Задатки и способности

Контрольная работа по обществознанию за курс 8 класса.

Часть 1

При выполнении заданий 1–13 запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Об­ще­ство в ши­ро­ком смыс­ле слова озна­ча­ет...

1) есте­ствен­ную среду оби­та­ния че­ло­ве­ка

2) груп­пу людей, объ­единённых об­щи­ми ин­те­ре­са­ми

3) ста­дию ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия на­ро­да

 4) всё че­ло­ве­че­ство в про­шлом, на­сто­я­щем и бу­ду­щем

2. Что яв­ля­ет­ся от­ли­чи­тель­ным при­зна­ком мо­ра­ли?

1) от­ра­жа­ет пред­став­ле­ния о добре и зле                   2) эмо­ци­о­наль­но воз­дей­ству­ет на че­ло­ве­ка

3) объ­яс­ня­ет при­род­ные и об­ще­ствен­ные яв­ле­ния    4) об­ра­ща­ет­ся к сверхъ­есте­ствен­ным силам

3. Каков от­ли­чи­тель­ный при­знак гло­баль­ных про­блем?

1) при­во­дят к от­ри­ца­тель­ным по­след­стви­ям

2) не имеют путей ре­ше­ния

3) за­тра­ги­ва­ют все че­ло­ве­че­ство

4) от­но­сят­ся к сфере эко­но­ми­ки

4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о фор­мах куль­ту­ры?

А. Са­лон­ная му­зы­ка — это раз­но­вид­ность эли­тар­ной куль­ту­ры.

Б. На­род­ная куль­ту­ра со­зда­ет­ся ано­ним­ны­ми твор­ца­ми, не име­ю­щи­ми про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ки.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния   4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5. Иван не на­брал не­об­хо­ди­мо­го ко­ли­че­ства бал­лов на всту­пи­тель­ных эк­за­ме­нах в уни­вер­си­тет и по­сту­пил в кол­ледж для обу­че­ния про­фес­сии по­мощ­ни­ка но­та­ри­уса. На какой сту­пе­ни об­ра­зо­ва­ния на­хо­дит­ся Иван?

1) ос­нов­ное общее об­ра­зо­ва­ние

2) пол­ное (сред­нее) об­ра­зо­ва­ние

3) сред­нее про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние

4) выс­шее про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о лич­но­сти?

А. Лич­ность про­яв­ля­ет­ся в фи­зи­че­ских ка­че­ствах и осо­бен­но­стях че­ло­ве­ка.

Б. Фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти про­ис­хо­дит на про­тя­же­нии всей жизни че­ло­ве­ка.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния   4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. Су­ще­ству­ет не­сколь­ко зна­че­ний по­ня­тия «эко­но­ми­ка». Что ил­лю­стри­ру­ет эко­но­ми­ку как хо­зяй­ство?

1) расчёт по­ка­за­те­лей го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та

2) объ­яс­не­ние при­чин роста ин­фля­ции

3) от­кры­тие сети про­до­воль­ствен­ных ги­пер­мар­ке­тов

4) про­гно­зи­ро­ва­ние спро­са на то­ва­ры

8. На­ло­ги в виде над­ба­вок к цене то­ва­ров и услуг на­зы­ва­ют­ся

1) пря­мы­ми        2) кос­вен­ны­ми   3) по­до­ход­ны­ми         4) по­иму­ще­ствен­ны­ми

9. Ини­ци­а­тив­ную са­мо­сто­я­тель­ную хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность че­ло­ве­ка, осу­ществ­ля­е­мую на свой риск в рам­ках за­ко­на, на­прав­лен­ную на по­лу­че­ние при­бы­ли, на­зы­ва­ют

1) пред­при­ни­ма­тель­ством 2) ре­фор­ми­ро­ва­ни­ем      3) про­из­вод­ством 4) твор­че­ством

10. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об огра­ни­чен­но­сти эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов?

А. Об­ще­ство рас­по­ла­га­ет огра­ни­чен­ным ко­ли­че­ством эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов.

Б. Про­бле­ма эко­но­ми­че­ско­го вы­бо­ра обу­слов­ле­на не­до­ста­точ­но­стью фак­то­ров про­из­вод­ства и про­из­ведённых благ для удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей об­ще­ства.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния   4) оба суж­де­ния не­вер­ны

11. Де­ле­ние об­ще­ства на груп­пы на­зы­ва­ет­ся

1) со­ци­аль­ным ста­ту­сом 2) со­ци­аль­ным по­ло­же­ни­ем

3) со­ци­а­ли­за­ци­ей            4) со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ци­ей

12. Ивану 12 лет. В какой из пе­ре­чис­лен­ных со­ци­аль­ных ролей он может вы­сту­пать?

1) из­би­ра­тель                  2) по­ку­па­тель                  3) ра­бот­ник по найму                 4) сту­дент

13. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ном кон­флик­те?

А. Кон­фликт­ное вза­и­мо­дей­ствие воз­мож­но в любом об­ще­стве.

Б. При­чи­ны со­ци­аль­но­го кон­флик­та могут быть свя­за­ны с про­ти­во­ре­чи­ем ин­те­ре­сов со­ци­аль­ных групп.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния   4) оба суж­де­ния не­вер­ны

14. Верны ли следующие суждения о деятельности?

А. Деятельностью называют целенаправленную активность животных.

Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

 

Ответом к заданиям 15–19 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

15. Задание Установите соответствие между факторами производства и видами доходов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ВИДЫ ДОХОДОВ   ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
А) зарплата Б) процент В) рента   1) земля 2) труд 3) капитал

16. Задание Что относится к социальным правам человека?

1) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

2) право на жизнь 3) избирательные права 4) право собственности

17. Задание Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является

1) Правительство РФ 2) Федеральное Собрание РФ 3) Общественная палата 4) Конституционный Суд

18. Задание Верны ли следующие суждения о трудовом праве?

А. По современному российскому законодательству каждый человек имеет право начать трудиться только с 15 лет.

Б. При приеме на работу необходимо предъявить только паспорт и трудовую книжку.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19. Задание К ос­нов­ным видам юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти относятся, в том числе, дис­ци­пли­нар­ная и гражданско-правовая. В приведённом ниже спис­ке ука­за­ны черты их сход­ства и отличия. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт отличия.

1) имеет ха­рак­тер го­су­дар­ствен­но­го осуждения

2) применяется за на­ру­ше­ние до­го­вор­ных обя­за­тельств иму­ще­ствен­но­го характера

3) наступает в слу­чае на­ру­ше­ния тру­до­вой дисциплины

4) имеет не­бла­го­при­ят­ные по­след­ствия для правонарушителя

 

 

20. Задание   Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ

 

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ
Предпринимательство (предпринимательские способности) Прибыль
... Рента

Работа с текстом.

Задание

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

Задатки и способности

Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е. такими особенностями строения мозга и органов чувств, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны, т.е. на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога.

Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость.

Рассмотрим с этой точки зрения такую воображаемую ситуацию. Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал там к хорошим педагогам.

(Коломинский Я. Л. Человек: психология. М., 1998. С. 222)

Задание

Как автор определяет природные задатки человека? Используя текст, приведите два примера способностей, которые развились из природных задатков. Какие три условия автор выделяет в качестве необходимых для развития задатков в способности?

 

Задание

Андрей Ф., четырех лет, обладает хорошей музыкальной памятью и способен точно воспроизвести сложную полифоническую мелодию после одного прослушивания. Назовите три сферы деятельности, в которых он может достичь максимального раскрытия своих способностей. Укажите любое социальное условие, которое поможет ему развить свои задатки.

 

24. Задание «Гениальным человека делает природа, а великим — общество». Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свое мнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: