РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)
Методическое пособие по теме
« Морской мир »
3 класс ДХШ,
количество часов 8
предмет «Декоративная композиция»
Выполнила:
Студентка 4 курса
Группы 4 «В»
Маньковская А.Н.
ВОРОНЕЖ 2019
Класс: 3
Тема: Морская мир
Количество часов по теме: 8
Цель урока:
Создать ювелирное украшение, используя средства выразительности и стилизацию объектов морской фауны
Задачи урока:
1. Обучающая:
Обучить правильному и аккуратному вышиванию броши из бисера, техникой плетения бисером
2. Развивающая:
Развивать у учащихся эмоциональное восприятие и творческое воображение, обеспечивающих реализацию творческих способностей
3. Воспитывающая:
Воспитывать у учащихся аккуратность и внимательность в работе с вышиванием бисером.
Оборудование:
Для преподавателя: методическое пособие, примеры работ
Для учеников: фетр, бисер 9мм, бисер 5мм, бусины, игла для бисера, нить для бисера, ножницы, чёрная ручка, карандаш, бумага, кисть, акварель
Электронные ресурсы удаленного доступа:
1. «Брошки из бисера» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://33-podelki.ru/broshki-iz-bisera.html
2. «Цветовой круг, гармонии и колориты» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://medium.com/design-spot/цветовой-круг-гармонии-и-колориты-425af5a240d2
3. Костоварова В. «Плетение из бисера. Основные техники плетения для начинающих» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://biser-mania.ru/stati-dlia-rukodelnitc/pletenie-iz-bisera-osnovnye-tekhniki-pleteniia-dlia-nachinaiushchikh
Методическое пособие «Аналоги»
![]() |
Рассмотреть несколько аналогов перед работой, чтобы приблизительно понять, как должна выглядеть итоговая работа.
Методическое пособие «Законы композиции»
Методическое пособие «Законы композиции»

![]() |
Методическое пособие «Цветовой круг»
Цветовой круг — это простейший и самый удобный инструмент для построения цветовых гармоний, ведь в нем наглядно можно подобрать необходимое количество цветов, которые будут наиболее выигрышно смотреться вместе.
В зависимости от того, сколько цветов необходимо подобрать, можно выделить следующие цветовые гармонии:
Гармонии двух цветов:
Дополнительные цвета — расположены друг напротив друга в круге
Смежные цвета — расположены рядом в цветовом круге и находятся в одной части спектра (например, зеленой)
Похожие цвета — расположены через один цвет друг от друга, но все еще из одной части видимого спектра (например, синей)
Промежуточные цвета — расположены под прямым углом друг к другу в цветовом круге
Несовместимые цвета — второй цвет расположен рядом с дополнительным к первому цветом
Гармонии трёх цветов:
3-цветная гармония — цвета расположены на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг
Разделенная гармония — выбирается первый основной цвет, после чего к нему подбираются еще два цвета, близкие к его дополнительному (то есть противоположному в круге)
Гармонии четырёх цветов:
4-цветная гармония — цвета расположены на вершинах квадрата, вписанного в цветовой круг
Прямоугольная гармония — цвета расположены на вершинах прямоугольника, вписанного в круг
Аналоговая гармония — все четыре цвета расположены рядом в цветовом круге
Альтернативная гармония — дополнительная гармония, дополненная двумя цветами, близкими к одному из противоположных
![]() |
Методическое пособие «Стилизация формы»
Принципы стилизации:
- Превращение объёмной формы в плоскостную и упрощение конструкции
- Обобщение формы с изменением абриса
- Обобщение формы в её границах
- Обобщение формы и усложнение, добавление деталей, отсутствующих в натуре
Стилизация – это видоизменение, переработка природного мотива, что достигается художественным обобщением, отбрасыванием подробностей, «выпрямлением» линий контура, цель которой – сделать мотив более понятным для зрителя, а иногда облегчить его выполнение для художника.
Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции – это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность. Стилизация цветов, например, получается с использованием геометрических фигур: прямоугольника, треугольника, круга, пятиугольника.
Декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.
Бисер является доступным, красивым материалом для рукоделия. Разнообразие форм и цветов позволяет создать любые поделки из бисера, начиная от небольших простых украшений и заканчивая большими композициями.
Для освоения техники плетения из бисера лучше начинать плести на фетре, желательно с изображением животных, цветов, для которых не требуются мелкие детали. Так, например, для изготовления броши из бисера в виде плетеного объёмного цветочного бутона потребуется сплести несколько лепестков по отдельности, а затем аккуратно скрепить их между собой – это не слишком просто.
Существуют основные техники плетения бисером:
1. Монастырское – техника плотного плетения
2. Мозаичное – техника, при которой бисерины, расположенные в шахматном порядке, образуют плотное изображение.
3. Кирпичное – техника, при которой нить проходит не внутри бисерин, как во всех ранее рассмотренных техниках, а цепляется за нити предыдущего ряда.
4. Петельное - техника подразумевает плетение петелек и обычно применяется при изготовлении веточек, цветов и листочков.

1)

2)
3)
4)
Методическое пособие «Эскизы»

Нарисовать 6 вариантов эскиза морского конька.
Методическое пособие «Эскиз в цвете»

Выбранный эскиз перерисовать на бумаге, далее акварелью нарисовать контур синим цветом, этим же цветом раскрашивать голову и сделать переход от синего к голубому в основную часть тела. В области живота нарисовать серебристые круги.
Методическое пособие: первый этап «Перенос эскиза на фетр»

Выбранный эскиз перенести на вырезанный кусок фетра и прорисовывать черной ручкой контур. По контуру пришивать синий бисер иголкой.
Методическое пособие: второй этап «Вышивание броши»

Пришить бисер голубым цветом основную часть тела, в области живота пришиваем серо-голубые бусины.
Методическое пособие: третий этап «Вышивание броши»

Начать пришивать синий бисер, двигаясь вверх, постепенно заполнять бисером голову морского конька. Пришить бусины серого цвета к «короне» морского конька, потом заполнить бисером золотистого цвета плавник и украшаем бисером черного цвета.
Методическое пособие: четвёртый этап «Итоговая работа»
Завершить работу, дошив последние детали черным бисером. Аккуратно вырезать лишний фетр по контуру фигурки. Работа завершена.









