По патриотическому воспитанию

Формы и методы работы библиотек

Необходимым звеном в системе патриотического воспитания и просвещения являются библиотеки. Библиотеки, как накопители исторической памяти, выступают информационными проводниками между поколениями и остаются достойными хранителями патриотических традиций. Перед библиотеками стоит нелёгкая задача – развитие у подрастающего поколения через книгу высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству.

Вопросы патриотического воспитания охватывают практически все сферы деятельности библиотеки:

-изучение и формирование информационных потребностей определённых категорий пользователей;

-формирование и использование фондов исторической, художественной и краеведческой литературы;

-сотрудничество библиотеки с другими учреждениями и организациями;

-развитие краеведения как составной части историко-патриотического воспитания.

Библиотеки, используя современные формы и методы библиотечной деятельности, ведут работу по патриотическому воспитанию населения в самых различных направлениях:

‒ военно-патриотическое воспитание ‒ последовательная деятельность по воспитанию человека, способного с оружием в руках защищать свою Родину, формирование как морально-психологических и нравственных качеств, так и физическое совершенствование личности;

‒ гражданско-патриотическое воспитание ‒ переосмысление мотивов поведения, сути взаимоотношений государства и гражданина; воспитание мыслящего гражданина, способного противостоять манипуляциям со стороны деструктивных политических сил и средств массовой информации, имеющего независимое суждение, умеющего рационально обосновать свою точку зрения;

‒ героико-патриотическое воспитание ‒ сохранение и популяризация исторического, литературного, документального наследия Великой Отечественной войны; увековечивания подвига ветеранов войны и тружеников тыла, их героического вклада в Победу; укрепление связи между ветеранами и молодёжью и т. д.; пропаганда службы в армии, воспитание гордости за военные достижения родной страны;

‒ национально-патриотическое воспитание ‒ формирование чувства любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ.

Деятельность библиотек, направленная на сохранение исторической памяти и передаче её подрастающему поколению через систему информационно-библиотечных мероприятий, может быть очень разносторонней. Это различные зрелищные мероприятия, направленные на вызов сильных положительных эмоций, которые способствуют закреплению интереса к теме; клубные формирования, которые должны показывать и в дальнейшем закреплять правильный стереотип поведения; информационно просветительские мероприятия, заставляющие думать и анализировать; игры и викторины, повышающие интерес к теме, основанные в духе соревнования; дискуссии, формирующие умение обосновать свою точку зрения, выработать правильную позицию; флешмобы для привлечение внимания; создание артобъекта с целью участие в деятельности, направленной на формирование патриотизма. Всё это, в совокупности с интерактивными формами, может воспитывать и постепенно формировать модель поведения гражданина с активной жизненной позицией.  

Условно формы библиотечных мероприятий можно разделить на три блока: 

1. Диалоговые формы массовой работы: историческая дискуссия, гражданский форум, литературно-исторический мост, читательская конференция, вечер, диалог, исторический журфикс (определённый приёмный день или вечер в течение недели или месяца, назначенный на весь сезон).

2. Рекламно-информационные формы массовой работы: литературно-музыкальный вечер, премьера книги, электронная презентация исторических книжных выставок, парад исторических книг, исторический фотоколлаж, дни историко-краеведческой книги и др.

3. Игровые формы массовой работы: конкурс эрудитов, турнир знатоков, выездной читальный зал, библиогастроли, исторический коллаж, военный дилижанс, литературная карусель, исторический калейдоскоп, салон интеллектуального чтения, интеллектуальный марафон, исторические и литературные игры, пресс-бой, книжный аукцион, историческое колесо.

Новейшие телекоммуникационные технологии позволяют проводить интерактивные выставки, виртуальные экскурсии и медиа-обзоры, фестивали фильмов, Интернет-эфиры и видеомосты, видеопрезентации, слайд-рассказы.

Создание буктрейлеров ‒ одно из направлений, современный способ продвижения книг в видеоформате с целью рассказать о книге в ролике продолжительностью не более 3 минут. Совершенствованию форм и методов патриотического воспитания способствуют аудио и видеодокументы, созданные в библиотеке; электронные иллюстрированные издания по краеведению, истории города (района), персональная краеведческая электронная база данных. Музеи и музейные комнаты, организованные при библиотеках сохраняют и экспонируют подлинные исторические документы.  

Среди эффективных форм необходимо отметить создание специального раздела веб-страницы по патриотическому воспитанию, где может быть представлена фотогалерея портретов-земляков, участников Великой Отечественной войны. Социальные сети – хороший инструмент для продвижения материалов проекта, создания проектных сообществ, неформального общения участников и сторонников проекта. Блог проекта можно рассматривать как площадку для самовыражения, где можно публиковать новости в более свободной форме, чем на сайте, делиться размышлениями, сомнениями, промежуточными результатами, высказывать личную точку зрения.

Программно-проектная деятельность позволяет сделать работу библиотек по патриотическому воспитанию плановой, системной, постоянной. Всё многообразие библиотечных проектов, связанных с Великой Отечественной войной, можно разделить на:

‒ справочно-библиографические (предоставление доступа к базам данных, библиографическим пособиям, виртуальным книжным выставкам, обзорам литературы);     

‒ коллекционные (предоставление доступа к собраниям полных текстов документов);

‒ исследовательские (предоставление доступа к материалам и результатам научно-исследовательской работы, проводимой непосредственно библиотекой или в сотрудничестве с другими учреждениями);

‒ мемориальные (предоставление доступа к материалам, собранным библиотекой из различных источников);

‒ культурно-просветительские (предоставление доступа к информации об акциях и мероприятиях, проводимых библиотекой, организация интерактивных акций онлайн).

К справочно-библиографическим проектам относится создание библиотеками библиографических баз данных и изданием библиографических указателей. Тематические библиографические ресурсы в большей степени присутствуют в сети Интернет в форме библиографических указателей.

Коллекционные проекты, обеспечивающие доступ к полным текстам документов, наиболее ценны для удалённых пользователей. Такие коллекции документов периода Великой Отечественной войны представлены на портале Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина (http://www.prlib.ru), в электронной библиотеке Республики Карелия (http://elibrary.karelia.ru/rare.shtml? section_id=4).

Исследовательские проекты чаще всего связаны с деятельностью библиотек в годы Великой Отечественной войны. Примерами могут служить проекты Российской государственной библиотеки (http://pobeda.rsl.ru), Российской национальной библиотеки (http://www.nlr.ru/history/vov),

Библиотеки Российской Академии наук

(http://www.rasl.ru/library/doc_blokada.php).

Проекты, которые относятся к категории мемориальных, становятся всё более популярными не только в библиотечной среде. В рамках этих проектов ведется сбор воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, свидетелей оккупации территорий нашей страны немецкофашистскими захватчиками, узников концлагерей, советских граждан, угнанных в Германию и отбывавших там трудовую повинность. Именно такие проекты часто становятся своего рода компанией, приуроченной к юбилейной дате. Объединение усилий различных библиотек (и не только библиотек) – наилучшее решение этой проблемы, тем более что для коллективных проектов гораздо эффективнее и поиск инвестиций, в этом случае можно рассчитывать и на хороший дизайн, грамотную навигацию, профессиональную корректуру материалов.

Культурно-просветительские акции, приуроченные к определённой памятной дате, – самый краткосрочный проект. Задача любой акции – привлечение внимания определённого круга людей, вовлечение их в проводимое мероприятие. Как правило, Интернет используется как средство информирования о проекте (анонсы мероприятий, пресс-релизы) либо как площадка для размещения результатов проекта (отчёты, пост-релизы). Эта информация быстро теряет свою актуальность и растворяется в общем потоке новостей, публикуемых на сайте библиотеки. Для продвижения культурно просветительских акций необходимо активно использовать сетевые средства массовой информации, социальные сети.

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание ‒ это очень важная и сложная работа, в которой заинтересовано и государство, и общество. Практика показывает, что она должна быть многоплановой, систематической и целенаправленной. В этой работе должна быть скоординирована деятельность и государственных органов, и общественных объединений, и организаций, и образовательных учреждений.

Одной из важных задач в работе по улучшению патриотического воспитания молодёжи является координация молодёжных общественных организаций посредством создания, в первую очередь, Центров патриотического воспитания. В 2012 году Министерством образования Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» (http://роспатриотцентр.рф).

Необходимой становится совместная работа библиотек и других учреждений по патриотическому воспитанию граждан России, направленная на развитие патриотизма через систему краеведческих знаний и духовно-нравственного воспитания. И лишь тогда результатом функционирования системы патриотического воспитания станет духовный и культурный подъём государства, достижение социальной и экономической стабильности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: