Финансирование культуры

· Финансирование – ключевой вопрос экономики культуры       

Финансирование культуры — выделение и расходование де­нежных средств на социально-культурные цели.
Бюджет – смета доходов и расходов определенного субъекта

 

· Типология канадских ученых X. Чартранда и С. Мак-Кафи (1985).

Критерий — роль государства, обусловленная политиче­скими традициями. Четыре роли государства: Вдохновитель, Па­трон. Архитектор, Инженер.

 

· Типология моделей культурной политики, предложенной М. Драгичевич-Шешич и Б. Стойковичем.
Авторы выделяют пять основных моделей:

1. Либеральная (соотносима с Вдохновителем).

2. Частично-государственная (соотносима с Патроном).

3. Государственно-бюрократическо-просветительская (соотносима с Инженером).

4. Государственно-престижно-просветительская (соотно­сима с Архитектором).

5. Национально-эмансипационная.

· Типы финансирования.
Тимология Э. Валь -Зигер. Л. Монтиаса. А- Глаголева.

   Критерий - соотношение источников финансирования организаций культуры. Выделяют три типа финансирования: романский, германский, американский.

В странах романского и германского типов финансирование организаций культуры более чем на 90% осуществляется за счет бюджетных средств.

 Однако и странам романского типа органи­зации более половины ассигнований получают от центральных властей.

В странах с германским типом ассигнования на 80—84% поступают от местных властей.

В странах с американским типом — лишь 5% бюджета организации культуры пополняется за счет государства, а 35-40% за счет частных вкладов".

· В настоящее время Россия продолжает играть роль государства.

Инженера, занимая промежуточное положение между романским и германским типом финансирования, однако усиливается её ориентация на роль Архитектора.

· Тенденции финансирования культуры в России.

 Основные тенденции финансирования культуры до конца 80-х годов XX века.                                                                          

A) Централизованное финансирование (движение денежных потоков сверху вниз).                                                               

Б) Планирование средств на культуру в общей сумме затрат на так называемый «соцкультбыт».

B) Остаточный принцип финансирования, базирующийся на представлении о тратах на культуру как непроизводительных расходах государства.

 

Изменение тенденций финансирования культуры с конца 80-х — начала 90-х годов XX века обусловлено разграничением форм собственности, введением местного самоуправления.

 

 А) Децентрализация финансирования культуры.

 Б) Обособление бюджетных ассигнований.

В) Попытка преодоления остаточного принципа финансирования кулътуры. Г) Переход к многоканальной системе финансирования.

· Направления расходования бюджетных средств.

Традиционное: финансирование учреждений непосредствен­ного ведения 4. Целевое:

— выделение средств на реализацию социально-культурных программ;

— поддержка творческих проектов в области культуры и ис­кусства (президентские, губернаторские и т. п. гранты) ;

— поддержка деятелей культуры (государственные, губерна­торские и т.п. стипендии, премии).

 

· Формы финансового взаимодействия органов управления культурой различного уровня.

За рубежом.

Субсидии вызова — вышестоящий орган разрабатывает программу, затрагивающую интересы ряда территорий, и частично берет на себя её финансирование, чтобы остальная часть возмещалась заинтересованными участниками.

Субсидии возмещения — программа, разрабатываемая ниже­стоящим органом, частично финансируется из бюджета выше­стоящего уровня. Встречные субсидии — централизованные средства выде­ляются только в ответ на субсидии из бюджета территории или донорские средства.
В Российской Федерации.

Долевое финансирование приоритетных проектов из бюдже­тов разных уровней

.

· Каналы и источники финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры.

 

   Каналы финансирования:

- прямое бюджетное финансирование;

- косвенное бюджетное финансирование;

- внебюджетные средства.

 А) Прямое бюджетное финансирование.

 Прямое бюджетное финансирование — непосредственное деление бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов государственным (муниципальным) учреждениям.

Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств
Бюджетные ассигнования государственным (муниципаль­ным) учреждениям распадаются на гарантированную и негаран­тированную части.

 Гарантированные бюджетные средства направляются:

- на обеспечение выполнения функций казенных учрежде­ний (выделяются по бюджетной смете);

- предоставление субсидий бюджетным и автономным уч­реждениям на выполнение государственного (муниципального) задания.


Негарантированные бюджетные ассигнования выделяются по конкурсу:

- на осуществление бюджетных инвестиций в объекты го­сударственной

(муниципальной) собственности;

- реализацию культурных программ и проектов и др.

Б) Косвенное бюджетное финансирование.

Предоставление налоговых льгот.

Льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов, установлены в НК РФ.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право предоставлять учреждениям культуры дополнительные налоговые льготы в пределах сумм налогов, подлежащих зачислению в их бюджеты. Возможность установления дополнительных льгот по налогам связана с наполняемостью бюджетов территорий.

Последнее десятилетие государство проводит курс на сокращение налоговых льгот учреждениям культуры.

Предоставление иных финансово-экономических льгот: - закрепление имущества на праве оперативного управления, в отдельных случаях — передача в безвозмездное пользование или ограничения на ставки арендной платы; - льготные тарифы на коммунальные услуги.


В) Привлечение внебюджетных средств.

Внебюджетные средства включают: - доходы, получаемые от оказания платных услуг, использования имущества и т. д.; - кредиты; - благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гранты благотворительных фондов и т.п.

· Основные источники финансирования частных органи­заций культуры и культурных проектов.

К основным источникам формирования доходов частных не­коммерческих организаций относятся:

- регулярные и единовременные поступления от учредите­лей (участников, членов);

- добровольные имущественные взносы и пожертвова­ния;

- выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущест­венных прав;

- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

- доходы, получаемые от собственности организаций;

- целевые поступления из бюджетов разных уровней;

- другие, не запрещенные законом поступления.


Для коммерческих организацийкультурыхарактерны более узкий круг возможных источников финансирования, высокая доля доходов от ведения деятельности в общей сумме поступ­лений.

Бюджетное финансирование частных организаций — как коммерческих, так и некоммерческих—не гарантировано и осу­ществляется на конкурсной основе.

Источники финансирования культурных проектов не отли­чаются от аналогичных источников финансирования организа­ций культуры.

 

· Кредиты: формы, область и перспективы использования.

По форме предоставления можно выделить:

- банковский кредит — выдача денежных средств под опре­деленный процент на установленный срок;

- материальный кредит (лизинг) — предоставление в аренду основных производственных фондов с правом последующего выкупа;

- кредит поставщика — передача товаров (работ, услуг, иму­щественных прав) до фактического перечисления денежных средств и (или) иных форм их оплаты на основе заключенных до­говоров;

- «нецивилизованный кредит» — несвоевременная оплата организациями культуры коммунальных и других услуг, товаров, работ и имущественных прав.

 

· Применение организациями культуры технологий фан­дрейзинга.

Фандрейзинг — деятельность, направленная на привлечение в некоммерческий сектор дополнительных финансовых ресурсов.
Существуют широкая и узкая трактовки границ фандрейзинга. Согласно узкой трактовке, фандрейзинг — привлечение финансовых средств из внебюджетных источников. Более ши­рокая трактовка фандрейзинга рассматривает его как привлече­ние ресурсов сверх финансовых обязательств учредителя, доходов организаций от основной и дополнительной уставной деятельности. Сторонники расширительного подхода понимают под фандрейзингом привлечение средств из всех возможных ка­налов и источников финансирования.

 Использование технологий фандрейзинга способствует фор­мированию финансовых механизмов социального партнерства при реализации культурных проектов.

 

· Под спонсорством подразумевают вид рекламной деятельно­сти, преследующей экономические цели.

 

· Благотворительность.

Благотворительная деятельность — деятельность по беско­рыстной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе де­нежных средств, бескорыстному выполнению работ, предостав­лению услуг, оказанию иной поддержки.

Основные признаки благотворительной деятельности:

-   добровольность;

- бескорыстность (причем под бескорыстностью понима­ется поддержка не только на безвозмездной, но и на льготной ос­нове);

- направленность на социально-приоритетные цели.

Одной из форм благотворительности в культуре является ис­пользование труда добровольцев (волонтеров).

Доброволец (волонтер) — лицо, работающее по собствен­ной инициативе без соответствующего денежного вознаграж­дения.

Целесообразна разработка специальной программы для при­влечения и использования добровольцев.

Меценатство — разновидность благотворительной деятель­ности в сфере культуры, науки, образования.

   

 

· Сходство и различие благотворительности и спонсорства

Благотворительность и спонсорство в области культуры являются формами общественной поддержки культуры.

 

Сходство.

Благотворительная и спонсорская деятельность в культуре представляют собой способ формирования положительного имиджа юридического или физического лица для создания бла­гоприятного общественного мнения.

    Различие.

Спонсорство и благотворительность — разные направления поддержки культуры, имеющие различные исторические корни, социально-экономическую природу, социально-культурные ре­зультаты.

  Отличие благотворительности от спонсорства — в направ­ленности на социальные цели и бескорыстности.

Спонсорство — продвижение бренда (торговой марки) производителя определенных товаров и услуг.

Благотворительность — создание имиджа юридического или физического лица как представителя социально ответственного бизнеса.

 

Различны и источники, из которых направляются средства. Источником благотворительных взносов является чистая при­быль организации, а спонсорский вклад включается в себесто­имость продукции (работ, услуг) компании. Решения о благотворительной помощи и спонсорской поддержке прини­маются на разных уровнях, в первом случае — собственником, во втором — руководителем организации.

 

· Степень гос. поддержки благотворительной и спонсорской деятельности.

Спонсоры. Материальное стимулирование. Спонсорские средства разрешено относить на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, если они учитываются как расходы на рекламу. Благотворители. Не признается объектом налогообложения НДС Освобождается от налогообложения НДС Моральное стимулирование может осуществляться путем присуждения почетных званий, государственных наград. Поддержка благотворительности и спонсорства в культуре должна стать приоритетным направлением государственной культурной политики, что предполагает предоставление адекватных налоговых льгот и соответствующее общественное признание деятельности благотворителей и спонсоров.

· Характеристика использования финансовых средств организациями культуры.

Затраты — экономический показатель, характеризующий расходы организации на оплату материальных, трудовых, финансовых, природных и других ресурсов, связанных с ее деятельностью.
Затраты разнородны по своему составу и экономическому назначению, роли в создании и реализации продукции. Это и вызывает необходимость их классификации. Классификации затрат могут производиться по различным признакам в зависимости от поставленной задачи и направленности управленческого учета.
Структура затрат — соотношение отдельных видов затрат в процентном отношении к их общей сумме.

Укрупненная структура затрат по экономическим элементам выглядит следующим образом.

1. Материальные затраты (расходы на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и др.).

2.  Затраты на оплату труда работников с начислениями.

3.  Прочие затраты.

В сфере культуры наблюдается общая тенденция возрастания затрат, в том числе в расчете на одну организацию и единицу продукта. Опережающий рост расходов организаций культуры по сравнению с возможностями роста их доходов получил название «Болезнь Баумоля»













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: