидер клана На’ви, аналог шамана у земных племен людей: именно она занимается толкованием воли Эйвы, а также является наставником и советчиком для других членов клана. «А это мать. Она — тсахик, она рассказывать, что хочет Эйва».

Режиссер показывает свое предпочтение: тсахик принимает сама интуитивное решение и освобождает Джейка, что бы тот помог народу На’ви. И это было верное решение. В отличие от решения вождя, хотя его решение было логичным и соответствовало правилам клана.

Женщины этого народа сами выбирают себе мужа.

В этом клане есть признаки и магически-воинственной стадии. Например, обряд инициации охотника: рождение не от женщины. Рождение в племени, обряд принятия в племя. Однако, это все не для того что бы победить Великую мать. А для того, чтобы сбалансировать ее. Поляризация в клане есть, так как архетип Отца проявлен в виде легенды о Торук Макто. Он не противопоставляет себя Великой матери, не восстает против нее, а сопровождает ее, помогает ей, помогает своему народу в особо тяжелые времена, когда есть необходимость в нем. Это архетип изначального Бога-отца с защищающим, укрывающим характером, относящимся к материнскому символизму. Место его обитания – небеса. После того как необходимость исчезает, Торук Макто уходит.

Торук Макто (на языке На’ви – наездник последней тени) — историческое прозвище, которым На’ви называли своего соплеменника, сумевшего оседлать большого леоноптерикса. Он похож на летающего дракона. «Выше него никто не летает». Турук-макто – это соединение воина с тотемным животным, отцом-основателем и духовным предком. Эго может проявить себя как воинственное только в особых случаях, эмоционально подпитанных и ненадолго: приходит Турук-макто для того, чтобы повести клан за собой на войну. Клан преклоняется перед Ужасным мужчиной отцовским архетипом и соглашается идти за ним.

«– Прадед моего прадеда был Торук Макто, наездник последней тени...

– Это возможно?

– Торук выбрал его. Такое всего пять раз было со времен Первых Песен…»

Обучение Джейка. Сначала Эйтукан хочет казнить его, но Джейка «выбрала Эйва», когда семена Эйвы покрыли его.Тсахик принимает решение, что Нейтири,младшая дочь Эйтукана тсахик Мо'ат, будет обучать его, что бы он стал воином клана. «Учись хорошо, Жейксулли, и мы посмотрим, можно ли вылечить твоё безумие.» Для них люди земли безумны. «У тебя сильное сердце, нет страха. Но глупый, бестолковый, как ребёнок!». Джейк быстро обучается, он устанавливает связь между эго и бессознательным, с самостью. Это стадия развития оси эго-самость. Его Эго уже достаточно развито, он готов для перехода на следующую стадию развития. Джека принимают в клан, проводится ритуал посвящения. Теперь он – Оматикайя. Но этого недостаточно для перехода на следующую стадию. Для перехода всегда нужно восстать и противопоставить себя действующему архетипу.

Люди современной земли и народ Пандоры не могут взаимодействовать. Мир магического матриархата и воинственного патриархата могут только противопоставляться. Полковник принимает решение уничтожить место поселения клана Оматикайя – дерево-дом.

Джейк Салли восстает против полковника. Он оседлал леоноптерикса, стал следующим Торук-Макто и призвал народ На’ви для войны с людьми. Перед сражением Джейк обращается к Эйве за помощью: «…Ты увидишь наш мир. Там нет зелени. Они убили свою мать. И здесь сделают тоже самое…». Эйва ответила, животные Пандоры помогли На’ви. Людей изгнали с Пандоры.

Благодаря этому шагу Джейк переходит на следующий этап своего развития. Оматикайя с помощью Эйвы проводят ритуал перенесения сознания и разума Джейка из человеческого тела в тело аватара.

Заключение. Фильм «Аватар» – это фантазия о возможном развитии человечества. Это некий парадокс. Что бы перейти на следующую стадию развития мира необходимо установить связь с прошлым, с природой и отказаться от ценностей современного мира, где «сильный пожирает слабого». В чем и есть принцип уробороса – в конце пути необходимо вернуться к его началу. Поворот ума от сознания к бессознательному, ответственное сближение человеческого сознания с силами коллективного бессознательного – вот в чем задача будущего. Для этой подготовки необходим герой, он и его трансформация – испытательный полигон для коллектива. Этим героем в фильме стал Дейк Салли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: