С утверждением 8 февраля 2013 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года теряет актуальность дилемма о "рассечении" пространства возможных сценариев развития Мурманской области на два разнородных горизонта, в которой комплексное освоение с опорой на развитую городскую систему "противостоит" вахтовому освоению "кладовых" Кольского полуострова и континентального шельфа - государство уверенно заявило о наращивании своего присутствия в Арктическом регионе на основе комплексного социально-экономического развития АЗРФ. Одновременно в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Правительством Российской Федерации ставятся задачи перехода к инновационной социально ориентированной модели развития.
Построение сценариев проводилось для двух вариантов, определяемых соответствующими сценарными условиями развития мировой, национальной и региональной экономики:
|
|
1) продолжение наблюдаемой по данным официальной статистики и оценкам национальных правительств стагнации мировой экономики с очень незначительным ростом или балансированием между незначительным ростом и незначительным спадом;
2) постепенное восстановление мировой экономики, увеличение инвестиционной активности и рост спроса на мировых рынках.
Исходя из данных условий определены следующие сценарии социально-экономического развития Мурманской области:
1. Стабилизационный (инерционный) сценарий, обеспечивающий удержание имеющихся позиций и формирующий условия для "стартового рывка" в фазе нового роста мировой экономики.
2. Сценарий опережающего развития в условиях постепенного восстановления мировой экономики и роста спроса на мировых рынках.
Стабилизационный и сценарий опережающего развития предусматривают реализацию указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606, учитывают создание современного крупного транспортно-логистического центра на базе Мурманского транспортного узла, функционирование особой портовой экономической зоны, а также реализацию других инвестиционных проектов в различных сферах жизнедеятельности (основные из которых представлены в приложении N 1), но в разные периоды. Однако реализация крупных проектов в зоне арктического шельфа и строительство заводов СПГ и НПЗ предусматривается только в сценарии опережающего развития.
Стабилизационный (инерционный) сценарий отражает пролонгацию действующих в настоящий период тенденций в ключевых сферах экономики Мурманской области и основывается на консервативных оценках прогнозного роста основных показателей развития Арктической зоны Российской Федерации. Предполагается, что темпы роста валового регионального продукта <5>, реальных среднедушевых доходов населения, бюджетных доходов будут оставаться в русле тенденций, сложившихся в регионе перед мировым кризисом до 2008 года, а ожидаемые структурные сдвиги в региональной экономике будут происходить медленными темпами.
|
|
Внешнеэкономическая конъюнктура продолжает сохранять некоторые благоприятные компоненты для развития Мурманской области. Не прогнозируется падение рынков минеральных удобрений, редких земель, элементов и минералов, используемых для производства специальных сталей и других материалов для производств оборонного назначения, продукции рыбохозяйственного комплекса. В то же время дефицит инвестиционных средств предопределяет превалирование экстенсивного пути развития над интенсивным, что повышает вероятность закрепления Мурманской области в сырьевом сегменте мировой экономики и глобальной системы разделения труда. Такая траектория в рамках инерционного развития ведет к консервации экспортно-сырьевой модели с опорой на добычу и неглубокую переработку сырья, низким темпам модернизации инфраструктуры, снижению конкурентоспособности обрабатывающих производств, что в совокупности сформирует понижающий тренд темпа роста ВРП.
Региональная экономика преимущественно базируется на использовании природных ресурсов, а горнопромышленный комплекс остается ведущим в ее структуре. В энергетическом комплексе осуществляются проекты по реконструкции, модернизации и повышению энергоэффективности существующих генерирующих мощностей и сетевого хозяйства. В рыбной промышленности по-прежнему будет превалировать выпуск продукции, не прошедшей глубокой переработки. Транспортный комплекс, как и инфраструктура региона в целом, ориентирован на обслуживание добывающих отраслей и развивается умеренными темпами.
Сохранится социальная и экономическая неоднородность пространства региона, отток трудоспособного населения и пенсионеров будет продолжаться. В этой связи стабилизационный сценарий может реализовываться в инерционном режиме только в фазе вялотекущей стагнации мировой экономики, в условиях низкой инвестиционной активности и высокой волатильности рынков.
Конкурентные преимущества Мурманской области и использование открывающихся возможностей при более благоприятных внешних и внутренних условиях дают основания для реализации сценария опережающего развития, в соответствии с которым Мурманская область - стратегический центр Арктической зоны Российской Федерации.
Сценарий опережающего развития, выбранный целевым, основан на сдержанно-оптимистичных прогнозах относительно восстановления глобальной экономики, включая ее американский сегмент в совокупности с дальнейшим развитием экономик государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается тесное сотрудничество полярных стран с участием Мурманской области по широкому спектру направлений, в том числе в совместном освоении крупных месторождений континентального шельфа.
Темпы роста по отдельным показателям, характеризующим развитие технологий, в Мурманской области будут выше среднероссийских за счет реализации нескольких крупных промышленных и транспортных проектов. Предполагается начало освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, наращивание грузооборота на трассах Северного морского пути за счет транспортировки с новых месторождений и интенсификации транзитных потоков из Европы в страны АТР, строительство нефтеперерабатывающего завода и завода по сжижению природного газа.
|
|
Реализация сценария опережающего развития предполагает мощный приток инвестиций посредством привлечения ресурсов отечественных и иностранных корпоративных инвесторов, а также институтов развития, создание благоприятной институциональной среды, опережающее развитие элементов сервисной экономики, транспортной, информационно-телекоммуникационной, энергетической инфраструктур, производств глубокой переработки природных ресурсов, нацеленных на получение продукции с высокой добавленной стоимостью, активное внедрение технологических, организационных и институциональных инноваций. Мурманская область в максимальной степени реализует накопленный инновационный потенциал.
К 2025 году произойдет изменение отраслевой структуры валового выпуска, особенно по темпам роста вклада в ВРП отдельных элементов сервисной экономики и обеспечивающих производств. Существенно возрастет роль промышленного рыболовства, аква- и марикультуры, биотехнологий.
Кроме того, лидирующие позиции займут имеющие значительный потенциал и интенсивно развивающиеся туристско-рекреационный бизнес и другие элементы сервисной экономики (их доля в структуре занятости может превысить 50 %). Ожидается также резкое усиление роли инфраструктурных отраслей. Быстрыми темпами будет расти вклад морских перевозок за счет эффективного использования транспортно-транзитного потенциала Мурманской области.
Для транспортировки грузов на экспорт, в том числе продукции нефтеперерабатывающего завода и завода по сжижению природного газа, будет в основном использован морской транспорт. Предусматривается активное формирование открытого для международных обменов пространства, полноценное использование транзитного потенциала Северного морского пути, чему будет способствовать обновление атомного ледокольного флота.
Увеличится экономическая отдача военно-морской деятельности в результате военно-гражданской интеграции и внедрения перспективной формы новейших институциональных структур, в которой объединяются элементы финансово-экономического и оборонного характера, - российских военно-морских промышленных консорциумов, способствующих диффузии инноваций и конвертации накопленных технологий двойного применения в продукцию и услуги гражданского назначения. Комплексные научные исследования обеспечат генерирование перспективных технологий по основным направлениям научно-технического прогресса, выступая катализатором перехода Мурманской области на инновационную траекторию развития.
|
|
Сценарий опережающего развития реализуется по линии концентрации инвестиционных возможностей на внедрении нововведений без заметного наращивания статистических объемов соответствующих мощностей, то есть в направлении замещения традиционных производств на новые, инновационно активные предприятия. Предполагается сформировать стимулы создания на местной ресурсной базе современной высокотехнологичной фармацевтической промышленности, новых высокотехнологичных и наукоемких видов деятельности. В целях модернизации экономики и социальной сферы на инновационной основе будут оптимизированы инфраструктурный комплекс и пространственная структура экономики, включая сеть региональных финансовых и государственных нефинансовых институтов развития.
Основные показатели социально-экономического развития - численность занятых, реальные денежные доходы населения, темп роста ВРП будут иметь более позитивную динамику (рис. 1, табл. 1):
Рисунок 1. Сценарии развития 1 и 2: отдельные макропоказатели
Наименование показателя | Вариант | 2012 | 2013 | Среднее значение | 2025/2012 | ||
2014 - 2016 | 2017 - 2020 | 2021 - 2025 | |||||
ВРП | 1 | 100,4 | 104,2 | 99,6 | 100,4 | 99,1 | 100,1 |
2 | 102,9 | 111,7 | 111,6 | 305,1 | |||
Промышленность | 1 | 100,8 | 102,1 | 101,0 | 99,8 | 99,0 | 99,0 |
2 | 102,1 | 108,9 | 108,9 | 233,9 | |||
Инвестиции в основной капитал | 1 | 121,2 | 104,0 | 100,0 | 104,9 | 98,4 | 115,2 |
2 | 111,0 | 110,2 | 104,9 | 259,8 | |||
Строительство | 1 | 95,7 | 100,5 | 93,1 | 104,3 | 100,7 | 100,5 |
2 | 105,7 | 110,8 | 103,6 | 211,8 | |||
Розничный товарооборот | 1 | 105,8 | 105,4 | 103,3 | 103,0 | 101,9 | 143,3 |
2 | 103,3 | 106,5 | 112,3 | 226,3 | |||
Реальные располагаемые доходы | 1 | 103,7 | 105,8 | 103,3 | 102,8 | 102.3 | 146,2 |
2 | 103,5 | 105,4 | 110,3 | 236 | |||
Реальная заработная плата | 1 | 107,4 | 104,8 | 102,8 | 103,1 | 103,7 | 154 |
2 | 103 | 106,7 | 110 | 240 |
Таблица 1. Темпы роста (снижения) значений основных показателей социально-экономического развития Мурманской области на период до 2025 года, в % к предыдущему году