Верховенство права, как единственная возможность обеспечения мирного существования человечества в XXI веке

Шелипова А.С.

Основные положения верховенства права. Верховенство права на сегодняшний день стало всемирным идеалом и всемирной целью. Оно поддерживается людьми, государствами, организациями по всему миру. Общим для всех является понимание верховенства права, как важнейшей основы государственных политических и правовых систем. Верховенство права во все большей степени считается также существенной частью международных отношений. В Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года (2005 World Summit Outcome Document) главы государств и правительств всего мира сошлись в вопросе признания необходимости всеобъемлющего соблюдения и применения верховенства права как на национальном, так и на международном уровнях.

История концепции начинается много веков назад. Одним из первооткрывателей концепции верховенства закона был древнегреческий философ Аристотель, который заявлял о том, что "править должен закон". Того же мнения придерживался Цицерон. Знаменитым стало его изречение "Мы все - рабы закона". Рассматриваемая концепция была распространена и на востоке. "Легисты" Древнего Китая в период нахождения у власти устанавливали суровые наказания за самые разные проступки. При этом китайцы считали закон скорее средством властителей, чем народным инструментом влияния на государственные верхи. Концепции верховенства права придерживались и богословы. Фома Аквинский, например, считал верховенство права "инструментом бога", а также "установленным порядком естества". Сам термин "законность" начал использоваться только в начале 17 века. В 1610 году Палата общин подала петицию Якову I, в которой признавала закон выше монарха. Тем не менее, сам король посчитал подобную концепцию "изменой".

По существу, верховенство права означает, что граждане и те, кто управляет ими, должны подчиняться праву и соблюдать его. Это простое определение требует некоторых разъяснений.

Верховенство права относится к взаимоотношениям между национальными властями (правительством и другими элементами исполнительной ветви власти различных уровней и судебной власти) с гражданами, резидентами и иными частными лицами, такими как ассоциации и компании. На примерах это можно проиллюстрировать таким образом: верховенство касается того, как должны приниматься законы, как необходимо относиться к подозреваемым в совершении преступления и как должны устанавливаться и собираться налоги.

То есть верховенство права связано как с отношениями между теми, кем управляют, и теми, кто управляет, так и с отношениями между частными лицами, вне зависимости от того, являются ли они физическими лицами или юридическими лицами, например, ассоциациями или компаниями. Это имеет значение, поскольку некоторые ошибочно утверждают, что верховенство права касается только вопросов ограничения исполнительной власти. Это не так.

В то же время необходимо понимать, что единственной целью государства не может быть обеспечение «правопорядка» и ничего более. Тот факт, что верховенство права непосредственно связано с соблюдением прав человека, предполагает, что государство должно выполнять ряд социальных функций. Это означает, что верховенство права требует законодательствования и регулирования в определенных областях общественных отношений, в том числе в экономической сфере.

В некоторых странах большинство общественных отношений крайне зарегулированы, в то время как в других право играет более ограниченную, иногда даже незначительную роль. Но даже в страны с обширнейшим регулированием признают, что невозможно и нежелательно, чтобы все, что происходит между людьми в обществе, подлежало правовому регулированию. Для этого часто гораздо больше подходят другие типы норм: религиозные нормы, или принятые правила общежития, или обычаи делового оборота. То есть верховенство права не относится ко всем отношениям между гражданами и другими частными лицами. Но мерой осуществления государственной власти всегда является верховенство права. И здесь не может быть исключений. Во-первых, каждый раз, когда должностное лицо осуществляет власть, оно должно иметь на это соответствующие правовые полномочия. Например, если должностное лицо хочет обыскать дом, оно должно иметь надлежащие правовые полномочия. Другими словами, право должно устанавливать, кто и какими полномочиями наделен, и при каких обстоятельствах он обладает этими полномочиями.

Во-вторых, осуществление власти должно производиться должностным лицом в соответствии с законодательством. Например, в большинстве юрисдикций при осуществлении ареста должностное лицо должно предъявить ордер и проинформировать арестовываемого о причинах ареста. Должностное лицо, ведущее допрос, должно сообщить подозреваемому, что все, что он скажет, может быть и будет использовано против него в суде. Право определяет, как полномочия должны осуществляться. Это может также охватываться термином "надлежащий процесс", который создан, например, для защиты прав личности и защиты их от помещения в тюрьму без обвинения и который гарантирует, что лица, находящиеся под арестом или которым предъявлено обвинение, имеют право на доступ к квалифицированной юридической помощи. Таким образом, верховенство права подчиняет осуществление власти праву, и относится также к отношением между гражданами и частными организациями.

Три ключевых элемента верховенства права: законность, демократия и права человека

Во-первых, верховенство права предполагает, что законы являются нормами, которые обладают рядом формальных характеристик. Эти характеристики называются формальными, потому что не связаны с содержанием закона. Пример формальной характеристики – правило о том, что введение нормы в действие осуществляется способом, ясно дающим понять, что принимаемая норма является частью законодательства; она публикуется в официальном печатном издании, ее качество должно быть таково, чтобы адресаты нормы могли ее понять.

Второй элемент касается способа принятия законов. В целом есть два варианта. Законы могут издаваться лицами, избираемыми и подотчетными гражданам, или не избираемыми. Они могут приниматься демократическим путем или системой, в которой нет демократии. Очевидно, что верховенство права может быть полностью реализовано только в демократической политической системе.

Третий элемент касается содержания законодательства. Здесь основным элементом является то, что верховенство права требует соблюдения прав человека. Это особенно относится к гражданским и политическим правам. Невозможно представить, как может существовать верховенство права, например, при несоблюдении свободы слова и собраний. Но и остальные права человека с этой точки зрения имеют значение, в том числе экономические, социальные и культурные.

Далее рассмотрим некоторые требования верховенства права.

1)Конституционализм. Основным требованием верховенства права может быть назван конституционализм. По существу это означает, что в стране должен существовать набор основных законов, главных для правовой системы, в которых описывается исполнительная, законодательная и судебная ветви власти в государстве. Эти основные законы должны устанавливать, какие органы государства осуществляют соответствующие ветви власти и как эта власть должна осуществляться, как применительно к отношениям между властями, так и к отношениям с гражданами и иными частными лицами. Наиболее важно то, что эти основные законы должны определять основные условия ограничения осуществления полномочий ветвями власти.

Другими словами, конституция должна создавать базовую структуру и правила правовой системы и определять, кто должен осуществлять какие полномочия и как. Без таких базовых правовых установок невозможно определить, насколько государственный аппарат отвечает верховенству права. Указанный набор основных законов чаще всего записывается в виде формального письменного документа, который, как подразумевается, является всесторонним обобщением основных законов и называется «конституцией».

К сожалению, существуют страны, где конституции не отражают реальную ситуацию с отправлением власти или не соответствуют названным требованиям к основным законам. В этих странах письменные конституции являются «показными». Необходимо также иметь в виду, что существуют государства с неписаными конституциями. Также существуют государства (например, Израиль), где имеется набор различных законов и документов конституционного значения. Эти системы также могут существовать и в сочетании с письменной конституцией.

2) Верховенство права предполагает, что основные властные полномочия: исполнительные, законодательные и судебные – разделены. Это разделение означает не только, что они осуществляются разными органами (например, правительством, парламентом и судами), но и что физические лица не могут быть членами более чем одного из этих органов (например, премьер-министр не может быть одновременно судьей).

Конечно, абсолютное и четкое разделение властей никогда не существует на практике: в каждой стране существуют органы, которые принимают участие в осуществлении двух видов властей. Чаще всего это проявляется в том, что исполнительная власть может издавать некоторые нормативные правовые акты (декреты, распоряжения и др.) или имеют совместные полномочия на издание тех или иных видом нормативных правовых актов. Более того, как в странах с континентальным правом, так и в странах с общим правом правоприменительная практика фактически является частью существующего законодательства как разъясняющая и применяющая правовые нормы в конкретных делах. Это означает, что когда судьи исполняют судебные полномочия, они участвуют и в развитии права на национальном уровне.

Помимо этого, во многих странах в некоторых случаях допускается вхождение одного физического лица сразу в два органа. Например, в Великобритании министр может одновременно быть членом Парламента. Фактически ситуацию в большинстве стран лучше всего можно охарактеризовать как одну из разновидностей системы сдержек и противовесов, нежели как четкое разделение властей. Власть распределяется среди многих органов и лиц таким образом, чтобы ни один из них не мог получить абсолютную власть в силу того, что осуществление властных полномочий всегда контролируется и балансируется осуществлением других полномочий. Наглядным примером является осуществление парламентом контроля за исполнительной властью. Надлежащая система сдержек и противовесов имеет высочайшую важность для обеспечения верховенства права. В частности, ключевая функция верховенства права – ограничение осуществления полномочий – не может быть реализована, если исполнительная и законодательная власть осуществляется одним и тем же органом или лицом.

3)Неотъемлемым условием верховенства права является наличие беспристрастной и независимой судебной системы, которая в качестве последней инстанции способна обеспечить разрешение споров и гарантировать соблюдение законов. Конфликты неизбежно возникают в любом обществе. Некоторые из этих конфликтов возникают в связи с взаимоотношениями между государственным аппаратом и гражданами. Иные – в связи с отношениями между гражданами или иными частными лицами. Некоторые из этих конфликтов касаются фактов. Например, когда полиция задерживает человека за участие в массовых беспорядках, а этот человек отрицает, что он там присутствовал. Или когда лицо утверждает, что его сосед задолжал ему деньги, хотя сосед отрицает сам факт займа. Другие конфликты касаются вопросов права. Например, когда человек считает, что заключил юридически действующий договор на покупку дома, поскольку сообщил продавцу, что согласен с ценой, опубликованной продавцом в объявлении в газете, а продавец при этом считает, что договор не заключался, потому что объявление в газете не создает обязанности по продаже, а лишь является приглашением к переговорам, и не является офертой, которая в случае ее акцепта означает наличие договора. Конфликты должны разрешаться в соответствии с правом Подобного рода конфликты должны быть разрешены в соответствии с правом. Решение должно основываться на фактах, на праве и на применении права в фактам. В отсутствие такого решения, конфликт будет продолжен или будет разрешен другими средствами, в худшем случае – силовым путем. Кроме того, если должностные лица должны следовать праву, они должны знать, какое толкование права является правильным и как право может быть применено к фактам. Вынесение решение компетентным органом дает соответствующую ясность. Таким образом, его значение выходит за рамки разрешения конкретного спора двух сторон в конкретном деле. Оно также способствует обеспечению правопонимания должностных лиц и граждан, их способности следовать праву.

Таким образом верховенство права дисциплинирует отправление государственных полномочий, подчиняя его праву. Это означает, что полномочие осуществляется только теми, кто имеет на это право в соответствии с правовыми нормами, и что полномочия реализуются в соответствии с правом. Более того, верховенство права предполагает, что законы по общему правилу четко исполняются. Верховенство права предполагает, что законодательство соблюдается и обеспечивается властью.

Поскольку люди должны подчиняться правовым нормам, важно, чтобы они могли видеть реальное их соблюдение. Если они видят, что правовые нормы на самом деле не применяются, то есть что должностные лица и граждане в реальности применяют эти нормы так, что это применение серьезно отличается от того, что написано в самой норме, они не будут считать право обязательным. Широкое неповиновение праву порождает недоверие и безразличие к правовой системе. Независимость играет существенную роль в обеспечении соответствия между правом и реальностью. Особенно это касается судебного контроля по недопущению превышения полномочий исполнительной властью. Одновременно крайне необходимо, чтобы все органы и их служащие четко осознавали важность верховенства права и что верховенство права требует непосредственно от них. Они не могут применять право, если они не знают или не понимают его. Рано как они не могут обеспечивать верховенство права, если они не знают о его базовых характеристиках и не понимают степень его важности.

Верховенство права, как единственная возможность обеспечения мирного существования человечества в XXI веке.

Провозглашенный Ф.Фукуямой триумф всемирной либеральной демократии оказался иллюзией, сменившейся появлением множественных новых очагов напряженности — как национальной, так и международной, этническими конфликтами, противоборством международных интересов, соперничеством по вопросам безопасности. Сейчас в моде теория о «столкновении цивилизаций». Причем за основу берется конфессиональный признак. Если мы хотим избежать «конфликта цивилизаций», то должны осознать, что современный мир в результате процессов глобализации превращается, по сути, в альянс цивилизаций, «цивилизацию цивилизаций» с разными культурными, этническими, конфессиональными, экономическими укладами.

 

Мир действительно стал един. Вести «войну цивилизаций» в едином мире — это равносильно ведению войны в одном теле между разными его членами, например между правой и левой рукой. Победа в такой войне может привести либо к уничтожению всего организма, либо к глобальному уродству. Жизнь показывает, что право является тем универсальным способом регулирования социальной жизни, который гарантирует мирное развитие и сдерживает всплеск всех видов радикализма исходя, с одной стороны, из принципа государственного суверенитета, а с другой — из приоритета общепризнанных принципов и норм международного права и выполнения основанных на них международных обязательств. Здесь важна интеграция усилий. Только вместе, сообща можно наращивать процесс упрочения правовых начал в жизни общества. Общепризнанные правовые принципы в современных конституциях конкретизируются по-разному, но они одни и те же в своем ядре. Выявляя общее и особенное в конституционных ценностях различных стран, мы определяем магистральный путь развития. Одному государству в изоляции от мировых процессов невозможно развиваться. Замкнутая (закрытая) правовая система — это все равно, что государство за железным занавесом.

В этих условиях важнейшая задача суверенных государств, региональных союзов и мирового сообщества в целом — утвердить верховенство права, как необходимое условие выживания человечества. Общепризнанный принцип верховенства (господства) права, определяющий правовой характер гражданского общества, государства, экономики, составляет саму суть нового миропорядка и конституционного строя современных демократий.

Рассмотрим современные процессы происходящие в различных правовых системах.

Так, в либерально-полусоциальной правовой системе современного капитализма. Наблюдается формирование единого европейского правового пространства — сложный и порой противоречивый процесс. Прежде всего необходимо обеспечить единое понимание и применение норм интеграционного права всеми государствами — участниками этого процесса. Важно также определить принципы, на которых должны строиться взаимоотношения интеграционного права и национального права государств — членов интеграционных объединений. Наконец, необходимо  выработать механизм, обеспечивающий принципиальное разграничение юрисдикции национального и интеграционного права.

Современное европейское право — это относительно самостоятельная и автономная правовая система. Она включает в себя европейское интеграционное право (как регулятор на уровне Евросоюза — применительно к разнообразному комплексу вопросов, относящихся к различным отраслям права) и общеевропейскую систему защиты прав человека, действующую применительно к более широкому кругу субъектов на уровне стран — членов Совета Европы, объединяющим фактором для которых является Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Конвенция, при небольшом количестве ее статей и относительно "узком" непосредственном предмете, через ее толкование Европейским судом по правам человека влияет на множество государственных институтов стран-участниц, таких, как судебная система и судебное разбирательство. В условиях повсеместного распространения гармонизации и унификации права именно влияние общеевропейского права на право национальных государств остается наиболее сильным. Однако сложно было бы отрицать, что влияние национального и европейского права взаимно: европейское право не сформировалось бы в своем нынешнем зрелом виде без активного использования сравнительно-правового метода, без заимствования и передачи правовых идей и институтов, без импорта и экспорта права из страны в страну. Европейское право всегда развивалось на базе национальных законов. Поэтому для понимания европейского права необходимо глубоко вникать в суть правовых систем и первоначальный смысл норм, которые "выросли" до норм европейского уровня, а оттуда уже возвращались на национальный уровень. Кроме того, в ряде случаев интернационализация норм и их развитие на национальном уровне по схожему пути в различных государствах идут параллельно, как это происходило с правами и свободами человека.



В мусульманской системе, несмотря на существенные изменения в "продвинутых" странах (республика вместо монархии, выборы, парламент и др.), своей основой имеет полуфеодальные принципы шариата, каким бы новым, осовремененным истолкованиям они не подвергались

 

В основных низамах фундаменталистской семьи и конституциях "продвинутых" мусульманских стран принципы Корана одинаково имеют непререкаемую силу, одинаково говорится, что основным источников законодательства является шариат, при решении вопросов используется принцип шуры (совещаний, обсуждений до достижения согласия). Однако в странах мусульманского фундаментализма (Бахрейн, Иран, Кувейт) появились конституции (что противоречит принципу: конституция — это Коран), да и приятие в других странах мусульманского фундаментализма основных низамов (Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ), внешне похожих на конституции, подрывает этот принцип. Фундаменталистская семья сближается с модернизирующейся семьей мусульманского права, где давно есть конституции и выборы (частичные выборы в местные органы отдельных пригородов столицы впервые были проведены в 2005 г. в Саудовской Аравии).

 

Современные изменения в существующих странах тоталитарного социализма относятся главным образом к сфере экономики, не затрагивают политическую систему, господство марксистско-ленинской идеологии, но они существенны, имеют фактический характер. Некоторые правовые (но не фактические) изменения относятся и к другим вопросам. Поправки, внесенные в Конституцию Китая 1982 г. в 1988–2004 гг., устанавливают не только допустимость, но и целесообразность частной собственности, частного предпринимательства, говорится о "социалистической рыночной экономике", о естественных правах человека, о правовом государстве. Многие из этих положений традиционно отвергались ортодоксальной социалистической семьей права.

Таким образом  мусульманская система односторонне сближается с другими глобальными правовыми системами. В отличие от этого сближение современной капиталистической и социалистической систем права имеет двухсторонний характер.

 

Несмотря на то, что сближение правовых систем в современном мире происходит, их взаимовлияние возрастает, но пока что в ортодоксальной мусульманской, либерально-капиталистической, осовремененной тоталитарно-социалистической системах есть такие конституционные положения, которые никогда не могут быть восприняты иными системами, поскольку такие положения непримиримы, антагонистичны. А если такие положения есть в конституциях, то они пронизывают и другие отрасли права, исключая их гармонизацию.

Диалог на основе верховенства права, причем как внутрицивилизационный, так и межцивилизационный, есть единственный путь к достижению согласования и баланса ценностей, который, и только он, способен лечь в основу альянса цивилизаций. Роль права, прежде всего конституционного и международного, состоит в том, чтобы служить инструментом установления, удержания и тонкой настройки максимально гармоничного сочетания групповых, общенациональных, региональных и глобальных ценностей и интересов. Соответственно, может появиться межцивилизационное право. Не новое конституционное или международное право в виде синтеза западных и восточных, христианско-иудейских и исламских правосознаний, правовых обычаев и принципов, а право, отражающее взаимодействие, взаимопроникновение различных правовых систем, идеологий, религий, учитывающее культурно обусловленные стереотипы поведения и психологические особенности того или иного этноса.

Список литературы

1. "Верховенство права" руководство для политиков. //Институт по правам человека и гуманитарному праву имени Рауля. 2014

2. Статья "Верховенство права" Председателя Конституционного Суда РФ В.Д.Зорькина. http://addnt.ru/verkhovenstvo-prava-i-vstrecha-civiliz-2

3. Чиркин В.Е. Глобальные правовые системы, правовые семьи и их классификация // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. No 4. С. 18–30.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: