Взгляд лингвокраеведа на внеурочную деятельность школьника по русскому языку

 

    Затрагивая такую обширную и важную тему как лингвокраеведение, нельзя не упомянуть слова Д. С. Лихачева, который писал, что краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень [4].

В современных социокультурных условиях лингвокраеведение можно рассматривать как перспективное направление в практике обучения русскому языку. Лингвокраеведение группирует ряд разноплановых аспектов изучения языка, объединяет теоретические и практические знания о прошлом и настоящем языка в изучаемом регионе.

В условиях внеурочной работы школьников необходимым остается осознание не только статуса русского языка,  но и осмыслить не простую этнолингвогеографическую составляющую народа (народов), носителя духовных ценностей. Для Оренбургской области, представляющей собой многонациональный социум, особенно важно использование в обучении лингвокраеведческого материала. Это важно и потому, что процессы познания родной культуры сопряжены с процессами познания и других культур (как уже было сказано в многонациональном социуме). Владение культурными компонентами определенного региона, места проживания является важным условием успешного владения  русским языком как государственным языком и языком межнационального общения [6].

Лингвокраеведение – это комплексная по своей сути дисциплина, в которой исследуются история, этнография, культура региона, а также его лингвистические особенности (в том числе региональная ономастика  как раздел лингвистики, изучающий собственные имена), литература, музыка.

По нашему мнению, тема истории города  Оренбурга актуальна и важна во все времена, ведь любой житель нашего города должен знать его историю. Любовь к своей Родине начинается с любви к родине малой (своему городу, селу, улице, переулку, дому). Часто ли мы задумываемся о смысле названия тех улиц, на которых живём и по которым спешим на учебу, на работу. Интересуемся ли, почему они так названы?

Можно выделить основания, по которым в настоящее время улицы городов и сёл получают свои названия: к примеру, по именам (фамилиям) выдающихся людей, а также по объектам, расположенным на улице или поблизости от неё; по историческому прошлому города.

Фрагмент заочной экскурсии по улицам г. Оренбурга.

Вступительное слово. Названия улиц города, оставаясь памятниками истории, культуры, традиций, самосознания народа, одновременно входят в прочную систему историко-культурных и пространственно-временных вех жизни России, формирующих неповторимый образ города и всей России.

1 страница. Город Оренбург основан 19 (30) апреля 1743 года (строился как город-крепость и как опорный пункт линий крепостей по Яику, Самаре и Сакмаре, охранявших юго-восточную границу России).  Одновременно город должен был служить центром хозяйственно - кономического общения с народами Востока (вот почему грород носил и военный, и торговый характер). Именно эти особенности отразились в названиях улиц (Штабская, Солдатская, Гостинодворская, Торговая).

 2 страница. Как известно,  административный центр расположили не на главной площади, а у реки, в начале главной улицы, что совпадало со старинным размещением центра русских городов (всё это придавало Оренбургу свой, ему одному присущий художественный образ, делало его индивидуальным). Центр современного Оренбурга во многом сохранил без изменений старинную планировку (хотя в прошлом  в Оренбурге было 25 улиц, из них сквозных только 10 (они носили одно название).

3 страница. Первые изменения в планировочной структуре города произошли при восстановлении города после пожара 1786 года, когда пострадало более 2/3 застройки. Тогда, в конце XVII – начале XIX вв., вместо двух улиц, разделённых кварталами, образовалась одна – Введенская (современная улица 9-го января), и к западу от Гостиного двора оставили участок под рыночную площадь. Затем, в 1830-е годы (при военном губернаторе В.А. Перовском) слились в один два квартала к востоку от современной улицы Кобозева между Ивановским переулком и улицей Ленинской, где в 1825 году  открылось Неплюевское училище. После, почти целый век, изменений в планировке не производили.

Задания для самостоятельной работы учащихся.

1.Осмыслить  полученную  информацию.

2.Подобрать материал, который отражает, что среди названий улиц  есть имёна писателей, художников, музыкантов, учёных (см. список литературы).

 

Материал для размышлений.

В связи с переименованием реки Яик 15 (26) января 1775 года улица и ворота стали называться Уральскими, но так называемое народное название Водяной улицы вытеснило официальное. Так на плане города 1863 года написано: «Уральская, или Водяная», в дальнейшем улица везде называется только Водяной. Подходило ли это название к улице и почему? Только потому, что здесь провозили воду с реки (её можно было возить и через западные ворота, если она доставлялась в северную половину города)?   

            Выводы и умозаключения (фрагмент результатов исследования): улицы города Оренбурга названы по следующим принципам: улицы, посвященные знаменательным событиям: 9 Января, 8 Марта, Конституции, 60 лет Октября; улицы, названные в память о героях Великой Отечественной войны: Абдрашитова, Гастелло, Курочкина, Лабужского, Орлова, Расковой, Родимцева, Сухарева, Юркина; улицы, носящие имена великих поэтов и писателей: Аксакова, Чернышевского, Гоголя, Пушкинская, М. Горького, Грибоедова, Тургенева, Лермонтова, Жуковского, Достоевского, М. Джалиля.

Таким образом, в ходе внеурочной работы появляется возможность познакомить учащихся  с историей происхождения названий его улиц.  Следует исходить из того, что  связь с историческим прошлым города, села и страны в целом способствует воспитанию гражданина своей страны.

Список литературы:

1.Буров А.А., Витковская Л.В., Лебединская В.Г. Русский язык и гармонизация языковой картины мира поликультурного региона // Вестник ПГЛУ. 2005. № 3. С. 52-54.

2. Гаранькин Ю.Д., Дорофеев В.В., Жилин А.Н. Справочник: «Улицы Оренбурга». – Оренбург, 1995

3. Дорофеев В.В. Оренбург: планировочная структура города-крепости. – Оренбург, 2001

4. Лихачев Д.С. Земля родная. М. – 1983.

5. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. стереотип. - М.: Академия, 2004. - 208 c.

6. Попова, В.И. Образовательно-развивающая модель взаимосвязанной учебной и внеучебной деятельности школьника. Реализация концепций «Регионоведение» и «Профориентология»: учебное пособие / В.И. Попова; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. – 136 с.

7. Попова, В.И. Поликультурная составляющая элективного курса «Регионоведение» для старшеклассников / В.И. Попова // Русский язык в национальной школе. 2009. № 2. С. 25—29.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: