Основные законы рынка

План урока № 30-31

Профессия 16675 Повар

Дата проведения 28.05.2020г

Группа 1П

 

Тема программы. Рыночная экономика.

Тема урока Рынок, его типы и значение для экономики. Рыночный механизм.

                                                                                                                                           Задание:

  1. Ответить письменно в тетрадях на вопросы:

- Что такое рынок?

- Какие типы рынков вы знаете?

- Каково значение рынка для экономики?

 

  1. Просмотреть видеоурок.

Рынок и рыночный механизм

https://www.youtube.com/watch?v=WxoI_fmX8lk

Домашнее задание: Заполнить таблицу, используя информацию из приложения 1.

  Определение (характеристика)
Рыночный механизм  
Элементы рыночного механизма  
Взаимодействие спроса и предложения определяет  
Спрос  
Величина спроса  
Виды спроса  
Факторы, влияющие на спрос  
Спрос зависит  
Предложение  
Объем (величина) предложения  
Неценовые факторы предложения  
Предложение зависит  
На рынке формируются две цены  
Закон спроса  
Закон предложения  
Равновесная цена  
Цена спроса  
Цена предложения  
Дефицит  
Профицит товаров  

                                                                                         

Приложение 1

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д. На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления — спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства. Важно отметить, что рыночный механизм проявляется как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), функционировать в конечном счете на пользу потребителей. Действие этого механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию. Поэтому для реализации рыночного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее функционирует механизм саморегулирования рыночной экономики. На рынке продавцы и покупатели на свой страх и риск совершают обменные сделки. Все боятся прогадать, быть обманутыми, понести убытки. Все хотят продать подороже, а купить подешевле. Риск выражается в том, что товаропроизводитель стремится предугадать спрос, сформировать его и выпустить продукцию по высоким ценам, когда рынок еще не насыщен. В это время он рискует быть обойденным конкурентами, вложить деньги в производство неперспективных товаров, произвести товаров больше, чем требует рынок, и продать товар за бесценок. Таким образом, на рынке стихийно возникают различного рода конфликты, которые разрешаются с помощью рыночного механизма. Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов. Сам рыночный механизм содержит в себе элементы: 1) саморазвития и 2) государственного регулирования путем воздействия государства на спрос, предложение, цены и конкуренцию.  Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Рыночный механизм: механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка; механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции; механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка (изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли).  Элементы рыночного механизма:                                                                                   субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т. д.); объекты (различные виды рынка товаров);                                                                   экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;                                                                                                                              наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;                                                                                                                                                    механизм ценообразования.  Взаимодействие спроса и предложения определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать. Цены являются важнейшим инструментом рынка, так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара.  Спрос:                                                                                                                                                желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени;                        платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге. Величина спроса - это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Виды спроса:                                                                                                                         индивидуальный спрос,                                                                                                                     рыночный спрос,                                                                                                                                         спрос на факторы производства (спрос производства),                                             потребительский спрос. Факторы, влияющие на спрос: реклама, мода и вкусы, ожидания потребителей, изменения предпочтений окружающей среды, доступность товаров, величина доходов, полезность вещи, установленные цены на взаимозаменяемые товары, количество населения. Предложение - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Объем (величина) предложения - количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени. Неценовые факторы предложения:                                                                                             цены на ресурсы;                                                                                                                                    налоги и дотации;                                                                                                                                    цены на другие товары;                                                                                                                 технология производства;                                                                                                                    число продавцов на рынке;                                                                                                            ожидания изменения цен.  На рынке формируются две цены: цена спроса (максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар) и цена предложения (минимальная цена, по которой производитель готов продать товар). Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить. Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает, и наоборот. Цена, при которой величины спроса и предложения товара совпадают, называется равновесной.

Основные законы рынка

Закон спроса

Спрос – это желание и возможности потребителя приобрести конкретный товар или получить услугу.

 

Закон спроса гласит: чем выше цена, тем ниже спрос, и чем ниже цена, тем выше спрос.

 

Величина спроса – это такое количество товаров и услуг, которое покупатель готов и способен приобрести по данной цене в данное время.

 

  Спрос зависит

От денежных доходов покупателей

От размеров рынка (чем больше размер рынка, тем меньше будет спрос на ваш товар).

От льгот потребителям (различные скидки, акции увеличивают спрос)

Субъективные вкусы населения (например, жители приморских городов предпочитают морепродукты, в то время, как в центре России они пользуются меньшим спросом).

Наличие товаров- заменителей (какой-то товар стоит значительно выше его заменителя, то предпочтение отдают более дешёвому, например, апельсины и мандарины, чай и кофе).

 

Закон предложения

Предложение – это желание и возможности производителя продать конкретный товар или услугу.

Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение.

 

Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое производитель может предложить по данной цене в данное время.

 

Предложение зависит

От цен на ресурсы (например, повысили цены на электроэнергию, снизилось предложение, так как увеличились расходы предпринимателя)

От налогов

От товаров-заменителей на рынке

От количества на рынке аналогичной продукции

От уровня технического прогресса и степени его использования предпринимателями

 

Цена

Цена – это денежное выражение стоимости товара на рынке.

Она может равняться стоимости товара, быть выше или ниже её.

 

Цена – это количество денег, которое покупатель готов заплатить, а продавец желает получить за определённый товар.

 

Цена спроса – максимальная цена, по которой покупатель может приобрести товар.

 

Цена предложения – минимальная цена, по которой предприниматель может продать товар.

 

Рыночная цена — (или её называют равновесная цена) – цена, при которой объём спроса равен объёму предложения.

 

Дефицит – спрос выше предложения.

 

Профицит товаров – спрос ниже предложения.

 

Прибыль – превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу.

 

Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно только товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену.

 

Цена, по которой заключается реальная сделка, — равновесная цена.

 

 «Невидимая рука» рынка.

Положение, когда участники рынка стремятся обеспечить повышение благосостояния всех, по мере того как каждый продавец и каждый покупатель стремятся удовлетворить личный интерес в отношении своего благосостояния, известный английский экономист Адам Смит называл «невидимой рукой» рынка. Именно она заставляет каждого думать об интересах других, потому что иначе результат труда может оказаться ненужным и вместо выгоды принести убытки. «Невидимая рука» рынка направляет желание отдельных производителей на общее благо.

 

Так устроен рынок — каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: