Формирование культуроведческой компетенции обучающихся на уроках русского языка

В современных условиях изучения русского языка актуальным является формирование языковой личности обучающихся, обладающей способностью общаться, создавать устные и письменные речевые произведения.  

Педагогический потенциал формирования культуроведческой компетенции обучающегося основывается на положениях Федерального государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, где определены цели формирования языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. В этой связи особую значимость приобретает культуроведческая компетенция, которая предусматривает, прежде всего, осознание языка как формы выражения национальной культуры, что позволяет актуализировать национально-культурную специфику русского языка, его связь с традициями, обычаями (то есть историей народа).

Следует учитывать, что накопление знаний (традиционная концепция обучения русскому языку), а не разностороннее развитие личности, не было в должной степени направлено на познание учащимися культуры народов РФ, приобщения их к обычаям и традициям многонационального социума.

В целях формирования культуроведческой компетенции учащихся изучение русского языка следует направить на понимание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Духовную сущность и народа и отдельного человека, бесспорно, отражает язык, поскольку без сохранения национального языка невозможно сбережение культурного пласта. По мнению Д.С. Лихачева, только сохраняя родную речь, обращаясь к историческим корням, народ (народы) именно таким образом сохраняет память о себе и своих предках (вот где связь поколений проявляется).

На уроках русского языка появляется возможность решения заявленных выше проблем, то есть культуроведческий аспект обучения и воспитания школьников обеспечивает, во-первых, осмысление обучающимися накопленного жизненного опыта русского народа, познание его культуры (во всем многообразии национальных традиций), что, несомненно, обеспечивает духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение обучающихся. В этой связи необходимо осмысление так называемых базовых компонентов культурологической направленности (в нашем понимании терминов и понятий, обеспечивающих реализацию культуроведческого подхода): культурологический фон урока, культуроведческий текст, искусствоведческий текст.

Русский язык в современном контексте познания обычаев и традиций народов РФ (как языка межнационального общения) следует воспринимать, осмысливать, анализировать как особое национальное явление, в котором воплотилась (воплощается) историческая и эстетическая память народа.

Актуальность  исследования определяется необходимостью формирования на уроках русского языка культуроведческой компетенции учащихся, способствующей воспитанию нравственно-этического отношения к миру, людям и самому себе, развитию языковой картины мира у школьников.

Педагогический потенциал формирования культуроведческой компетенции средствами предмета «Русский язык» состоит в том, чтобы воспитывать учащихся на духовно-нравственных основах культуры многонациональной России, осмысливать язык и культуру как взаимосвязанные явления и на этой основе развивать гражданские качества (то есть чувство гордости за свой народ и его культуру).

Предмет исследования – формирование культуроведческой компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку.

Объект исследования – процесс обучения русскому языку в школе.

  Цель исследования - определить педагогический потенциал приемов и средств формирования культуроведческой компетенции учащихся 5-7 классов на уроках русского языка.

Задачи исследования:

 1. Обосновать культуроведческой подход в обучении русскому языку.

 2. Дать понятие культуроведческого текста как лингводидактической единицы уроков русского языка.

 3.Выявить педагогический потенциал создания культуроведческого фона урока.

4. Обосновать комплекс упражнений, направленных на формирование культуроведческой компетенции.

В соответствии с первой задачей был рассмотрен вопрос о включении культуроведческого подхода в обучении русскому языку («национальный культурный компонент» Н.М.Шанский). Этой проблеме уделяли внимание такие ученые, как: Е.А. Быстрова, Т.К. Донская, А.Д. Дейкина, Л.А. Ходякова. Под культуроведческим подходом понимается «усвоение учащимися в процессе изучения языка жизни, опыта народа, его культуры и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых» (Л. А. Ходякова) (7, с. 11).  Культуроведческий подход направлен на формирование у школьников образа национальной культуры, этнокультуроведческой компетенции, «включающей осведомленность учащихся о языке как о культурно-национальном феномене и представление о связи языка с национальной культурой» (А.Д. Дейкина) (6, с. 39).

Каковы же пути реализации культуроведческого подхода? Проведенный анализ позволяет выявить наиболее значимые аспекты для настоящего исследования. К примеру, реализация культуроведческого подхода связана с осмыслением понятия « народная культура». Для реализации выявленного направления, на наш взгляд, важен подбор дидактического материала: так при изучении лексико-грамматических тем следует использовать различные жанры устного народного творчества (опираясь на соотнесенность программ по русскому языку и литературе); с целью развития связной речи школьников можно использовать изделия декоративно-прикладного искусства (не просто как средства наглядности, а как предметов для описания и рассуждения).

Таким образом, народная культура – это не просто понятие, а возможность написания изложений, свободных диктантов, переработки определенного текста (культуроведческой направленности) или создание собственного текста.

Другое важное, по нашему мнению, направление – это приобщение учащихся к духовной культуре русского народа (возможно и культуре других народов). К примеру, особого внимания требует духовное наследие русского православия как части национальной культуры. В этой связи (одна из тенденций современного русского языка и литературы) – это обращение на разных возрастных этапах развития обучающегося к библейским текстам, а также произведениям древнерусской литературы или архитектуры, зодчества. Обращает на себя внимание и межпредметная координация, которая позволяет реализовать следующие направления работы учителя русского языка.

 Выделим такие пути (результат проведенного анализа), как экстралингвистический и лингвистический.

Так экстралингвистический путь открывает возможности использовать такой дидактический материал, который (на материале текстов) позволяет зафиксировать, отразить исторически сложившиеся особенности русского православия (это прежде всего крещение Руси, а также почитаемые на Руси святые, конечно же, православные храмы России, православные праздники, чтимые и в настоящее время).

Лингвистический путь связан с объяснением религиозной антропонимики. В этом случае приходится особое место отвести знакомству не только с различными типами словарей (речь может идти и об энциклопедических словарях), но и привлечь внимание к «великим мыслителям» языка, то есть к собственно ученым-языковедам, внесшим особый вклад в лингвистическую науку, в историю развития науки. Эти сведения, несомненно, способствуют формированию языковой личности обучающихся (В. Д. Янченко).

Важен и научно-исследовательский аспект, то есть появляется возможность реализовать познавательную активность обучающихся в разработке таких тем: «Ментальные понятия о языке»; «Родной язык – духовно-нравственная ценность»; «Родной язык и национальная культура»; «Языковой вкус современности и мода»; «Великие традиции русского языка».

Неотъемлемым компонентом культуроведческого подхода является формирование культуроведческой компетенции обучающихся. Культуроведческая компетенция, по определению Т.М. Воителевой, - «усвоение родного языка как сокровищницы национальной культуры, отображающей исторический опыт народа, внутренний мир человека» (5, с.29).

В соответствии со второй задачей было выявлено, что текст является основной лингводидактической единицей обучения русскому языку, поскольку сочетает в себе обучающие, развивающие и воспитательные цели, а анализ смысловых особенностей текста и разбор языковых фактов – путь реализации культуроведческого подхода.

Важным компонентом для формирования культуроведческой компетенции является культуроведческий текст, имеющий целью приобщить их к культуре народа. Это объясняется и тем, что текст можно рассматривать как произведение, специально созданное человеком, а культура характеризуется тем же свойством – быть произведением, материализованным в виде какого-либо артефакта. Таким образом, под культуроведческим текстом следует понимать текст, являющийся хранителем ценностей народа (историко-культурных по сути), по содержанию эстетико-культурной направленности, по структуре и лексической наполненности может быть художественным, научно-популярным, публицистическим (1, с. 5).

Особое внимание при отборе культуроведческих текстов должно быть уделено текстам, связанным единой темой, при этом они должны иметь морально-нравственную направленность, содержать определенные тематические концепты и выполнять не только образовательную, но и воспитательную функции. При работе с текстом немаловажную роль играют специальные задания, которые способствуют развитию мыслительной деятельности, развитию как абстрактного, так и образно-ассоциативного мышления (4, с. 98).

В соответствии с третьей задачей выявлено, что педагогический потенциал создания культуроведческого фона урока русского языка состоит в том, чтобы на материале текстов, наполненных культуроведческими сведениями (о традициях и обычаях народа, истории, важных событиях, играющих особую роль в национальной и мировой культуре), представить учащимся облик родной страны.

Как было ранее сказано, к ультуроведческий фон урока подразумевает использование своеобразного текстового и наглядного материала, который отражает те или иные аспекты духовной культуры русского народа. Это позволяет утверждать, что культуроведческий фон урока русского языка может быть создан при использовании национальных музыкальных произведений, а также произведений отечественного изобразительного искусства и, конечно, предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, приемами создания культуроведческого фона на уроке являются: сообщение учителя; комментарии по ходу урока; подготовленные выступления учащихся; работа с культуроведческим материалом научно-исследовательского характера; использование средств наглядности.

В соответствии с четвёртой задачей была разработана система упражнений и заданий по формированию культуроведческой компетенции учащихся, которая позволяет рассмотреть, к примеру, специфику употребления языковых средств в художественном тексте (в рамках предмета «Русский язык»): русский речевой этикет; устойчивые сочетания и выражения; обычаи и традиции; важнейшие исторические события в России; достопримечательности и памятники России; проявление менталитета русского народа (поведения, действия, поступки, тип характера).

Для формирования культуроведческой компетенции в содержание урока русского языка должны быть включеныспециальные задания и упражнения, которые помогут учесть культуроведческую составляющую урока. Важно и то, что учителю необходимо достичь поставленных целей, сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки, добиться наиболее продуктивных результатов. Конечно, особую значимость приобретает выбор системы упражнений (в том числе из учебных комплексов). При этом приобретает все большую необходимость внедрение в практику новых типов заданий, подборка таких текстов, которые несут соответствующую смысловую нагрузку, необходимую для формирования культуроведческой компетенции.

Таким образом, русский язык как мировоззренческий предмет имеет целью обеспечить единство и взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения и развития этой личности. Осознание языка как феномена культуры, как культурно-исторической среды, воплощающей в себе историю, культуру, обычаи народа.

Перспективным является постижение языка как сокровищницы культуры, что способствует хранению и передаче материальной и духовной культуры общества от поколения к поколению, приводит к необходимости описания национально-культурного компонента значений языковых единиц всех уровней и прежде всего, лексики, фразеологии и текста (культуроведческого в том числе) (2, с.25).

 

Список литературы:

1.Бадмахалгаева Н.М. Культуроведческий текст как средство формирования этнокультурной личности // Русский язык в школе. – 2016. –№8. – С.3-8.

2. Брюханова О.В. О культурологическом подходе к образованию и воспитанию школьников // Литература в школе. – 2007. – № 11. – С. 25-26.

3.Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова. – М.: Дрофа, 2004. – 229 с.

4.Быстрова Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания // Обучение русскому языку в школе: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М., 2004. – 153 с.

5. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку; учеб. пособие для вузов / Т.М. Воителева. – М.: Дрофа, 2006. – 319 с.

   6. Дейкина А.Д., Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка // Русский язык в школе. – 2003. – №3. – С.38-41.

7. Ходякова Л.А. Приобщение школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства // Русский язык в школе. – 2004. – № 6. – С.8-13.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: